На аренду очереди нет

В начале года торговля пережила потрясение: возникли проблемы с поставками товаров, упали продажи, началось масштабное сокращение рабочих мест и торговых сетей, возникли долги по налогам. К лету предпринимателям удалось поправить бедственное положение. Но развитие замедлилось, и сегодня это заметно по многим показателям.
- Сегодня в районах края реже открываются новые торговые точки, - рассказала начальник управления потребительского рынка правительства Хабаровского края Маргарита Бастрикина. - Товарооборот в этом году вырос меньше, чем было запланировано, а средняя рентабельность упала с 2,3 процента до 2,1 процента. На 11 с половиной тысяч человек сократилось число работников торговли - предприниматели вынуждены были закрыть часть своих торговых точек. В итоге в хабаровских торговых центрах появились пустующие площади, а на аренду торговых мест Центрального рынка в первом квартале года вообще не было очереди. Такого, заметьте, не случалось за всю историю его существования.
В первом полугодии в районах края открылась всего 61 торговая точка - примерно столько, сколько за это же время появилось в Хабаровске. Большинство из них - небольшие магазины смешанного типа: продукты, одежда и бытовая химия.
- С одной стороны, крупные торговые объекты открываются не только в Хабаровске и Комсомольске, - говорит начальник отдела развития и регулирования услуг торговли управления потребительского рынка Татьяна Трегуб. - Это, к примеру, торговый центр «Родник» в Ульчском районе, супермаркеты в Ванино и поселке Хор. Но с другой стороны, в Охотском, Аяно-Майском районах и районе имени Полины Осипенко за первое полугодие этого года магазины не открывались вообще.
По словам Татьяны Анатольевны, новые торговые форматы на селе развиваются силами местных предпринимателей (крупным хабаровским сетям выгоднее продвигаться за пределы региона, нежели идти в глубинку). Они делают ставку прежде всего на продукты питания.
В Хабаровске ситуация выглядит более оптимистично.
- За девять месяцев нынешнего года в Хабаровске открылось 130 торговых точек, закрылось - 51, - говорит заместитель начальника отдела торговой политики администрации Хабаровска Марина Троскалевская. - В итоге - прирост на 79 объектов торговли. Это на уровне прошлых лет.
Нам, конечно, больше заметны крупные «открытия»: такие, как торговый центр «Магнит» на ул. Ленинградской, гипермаркеты «Самбери» и «СуперГуд», супермаркеты «Пеликан», которые пришли на смену магазинам «Тамара». Однако в основном краевой центр прирастает небольшими магазинчиками.
- В гипермаркеты и супермаркеты приходит только определенная группа покупателей - как правило, люди среднего возраста, - объясняет Марина Геннадьевна. - А вот пенсионеры чувствуют себя в таких магазинах неуютно - им гораздо легче покупать товары через прилавок.
Но и форма самообслуживания в небольших торговых точках не сдает своих позиций.
Мини-маркеты продолжают активно занимать торговые площади. Популярность этого формата учитывают и владельцы крупных торговых сетей. Например, у компании «ДИМАРТ» (сеть «СуперГуд») уже шесть небольших супермаркетов под названием «Эконом».
Превращаются в супермаркеты и непродовольственные магазины: например, парфюмерно-косметические или хозяйственные. Только лидерство по количеству новых торговых точек не у них. Их «обошли» товары для спорта, дачи, охоты и рыбалки - результаты пропаганды здорового образа жизни и возрастающего внимания к огородному делу. Также в «авангарде» хабаровской торговли магазины молодежной моды и автозапчастей. Они начинают работать как отдельно, так и в составе торговых центров.
А в заключение два мнения:
- Сегодня больших изменений в объемах продаж в связи с кризисом мы не ощущаем, - говорит Андрей Солониченко, директор розницы сети Super Good. - В Хабаровске в последние два-три года все большую популярность завоевывают магазины с более крупными торговыми площадями и низкими ценами.
Вначале многие проекты по развитию сети были приостановлены, но вскоре возобновились, и сеть приняла на ближайшее будущее политику развития и завоевания территорий Дальнего Востока.
Конкуренция среди розничных сетей на хабаровском рынке, безусловно, есть, и выход на рынок региона федеральных игроков, скорее всего, неизбежен. Но в данный момент состояние торговли позволяет открывать новые магазины и завоевывать рынок более широкими шагами.
- В прошлом году нам пришлось сменить профиль, - рассказывает Евгения Мерк, предприниматель, ООО «Интерьер-ДВ». - Раньше в нашем магазине «Палантир» продавались элитные светильники, теперь же здесь продуктовый ассортимент. Ведь в кризис едят все, а дорогие люстры нужны далеко не каждому.
В итоге и дело стало более прибыльным, и жители ближайших домов благодарны - здесь был такой район, где поблизости не работал ни один продуктовый магазин.
Особо проблемных ситуаций за этот год не было - все решаемо.
Подготовила Дарья УЛАНОВА.
Фото Сергея ПЛОТНИКОВА.