Саморегулирование в строительстве: «Через тернии к звёздам…»
22.09.2011
599
В наименовании статьи стоит многоточие, а как хотелось бы поставить восклицательный знак, а лучше - три восклицательных знака.
Но, увы! Инициаторы саморегулирования в строительстве, а их было много, с различными подходами к его принципам, сходились мнениями в следующем:
- система лицензирования насквозь коррупционна;
- лицензирующий орган формально выдает (продает) лицензии, так как не несет за их выдачу ответственность;
- обманутые дольщики не находили защиту в лицензирующем органе;
- лицензирующий орган не контролировал качество строительства, следовательно, не гарантирует его высокий уровень или хотя бы надлежащий;
- лицензирование - это дополнительный административный барьер для предпринимателя.
Перечень можно продолжить.
Естественно, предполагалось, что система саморегулирования всех этих недостатков будет лишена. Что же мы имеем на сегодняшний день?
Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (далее НОСТРОЙ), является организацией, призванной обеспечить соблюдение общественных интересов саморегулируемых организаций (далее СРО), представительство и защиту их интересов. В идеале эта организация вырабатывает единую политику в действиях многочисленных СРО на территории России.
Приоритетным направлением в своей деятельности НОСТРОЙ и его президент Ефим Басин считают борьбу с так называемыми «коммерческими СРО», и это правильно - Всероссийский съезд СРО подтвердил это.
Они есть, их даже называют поименно, но вот уже два года «продают» свидетельства о допуске, а система саморегулирования оказалась бессильной.
Коррумпирована она или нет, пусть решают жители Хабаровского края.
Для получения свидетельства о допуске, так же как и при лицензировании, соискатель должен удовлетворять следующим условиям: иметь определенный состав квалифицированных специалистов; повышать их квалификацию один раз в течение пяти лет; специалисты должны иметь определенный стаж работы.
В отличие от лицензирования, специалисты должны пройти аттестацию, и это конечно плюс. Кроме того, в системе саморегулирования предусмотрено страхование гражданской ответственности и формирование компенсационного фонда для возмещения возможно причиненного вреда вследствие недостатков работ.
В принципе, выдача свидетельств достаточно формализована и зависит от добросовестности органов саморегулируемой организации. А «коммерческие СРО» существуют.
Что касается обманутых дольщиков при строительстве жилья, то они, конечно же, системой саморегулирования ни в малейшей степени не защищены.
Законом предусмотрена возможность контроля СРО за качеством строительных работ, осуществляемых членами организации. Оно опять же зависит от добросовестности СРО. При этом надо учесть, что из-под контроля СРО выведены объекты индивидуального строительства, строительство жилых домов до трех этажей, работы по устройству фасадов, кровель, внутренних инженерных сетей, земляные работы, устройство инвентарных лесов, каменные работы и многие другие.
А всё это часто приводило к несчастным случаям, вплоть до гибели людей. Система саморегулирования здесь бессильна.
По вопросу административных барьеров сломано много копий, но, на мой взгляд, и бывшая система государственного лицензирования, и саморегулирование в строительстве оправданы и должны быть и служить барьером для халтурщиков. Недаром в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса РФ, строительная и иная, связанная с ней деятельность относится к деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих.
Я кратко сравнил системы лицензирования и саморегулирования вовсе не для того, чтобы призвать к возврату к лицензированию, хотя большинство представителей малого и среднего бизнеса в строительной сфере считают, что при лицензировании было лучше.
Системе саморегулирования всего два года, и, естественно, она будет еще очень долго совершенствоваться. Уже за это короткое время неоднократно менялись законодательная и нормативно-правовая базы и еще будут меняться.
Строительное сообщество призывало исполнительную и законодательную ветви государственной власти к эволюционному пути внедрения саморегулирования, как это было в других странах, но получилась революция.
Тернистым оказался путь входа строителей в систему саморегулирования и еще не раз будут меняться правила игры. Будем надеяться, что путь этот верен, путеводная звезда светит ярко.
Пользуясь случаем, поздравляю мэра города Хабаровска Александра Николаевича Соколова с 11-летием работы на этом посту, внесшего огромный вклад в строительство нашего прекрасного города.
Но, увы! Инициаторы саморегулирования в строительстве, а их было много, с различными подходами к его принципам, сходились мнениями в следующем:
- система лицензирования насквозь коррупционна;
- лицензирующий орган формально выдает (продает) лицензии, так как не несет за их выдачу ответственность;
- обманутые дольщики не находили защиту в лицензирующем органе;
- лицензирующий орган не контролировал качество строительства, следовательно, не гарантирует его высокий уровень или хотя бы надлежащий;
- лицензирование - это дополнительный административный барьер для предпринимателя.
Перечень можно продолжить.
Естественно, предполагалось, что система саморегулирования всех этих недостатков будет лишена. Что же мы имеем на сегодняшний день?
Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (далее НОСТРОЙ), является организацией, призванной обеспечить соблюдение общественных интересов саморегулируемых организаций (далее СРО), представительство и защиту их интересов. В идеале эта организация вырабатывает единую политику в действиях многочисленных СРО на территории России.
Приоритетным направлением в своей деятельности НОСТРОЙ и его президент Ефим Басин считают борьбу с так называемыми «коммерческими СРО», и это правильно - Всероссийский съезд СРО подтвердил это.
Они есть, их даже называют поименно, но вот уже два года «продают» свидетельства о допуске, а система саморегулирования оказалась бессильной.
Коррумпирована она или нет, пусть решают жители Хабаровского края.
Для получения свидетельства о допуске, так же как и при лицензировании, соискатель должен удовлетворять следующим условиям: иметь определенный состав квалифицированных специалистов; повышать их квалификацию один раз в течение пяти лет; специалисты должны иметь определенный стаж работы.
В отличие от лицензирования, специалисты должны пройти аттестацию, и это конечно плюс. Кроме того, в системе саморегулирования предусмотрено страхование гражданской ответственности и формирование компенсационного фонда для возмещения возможно причиненного вреда вследствие недостатков работ.
В принципе, выдача свидетельств достаточно формализована и зависит от добросовестности органов саморегулируемой организации. А «коммерческие СРО» существуют.
Что касается обманутых дольщиков при строительстве жилья, то они, конечно же, системой саморегулирования ни в малейшей степени не защищены.
Законом предусмотрена возможность контроля СРО за качеством строительных работ, осуществляемых членами организации. Оно опять же зависит от добросовестности СРО. При этом надо учесть, что из-под контроля СРО выведены объекты индивидуального строительства, строительство жилых домов до трех этажей, работы по устройству фасадов, кровель, внутренних инженерных сетей, земляные работы, устройство инвентарных лесов, каменные работы и многие другие.
А всё это часто приводило к несчастным случаям, вплоть до гибели людей. Система саморегулирования здесь бессильна.
По вопросу административных барьеров сломано много копий, но, на мой взгляд, и бывшая система государственного лицензирования, и саморегулирование в строительстве оправданы и должны быть и служить барьером для халтурщиков. Недаром в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса РФ, строительная и иная, связанная с ней деятельность относится к деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих.
Я кратко сравнил системы лицензирования и саморегулирования вовсе не для того, чтобы призвать к возврату к лицензированию, хотя большинство представителей малого и среднего бизнеса в строительной сфере считают, что при лицензировании было лучше.
Системе саморегулирования всего два года, и, естественно, она будет еще очень долго совершенствоваться. Уже за это короткое время неоднократно менялись законодательная и нормативно-правовая базы и еще будут меняться.
Строительное сообщество призывало исполнительную и законодательную ветви государственной власти к эволюционному пути внедрения саморегулирования, как это было в других странах, но получилась революция.
Тернистым оказался путь входа строителей в систему саморегулирования и еще не раз будут меняться правила игры. Будем надеяться, что путь этот верен, путеводная звезда светит ярко.
Пользуясь случаем, поздравляю мэра города Хабаровска Александра Николаевича Соколова с 11-летием работы на этом посту, внесшего огромный вклад в строительство нашего прекрасного города.