Амурское пароходство - против течения кризиса
поиск
18 мая 2025, Воскресенье
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Амурское пароходство - против течения кризиса

10.12.2009
Просмотры
546
Амурское пароходство - против течения кризиса

2009 год стал тяжелым испытанием для многих отечественных транспортных предприятий. В результате серьезного падения рынка грузовых и пассажирских перевозок, немедленно отразившегося на экономике транспортников, многим из них пришлось пройти через финансовые потери и сокращение персонала. На этом фоне неожиданными выглядят результаты работы группы компаний «Амурское пароходство». Оно не только сохранило свой трудовой коллектив, но и рассчитывает получить прибыль по итогам года.

По словам Дмитрия Жуланова, генерального директора компании, в этом году снижение объемов производства наблюдалось по всем видам деятельности предприятия. Печальных результатов же удалось избежать благодаря реализации программы по оптимизации административных и производственных расходов, изменению маркетинговой политики компании, а также своевременной поддержке государства.

Самые социальные перевозки

- Из пассажирских перевозок рентабельны у нас зарубежное направление и близки к нему прогулочные экскурсии. Что касается пригородных пассажирских перевозок, то здесь мы всегда говорили только о покрытии убытков, это направление носит социальный характер и дотируется государством, - говорит генеральный директор пароходства. - Поэтому для нас в этом году было особенно важно не потерять доходность одного из своих основных международных пассажирских направлений - перевозок в китайский город Фуюань.
С этой целью в пароходстве решили передать в аренду суда местным туристическим компаниям, специализирующимся на этом направлении.
- Наши партнеры - туристические компании сумели подойти к делу более гибко и скрупулезно, чем могла бы сделать такая крупная многопрофильная компания, как пароходство. В результате мы сохранили объем перевозок, улучшили сервис обслуживания и смогли совместно заработать прибыль.
В этом году речникам удалось также добиться рентабельности скоростных перевозок на Николаевск. Но в будущему году это направление может стать одним из наиболее проблемных. Дело в том, что закончился моторесурс двигателей скоростных судов пароходства. Покупка новых обойдется предприятию в 50 миллионов рублей. Но ни бюджет пароходства, ни экономика этих перевозок не позволяют единовременно инвестировать такие средства.
- Сейчас в межнавигационный зимний период пароходство ведет основные ремонты, - говорит Дмитрий Жуланов. - Резко возрастает потребность в финансовых ресурсах. Кредиты на покупку этих двигателей нам никто не даст из-за низкой доходности самих перевозок.
Один из возможных выходов речники видят в поддержке этого социально важного для региона направления правительством края. Они обратились к губернатору Хабаровского края с просьбой рассмотреть вопрос финансирования и покупки двигателей либо субсидировать компании на будущий год скоростные перевозки.

Без китайских барж легче

Основное отличие навигации 2009 года - на Амуре практически отсутствовал флот КНР. В предыдущие годы он вместе с судами пароходства вывозил экспортируемый в страны Северо-Восточной Азии лес. В последнее же время из-за финансового кризиса и обещанного повышения экспортных пошлин на круглый лес объемы перевозок на этом направлении значительно снизились. Например, если в 2007 году по реке было вывезено 772 тыс. м3 древесины, в 2008 г. - уже 680 тыс. м3, а в 2009 г. - всего 311 тыс. м3. При таком резком падении Амурскому пароходству очень важно было сконцентрировать максимально возможный объем перевозок на своем флоте. Но еще до начала навигации этого года возникали сомнения: справится ли оно самостоятельно с таким объемом? По поручению губернатора края контрольно-ревизионная комиссия проанализировала возможности Амурского пароходства и подтвердила готовность флота к перевозке порядка 800 тысяч кубометров леса за сезон. Дополнительно для этого был проведен значительный дорогостоящий ремонт флота, и к началу навигации подготовлено порядка 30 баржебуксирных составов. В результате руководство Хабаровского края и транспортной отрасли Российской Федерации заняли принципиальную позицию - доверить все перевозки по реке отечественной компании.
В итоге пароходство без особых проблем выполнило все взятые обязательства, хотя и не без некоторой помощи с китайской стороны.
- Последняя наша баржа, - говорит Жуланов, - 6 ноября вышла из китайского порта Тунзян и благополучно вернулась домой. Мы благодарим наших китайских партнеров за то, что они очень оперативно работали с нами, особенно в конце сезона. За последнюю неделю навигации порт Тунзян разгрузил порядка 20000 кубометров леса. Китайские товарищи работали вместе с нами практически круглосуточно, понимая, что суда нельзя оставлять во льду.
Такая своеобразная «монополия» позволила нашим речникам в самый разгар кризиса загрузить свой речной грузовой флот, сохранить коллектив пароходства и выполнить обязательства перед краевым и федеральным бюджетами. Кстати, общая сумма налогов за 2009 год планируется на уровне 140 млн. рублей.
Кроме того, в этом году наши речники выполнили все взятые на себя обязательства по грузовым перевозкам северного завоза: уголь, жидкое топливо... Проблемы здесь были все те же: падение грузооборота, в конце сезона - сложная ледовая обстановка, шторма, которые не давали нашим судам заходить и разгружаться в Охотске.
- Тяжелая ледовая обстановка была в конце навигации под Николаевском, - рассказывает Дмитрий Жуланов. - Мы были практически уверены, что нашему последнему танкеру «Ленанефть» придется идти в порты и там оставаться на зимовку. Но судно совершило действительно героический марш через льды, не будучи ледоколом.
В итоге Охотский район в этом году полностью обеспечен топливом. Это обстоятельство, в том числе, сыграло свою роль в получении благодарности Амурским пароходством от правительства Хабаровского края за хорошо проведенный северный завоз.
Вот так, без каких-либо эксцессов, 8 ноября флот Амурского пароходства завершил речную навигацию.

Экспорт и импорт в дефиците

И все же общее сокращение регионального внешнеторгового оборота стало одной из основных проблем в этом году для моряков. И здесь снова речь идет об экспорте древесины. Рынок Японии практически закрылся для нашего леса. Отгрузки были переориентированы на Китай. В результате вырос пробег судов, а значит, и себестоимость перевозок.
Отсутствие обратного фрахта стало очередной проблемой, и если в прежние годы в обратный путь из Китая и Японии наши суда загружались строительными материалами, автомобилями, металлом, ширпотребом и пр., то в этом году импорт товаров в Россию резко сократился.
Но, несмотря на все это, перевозки с Нижнего Амура в порты Китая и Японии у Амурского пароходства даже увеличились процентов на десять.
- Наш грузопоток составил порядка 700-800 тысяч тонн, и около 60 процентов из него - лесные грузы из Хабаровского и Приморского краев, - говорит генеральный директор пароходства. - Увеличение произошло за счет того, что впервые в этом году мы перевозили лес не только компании «Дальлес­пром» - нашего основного партнера по группе компаний RFP Group, но и других лесопромышленников региона. Работали со всеми нашими партнерами на одинаковых рыночных условиях. Задача была для всех одна - в тяжелейших условиях кризиса обеспечить максимальный экспорт лесоматериалов.
Безусловно, повлияло на рост грузоперевозок и то, что в этом году Амурское пароходство не изменило фрахтовых ставок для лесоэкспортеров. И, несмотря на падение курса доллара, не планирует делать этого и в будущем. Во всяком случае, в бюджете предприятия на 2010 год заложены те же самые тарифы.
Больше же всего от уменьшения оборотов внешней торговли пострадала портовая группа, входящая в группу компаний «Амурское пароходство», - Благовещенский речной торговый порт, порт Свободный, порт Поярково и порт Зея.
Например, Благовещенск ориентирован, прежде всего, на экспортно-импортные потоки в КНР. Но из-за изменения конъюнктуры рынка, роста курса юаня, ужесточения таможенной политики грузопоток упал больше чем наполовину. А сокращение объемов строительства в регионе повлекло за собой снижение продаж песка и гравия.
Чтобы пережить кризис, все порты в этом году оптимизировали административные расходы, каждый реализовал программу экономии издержек. И это помогло удержать экономику портов от серьезных потерь.
К сожалению, все в отрасли взаимосвязано: падение грузооборота привело к сокращению и судоремонтных работ на трех ремонтно-эксплуатационных базах (РЭБ) пароходства: в Хабаровске, Николаевске-на-Амуре и в Малышево. Здесь тоже пришлось включать режим максимальной экономии.
- С целью сокращения административных издержек мы провели объединение Малышевской РЭБ и Хабаровской, - говорит Дмитрий Жуланов. - На сегодняшний день РЭБ в Малышево полностью сохранила коллектив и продолжает выполнять тот же объем работы, что и раньше.

Основной потенциал - люди

Самое главное, считает Дмитрий Жуланов, что в сложившихся условиях предприятию удалось сохранить весь профессиональный коллектив. В самом пароходстве из 1,5-тысячного коллектива ушли порядка 30 человек. Причем они были не сокращены, а переведены в другое государственное предприятие.
Ни разу не было допущено задержек по зарплате. В том числе благодаря поддержке акционеров компании. В самый проблемный период в начале года акционеры предоставили предприятию беспроцентный займ в 50 миллионов рублей, позволивший оперативно улучшить финансовую ситуацию.
- Кроме того, - говорит Дмитрий Жуланов, - в прошлом году мы приняли новый коллективный договор. В нем максимально постарались компенсировать те более сложные условия труда, которые сложились из-за кризиса. Ежегодно порядка 200 человек мы посылаем на лечение в свой санаторий в городе Свободный. Арендуем для своих сотрудников бассейн. Есть свой детский сад. В 2009 году на социальные нужды мы заложили тот же объем средств, что и в 2008 году, социальный бюджет компании не снизится и в 2010 году, несмотря на сложную экономику в отрасли.
В 2009 году программа экономии издержек не коснулась и традиционного прогулочного рейса, который предприятие каждый год устраивает для своих ветеранов. Этой осенью они как обычно собрались все вместе и отправились в недельное турне на теплоходе по Амуру.

В поисках точек роста

Достаточно успешное, несмотря на кризис, завершение 2009 года не гарантирует Амурскому пароходству легкую жизнь в будущем. Компания, как всегда, старается активно анализировать конъюнктуру рынка речных и морских перевозок, и прогнозы пока нельзя назвать оптимистичными. Однако и в этих условиях пароходство планирует активно развиваться и находит новые точки роста для своей экономики.
- Для нас очевидно, - говорит Дмитрий Жуланов, - что рынок речных перевозок, с ростом газификации северных районов края, в ближайшем будущем начнет серьезно сокращаться… Свои ограничения имеет и китайский рынок лесного сырья. С постепенным развитием лесопереработки в России уменьшатся перевозки круглого леса.
Но направление для роста есть - это морские перевозки. Там достаточно емкий, по сравнению с рекой, рынок. Он шире географически и на нем больше участников. В настоящее время более 20 судов пароходства обслуживают морские перевозки.
И, конечно же, собственная грузовая база всего холдинга содержит значительный потенциал для роста. Это и развитие лесопереработки компаниями холдинга, и обслуживание собственного терминала в Де-Кастри, а также запуск в работу терминала в Совгавани. Исходя из всех этих перспектив, Амурское пароходство намерено реализовать программу обновления своего морского флота. В частности, на будущий год планирует закупку четырех новых судов (в общей сложности порядка 25 тысяч тонн грузоизмещения).
И еще в этом году новый актив был приобретен Амурским пароходством совместно с компанией «Флора» (входит вместе с пароходством в холдинг RFP Group) - Совгаванский портовый терминал. Партнеры уже разработали и начали реализовывать программу его модернизации с выходом на проектную мощность 500 тысяч тонн груза ежегодно. С мая 2010 года здесь планируют начать активную работу, прежде всего, по перевалке угля и генеральных грузов.
Кроме того, «Амурское пароходство» активно заявляет о себе в региональных проектах. Среди них: строительство объектов АТЭС во Владивостоке (в том числе с участием портового актива в Большом Камне), строительство НПЗ под Находкой, перевозка грузов для строительства газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток.
Также компания планирует дальнейшую реконструкцию других своих портов. Например, в Благовещенске Амурское пароходство намерено создать современный логистический центр с полным комплексом услуг. Для этого есть все предпосылки - необходимая территория, железнодорожные пути, пункт пропуска.
- Что касается наших ремонтно-эксплуатационных баз, - говорит Дмитрий Жуланов, - то мы очень рассчитываем на успешную реализацию проекта восстановления судостроения в регионе, который был заявлен в этом году губернатором края Вячеславом Шпортом. Безусловно, для нас РЭБы - это в первую очередь возможность обеспечения технической безопасности предприятия. Но у них есть значительный потенциал для развития и увеличения объема услуг сторонним организациям - это, прежде всего, высококвалифицированный персонал, современное оборудование и удачное географическое месторасположение.
Этот год убедил всех лесоэкспортеров в том, что возможности пароходства перекрывают в разы экспортные потребности лесозаготовителей. Поэтому в будущем году, по мнению генерального директора Амурского пароходства, нет необходимости привлекать к перевозкам на Амуре китайский флот ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения технологии вывоза леса. 800 тысяч кубометров наши речники могут вывезти совершенно самостоятельно. При этом нужно учитывать, что такая загрузка хабаровского флота напрямую влияет на отчисления пароходством налогов во все бюджеты, позволяет сохранять коллектив, нести социальную нагрузку.
Вполне определенные перспективы связаны у предприятия и с его вхождением в cостав холдинга RFP Group. Партнерские связи с предприятиями этого холдинга - ОАО «Дальлеспром» и ЗАО «Флора» - дают пароходству уверенность в определенных гарантированных объемах перевозок. Лесопромышленники, в свою очередь, уверены в том, что они будут выполнены. При этом со всеми партнерами у пароходства складываются здоровые рыночные отношения. К тому же развитие лесопереработки в рамках стратегии развития холдинга RFP дает направление для переориентации пароходства. Так, в связи с дальнейшим уменьшением продаж круглого леса будут сокращаться речные перевозки, но вместе с тем будет увеличиваться объем перевозок готовой продукции морским транспортом.
- Вообще же транспортная отрасль очень чутко реагирует на все изменения в экономике страны и региона, в частности, - говорит Дмитрий Жуланов. - Поэтому, видя интенсивный рост нашего холдинга, программы развития Хабаровского края, мы достаточно уверенно смотрим в будущее.
Виктор Илин.