Самый сложный год этого десятилетия
поиск
13 мая 2025, Вторник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Самый сложный год этого десятилетия

05.12.2009
Просмотры
358
Самый сложный год этого десятилетия

В четверг, 3 декабря, председатель правительства РФ Владимир Путин за 4 часа и 1 минуту ответил на 86 вопросов россиян в прямом эфире.

«Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение» - так называлось общение премьера с гражданами страны. По телеканалу «Россия» его смотрели и дальневосточники. Корреспонденты «Вестей» работали в городах страны, где находятся ключевые предприятия, - Набережные Челны, Тольятти, Магнитогорск и другие. Среди них был и наш Комсомольск-на-Амуре.
Вопросы, которые россияне задавали премьеру, касались в большинстве своем социальной сферы: например, разговор шел о детских пособиях, военных пенсиях, жилье, о транспортном налоге, о лекарствах, о трудоустройстве, о происходящем в милиции. Немало вопросов о трагедии «Невского экспресса» и связанных с ней вопросов о терроризме и безопасности в стране... Вопросы были острыми, а ответы - конкретными.
Публикуем выдержки из стенограммы. Полную её версию читайте на сайте российского правительства: http://www.government.ru

О «Невском экспрессе»

- Мы многое сделали, чтобы перебить хребет терроризму, но угроза еще не устранена. Можем ли мы предотвратить преступления такого рода? Это очень сложно, особенно на объектах инфраструктуры... Для этого нужно действовать на упреждение... Нужно действовать очень жестко... Этой твердости и решительности у нас достаточно...

Об итогах года и кризисе

- Это был один из самых сложных годов за предыдущее десятилетие. Падение ВВП России является значительным, но меньше, чем думали некоторые эксперты. Это будет примерно 8,5-8,7 процента. Это много.
Тормозной путь кризиса мы все-таки в первом квартале, отчасти во втором квартале 2010 года, конечно, еще будем ощущать...
Но в целом позитивные тенденции проявляют себя отчетливо...
В последние 5 месяцев происходит рост экономики, он скромный - в среднем по 0,5% в месяц...
По инфляции мы уйдем, скорее всего, даже не только за однозначную цифру, но за 9%.
К сожалению, мы наблюдаем падение средней зарплаты. За счет того, что по коммерческому сектору там достаточно серьезное падение - 5,6%, а в бюджетной сфере там повышение небольшое - 4,1%. У нас возросла реальная пенсия - плюс 13-14%, а реально располагаемые доходы населения - 0,4%. Это практически «средняя температура по больнице», но мы сохранили средний показатель реальных доходов населения.
У нас рекордными темпами растет рождаемость: она будет свыше 3%, и падает смертность. Это говорит о настрое людей. Люди верят в позитивное развитие страны, и этот настрой является одним из самых важных и самых значимых в сегодняшней ситуации...

О Пикалёве

- Если обстановка потребует, я приеду и к вам, и в любую точку Российской Федерации. Но, на мой взгляд, сегодня такой необходимости нет... Не скрою, многие мои коллеги меня отговаривали от поездки в Пикалево, все-таки я посчитал, что это нужно сделать... Делать вид, что мы все знаем, все понимаем и проблема сама по себе рассосется, было бы крайне неосмотрительно...
Что касается проблем на заводах в Пикалеве... Там вина не уголовно-правовая. Там проблема хозяйственного порядка, и в силу неурегулированности многих вопросов предъявить-то ее конкретному человеку сложно. Потом, если всех пересажаем, работать-то кто будет? Пугать, хватать и не пущать? Нам нужно организовать процесс рабочий, с тем, чтобы все его участники функционировали гармонично, чтобы убытков не было...

О валоризации

- Валоризация - это пересчет пенсионных прав, которые люди заработали в советское время: 10% к пенсии сразу и 1% за каждый отработанный год до 1991 года...

О материнском капитале

- Нецелесообразно выдавать всю сумму материнского капитала (сегодня это 312 тысяч рублей) на руки и разрешать тратить ее, например, на ремонт. Ничего не хочу сказать дурного в адрес ремонтных бригад и строителей, но как там формируются цены, мы знаем. Одна пыль только останется от этого семейного капитала... Что касается возможности истратить эти деньги на нужды здравоохранения, на лечение ребенка и так далее, то, наверное, о таких вещах можно подумать. И подумаем. Он (капитал. - Ред.) каждый год и дальше будет индексироваться...

О Саяно-Шушенской ГЭС

- Вам и всем пострадавшим приношу самые искренние соболезнования. Соболезнования, конечно, не могут компенсировать ничего, что связано с этой ужасной трагедией. Но надо думать, как жить дальше... Хочу заверить: все работники из семей погибших и пострадавших в первоочередном порядке будут обеспечены работой во время восстановительных работ, а после восстановления будут приняты на работу...

Про Беларусь

ВОПРОС: - Лукашенко в последнее время вас критикует. Почему?..
- Может быть, это любовь? А если серьезно, то у нас тоже очень добрые чувства в отношении всего белорусского народа, всей страны и ее руководства... Есть различные направления сотрудничества (между двумя странами), но белорусскому руководству хотелось бы побольше. Наверное, и это тоже возможно, но это должно быть синхронизировано с процессами интеграции в рамках Союзного государства. Чем глубже эта интеграция, тем больше возможностей переходить на внутрироссийские цены и стандарты...

Про жилье для ветеранов

ВОПРОС: - После одного из выступлений премьера ветеран из Ростова-на-Дону обратилась в местную администрацию с просьбой поставить ее в очередь на квартиру и получила отказ. Ей сообщили, что рассчитывать на жилье могут только ветераны, вставшие в очередь до марта 2005 года. Чиновники отвечают: «Путин вам обещал, к нему и обращайтесь».
- Думаю, что губернатор области должен обратить на это внимание и отреагировать: за такую халатность, а это именно халатность, чиновники должны быть наказаны. Вот если такие факты есть в ходе «Прямой линии» - давайте их мне, мы разберемся, кто там что отвечает... Решение принято, оно окончательное - все ветераны Великой Отечественной войны, вне зависимости от того, встали на очередь до 1 марта 2005 года или не встали, должны получить квартиры.

О наших самолётах

Э. МАЦКЯВИЧЮС: Один из городов, откуда у нас запланировано прямое включение, - это Комсомольск-на-Амуре. Там сейчас, Владимир Владимирович, довольно поздно, поэтому я предлагаю переместиться на Дальний Восток прямо сейчас.
Там работает наш специальный корреспондент Ольга Скабеева.
О. СКАБЕЕВА: Здравствуйте, Москва! Здравствуйте, Владимир Владимирович! Вас приветствует Комсомольск-на-Амуре, третий по величине город на Дальнем Востоке и крупный промышленный центр. Сегодня здесь работает 40 предприятий. Город юности, потому что когда-то покорять левый берег Амура сюда приехали настоящие энтузиасты-романтики. Также город мужества, потому что покорение это давалось очень непросто. Кстати, сейчас в Комсомольске-на-Амуре - минус 25, а бывает в это время и минус 35, даже минус 40, но нам сейчас тепло. Мы находимся в помещении и готовы задавать свои вопросы.
Мы находимся в одном из цехов авиационного завода, где собирают, можно сказать, надежду нашей российской гражданской авиации - «Сухой-Суперджет-100».
Вопросов у нас действительно много, но право задать первый вопрос я, наверное, предоставлю заводу, который нас здесь сегодня принимает. Итак, авиационный завод.
Д. ЛОЩИНСКИЙ: Здравствуйте, Владимир Владимирович.
Первое, хотел бы поблагодарить за то, что выполняются наши просьбы. В мае вы обещали, что будет возобновлен рейс прямого поезда Москва - Комсомольск-на-Амуре. Это случилось. Тяжело, конечно, оценить удовольствие семидневного путешествия на поезде через всю нашу великую страну, но, тем не менее, спасибо.
Вопрос мой о другом. Действительно, сегодня ситуация с авиастроительными предприятиями в Комсомольске-на-Амуре стабилизировалась. По военным темам мы получили заказы Министерства обороны. По программе «Сухой-Суперджет» выделено дополнительное финансирование. Но есть ряд проблем, которые не удается решить самостоятельно, без помощи государства. Например, это проблема подготовки высококвалифицированных кадров для авиа­строения.
Программа «Сухой-Суперджет» - это новый инновационный проект, это новые для России технологии. Мы сегодня испытываем острый дефицит в грамотных, квалифицированных конструкторах, технологах, рабочих, которые могут работать на современном, высокоточном оборудовании. Причины этого понятны. Это как падение общего престижа машиностроителя, так и то, что местные учебные заведения, к сожалению, не могут обеспечить всех ожиданий промышленности, в силу ряда объективных причин им тоже нужна помощь. Выпускники центральных вузов, к сожалению, к нам не едут.
Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, есть ли у правительства планы по развитию системы подготовки кадров для машиностроения для Дальнего Востока, для других отдаленных районов России?
Спасибо.
В. ПУТИН: Дмитрий, вы подняли действительно очень важную тему - самолетостроения в целом и подготовки кадров.
Кстати говоря, что касается самолетостроения, то мы создали, вы наверняка это знаете тоже, нашу крупную авиационную компанию «ОАК» - «Объединенную авиастроительную компанию».
К сожалению, со всеми проблемами ее скомпоновали, которые достались нам из прошлых лет, с большой очень задолженностью. Но сейчас только приняли решение о дополнительной поддержке этой компании, «ОАК». Мы выделим ей прямо в уставной капитал несколько миллиардов рублей, и займемся реструктуризацией долгов еще на 46 млрд. рублей в течение ближайших лет.
Это позволит самой компании расчистить свой баланс, создаст условия для нормального функционирования экономического и для привлечения необходимых ресурсов для развития компании и соответственно авиационной промышленности.
Совсем недавно мною были подписаны также документы, связанные с дополнительной поддержкой компании «Сухой» самой по себе. Вы знаете, мы некоторое время назад капитализировали компанию и сейчас приняли аналогичное еще одно такое же решение. Уверен, что у отечественного самолетостроения, несмотря на все проблемы, особенно в гражданском сегменте этой отрасли, хорошее будущее, и загрузка будет надежно обеспечена на ближайшие годы.

О специалистах

Что касается подготовки кадров. Одно из важнейших направлений, без всякого сомнения, - это высокотехнологичная отрасль, у нас здесь хорошие традиции. К сожалению, здесь тоже были в преды­дущие годы и еще до сих пор остаются известные проблемы с подготовкой кадров. Вместе с тем, хочу вас проинформировать, мы в сентябре этого года провели конкурс среди 14 исследовательских высших учебных заведений, и три авиационных учреждения представили вполне конкурентоспособные, интересные, как показалось комиссии, программы. Три из них вошли в число федеральных исследовательских вузов: Московский авиационный институт, казанский институт и саратовское, по-моему, высшее учебное заведение в сфере авиации. Все они получат дополнительные деньги, дополнительные ресурсы в объеме 1,8 млрд. рублей на пять лет для обновления материально-технической базы и создания условий для лучшей подготовки кадров.
Кстати говоря, по направлению экономиста, общие специальности - число тех, кто учится на платной основе, значительное, а по инженерным специальностям это количество не превышает 15 процентов. В целом это говорит о том, что государство в качестве одного из приоритетов в этой сфере видит подготовку высококлассных специалистов в области самолетостроения. Но проблема есть, безусловно, и вместе с вами будем ее решать.
Вместе с вами, почему? Потому что сами предприятия должны принимать прямое участие в подготовке тех специалистов, которые им будут нужны в перспективе.
Э. МАЦКЯВИЧЮС: Кстати, Владимир Владимирович, в нашу студию приглашены довольно много студентов. Сейчас попрошу поднять руки тех, кто учится в технических вузах. Ого! Ребята, а есть те, кто согласился бы поехать поработать в Комсомольске-на-Амуре? Рук меньше, но есть.
Ф. КУРБАНГАЛЕЕВА: Я думаю, что наиболее логично задать этот вопрос именно студенту авиационного института, в данном случае у меня в секторе сидят студенты МАИ, т.е. это и есть наши будущие авиа­строители.
Вот молодой человек, один из немногих, кто не опустил руки, - т.е. вы действительно готовы из Москвы поехать на Дальний Восток и остаться там работать?
Н. КУБРИКОВ: Добрый день! Я студент 5 курса Московского авиационного института, кафедра проектирования летательных аппаратов.
Я планирую писать диплом, защищать кандидатскую по тематике гражданской авиации и хотел бы поехать в Комсомольск-на-Амуре, в КнААПО непосредственно, чтобы разрабатывать тематику гражданской авиации в том месте, где создается перспективное семейство «Сухой - Суперджет».
Я проходил практику на КнААПО несколько лет назад, я представляю это предприятие и с удовольствием бы там работал.
Ф. КУРБАНГАЛЕЕВА: Вот ваша соседка руку, наоборот, опустила, я заметила. Почему, опять-таки?
К. ЧЕРНЫШЕВА: Здравствуйте! Также Московский авиационный институт.
Наверное, в первую очередь, потому, что в Москве, я считаю, больше возможностей, больше авиастроительных предприятий, больше возможности работать, зарабатывать, внедрять какие-то свои инновации, свои разработки. К тому же Москва - это мой родной город, у нас нет достойной мотивации уезжать отсюда на данный момент.
Ф. КУРБАНГАЛЕЕВА: Мнения разнообразные.
В. ПУТИН: Я поддерживаю выбор Никиты. Знаете, почему - я был на этом предприятии в Комсомольске-на-Амуре, оно действительно очень интересное и перспективное - и по боевой авиации, и по гражданской. «Сухой - Суперджет», о котором здесь упоминали уже, это не просто самолет, который будет произведен в России, - это первый самолет, произведенный в России, полностью сделанный в «цифре».
Там очень высокая степень кооперации с нашими зарубежными партнерами; например, французские двигателестроители принимают участие в этом проекте, и их участие равно 30 процентам.
Мы создали с итальянцами совместное предприятие по продвижению этой техники в Европе. И уже 10 первых машин европейскими перевозчиками законтрактованы. Мы сотрудничаем по этому самолету и с «Боингом». То есть это, в общем, интересная, перспективная работа и очень хороший опыт.
Я поддерживаю выбор Никиты, и, если вы не будете возражать, обязательно с генеральным директором переговорю, чтобы он вам помог туда добраться.

О судостроении

А. АСТРАХАНЦЕВ: Я представляю Амурский судостроительный завод.
Владимир Владимирович, мы уже с вами встречались. Вы были у нас в Комсомольске, проводили совещание и пригласили меня на это совещание, на котором я присутствовал. Благодаря этому вашему приглашению здесь меня сейчас зовут «друг Путина». Но дело-то не в этом. Те 1,9 млрд. рублей, которые должны были быть выделены правительством на наш завод с целью достройки заказа «Нерпа», который находится на сдаточной базе в Большом Камне, так до нас еще и не дошли.
Владимир Владимирович, хотелось бы узнать, будут ли размещены оборонные заказы на нашем заводе? Потому что завод без этих заказов просто не может существовать, так как он является единственным заводом, который производит боевые корабли для всего Тихоокеанского флота. Когда все-таки придут эти деньги, 1,9 млрд. рублей? От этого зависит заработная плата людей, которые работают на заводе. Спасибо.
В. ПУТИН: Александр Сергеевич, я тоже очень рад, что количество моих друзей увеличивается, в том числе и за счет Дальнего Востока.
Я помню нашу встречу, помню ваше участие в совещании. Вы тогда слушали и видели все своими глазами. Думаю, у вас не осталось ни тени сомнения в том, что предприятие, благодаря прежним владельцам, оказалось в очень сложном положении, в очень сложном финансовом положении, фактически в предбанкротном, а по правде сказать, в банкротном состоянии.
Сейчас мы проводим соответствующие действия по реструктуризации, по смене собственника. Основные активы предприятия передаются в «Объединенную судостроительную корпорацию» через Сбербанк Российской Федерации. 60% будет передано в «Объединенную судостроительную корпорацию», сейчас этот процесс идет.
Что касается заказов. Это действительно ключевой вопрос. Мы держим это на контроле и находимся в контакте с Министерством обороны Российской Федерации. Министерство обороны в сотрудничестве с соответствующим департаментом правительства Российской Федерации и с «Судостроительной корпорацией» должно будет определиться, что конкретно Минобороны будет заказывать на вашем предприятии, в какие сроки и что именно.
Вот «корветы» собирались строить. Нужно тогда не просто занимать верфь, а нужно отфинансировать эту работу, и не в объеме 300 млн., как планировалось, а в объеме 1,5 млрд. или 1,2 млрд. надо выделять, с тем, чтобы верфь не была занята коробкой, вокруг которой не будет происходить реальных действий, а вы не будете получать заработную плату. Министр обороны это понимает, мы с ним многократно обсуждали этот вопрос.
Или если Министерство обороны не готово к размещению этих заказов, тогда нужно верфи освободить и дать возможность Министерству промышленности изыскать возможности для загрузки этих верфей другими заказами, например, химовозами, некоторыми другими типами судов. При нашем прямом участии эти заказы могут быть размещены нашими судоходными компаниями. Они привыкли в Южной Корее заказывать и в других местах, но после дружеской беседы согласились сделать это и на вашем предприятии. Ведомства между собой должны определиться, это произойдет в самое ближайшее время.
Теперь, что касается денег. Видимо, в результате того, что вас пригласили на сегодняшнюю беседу, насколько мне известно, пошла активизация и по выплате заработной платы. Но это не связано с теми миллиардами, о которых я говорил, будучи у вас на предприятии. Я сейчас поясню, о чем идет речь.
Зарплата должна быть и без того выплачена. Она, кстати, сдаточной команде, насколько мне известно, уже выплачена, но не выплачивается в полном объеме другим работникам предприятия, хотя деньги на это есть. Буквально в ближайшие дни это обязательно произойдет.
Хотя есть и проблемы. Они заключаются в том, Александр Сергеевич, что предприятие в долгах, и простой перевод средств на счета предприятия, даже на заработную плату, может привести к их безусловному списанию кредиторами, банками. Поэтому компания вынуждена изыскивать всякие другие пути для того, чтобы деньги дошли до рабочих. Это будет сделано в ближайшие дни, и зарплата будет закрыта по 1 декабря текущего года. Вторая часть будет выплачена где-то в 20-х числах, и зарплата будет закрыта до 31 декабря текущего года.
Но теперь что касается этих существенных ресурсов, о которых вы упомянули. Принято решение и подписано распоряжение правительства Российской Федерации о выделении Амурскому судостроительному заводу дополнительных средств в объеме около 17 млрд. рублей несколькими траншами. В этом году, до конца текущего года, до конца декабря - 1,9 млрд. рублей. В следующем году - это 1,6 млрд., и потом равными долями в 2011, 2012, 2013 годы по 3,2 млрд., а в 2014 году - 3,4 млрд. Мы очень рассчитываем на то, что эти средства в совокупности с предпринимаемыми усилиями по загрузке предприятия приведут к его восстановлению и стабильной работе.

О росте цен на лекарства

- Кто за этим стоит? Горе-бизнесмены, конечно. Люди, которые лишены чувства социальной ответственности и на всем хотят по максимуму отжать деньги для себя лично, в карман... С одной стороны, будут фиксироваться цены производителей, а с другой стороны - ограничиваться надбавки. Эти поправки будут введены с 1 января 2010 года...

О бабушке, пострадавшей от теракта на Октябрьской железной дороге

ВОПРОС: - Мы увидели, в каких условиях живет эта бабушка, а потом пошла картинка, где сотни мужчин стоят возле поваленного бабушкиного забора, у меня подозрение, что пути восстановили, рабочие ушли, а домик и забор бабушке никто не починит.
- У вас доброе сердце... Не беспокойтесь, с этой женщиной будет все в порядке. Президент РЖД доложил мне, что он встречался с ней лично и к очень скромной пенсии, которую она получала - 4,5 тысячи рублей в месяц, - будет добавлена еще такая же пенсия от имени РЖД пожизненно. Ей восстановят жилье, и я разговаривал с президентом РЖД, они рассмотрят возможность переселить ее поближе к родственникам, которые проживают недалеко от места катастрофы в небольшом поселке.

Об ипотеке

- Мы дополнительно выделим на поддержку ипотеки и снижение ставок по кредитам до 10 - 11% как первый шаг 250 млрд. рублей.

О милиции

- На Украине, у наших соседей и друзей, был такой опыт - они распустили то, что мы называем ГАИ, дорожную службу. Ничего хорошего из этого не получилось - и взятки возросли, и порядка на дорогах стало даже меньше...
К сожалению, и там (в МВД. - Ред.) мы сталкиваемся с людьми, которые нарушают закон. И вместо того, чтобы защищать жизнь и здоровье граждан, сами наносят непоправимый ущерб и жизни, и здоровью наших соотечественников. Это, конечно, недопустимо. Реакция на негативные проявления в этой среде должна быть особенно острой, быстрой и жесткой.
Но милиционеры выполняют важную функцию. Многие из них реально рискуют жизнью. Поэтому мазать черной краской всех сотрудников милиции считаю недопустимым.

О Черкизоне

- Если контрафакт и контрабанда будут забивать нашего производителя, им никогда головы не поднять... Мелкооптовое торговое звено уже стало ориентироваться на отечественного производителя. У нас объемы производства трикотажа в отечественной легкой промышленности увеличились почти на 3%. Одних брюк начали производить на 16% больше, а костюмов - на 13%. Это реальные последствия того, что здесь, в этом месте (на Черкизовском рынке. - Ред.), были прикрыты контрабанда и контрафакт...

О дворце олигарха Исмаилова

- Что касается строительства отеля в Турции - само по себе здесь криминала я не вижу, вопрос только в том, чтобы все это было сделано в рамках закона... Можно было бы вложить деньги и в строительство гостиничных комплексов в Сочи под Олимпиаду 2014 года...

О гонках в Швейцарии детей «новых русских»

- Есть такое словечко «нувориши». Это те, кто неожиданно быстро разбогател и не умеет должным образом распорядиться имеющимися у них ресурсами, выставляя все это напоказ... Такая беда у нас есть. Еще в советское время в некоторых кругах выставляли свое богатство напоказ: модно было вставлять золотые зубы, причем желательно передние, чтобы показать уровень своего благосостояния. Вот и «Ламборджини», и прочие дорогие финтифлюшки и есть те самые «золотые зубы»...

Об уходе из политики

ВОПРОС: - Нет желания оставить политику и пожить для себя, в свое удовольствие?
- Не дождетесь!

О пенсиях в 2050 году

ВОПРОС (от мальчика 12 лет): - Какие будут пенсии в 2050-м?
- В 2050 году он еще не достигнет пенсионного возраста, - быстро подсчитал Путин. - Но это правильно. Надо думать о будущем. Помните, как в басне «лето красное пропела...»?.. К этому времени пенсия должна составлять не менее 2,5 прожиточного минимума пенсионера.

Об АвтоВАЗе

- Мы никогда не согласимся на «отвертку» (сборку иностранных авто. - Ред.). АвтоВАЗ должен быть самодостаточным предприятием. На новой платформе должна появиться новая машина под брэндом «Лада»... Сегодня предприятие еще можно спасти... Люди будут требовать качественную российскую автомобильную продукцию и правильно будут делать. «Лада» должна ответить на этот вызов.

О госкорпорациях

- Госкорпорации - это и не хорошо, и не плохо - это необходимость. У нас здесь общая позиция в руководстве страны... Госкорпорации создавались не для того, чтобы расширить присутствие государства в экономике, а для того, чтобы собрать осколки тех предприятий, которые были раскиданы в результате приватизации...
Некоторые госкорпорации действительно закончат свое существование - например, корпорация ЖКХ, некоторые должны быть преобразованы в акционерные общества и выведены в рынок. В этом изначально заключалась цель всех действий в этой сфере.

О тандеме с Медведевым

- Мы с Дмитрием Анатольевичем знакомы много-много лет. И не просто знакомы - мы много вместе работали, мы вместе окончили один университет, учились у одних и тех же преподавателей, которые закладывали в нас не только знания, но и отношение к жизни... Общие принципы позволяют нам эффективно работать и сегодня.

О выборах на Украине

- Я не поддерживаю Юлию Тимошенко на выборах президента Украины - мы сотрудничаем с Юлией Владимировной как с премьером украинского правительства... Как вы знаете, на партийном уровне у нас особые отношения сложились с «Партией регионов».

О «ЮКОСе»

- Из... средств, полученных от реализации компании «ЮКОС», мы сформировали фонд жилищно-коммунального хозяйства, в который направили 240 млрд. рублей. Результатами этого воспользовались уже 10 млн. человек, которым отремонтированы квартиры, 150 тысяч будут переселены в новые дома из трущоб... Если когда-то эти деньги были украдены у народа, надо отдать их напрямую этому самому народу... Вы что думаете, что он (глава службы безопасности «ЮКОСа» Пичугин. - Ред.) действовал на свой собственный страх и риск? Ясно, что он действовал по указанию и в интересах своих хозяев. А как действовал? Да там только одних доказанных убийств пять. Нужно было им присоединить к своим офисам в Москве магазин «Чай», это маленькое предприятие возглавляла женщина. Потребовали отдать, не отдала. Киллер застрелил ее прямо на глазах у собственного мужа... Мэр Нефтеюганска потребовал от «ЮКОСа» платить налоги - убили...
Известный фигурант находится в местах лишения свободы... Проблема не в том, когда кого отпустят, а проблема в том, чтобы преступлений подобного рода у нас больше не повторялось.

О реформе русского языка

- Язык - это, конечно, живой организм, находящийся в развитии, и мы должны на это так и реагировать, но относиться к этому нужно бережно. И фундаментальные академические нормы русского языка мы должны соблюдать.
ВОПРОС: - А вы йогУрт пьете?
- Я ни йОгурт не употребляю, ни йогУрт, я кефир пью.

О выборах в 2012 году

- Я подумаю. Времени еще достаточно... Самой большой ошибкой было бы подчинить текущую работу интересам будущих предвыборных кампаний... Как только человек начинает задумываться о рейтингах, он сразу будет чувствовать себя связанным по рукам и ногам и не сможет принимать, быть может, не всегда приятные, но необходимые решения.

О людях и животных

ВОПРОС: - Действительно ли Путин более счастлив в компании с животными, чем с министрами, или это только так выглядит?
- Как сказал Фридрих Великий, «чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак». Но это никак не связано с моими отношениями с министрами, с моими друзьями, коллегами - я просто люблю всякую живность...

О заграничном оружии

ВОПРОС: - Почему Россия закупает вооружение за рубежом, например вертолетоносец «Мистраль»?
- Решение не принято. Я думаю, что перед тем, как принять его, мы очень хорошо подумаем, посмотрим на сегодняшние возможности нашего военного судостроения... Но наши оборонщики должны понимать, что у них есть конкуренты... На старом оборудовании образца 50-х годов мы не сможем производить современную боевую технику. И мы их решаем и будем решать... Но ставка будет сделана на отечественную оборонную промышленность.

О правительстве

- Они работают много. Надо сказать, что это очень компетентные, профессиональные люди. Они действительно стали экспертами в тех отраслях, которыми занимаются, без всякого преувеличения... А сейчас публично хочу их поблагодарить за совместную работу.

О Сталине

ВОПРОС: - Как вы относитесь к личности Сталина и способу его правления?
- Я понимаю остроту этого вопроса. И засады здесь вижу: скажешь «положительно» - одни будут недовольны, скажешь «отрицательно» - другие... Нельзя, на мой взгляд, давать оценки в целом. Очевидно, что с 1924 по 1953 год страна изменилась коренным образом: она из аграрной превратилась в индустриальную. Правда, крестьянства не осталось...
Весь позитив, который, безусловно, был, тем не менее, достигнут неприемлемой ценой... Такой способ управления государством, достижения результата неприемлем, это невозможно. В этот период мы столкнулись не просто с культом личности, а с массовыми преступлениями против собственного народа, и об этом мы не должны забывать.

Об алкоголе

ВОПРОС: - Не пора ли ввести госмонополию на алкоголь?
- Эксперты считают, что госмонополия на алкоголь всех проблем не решит... Сейчас вырабатывается решение, согласно которому основной налог - акциз - переносится на спирт, на спиртовые заводы...
Таким образом государство сразу, на первом этапе производства алкогольной продукции, соберет все причитающиеся ему ресурсы.

Об анекдотах

ВОПРОС: - Вам подчиненные анекдоты про вас не рассказывают?
- Нет, не рассказывают. Друзья еще иногда пытаются, но подчиненные не рассказывают.

О подпольных казино

- Если четко следовать букве закона, то все игорные предприятия должны быть закрыты... Я думаю, что не в последнюю очередь они не закрываются из-за коррумпированности некоторых органов власти и правоохранительных органов. Мы займемся этим отдельно.

О смысле жизни

- Я думаю, что тот факт, что мы живем, уже счастье, данное нам Всевышним. И мы всегда забываем, что жизнь конечна. А если мы будем помнить об этом, мы поймем, что каждая прожитая жизнь - счастливая.

Про Хоттабыча

На вопрос учащейся 9-го класса по имени Татьяна о том, что в их школе установлено всего 3 компьютера.
- Таня, как старик Хоттабыч, обеспечу компьютерами каждого учащегося в вашей школе. Здесь нет больших сложностей. Мы провели сплошную компьютеризацию по всей стране. Но в отдельных учебных заведениях пока, наверное, эта программа осуществлена не полностью... Но поскольку вы до меня добрались, считаю своим долгом откликнуться на вашу просьбу.

Про депрессию

ВОПРОС: - Вы, как великий человек, не страдаете депрессией?
- Не отношу себя к категории великих людей, поэтому не испытываю проблем с депрессией.

О вечности

ВОПРОС: - Хотели бы вы жить столько долго, сколько захотите? Если вы желаете войти в вечность как гражданин планеты Земля.
- Я горд тем, что являюсь гражданином Российской Федерации. Этого достаточно вполне.


Путинки-2009

При разговоре премьера с народом, как всегда, не обошлось без новых крылатых выражений от Владимира Путина. «Комсомольская правда» опубликовала самые интересные.
«Если всех пересажаем, кто работать будет?» (Отвечая на вопрос о виновных в Пикалеве, которые до сих пор не сидят.)
* * *
«Может, это любовь?» (На вопрос о том, почему он не отвечает на критику Лукашенко.)
* * *
«Я тоже трудоустроен, так что у нас с вами все в порядке». (На реплику женщины, с которой Путин встречался в Подольске на бирже труда и у которой теперь есть работа.)
* * *
«Вот «Ламборджини» и прочие дорогие финтифлюшки - это и есть те самые золотые зубы, которыми когда-то кичились нувориши». (Комментируя ДТП в Швейцарии с участием «золотой молодежи» из России.)
* * *
«Всем известно, что я был в Париже, но, видимо, не всем известно, что я неоднократно был и на АвтоВАЗе».
* * *
«Рено» купило блокирующий пакет АвтоВАЗа. Купило задорого - и попало в связи с кризисом...»
* * *
«Я ни йОгурт не употребляю, ни йогУрт, я кефир пью». (О реформе русского языка.)
Новые «путинки» из разговора премьер-министра
с россиянами:
«Как только рынок упал там, у нас сразу - бум, и все сократилось». (О зависимости нашего рынка от мирового.)
* * *
«Надеюсь, что при обмене квартир ваша теща не пострадала». (На благодарность жителя Новокузнецка за то, что его расселили по программе «Ветхое жилье».)
* * *
«Правда, сейчас они что-то там «зажали в потный кулачок», как Буратино свои пять золотых, не хотят нам больше ничего давать». (О Туркменистане, который обещал, но не присылает в Россию леопардов для восстановления их популяции на Кавказе.)
* * *
«У нас вообще демографический процесс сейчас развивается активно. Это, видимо, и чиновничества касается». (О росте числа чиновников.)
* * *
«Таня, как старик Хоттабыч, обеспечу компьютерами каждого учащегося в вашей школе». (О просьбе школьницы выделить им компьютеры.)
* * *
«Вы пропускаете дурацкие вопросы?» Это вопрос по SMS. Мы собрались для того, чтобы обсуждать серьезные проблемы, поэтому я хочу спросить автора этого вопроса: к какой категории вопросов он сам относит свой вопрос?»