Дальневосточная энергия станет стратегической

Проект «Стратегия развития электроэнергетики Дальнего Востока до 2020 года и на перспективу до 2025 года» за минувший месяц дважды становился в Хабаровске предметом обсуждения региональных органов власти.
Сначала его рассматривали на Совете Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье», а затем на совещании в полпредстве президента РФ в ДФО. В этом поистине судьбоносном для региона документе помимо десятков новых, остро необходимых дальневосточникам энергообъектов был указан и неизбежный «ценник» за давно назревшую модернизацию энергосистемы. Он потянул на полтора триллиона рублей!
Сумма столь солидная, что сразу возникает вопрос: откуда возьмутся эти средства и как отразится на дальневосточниках столь дорогостоящая стратегия?
В проекте Стратегии, представленном на совещании директором по стратегии ОАО «РАО Энергетические системы Востока» Мадиной Суюновой, было изложено два основных сценария развития событий. В соответствии с инерционным вариантом, к 2025 году производство электроэнергии должно выйти на уровень 53 млрд. киловатт часов в год. По целевому - прогноз составляет 82 млрд. киловатт-часов. Энергетики (а в команде разработчиков, кроме ОАО «РАО ЭС Востока», целый ряд энергокомпаний, действующих на территории ДФО) готовы обеспечить электроэнергией максимальный вариант. Но подчеркивают при этом, что для достижения прогнозных показателей в обоих случаях требуются серьезные материальные, финансовые, трудовые и топливные ресурсы.
В списке инвестиционных проектов электроэнергетики ДФО - десятки объектов и мероприятий. По прогнозам, в результате их реализации к 2020 году общая мощность генерирующих объектов округа должна достигнуть 22774 мегаватта, а протяженность линий электропередачи - 122 тыс. км.
При этом, по словам Мадины Суюновой, возведение новых объектов для энергетиков вовсе не самоцель. Реализация Стратегии, прежде всего, должна максимально эффективно содействовать развитию региона. Строительство новых генерирующих мощностей и снятие имеющихся сетевых ограничений необходимо не только для развития инфраструктуры крупных проектов в добывающей и перерабатывающей промышленности. По идее разработчиков, сама реализация Стратегии должна стать одним из драйверов роста экономики Дальнего Востока. При этом проект Стратегии тесно увязан и синхронизирован с плановыми документами федерального уровня (в частности, с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ). На региональном уровне - со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. В отраслевом плане взаимосвязан, например, со Стратегией развития электроэнергетики России до 2030 г. и Восточной газовой программой. Проект синхронизирован также и с инвестпланами субъектов электроэнергетики РФ. Такая координация планов инвесторов, энергокомпаний и органов госвласти также должна способствовать более эффективному развитию регионов Дальнего Востока.
А в качестве одного из весомых плюсов для населения от притока инвестиций в электроэнергетику региона должно стать выравнивание среднего тарифа по ДФО со среднероссийским к 2025 году. Напомним, что сегодня электроэнергия и тепло на Дальнем Востоке дороже, чем в среднем по России, более чем в 1,5 раза.
Большинство специалистов оценили проект Стратегии положительно. В частности, эксперты из Центра стратегических исследований, отметив ряд недостатков документа, назвали Стратегию «наиболее проработанной и серьезной программой из тех, что предлагались в последние годы. Безусловно, ее нужно принимать как можно быстрее, как инструмент сохранения и модернизации энергосистемы».
Региональные руководители в своих выступлениях на обсуждении Стратегии в целом ее проект тоже поддерживали, при этом они защищали и интересы своих территорий. «В целом Cтратегия отвечает развитию экономики нашей территории, в то же время у нашего региона есть ряд предложений, которые необходимо внести в ее проект», - в той или иной форме эту мысль высказали представители Хабаровского края, Приморья, ЕАО, Магаданской области. Тревогу же у большинства выступающих, в первую очередь, вызвала тарифная составляющая Стратегии.
Заместитель начальника управления ФСТ Владимир Гришанов сообщил, что Федеральная служба по тарифам будет ориентироваться на позицию региональных властей. Однако при этом защитил и разработчиков, пояснив, что желание довести регулируемый тариф на Дальнем Востоке, где свободного рынка электроэнергии пока не существует, до уровня тарифа, который выставляет свободный рынок в центральной части РФ, просто невозможно.
Подробно на тарифных проблемах также остановился директор дальневосточного филиала ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Павел Коровко. Он отметил, что «всех устраивает набор инвестобъектов, но тарифные последствия не устраивают никого». При этом, по словам Коровко, в Стратегии как раз и прописан новый механизм расчета, который позволяет оценить экономические последствия инвестиционных решений. А Стратегия призвана решить нерешенную задачу прошлых времен по привлечению частных инвесторов.
- Разрабатывая Стратегию, мы исходили из того, что энергетика является социально-инфраструктурной отраслью, обеспечивающей развитие региона, - говорит генеральный директор ОАО «РАО ЭС Востока» Иван Благодырь. - Поэтому представленный проект учитывает все основные планы социального и экономического развития Дальневосточного округа: проведение саммита АТЭС во Владивостоке, строительство нефтепровода ВСТО, освоение месторождений угля, тяжелых и цветных металлов в ряде регионов. Эти проекты требуют опережающего развития инфраструктуры, в том числе и электроэнергетики.
Теперь проект Стратегии подошел к финальной стадии: уже в декабре вопрос об утверждении Стратегии будет вынесен Министерством энергетики РФ на заседание Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики.
Виктор Илин.
Для справки
Для справки
По прогнозам для реализации мероприятий, намеченных в Стратегии, необходимый объем инвестиций в 2010-2020 гг. составляет 1,5 трлн. рублей. Из них инвестиции в ГЭС и другие возобновляемые источники энергии предусмотрены на уровне 586,5 млрд. руб., инвестиции в ТЭС - 563,3 млрд. руб., инвестиции в магистральные электрические сети ОЭС Востока - 239 млрд. руб, инвестиции в электрические сети изолированных энергосистем - 95,2 млрд. руб., инвестиции в распределительные электрические сети ОЭС Востока - 20,3 млрд. руб.
При этом суммарный объем инвестиций в проекты на территории Республики Саха(Якутия) - 532 млрд. руб.: в частности, в планах - Канкунская и Нижнетимптонская ГЭС (суммарной проектной мощностью 2100 МВт, период ввода - 2015-2019 гг.); четвертый энергоблок Нерюнгринской ГРЭС (225 МВт, 2015 г.); Якутская ГРЭС-2 (240 МВт, 2013-2016 гг. ).
Суммарный объем инвестиций в проекты на территории Приморского края - 262 млрд. руб.: среди них - генерирующие и сетевые проекты по энергообеспечению саммита АТЭС во Владивостоке (ввод к 2012 г.), строительство Уссурийской ТЭЦ (370 МВт, 2011-2012 гг.), ВЛ и ПС 500 кВ, обеспечивающие повышение пропускной способности в сечении «Приморская ГРЭС - юг Приморья» (2013-2020 гг.).
Проекты на территории Хабаровского края - 178 млрд. руб.: среди них - расширение Комсомольской ТЭЦ-3 (400 МВт, 2017 г.) и Хабаровской ТЭЦ-3 (2 блока по 185 МВт в 2019 г. и 2020 г.), ПГУ-180 на Амурской ТЭЦ (2016 г.), ВЛ с ПС 220 кВ, обеспечивающая интеграцию изолированного Николаевского энергоузла в энергосистему края (2013-2015 гг.).
Суммарный предполагаемый объем инвестиций в проекты на территории Амурской области - 119 млрд. руб.: среди проектов - Нижне-Бурейская и Нижне-Зейская ГЭС (суммарной мощностью 720 МВт, 2013-2015 гг.), 2-я очередь Благовещенской ТЭЦ (110 МВт, 2013 г.), строительство электрических сетей 110 кВ кольца г. Благовещенска.
Проекты в Магаданской области - 98 млрд. руб.: среди них - Усть-Среднеканская ГЭС (169 МВт к 2012 г., 401 МВт к 2016 г.), ВЛ и ПС 220 кВ, направленные на обеспечение внешнего электроснабжения рудника им. Матросова (2009-2014 гг.).
Суммарный объем инвестиций в проекты на территории Сахалина - 74 млрд. руб.: в частности, 4-й энергоблок Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 (139 МВт в 2008-2012 гг.), Сахалинская ГРЭС-2 (330 МВт в 2017 г.).
Проекты в Камчатском крае - 33 млрд. руб.: среди них - перевод камчатских ТЭЦ на газ, увеличение мощности Паужетской ГеоЭС и Мутновской ГеоЭС (в сумме 14,5 МВт к 2013 г.), ПАТЭС (70 МВт к 2013 г.), ВЛ 220-110 кВ «Мильково - Усть-Камчатск»).
Проекты в Чукотском автономном округе - 10 млрд. руб.: среди них - ПАТЭС в г.Певек (70 МВт к 2020 г.), реконструкция Эгвекиностской ГРЭС, ВЛ и ПС 110 кВ для объединения Чаунского, Иультинского и Анадырского энергорайонов.
Инвестиции в проекты в ЕАО - 5 млрд. руб.: в том числе - ПС 220 кВ с отпайками для энергоснабжения Кимкано-Сунтарского ГОКа (2013-2015 гг.).