С учётом экологии
поиск
15 мая 2025, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

С учётом экологии

31.10.2009
Просмотры
338
С учётом экологии

В дальневосточный порт Козьмино пришел первый состав с нефтью. Это долгожданное событие для строителей порта, железнодорожников, всех участников проекта нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). У Приморья есть перспектива стать крупным нефтеэкспортером и производителем нефтепродуктов. Здесь будет построен Приморский НПЗ мощностью 20 млн. тонн.

Нефтяные и нефтехимические производства представляют потенциальную экологическую угрозу, но в последние десятилетия нефтяники всего мира научились бережно обращаться со своими опасными продуктами, нефтеперерабатывающие заводы сейчас строят рядом с крупными прибрежными городами и курортами. Руководство ВСТО и нефтепорта Козьмино уверены, что благодаря новейшим технологиям работы с нефтью прибрежная вода в порту Козьмино станет еще чище, чем была. Наглядное подтверждение тому - ситуация с нефтепортом Приморск на балтийском побережье, по аналогии с которым строится система экологической безопасности в порту Козьмино.
Лаборатория отдела экологической безопасности и рационального природопользования Приморского порта ежемесячно проводит более 2,5 тыс. проб воды, воздуха и почвы. К балластной воде танкеров предъявляются жесткие требования: она должна содержать не более 0,05 миллиграмма нефтепродуктов на литр, в противном случае балластные танки опломбируются и слив из них запрещается. Каждый год несколько танкеров отправляются из порта обратно по причине грязных балластных вод. Такой жесткий контроль привел к тому, что содержание нефтепродуктов в воде акватории порта не только не увеличилось, а значительно снизилось по отношению к фоновым концентрациям 2001 года, когда порт только начал работать. Сейчас она примерно в пять раз меньше установленных нормативов.
Николай Токарев, президент компании «Транснефть», ответственной за строительство и эксплуатацию ВСТО, рассказал, что прямо на терминале, рядом с местами погрузки нефти на танкеры, специалисты разводят плантации морского гребешка как наглядное доказательство соблюдения всех экологических требований. «Эти существа очень чувствуют, где вода чистая, а где не очень, и это лучший индикатор, лучшее объяснение для всех, кто интересуется темой экологии», - заявил Н. Токарев.
По примеру Приморска в Козьмино также будет внедрена технология очистки емкостей танкеров от паров нефти перед закачкой новой партии топлива, чтобы они не попадали в атмосферу и не загрязняли воздух в порту. Пары вытесняются закачиваемой нефтью и прогоняются через систему конденсирования и очистки, в результате чего из воздушной смеси удаляются все нефтяные примеси, которые потом отправляются на переработку.
Строительство ВСТО - первый крупный проект в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, при реализации которого максимально учитывались экологические требования. При форсировании водных преград строители используют трубы максимально возможного класса прочности. Переходы трубы через реки и озера выполняются в утолщенном защитном металлическом кожухе. На каждом водном переходе труба спроектирована с двумя задвижками. В случае повышения или понижения в ней давления автоматика сразу опустит задвижки, чтобы не вытекла нефть.
В маршрут ВСТО по территории Дальнего Востока было внесено более 200 поправок по экологическим соображениям. Нефтепровод теперь обходит гнездовья редких птиц, места водозабора, государственные заповедники. На просеке шириной 50 метров, которая необходима для прокладки трубы, после окончания работ за счет строителей будут высажены новые деревья взамен вырубленных.
При строительстве Приморского НПЗ будут применяться самые передовые технологии в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Речь идёт об энергосберегающих, шумоподавляющих технологиях, оборотной системе водоснабжения, закрытых факельных системах, гарантирующих отсутствие выбросов вредных веществ. Морской терминал Приморского НПЗ, предназначенный для экспорта продукции завода на рынки стран АТР, проектируется по принципу экспортных терминалов крупнейших нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в популярных курортных районах: на острове Хайнань (Китай), Сицилии (Италия).
«Пока никто не может предъявить претензии к строителям ВСТО и нефтепорта Козьмино с точки зрения соблюдения экологических требований, - говорит директор Тихоокеанского экономического центра Андрей Рябов. - Появление российской нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе не очень нравится крупнейшим игрокам мирового рынка. При малейшем несоблюдении экологических стандартов они бы сразу предприняли попытки закрыть проект с такой же энергией, с какой пытались не допустить его реализации в самом начале».
Современные технологии позволяют обращаться с нефтью безопасно для окружающей среды. Строители ВСТО, спецнефтепорта Козьмино и Приморского НПЗ демонстрируют готовность соблюдать самые высокие экологические стандарты. Опыт работы Приморского порта показывает, что это вполне возможно.
Ксения БОРИСОВА.