Всем пора запомнить этот номер - 112

Телефон 112 в крае действует уже не первый год, но мы зачастую в случае пожара звоним на привычный 01, «скорую» вызываем по 03 и считаем, что «милиция нас бережет» только по 02...
- Между тем экстренные оперативные службы - пожарную охрану и милицию, «Скорую помощь» и аварийную горгаза, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях и «Антитеррор» - можно вызвать, набрав номер 112, - говорит начальник единой дежурно-диспетчерской службы управления ГОЧС и пожарной безопасности края Геннадий Козорез. - К этому пора привыкать: через несколько лет все старые номера будут забыты, останется только этот, из трех цифр.
Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) в крае работает три года. Постановление о ее создании губернатор края подписал 4 августа 2006 года, а уже 7 августа раздался первый звонок: мол, у меня сим-карта заблокирована, что делать? Тогда никто еще не знал, что за служба такая, - народ полагал, что это кнопка экстренного вызова сотовых операторов. Зато сегодня номер 112 «прописан» во всех сотовых телефонах. Набрать его можно бесплатно даже без сим-карты и при отрицательном балансе, причем без всяких звездочек, решеток и нулей. Только три цифры…
В этой службе круглосуточно дежурят пять операторов. Диспетчеры здесь не просто телефонисты, а консультанты в чрезвычайной ситации и даже психологи. Их задача не только принять звонок и переадресовать его в нужную службу. В то время, пока пожарные, медики прибывают на вызов, диспетчер как бы «ведет» звонившего: зная алгоритмы действий в случае различных ЧП и обученный азам медицинской помощи, может дать небольшую консультацию, посоветует, как и что делать.
Количество ежесуточных звонков в ЕДДС теперь доходит до трех с половиной тысяч. И если тысяча звонивших, услышав заставку «вы позвонили на телефон экстренных служб 112», тотчас кладет трубку (ошиблись!), то примерно более двух тысяч звонков - это именно от тех, кто нуждается в немедленной помощи.
Хотя казусы по-прежнему случаются, замечает Геннадий Львович. Недавно одна фирма издала буклет, в котором указала номер 112 как ... телефон единой справочной. Последовал шквал звонков: спрашивали, где можно покрасить шубу или сшить пиджак, например. А в это время людям, действительно нуждающимся в помощи, пришлось ожидать на линии...
Сегодня единая диспетчерская служба действует совместно с министерством ЖКХ: здесь же находится и диспетчер ЖКХ, а поскольку вопросов жилищно-коммунальной сферы всегда было «воз и маленькая тележка», работы ему хватает. Все переадресованные диспетчерами ЕДДС звонки ему приходится отправлять на рабочее место службы ЖКХ (где случилась авария), а затем прослеживать ситуацию до ее устранения.
Служба работает по программе «единого информационного окна»: звонок поступает диспетчеру на компьютер, там оформляется тревожная карточка с адресными данными звонившего, которая автоматически «уходит» в нужную службу.
Если раньше в случае пожара человеку было необходимо сначала позвонить на 01, если есть пострадавшие - на 03, а чтобы не ограбили квартиру - на 02, то сейчас достаточно одного звонка на номер 112. Диспетчер просто нажимает кнопку «оповестить все службы», и все. А в службе «Скорой помощи», к примеру, уже видят адрес, по которому следует немедленно высылать дежурную бригаду.
Помимо этого, программа позволяет и осуществлять мониторинг социальных объектов. Все объекты с круглосуточным пребыванием людей - дома ветеранов и престарелых, больницы, интернаты, детские дома и прочее (в крае таких наберется около полутора тысяч) - должны находиться под постоянным наблюдением. Связано это, конечно же, с недавними трагедиями в домах престарелых в стране.
Совместно с ведомствами, которым принадлежат эти социальные объекты, в крае начаты закупка и монтаж необходимого оборудования для вывода сигнала, например, о пожаре на ЕДДС или на ближайшую пожарную часть.
Конечно, этот проект очень дорогой, тем не менее, уже можно посмотреть его реализацию в Доме ветеранов в поселке им. Горького. На жизни и здоровье людей экономить нельзя, считают в крае, уж очень дорого это обходится после.
К сожалению, единой дежурно-диспетчерской службе не удалось избежать проблемы всех оперативных служб - хулиганских звонков или «шуточек», как взрослых, так и детей. ЕДДС и милиция сегодня обладают всей аппаратурой для отслеживания таких звонков и установления личности звонившего. Все звонки на телефон 112 записываются, и суды края уже выносили решения о наказании родителей малолетних «террористов» с наложением немалых сумм штрафов. Закон это позволяет делать.
Следуя мировым интеграционным процессам, с 1 января 2012 года Россия также переходит на единый номер аварийных служб. Сегодня в краях и областях идет активная подготовка к этому. И, сказать без ложной скромности, в Хабаровском крае реализация этого проекта находится в самой высокой степени готовности. ЕДДС уже готова к кратному увеличению числа звонков, оборудованы даже дополнительные рабочие места для диспетчеров.
Тут как-то приезжали проверяющие, так не поверили своим глазам. Мол, не может быть, чтобы Дальний Восток опережал центр! Тогда проверяющим предложили набрать номер 112 на своих сотовых телефонах, и они тут же услышали ответ диспетчера. Были удивлены. Значит, в крае готовность к переходу на 112 налицо?
- А почему бы и нет: печально известное китайское «пятно» 2005 года нас многому научило. Прежде всего надеяться на собственные силы: ведь именно после этой катастрофы правительство Хабаровского края приняло решение о создании Центра экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, не посчитавшись ни с какими расходами, - объясняет начальник службы. - Единая дежурно-диспетчерская служба, действующая в составе центра, стала базой для реализации многих информационных проектов на территории края. Они свяжут отдаленные населенные пункты единой информационной сетью, а это позволит оперативно реагировать на возникающие внештатные ситуации.
Наталья Платошкина.
Фото Владимира тарабащука.