Дорога с двухсторонним движением
поиск
15 мая 2025, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Дорога с двухсторонним движением

29.12.2009
Просмотры
358
Дорога с двухсторонним движением

Дмитрий Розенков работает в думе первый созыв, став депутатом по партийным спискам партии «Единая Россия». Но у него свой округ и свои избиратели, общение с которыми дает понимание проблем, которые их волнуют.Что удалось сделать? Об этом мы говорим с членом двух профильных комитетов Законодательной думы Хабаровского края - по бюджету и налогам, а также социально-экономическому развитию края, доктором экономических наук, профессором кафедры менеджмента Дальневосточного государственного университета путей сообщения Дмитрием Розенковым.

- Дмитрий Александрович, как экономист, член Совета по предпринимательству при губернаторе края, какие законопроекты, принятые думой, вы считаете по-настоящему значимыми для малого и среднего бизнеса?
- Безусловно, это закон о продаже государственного и муниципального недвижимого имущества, которое арендует малый и средний бизнес. Бизнес-сообщество ждало его давно, ибо он дает преференции предпринимателям, которые смогут, наконец, стать собственниками. В Хабаровском крае бизнесом занимаются больше 20 процентов населения. Это люди, которые понимают, что бизнес должен быть цивилизованным и социально ответственным. Меняется бизнес, иным становится отношение к нему власти и общества. Появилось взаимное и согласное движение навстречу друг другу. И хотя эти отношения по-прежнему непросты, то и дело звучат публичные упреки и претензии, есть понимание, что это две стороны неизбежного движения.
Острейшая проблема, особенно для малого и среднего бизнеса, - аренда помещений. Сначала был принят федеральный закон. Краевым парламентариям оставалось лишь уточнить две основные позиции - установить предельные размеры площади, а также сроки, в которые это имущество должно быть выкуплено. Предложения тогда звучали разные. Рассчитав среднеарифметические величины занимаемых площадей, остановились на том, что каждый предприниматель может выкупить 500 квадратных метров в течение трех лет, хотя я настаивал на сроке в пять лет. На мой взгляд, это оптимальный срок, когда не теряет бюджет и предприниматель может собрать необходимую сумму. Но закон принимался, когда начались кризисные явления. Объемы производства и продаж стали сокращаться, банки практически перестали выдавать кредиты. В итоге предприниматели в большинстве своем не смогли воспользоваться правом выкупить арендуемые ими площади. Анализ показал, что в Хабаровском крае около двух тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства имеют право воспользоваться льготной приватизацией. Но пока лишь 107 из них направили заявления на выкуп арендуемых помещений. К 1 октября заключено всего 35 договоров купли-продажи в четырех районах и двух городах края, из них с рассрочкой - 28. Все предприниматели воспользовались максимальным сроком выплаты - три года.
- Почему желающих стать собственниками так мало?
- Рыночная стоимость объектов недвижимости все-таки достаточно высока, а доходы малого и среднего бизнеса в большинстве своем скромны. Например, в городе Бикине независимый оценщик оценил встроенное помещение площадью 626 кв. м в 8,5 миллиона рублей. И это в прошлом году! За такие деньги здесь можно построить новое помещение, что предприниматели и делают. И потом, возможно, в другой экономической ситуации рассрочка в три года была бы вполне приемлемой, чтобы собрать необходимую сумму денег. Сейчас это практически невозможно.
- И что же делать?
- На заседании Совета по предпринимательству при губернаторе края решено рассмотреть возможность внесения изменений в закон об увеличении срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого недвижимого имущества, находящегося в краевой и муниципальной собственности, до пяти лет. Если губернатор, члены правительства и предприниматели придут к общему мнению, что это и есть выход, ибо малому и среднему бизнесу надо дать шанс, тогда срок приватизации будет продлен до 1 июля 2011 года.
- Дмитрий Александрович, еще одна чрезвычайно важная тема, которой вы занимались, - сохранение биоресурсов. Вы были участником слушаний в Совете Федерации, где с высокой трибуны говорили о том, как реализуется федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
- Вопрос о рыбопользовании слушался и в Государственной думе. Понятно, что проблема стоит чрезвычайно остро, в частности, и потому, что законодательство в области рыболовства не оформлено до конца. Федеральный закон принят несколько лет назад. Но пока изданы только семь из необходимых 15 постановлений правительства Российской Федерации. А без них закон не работает, не решены многие проблемы, в частности, обеспечение коренных малочисленных народов Севера так называемой нормовой рыбой, их традиционной едой. В Приамурье организован лов, есть возможность рыбачить тем, кто может это делать сам. На Крайнем Севере все значительно сложнее. Но и сама отрасль едва держится на плаву. Конечно, какие-то подвижки есть. Скажем, федеральное правительство наконец поняло, что научные квоты, которые ежегодно выделяются тому же ВНИРО, ему не нужны. Наука должна заниматься наукой. Пусть ученые изучают численность рыбного стада, дают рекомендации по его сохранению и воспроизводству. А квоты надо отдать тем, кто занимается добычей рыбы. Словом, каждому - свое.
Понятно, что сохранение рыбных запасов во многом зависит от состояния рек. Загрязняется не только Амур, но и сибирские реки. Затруднено прибрежное рыболовство из-за того, что ухудшается экологическая ситуация и на морях. Миграция лососевых нарушена, утверждают ученые, еще и из-за глобального потепления климата. Процессы эти не приобрели пока необратимый характер. Если мы будем заниматься экологическими проблемами и воспроизводством рыбы, популяция восстановится. Как известно, Россия потеряла право торговать черной икрой на мировом рынке. Нам говорят, дескать, если и дальше в таких объемах ловить рыбу в Каспийском море, то осетра в нем скоро совсем не останется. Та же Европа готова отказаться от деликатеса во имя того, чтобы сохранить осетра. Звучит очень благородно. Но что происходит на самом деле? Икрой теперь торгует Иран, буквально вычерпывая Каспий. На него запреты почему-то не распространяются.
Если бы мы не жили на Амуре, возможно, нам было бы непонятно, что происходит на самом деле. У нас тоже говорят, что стадо осетровых год от года сокращается, а потому пора прекратить рыбалку. Хотя бы на несколько лет. Но китайцы как ловили калугу с осетром, так и ловят. Рыба есть, но плывет она почему-то преимущественно в браконьерские сети. Поскольку нет достаточной законодательной базы, не занимается браконьерством только ленивый, причем в промышленных объемах. Рыбалкой живет весь Нижний Амур. Государство теряет колоссальные деньги.
- Все это серьезнейшие экономические проблемы. Но спасать, как выясняется, надо и самого человека. Число людей, ежегодно погибающих на дорогах, соизмеримо с потерями в военных конфликтах.
- Сократить количество смертей на дорогах - то, ради чего и была задумана федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения», принятие которой инициировала фракция «Единой России» в Государственной думе. На это ориентирована и наша, краевая программа, инициаторами которой также стали «единороссы». И задача, которую мы перед собой ставим, заметьте, имеет очень четкие цифровые показатели. К 2012 году в результате реализации программы в полтора раза должно снизиться количество людей, погибающих на дорогах, по сравнению с 2005 годом, а само количество ДТП должно сократиться на 20 процентов. Причем речь идет не об «абсолютных» цифрах, ведь число автомобилей неудержимо растет, а о количестве ДТП на 10 тысяч единиц транспортных средств. Как видите, все предельно конкретно. Есть и четкие финансовые обязательства. На достижение заявленных целей в краевом бюджете выделено 239 миллионов 110 тысяч рублей.
- Что принципиально изменилось на дорогах края?
- Программа работает. Хабаровчане заметили, что у инспекторов ГИБДД появились новые автомобили, увеличилось количество постовых, они воооружены современной техникой, которая позволяет оперативно определить собственника машины, измерить скорость движения и определить степень опьянения водителя, если вдруг окажется, что за рулем нетрезвый человек. Принятые меры позволили заметно улучшить основные показатели, отражающие безопасность дорожного движения в крае. Так, за 10 месяцев 2009 года количество ДТП в крае сократилось, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, на 22 процента, количество погибших - на 36 процентов, раненых - на 23 процента. Количество детей, пострадавших в ДТП, уменьшилось на треть, погибших в них - наполовину. Что по-прежнему особенно тревожит. Все-таки на дорогах гибнут дети. Самое страшное, что пострадавшие и погибшие дети - это в основном пассажиры. То есть они становятся заложниками преступной неосторожности родителей, которые, зная, кто рядом с ними в машине, позволяют превышать скорость.
- Дмитрий Александрович, что преодолеть оказалось сложнее всего?
- Агрессивное поведение водителей, выезд на полосу встречного движения, превышение скорости и, конечно, пьянство. По вине лихачей в крае совершается каждое пятое дорожно-транспортное происшествие. Заканчиваются они, как правило, гибелью людей или тяжелейшими травмами. К слову, именно по программе безопасности движения инспекторы получили приборы фотовидеофиксации для инспекторов. Использование портативных измерителей скорости движения дает возможность получать изображение автомобиля, определять скорость, что исключает субъективный фактор, а значит, и конфликтные ситуации. Картинка - вещь достаточно объективная. С ней трудно спорить.
Но пьяных водителей не становится меньше. Не пугает даже угроза реального наказания. Но безопасность - это не в последнюю очередь и плохие дороги, и барьерные ограждения, и отсутствие парковок в центре Хабаровска, где улицы буквально запружены машинами, и вовремя не подоспевшая «скорая помощь». По статистике, в результате ДТП на месте гибнут около 15 процентов пострадавших, а по дороге в больницу - до 30! Люди умирают потому, что им вовремя не оказали помощь. Не хватает современных реанимобилей. А если авария случится где-нибудь на федеральной трассе, вдали от населенных пунктов, бывает, что и «скорую помощь» вызвать просто неоткуда. Мобильная связь не везде работает. В рамках реализации целевой краевой программы приобретены три оснащенных всем необходимым реанимобиля: это позволит оказывать эффективную помощь пострадавшим уже по дороге в больницу. На федеральных трассах будут установлены 14 спутниковых терминалов связи, автомобилисты должны быть в зоне досягаемости. Для учебного центра Дальневосточного центра медицины катастроф будут приобретены специальные тренажеры для обучения персонала.
- А как обезопасить жизнь пешеходов, они ведь тоже участники движения?
- Заниматься освещением улиц, той же Пионерской, где очень интенсивное движение. В Южном округе, неподалеку от здания администрации, с незавидной регулярностью происходят аварии прямо на пешеходном переходе. В темное время суток водитель не видит людей, которые идут по «зебре». А когда замечает, часто уже поздно. Но тут-то не нужны большие деньги. Например, в Белоруссии вдвое сократилось количество смертей на дорогах после того, как всех пешеходов обязали в вечернее время надевать на рукав светоотражающие повязки. Водитель даже в кромешной темноте видит ее. Все так просто.
В полемике о том, как сделать движение на дорогах безопасным, сломано немало копий. Одни предлагают ужесточить штрафы и наказания для водителей. Но, согласитесь, это не работает так, как нам хотелось бы. Конечно, надо заниматься воспитанием водителей. Причем и молодых, начинающих, и людей в солидном возрасте, которые оказываются в плену собственных привычек и не хотят их менять. Но улицы того же Хабаровска стали совсем другими. Огромный поток машин, сложные развязки, перекрестки. Требуется совершенно иной уровень профессиональной подготовки, опыта, мгновенных реакций. И если их нет, это грозит бедой для всех участников движения.
- Напряженность на дорогах создает и городской транспорт.
- Конечно! Слушаешь, в результате очередных рейдов обнаруживается, что перевозкой пассажиров на коммерческих маршрутах занимаются водители в нетрезвом состоянии, их машины неисправны. А ведь за ними жизни людей! На мой взгляд, пора в Хабаровске принять закон о такси. Скажем, в Москве он есть. Хабаровск - тоже столица, хоть и дальневосточная. К нам приезжают много гостей, и они должны почувствовать европейского уровня культуру обслуживания, садятся они в такси, за столик кафе или ресторана. Это имидж нашего города. Однако по №131-ФЗ этим должны заниматься муниципальные депутаты, а мы им готовы помочь.
- Один из самых обсуждаемых законов, который принят думой в уходящем году, о «комендантском часе» для детей.
- Вообще-то это федеральный закон «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию детей». На его основе мы приняли свой. Что в нем важно? Он исключает многие риски для подростков, потому что ограничивает время их пребывания на улице. Да, с 23.00 до 6.00 местного времени дети, которым не исполнилось 16 лет, без сопровождения родителей не должны гулять на улице. Они ни в коем случае не должны быть замечены на вокзалах и в аэропортах, на набережных и бульварах, на пляжах. И, конечно, им не место в ночное время в барах, интернет-кафе. Мы хотим оградить подростков от опасностей, которые они в силу возраста, возможно, даже не осознают. Причем подростков и из хороших семей, а не только неблагополучных.
Если милиция обнаружит подростка на ночных улицах, она должна доставить его домой. Причем родители теперь будут наказываться рублем за то, что они позволяют подобные вольности своему чаду. Для предпринимателей, владельцев предприятий общественного питания тоже предусмотрена ответственность в соответствии с Кодексом Хабаровского края об административных правонарушениях. Закон в третьем чтении мы приняли на последнем декабрьском заседании думы, но в силу он вступит не спустя десять дней после опубликования, как обычно, а с 1 февраля. Все-таки впереди Новый год, большие каникулы у детей и взрослых. Пусть у всех будет праздник.
- Дмитрий Александрович, чем живут ваши избиратели, что их волнует?
- Периодически я, как и мои коллеги по думской фракции, ведут прием граждан в общественной приемной председателя партии «Единая Россия» В.В. Путина. Рассмотрено более ста обращений. В ближайшее время такие приемы станут выездными, мы поедем по селам с юридической службой общественной приемной. Кроме того, каждый год я получаю порядка 150 писем от своих избирателей. К сожалению, самые сложные вопросы - жилищные и коммунальные. Но кое-что и тут удается сделать.
Я не раз встречался с жителями своего Хабаровского муниципального района, когда решался вопрос о газификации Бычихи, Рощино. Огромные коммунальные счета приводили людей в отчаяние. Теперь сюда пришел дешевый природный газ. Это открывает новые возможности для тех, кто живет в этих селах, и для тех, кто захочет открыть собственное дело.
Вообще Хабаровский район - один из самых активно развивающихся. Люди строят дома, работают на земле. У фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств - проблема, как реализовать то, что они вырастили. В районе принято решение о строительстве двух крупных рынков. Причем в непосредственной близости от деревень. Потому что торговать здесь будут сами крестьяне, а не перекупщики. Ярмарки сельхозпроизводителей - возможность приблизить продавцов и покупателей без посредников. И, конечно, чтобы крестьянин твердо стоял на земле, ему надо помочь организовать переработку овощей, мяса, молока. В южных районах края такие примеры есть. Те, кто сеет и пашет, увидели реальную перспективу.
- Скоро Новый год, праздник, из которого мы не вырастаем, даже становясь взрослыми.
- От души хочу поздравить всех жителей края с наступающим Новым годом! Счастья вам, здоровья, благополучия. Пусть в вашем доме всегда будет тепло от любви, добра и понимания!
Елена Ищенко.
Фото С. ПЛОТНИКОВА.