Где на Руси заправляться быстро и дешево

28.08.2020 | Что происходит | 9м. 45 c. | 200
Где на Руси заправляться быстро и дешево
В городе Комсомольске-на-Амуре топливные очереди

Первые же рабочие поездки врио губернатора Хабаровского края по региону показали, что одной из ключевых проблем жителей края стало дорогое автомобильное топливо. Жаловались люди на него Михаилу Дегтяреву практически в каждом населенном пункте, где он был. И это несмотря на то, что у нас работают два крупнейших нефтеперерабатывающих завода.
Причем один из них - в Комсомольске-на-Амуре, где совсем недавно случился локальный бензиновый кризис с длинными хвостами очередей на автозаправках. А на этой неделе на АЗС «Роснефть» стоимость основных видов топлива подскочила сразу на 25 копеек.
Понятны проблемы Верхнебуреинского района. Здесь из-за того, что автомобильного сообщения с территорией нет, а бензин и дизель доставляет по железной дороге лишь одна фирма, стоимость топлива реально высока.
В Ванинском районе так же - работает только одна компания, которая диктует монопольные цены. Рядом - Советская Гавань, ее жители тоже жалуются на высокие «монопольные» цены на топливо.
Но ведь в Комсомольске-на-Амуре свой нефтезавод и несколько сетей АЗС, в том числе независимые, что же там не ладно?

Очереди к пистолету

Предпоследний рост стоимости бензина на заправках Комсомольска-на-Амуре был в начале июля. А с начала года на «ННК» цены там поднимали три раза, на «Флагмане» и «Роснефти» бензин дорожал уже 5-6 раз.
Понятно почему, когда Михаил Дегтярев общался с судостроителями, заводчане АСЗ пожаловались на то, что стоимость бензина постоянно повышается, причем у всех продавцов одновременно. Комсомольчане считают, что конкуренция на этом рынке в регионе отсутствует. Врио пообещал разобраться.
- Передаю поручение своим сотрудникам с ФАС поработать, - сказал он. - ФАС - это дамоклов меч государства, чтобы прекращать, пресекать картельные сговоры. У меня есть вопросы по образованию этой цены в крае. Это картельный сговор. И есть инструменты у государства. Давайте мониторинг цен проводить. Возможно, общественники будут готовы этим заняться в Комсомольске. Где недоливают бензин? Контрольную закупку, в правоохранительные органы, копию мне, а я уже на контроль возьму. Будем наводить порядок.
А между тем на протяжении нескольких дней в Комсомольске на АСЗ «Флагман» случился дефицит бензина. Рядовые водители не могли залить в бак своего автомобиля ни 92-й, ни 95-й бензины. Эти самые популярные виды топлива были доступны лишь сотрудникам организаций с топливными картами. Для обычных комсомольчан - только дизельное топливо.
Автомобилисты, пытающиеся заправиться на «Флагмане», вынуждены были искать другие заправки. Но там встречали длинную очередь, что на «Роснефти», что на «ННК».
На заправке «Роснефти» на выезде из города стояли в очереди к колонкам по 30-40 минут. По словам сотрудников АЗС, такой ажиотаж у них наблюдался не один день. При этом здесь дефицита топлива нет. 

Оптом дороже?

Для справки: в городе Юности на топливном рынке основной поставщик топлива - Комсомольский НПЗ, принадлежащий «Роснефти», и работают три компании: АО «ННК-Востокнефтепродукт» (подразделение «Роснефти») и ПАО НК «Роснефть», плюс независимая компания - ООО «Флагман».
И вот с 13 по 15 августа ООО «Флагман» прекратил розничную реализацию бензина марок АИ‑92 и АИ‑95 на девяти своих автозаправочных станциях.
По информации ООО «Флагман», причина в том, что оптовая стоимость приобретения ГСМ превысила розничную.
Зато, как заявили на ПАО РН «Комсомольский НПЗ» и ООО «РН-Востокнефтепродукт», выпуск бензина, а также его отпуск через АЗС «Роснефть» шел и идет ежесуточно в плановом порядке без снижения объемов (видимо, там с оптово-розничными ценами все в порядке).
Но из-за остановки работы ООО «Флагман» 15 и 16 августа был повышен спрос на бензин и возникли очереди на многих заправках города. 17 августа ситуацию удалось стабилизировать.
И проблема эта не сугубо комсомольская. Скорее, затрагивает весь Дальний Восток. Например, на ООО «Октан», ООО «Бензо» - независимых компаниях АЗС Приморского края - также в этом году в рознице отсутствовал бензин марок АИ‑92 и АИ‑95.
Между прочим, в прошлом возникали ситуации, когда производители-продавцы топлива, связанные со своими АЗС сетями, недогружали АЗС «конкурентов» или предлагали им бензин по высоким нерентабельным на рынке ценам.
Что происходит сейчас, - сможет ответить, видимо, лишь УФАС после соответствующей проверки. Ее-то и инициировал Михаил Дегтярев.
- Комсомольский НПЗ отпускает ограниченное количество нефтепродуктов местному населению, - заявил он. - От этого цены растут, люди недовольны. Считаю, что это предмет встречи с руководством компании «Роснефть». Ну, если вы здесь работаете, мы вас уважаем, вы крупные налогоплатильщики, будьте любезны удовлетворить местный спрос. Чтобы автолюбители, чтобы наши крестьяне, чтобы все получали необходимое количество бензина, керосина и дизельного топлива. Это же нормальный процесс. Неужели для этого нужно вмешиваться власти, чтобы это отрегулировать?

А бензовоз и ныне там

Сейчас Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю проверяет обоснованность повышения цен на бензин в Верхнебуреинском и Ванинском районах.
«Поступило 12 жалоб от жителей Чегдомына и Верхнебуреинского района на повышение цен на бензин. Делаются запросы в топливные организации. Повышение цен выявлено и в Ванино, сотрудники УФАС также проверяют эту информацию», - сообщили в региональном УФАС.
Однако, как показывает практика, антимонопольщикам контролировать топливный рынок весьма проблематично.
Давайте вспомним.
В декабре 2017 года в региональном УФАС состоялось большое рабочее совещание по ситуации на рынках оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в Хабаровском крае с представителями АО «ННК-Хабаровскнефтепродукт», ООО «РН-Востокнефтепродукт» и независимых нефтетрейдеров ООО «Ресурс Нефть», ООО «Неман», ООО «Нефтеторг», ООО «Биксур».
По итогам совещания принято решение - «направить в Центральный аппарат ФАС России запроса о разъяснении применения антимонопольного законодательства в части взаимоотношений между предприятиями, входящими в вертикально интегрированные нефтекомпании, с независимыми нефтетрейдерами по поставкам нефтепродуктов».
Прошел год. В ноябре 2018 года состоялось новое большое рабочее совещания по ситуации на рынках оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в ДФО.
На нем Лунёв, руководитель Еврейского УФАС России, заявил, что цены мелкооптовой реализации ООО «РН-Востокнефтепродукт» и ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» выше, чем цены розничной реализации на АЗС этих компаний. И еще цены реализации нефтепродуктов на АЗС, расположенных в ЕАО, выше цен на АЗС, расположенных в городе Хабаровске и в Амурской области.
Дегодьев, руководитель Амурского УФАС России, добавил, что цены мелкооптовой реализации нефтяных компаний, входящих в структуру ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» и АО «Нефтегазхолдинг» в Амурской области, выше, чем цены розничной реализации на эти нефтепродукты на АЗС этих компаний. Что периодически возникает проблема нехватки моторного топлива для автомобилей органов внутренних дел, скорой помощи и других структур.
Белоглазов, руководитель Приморского УФАС России, заявил, что у них проблемы такие же, как в Амурской области и в ЕАО. Что из-за роста мелкооптовых цен отдельные независимые нефтетрейдеры вынуждены приостанавливать свою деятельность в связи с падением объемов реализации.
На это Стрельников, начальник управления по контролю за ценообразованием и торговой политике АО «Нефтегазхолдинг», пояснил, что объемов собственного производства нефтепродуктов на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе не хватает для обеспечения своих АЗС. Что цены реализации нефтепродуктов формируются по результатам биржевых торгов, на них влияют рост цен на нефть и снижение курса рубля.
По его словам, цены оптовой реализации являются одинаковыми как для сторонних покупателей, так и для собственных сбытовых компаний, в связи с чем отсутствует дискриминация независимых нефтетрейдеров.
Выслушали - решили: «принять к сведению информацию АО «Нефтегазхолдинг», ООО «РН-Востокнефтепродукт», рекомендовать им обеспечить бесперебойную реализацию нефтепродуктов на оптовом и розничном рынках и осуществлять взвешенную ценовую: политику, учитывающую экономические интересы покупателей и сбытовых компаний, входящих в структуру АО «Нефтегазхолдинг», ООО «РН-Востокнефтепродукт».

И в наши дни

Прошел еще почти год. В начале июля в Хабаровске впервые с марта на заправках «ННК-Хабаровскнефтепродукт» самый ходовой АИ‑92 подорожал сразу на 42 копейки.
- Естественные монополии, такие как «Роснефть», под постоянным вниманием федеральной антимонопольной службы. Они сейчас играют на бирже, той же СПбМТСБ, и цены в рознице объясняются ростом цен на бирже. Более того, эти компании еженедельно предоставляют отчет об изменении цен с обоснованием. Поэтому нарушений в подорожании бензина мы не видим, - заявила тогда руководитель УФАС по Хабаровскому краю Елена Клостер.
По ее словам, в обоснование цен в рознице включаются не только цены на оптовых рынках или на бирже, но и расходы компаний на модернизацию.
Тогда на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи цена на топливо за неделю трижды устанавливала новый рекорд. А в Федеральной антимонопольной службе заявили, что увеличение стоимости незначительно и связано с выходом страны из режима самоизоляции, - люди стали активнее пользоваться автомобилями.
- На короткий промежуток времени спрос сильно превысил предложение. Но в настоящее время он стабилизировался, - прокомментировал Армен Ханян, начальник управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС.
Прошло чуть больше месяца. На этой неделе автомобилисты Комсомольска, приехавшие заправиться на «Роснефть», были неприятно удивлены. Стоимость основных видов топлива подскочила сразу на 25 копеек. Теперь за литр 92-го придется заплатить не 44,65 рубля, а 44,90 руб., 95-й подорожал с 46,80 до 47,05 руб. за литр, а 98-й - с 47,45 до 47,70 руб. за литр. «Дизель» подрос в цене на 30 копеек - с 50,25 до 50,55 рубля за литр.
С начала года это уже шестое повышение цен на заправках «Роснефти» в городе Юности, до этого было в начале июля. Стоимость бензина на заправках «ННК» и «Флагман» пока осталась без изменений. Надолго ли?
Между тем в Хабаровске 24 августа средняя цена бензина АИ‑95 на АЗС составила 46,57 рубля, на АИ‑92 - 44,79 рубля.

Самое дешевое топливо

А вы знаете, что в регионах Крайнего Севера, а также в Москве и Санкт-Петербурге - самый доступный для россиян бензин, а меньше всего автомобильного топлива могут позволить себе жители Северного Кавказа. Об этом свидетельствуют данные исследования РИА Новости.
Рейтинг этот строится на основе ранжирования субъектов Российской Федерации по объему горючего АИ‑92, который может приобрести житель на среднюю в регионе зарплату. Доступный объем определялся путем деления среднемесячной зарплаты за вычетом НДФЛ за период с июня 2019 года по май 2020-го на местную цену бензина по состоянию на 27 июля 2020 года.
Пусть это и измерение, как принято говорить, средней температуры по больнице, но исследование показало, что в январе-июле 2000 г. цены на топливо в большинстве регионов страны повысились. При этом темпы роста и уровень цен, как и раньше, существенно различались. В среднем по России бензин марки АИ‑92 за семь месяцев 2020 г. подорожал на 1,9 процента, что примерно соответствует показателю прошлого года.
По данным Росстата, диапазон изменения цен на бензин в разных регионах с начала года по конец июля находился от минус 1,1 процента до плюс 6,2, а разница между максимальной (Чукотский АО) и минимальной (Челябинская область) ценой составляет более 40 процентов.
При этом эксперты отмечают, что цены на бензин не всегда говорят о большей или меньшей нагрузке на бюджет водителей, все дело в соотношении цены бензина к заработной плате населения. В целом розничный рынок бензина в текущем году стабилен, считают эксперты.
Лидирует в рейтинге доступности бензина среди российских регионов Ямало-Ненецкий автономный округ, его жители на среднюю зарплату могут приобрести 2160 литров автомобильного топлива в месяц по цене 41,7 рубля за литр. На втором месте Москва - столичные водители на среднюю месячную зарплату могут заправиться на 1939 литров бензина по цене 43,1 рубля за литр. Чукотский автономный округ занял третье место - 1727 литров по цене 56 рублей за литр.
Хабаровский край входит во вторую групп из 14 субъектов, где на среднюю заработную плату водители могут приобрести более тысячи литров 92-го. Среди них: Ненецкий автономный округ, Магаданская область, Сахалинская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Камчатский край, Санкт-Петербург, Мурманская область, Республика Саха (Якутия), Московская область, Республика Коми, Красноярский край, Тюменская и Архангельская область.
Как полагают эксперты, лидирующие позиции в рейтинге преимущественно заняли регионы Крайнего Севера, Москва и Санкт-Петербург из-за высоких зарплат в этих субъектах.

ПОдороже будет

А самую низкую доступность бензина для населения эксперты отмечают в республиках Северного Кавказа, где автомобилисты могут приобрести на свою зарплату в три-четыре раза меньше бензина, чем жители ЯНАО. Рейтинг замыкают Республика Дагестан (535 литров при цене 45,5 рубля за литр), Карачаево-Черкессия (550 литров при цене 44,3 рубля за литр) и Кабардино-Балкария (567 литров при цене 43,9 рубля за литр).
«Это объясняется не только ценами на бензин, которые во многих регионах Северного Кавказа выше среднероссийских, но и низкими зарплатами. В среднем по России значение доступности бензина марки АИ‑92 для населения составляет 987 литров, при этом в 68 регионах страны показатели ниже этого уровня», - отмечается в пояснительной записке к исследованию.
В замыкающую рейтинг десятку также вошли: Ивановская область (573 литра), Ингушетия (574), Чеченская Республика (584), Тамбовская область (586), Северная Осетия - Алания (587), Калмыкия (590) и Адыгея (594).
В общем, исследование показало большой разброс цен на автомобильное топливо в российских регионах - от 39,7 до 56 рублей за литр. Однако во многих регионах с высокой стоимостью бензина его доступность находится на высоком уровне.
«Бензин марки АИ‑92 в конце июля 2020 года стоил больше 46 рублей за литр в шести регионах, при этом во всех этих регионах на среднемесячную зарплату можно купить более тысячи литров бензина. Это Чукотский автономный округ (56 рублей за литр), Республика Саха (Якутия) (54,33), Магаданская область (51,34), Сахалинская область (49,50), Камчатский край (49,01), Ненецкий автономный округ (46,57)», - отмечают эксперты.
Помимо Челябинской области, еще в пяти регионах стоимость бензина была ниже 41 рубля за литр: Алтайский край, Томская область, Кемеровская область, Курганская область и Республика Алтай. В ряде регионов за семь месяцев 2020 г. цены на бензин выросли, наиболее существенно - более чем на 5 % - в Забайкальском крае и Сахалинской области. Снизились цены в Алтайском крае на 1,1 %, в Челябинской области на 1 % и в Республике Саха (Якутия) на 0,9 %.
Как отмечают эксперты, в связи с увеличением цен на Санкт-Петербургской бирже, что было обусловлено недостатком топлива из-за падения добычи нефти, в мае и июне на рынке чувствовалось «некоторое напряжение». После ослабления ограничений ОПЕК в августе добыча нефти в России стала расти.
Соответственно, предложение топлива на рынке увеличилось, биржевые цены стали падать, что позволит с небольшим временным лагом сократить темпы роста цен на бензин на розничном рынке.
В связи с этим эксперты ожидают, что рост цен на бензин в текущем году в целом по России существенно не превысит инфляцию и составит около 4 процентов. При этом в некоторых регионах возможны отклонения от среднероссийской динамики в связи со спецификой местных рынков.
Будет ли Хабаровский край в их числе?

Виктор ИЛИН.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу

23.04.2024 09:00
Пособия получат отцы



15.12.2023 01:01
Красная икра в ястыках подешевела на 750 рублей, но в рознице цена всё та же
Красная икра - символ дальневосточного благополучия. Цены на этот деликатес в последнее время в центре внимания жителей региона. Тем более что руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на Дальневосточном рыбопромысловом совете отметил, что лососевая путина в этом году не просто удачная, а вторая по объёму добычи за всё время наблюдений. И цена на красную икру в связи с возросшим предложением должна снизиться.
Однако реально цена на икру не снижается, а где-то даже немного поднялась. В чём причина, что влияет на формирование цены, корреспондент «Тихоокеанской звезды» разбиралась с председателем Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольгой Булковой.

01.12.2023 01:12
Новый закон запретит самовыгул собак в Хабаровском крае
На заседании комитета Законодательной Думы Хабаровского края депутаты поддержали ужесточение требований к содержанию и выгулу домашних животных.