РАО ЭС Востока: топливный баланс для региона
- Зима вот-вот вступит в свои права на всей территории Дальнего Востока. Это традиционно сложный период для региональной энергетики. Но она, даже в условиях сегодняшнего кризиса мировой экономической системы, достаточно успешно подготовилась к предстоящему отопительному сезону, - утверждает Лев Репин, директор ОАО «РАО Энергетические системы Востока» по топливообеспечению и логистике, доктор экономических наук, профессор Московского государственного горного университета.
Запас без посредников
- Лев Николаевич, в ОАО «РАО ЭС Востока» вы отвечаете как за формирование топливной стратегии холдинга, так и за оперативное топливообеспечение дочерних зависимых обществ (ДЗО), в т.ч. в предстоящий осенне-зимний период (ОЗП) 2009/2010 гг. Весьма важный для энергетики региона показатель - накопление запасов топлива на электростанциях. Как с этим сейчас обстоят дела на Дальнем Востоке, есть какие-то поводы для тревоги?
- В настоящий момент накопление топлива на всех ТЭС и ДЭС ОАО «РАО ЭС Востока» идет в устойчивом, плановом режиме в полном соответствии с установленным Минэнерго РФ графиком. Мы обеспечиваем безусловное исполнение нормативных запасов топлива на контрольные даты, а также ведем активные переговоры с поставщиками по программе топливообеспечения на 2010 год. Сегодня у нас имеется полное понимание по объемам поставок топлива каждым участником процесса, в значительной мере мы определились с ценовыми параметрами на ближайшую перспективу.
Конечно же, в течение 2009 года с топливом возникали напряженные моменты. Так, непростая ситуация сложилась в сентябре-октябре по поставкам топочного мазута в адрес ОАО «Камчатскэнерго». Тогда в силу совокупности негативных факторов, таких, как сложные погодные условия, нехватка танкерного парка, высокая степень его износа, возникла реальная угроза неисполнения нормативного запаса топлива на момент вхождения в ОЗП. Однако совместными усилиями администрации Камчатского края и ОАО «РАО ЭС Востока» удалось стабилизировать ситуацию, привлечь дополнительные танкеры и сейчас у нас есть полная уверенность в надежном обеспечении топливом Камчатских ТЭС на всю зиму.
Положительный опыт приобретен нами при проведении курируемых исполнительным директором холдинга централизованных закупок дизельного топлива для ДЭС Камчатки. В ходе закупочной кампании 2009 года была создана система работы по прямым договорам с поставщиками топлива и поставщиками услуг по его транспортировке. Из схем поставки исключены посредники. С учетом сложнейшей логистики процесса эти меры позволили существенно повысить надежность топливообеспечения, исключить сбои с поставкой ресурсов. И, что очень важно, на 12-13 процентов снизить затраты на приобретение и доставку топлива. Экономический эффект только по ОАО «Южные электрические сети Камчатки» составил более 74 млн. рублей. Эти средства были направлены на операционную деятельность компании, в том числе на проведение ремонтных программ и повышение надежности энергосистемы.
В целом следует сказать, что топливообеспечение ТЭС холдинга осуществляется надежно и гарантированно. Мы ведем гибкую и диверсифицированную топливную политику со всеми поставщиками проектных для наших ТЭС видов топлива как на территории ДФО, так и за его пределами. Это позволяет нам оптимально сочетать такие параметры, как качество, цену топлива и надежность его поставок.
Антимонопольная стратегия
- Как сегодня складывается ситуация с поставками угля на электростанции ОАО «РАО ЭС Востока»? Известно, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС вызвала рост потребности в угольном топливе в Сибирском федеральном округе. Не повлечет ли это возникновение дефицита угля и в ДФО?
- Угольный рынок Дальнего Востока - это тема для отдельного серьезного разговора. Тем не менее, отмечу, что этот рынок характеризуется чрезвычайно высоким уровнем монополизации. На четырех основных игроков - СУЭК, Мечел, Амурский уголь и Сахалинуголь - до недавнего времени приходилось более 90 процентов всех поставок. Естественно, что это привело к существенному превышению цен на уголь относительно среднего уровня по стране. Так, высококачественные каменные угли с разрезов Кузбасса отгружаются по цене 900-950 рублей за одну тонну в пересчете на условное топливо. Этот же показатель для бурых углей, добываемых в Приморье, составляет более 1900 рублей. Причем качество последних традиционно невысокое - средняя теплотворная способность не превышает 3300 ккал/кг, при - 5400-5600 ккал/кг кузбасского угля.
Кроме того, весьма непростым был период подготовки к ОЗП 2008/2009 гг., когда из-за нехватки вагонов возникло существенное отставание формирования фактического запаса угля от нормативного уровня. Для исправления ситуации в Минэнерго РФ были организованы еженедельные селекторные совещания, на которых ОАО «РАО ЭС Востока» совместно с поставщиками угля и ОАО «РЖД» оперативно корректировало план по загрузке вагонов. В самые напряженные моменты наши электростанции существенно перекрывали свои технические возможности по суточной приемке угля. Так, Владивостокская ТЭЦ-2 при максимуме выгрузки 14 000 тонн принимала до 20 000 тонн угля в сутки. В результате, благодаря совместным усилиям с нашими партнерами, ситуация была своевременно нормализована.
И все же основную свою задачу мы видим в налаживании устойчивой, стабильно работающей системы топливообеспечения. Для ее решения и исправления сложившейся в некоторых ДЗО ситуации в ОАО «РАО ЭС Востока» разработана Топливная стратегия, включающая долгосрочную программу демонополизации рынка угля ДФО. Ее целью является диверсификация корзины товарных углей холдинга за счет привлечения новых поставщиков на более выгодных для нас условиях. Полным ходом этот процесс развивается на Сахалине, где доля основного монополиста уже сокращена с 89 до 65 процентов. Проведена серия опытного сжигания угля на электростанциях Приморья и Хабаровского края, на основании результатов которых к сотрудничеству привлечены альтернативные поставщики угля. В настоящее время аналогичная работа выполняется на Магаданской ТЭЦ. Также мы меняем подход к базисной схеме поставки топлива, разделяя собственно ресурс и услуги по его транспортировке. Это позволит сделать затраты на поставки абсолютно прозрачными и сократить издержки на топливообеспечение.
Но и здесь не обходится без проблем. Выражаются они в серьезных цифрах по задолженности наших потребителей перед поставщиками топлива. Самый крупный должник - ОАО «ДГК». Текущий долг компании за топливо составляет 2,15 млрд. рублей. Сохранение подобного положения чревато отказом поставщиков от выполнения своих обязательств по отгрузке вплоть до ее прекращения. А этого мы не можем допустить. ОАО «РАО ЭС Востока» разрешает сложившуюся ситуацию путем предоставления ОАО «ДГК» займов на финансирование текущей деятельности и реализацию инвестиционных программ. Тем самым высвобождаются средства для своевременного проведения расчетов с поставщиками топлива. В 2009 году ОАО «РАО ЭС Востока» прокредитовало ОАО «ДГК» на 2,5 млрд. руб., а всего за период с момента основания холдинга на эти цели направлено 3,73 млрд. руб. Помимо этого, при участии ОАО «РАО ЭС Востока» ОАО «ДГК» были получены кредиты на сумму более 17 млрд. рублей. Без принятия мер подобного рода ОАО «ДГК» неизбежно оказалось бы перед угрозой дефолта.
Второе дыхание Лучегорска
- Есть ли у ОАО «РАО ЭС Востока» намерения в этих условиях развивать собственную топливную базу?
- Одним из фундаментальных направлений Топливной стратегии холдинга является постоянное наращивание доли топлива собственного производства в структуре топливного баланса. Что позволит повысить конкурентность рынка угля и сократить издержки на топливообеспечение. Для меня как угольщика по базовому образованию и профессиональному опыту эта тема - одна из наиболее близких и увлекательных. Как перспективные территории мы рассматриваем Сахалин, Камчатку, Южную Якутию, Восточную Сибирь. Но это дело несколько отдаленного будущего. В настоящее же время все наше внимание обращено к единственному пока активу - Лучегорскому разрезу, входящему в структуру ОАО «ДГК» и обеспечивающему топливом Приморскую ГРЭС - крупнейшую в энергосистеме востока. Хочу напомнить, что это самое мощное на Дальнем Востоке угледобывающее предприятие, введенное в эксплуатацию в 1974 году. За первые полтора десятилетия работы разреза происходил активный рост ежегодных объемов добычи, достигший в 1988 году 7,7 млн. тонн. К сожалению, эта вершина была покорена лишь единожды. Дальше разрез начало лихорадить. Так, в 1994 году происходит провал добычи до 3,9 млн. тонн. В 1999 году удается достичь уровня 7 млн., однако за два последующих года наблюдается очередной откат до 4,9 млн. тонн. Далее - новый виток: рост в 2003-2004 гг. до 6,2 млн. тонн с последующим падением до 4,6 млн. За этим обилием цифр видна крайняя степень неустойчивости функционирования всей системы угледобычи на разрезе «Лучегорский».
Этой проблемой мы озаботились буквально с первых дней создания холдинга. Уже в начале 2008 года при управляющем директоре тогда еще бизнес-единицы «Энергосистемы Востока» ОАО РАО «ЕЭС России» было организовано выездное совещание по вопросу дальнейшей судьбы разреза. Тогда мне довелось впервые (как, кстати говоря, и ряду первых лиц ОАО «ДГК») побывать на Лучегорском разрезе и лично ознакомиться с положением дел. И надо сказать, что уже первый анализ ситуации позволил нам сделать вывод о наличии серьезного потенциала, позволяющего «раскачать» разрез до 6-6,5 млн. тонн добычи и устойчиво работать в этом режиме в течение 20-25 лет как минимум.
К сожалению, мы вынуждены были констатировать наличие целого ряда сложнейших проблем, сложившихся вследствие недостаточного внимания менеджмента в предыдущие годы к вопросам развития разреза, позиционировавшегося как «непрофильное производство». Инвестиционные и ремонтные программы «резались» до 20-30 процентов от реальной потребности. Точечные закупки оборудования проводились без достаточного обоснования и, несмотря на расходование значительных средств, не давали ощутимых результатов. В итоге отставание вскрышных работ превысило 14 млн. куб.м (при годовом объеме в различные периоды от 12 до 27 млн. куб. м). Подготовленные запасы угля на разрезе практически отсутствовали, производительность труда персонала и оборудования являлись одними из самых низких в отрасли. Дальнейшее сохранение подобной тенденции неизбежно вело как минимум к двукратному падению производства в течение ближайших двух-трех лет, колоссальным убыткам, массовому сокращению персонала. Есть еще одна особенность: на Приморскую ГРЭС невозможно завезти извне более 1,5 млн. т угля в год. Следовательно, остановка разреза неизбежно влечет за собой глубокую разгрузку станции со всеми вытекающими катастрофическими последствиями.
ОАО «РАО ЭС Востока» предприняло экстренные меры по стабилизации ситуации, что называется, в «ручном режиме». Под председательством первого заместителя генерального директора - технического директора холдинга была создана рабочая группа по оптимизации системы управления разрезом. Разработана стратегия развития разреза, инвестиционная программа, предусматривающая вложение в течение 2010-2014 гг. 5,61 млрд. руб. на техперевооружение и новое строительство.
К сожалению, в силу того, что горное производство - чрезвычайно инерционный механизм, падения добычи в 2009 году нам предотвратить не удалось, мы просто не успели. Но основу будущей стабилизации мы заложили. Кардинально откорректирована программа развития горных работ, особое внимание сосредоточено на освоении новых перспективных участков. Так, удалось активизировать процесс подготовки к началу выполнения железнодорожной вскрыши на участке «Центральный», что должно было произойти уже два года назад. Скорректированной программой завершение работ было запланировано на сентябрь 2009 года, однако из-за недостатка финансирования не был обеспечен своевременный ремонт локомотивов, готовность путей на отвале, пункт обработки думпкаров противоледным реагентом. К слову, сами грузовые вагоны в требуемом количестве в свое время не были закуплены, поэтому участок работает на треть потенциальной возможности. И все-таки это уже серьезный положительный сдвиг.
В результате реализации программы развития разреза Лучегорский ОАО «РАО ЭС Востока» планирует выход разреза на производственную мощность 6 млн.т угля в год с одновременным двукратным снижением себестоимости его добычи. Для сохранения баланса топлива по Приморской ГРЭС, связанного с временным сокращением добычи на разрезе Лучегорский, достигнута договоренность о дополнительных поставках угля с разрезов ОАО «СУЭК».
- Лучегорск ведь по своей сути является таким же моногородом, как печально известные Пикалево в Ленинградской области или Светлогорье в Приморском крае. Не уготована ли ему такая же судьба?
- Проблема моногородов в нашей стране возникла еще в период активной реструктуризации угольной отрасли, когда добыча угля сворачивалась в целых регионах - Ростовская, Тульская, Пермская области. Еще тогда на уровне правительства РФ этому вопросу было уделено особое внимание. Действовала межведомственная комиссия по проблемам угледобывающих регионов. Тогда был наработан богатый опыт предотвращения катаклизмов на территориях, где останавливалось производство. И хотя Лучегорск никак не отнесешь к разряду депрессивных поселений, мы считаем чрезвычайно важным формирование комплексной программы его социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. С этой целью нами начаты консультации с заинтересованными министерствами и ведомствами, экспертными и консалтинговыми группами, профсоюзами. Такую программу мы разработаем в течение 2010 года. Она будет охватывать все стороны жизни поселка энергетиков и угольщиков и, безусловно, ориентирована на позитивное развитие при активнейшем участии нашего холдинга.
Беседовал Виктор Илин.