Не чужие деньги: транспортная карта забуксовала в амбициях

31.01.2020 | Что происходит | 6м. 56 c. | 280
Не чужие деньги: транспортная карта забуксовала в амбициях
В большинстве хабаровских автобусов по-прежнему принимают к оплате только городские транспортные карты

Странным образом сложилось в краевой столице, что владельцы общественного транспорта считают перевозку пассажиров по социальным транспортным картам делом добровольным и необязательным. На прошлой неделе в Хабаровске состоялись два суда, которые должны поставить точку в спорах вокруг краевого закона. Есть надежда, что теперь его станут толковать однозначно: перевозчики обязаны возить льготников по СТК.
22 января Арбитражный суд Хабаровского края рассмотрел иск о признании недействительным конкурса по внедрению социальной транспортной карты в общественном транспорте.
В качестве ответчика - Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, реализующее краевой закон № 360 от 20 сентября 2018 года. А также московская фирма «Новое поколение», ставшая краевым оператором СТК по итогам открытого конкурса, которая использует разработки компании «Социальные системы» с обслуживанием в банке ВТБ.
В качестве истца - краевое УФАС, усмотревшее нарушения в проведении конкурса на краевого оператора. И предприниматели, проигравшие в конкурсе.
На стороне истца - муниципальное учреждение «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр» (сокращенно ХМНИЦ), которое отвечает за городскую безналичную систему расчета в общественном транспорте. Участвовали в судебном разбирательстве Сбербанк и платежная система «Золотая корона», по которой сейчас проходят безналичные расчеты в транспорте, а также представители мэрии Хабаровска и городских перевозчиков.

Проигравшие судятся

Предыстория: в УФАС обратились две хабаровские коммерческие компании, подававшие документы для участия в открытом конкурсе на краевого оператора. Причем одна из них не была допущена к конкурсу по причине налоговой задолженности, другая заявила более высокую стоимость проекта и потому проиграла.
Трижды комиссия УФАС собиралась для рассмотрения их жалоб. Наконец на третьем заседании, 21 октября 2019 года, приняла решение подать иск о признании конкурса недействительным в Арбитражный суд Хабаровского края.
Арбитражный суд заседал дважды. Сначала 15 января 2020 года - разбирательства длились в течение трех часов. Затем 22 января - еще три часа. Удивительным образом претензии истцов сводились даже не к самой процедуре конкурса, а к тому, что краевой оператор обещал интегрироваться в существующую городскую систему безналичной оплаты в Хабаровске, да так и не интегрировался.
Таким образом, по мнению истца, «Новое поколение» продемонстрировало свою «беспомощность» и «отсутствие опыта». А значит, надо признать конкурс недействительным и провести новый, с учетом ошибок, допущенных краевым оператором.
Но что в свое оправдание говорит ответчик? Кирилл Поздняков, исполнительный директор ООО «Проектно-производственное бюро «Новое поколение», утверждает, что все шаги, прописанные в конкурсной документации, они сделали. Но не могут добиться исполнения встречных обязательств от Сбербанка и «Золотой короны». Именно «Золотая корона» предоставила перевозчикам валидаторы в пользование, она и является правообладателем. При этом городским оператором является ХМНИЦ.
Сейчас «Новому поколению» нужна техническая документация, на основании которой можно разработать программный модуль. Затем передать «Золотой короне», которая встроит его в свою систему как часть целого. И тогда интеграция будет завершена.

Засекреченные валидаторы

Но на все запросы «Нового поколения» коллеги из «Золотой короны» отвечают: если они передадут требуемую техническую документацию на валидаторы, нарушится безопасность. И вообще, скорость работы устройства снизится из-за того, что оно долго будет переключаться с одного программного обеспечения на другое. Причем опытным путем данное утверждение не проверялось.
Вот если бы «Новое поколение» передало правила обработки социальной транспортной карты «Золотой короне»… Тогда бы точно всё состоялось. И опасения в том, будут ли тормозить от лишней нагрузки валидаторы, сразу отпадают. 
Почему краевой оператор не согласен с таким деловым подходом? Потому что, во‑первых, перед заказчиком отвечают они, а не «Золотая корона» и не ХМНИЦ. А во‑вторых, при таком раскладе за обслуживание карт «Новое поколение» должно будет платить «Золотой короне» в районе 3,5 процента. Однако сам краевой оператор по условиям конкурса имеет право на вознаграждение лишь 2,9 процента. То есть, приняв условия «коллег», будет нести убытки.
Любопытную мысль относительно интеграции на заседании Арбитражного суда высказал представитель Сбербанка. По его словам, «Новому поколению» не нужно запрашивать техническую документацию на валидаторы. Она есть в свободном доступе, и вообще можно было купить само устройство, «разобрать его и посмотреть, какой проводочек идет от платы к кнопочкам».
Но если все так просто, почему правообладатель засекречивает якобы общедоступные данные?
По словам Кирилла Позднякова, «мы можем полностью и сами разработать ТО, но тогда городская система не нужна будет». На интеграции в существующую систему настаивают как раз ХМНИЦ, мэрия и перевозчики.

Выпадающие доходы

Что касается самих социальных транспортных карт, ответчик рассказал, что их система была готова к 1 июня, когда планировалось запустить СТК в Хабаровске. И там, где не требуется интеграции в городскую систему, СТК работает. Один из городских перевозчиков так и поступил: заключил необходимый договор, оснастил автобусы дополнительными валидаторами и не испытывает трудностей в обслуживании пассажиров.
Увы, другие не спешат выполнять краевой закон. И довод, которым они оперируют более полугода: обслуживание пассажиров по социальным транспортным картам приведет к убыткам, «ведь на самой карте нет денег».
Да, действительно, СТК не содержит денег, это лишь система учета поездок. Деньги, в качестве субсидии, перечисляются перевозчикам из краевой казны.
- Те перевозчики, которые хотят получать возмещение недополученных доходов, обращаются в наше министерство, заключают соглашения и получают 100% возмещения своих затрат, - рассказал Максим Апёнышев, начальник управления правовой, кадровой и организационной работы министерства социальной защиты населения Хабаровского края.
Более того, перевозчики имеют право не только на 100%-ную субсидию выпадающих доходов в связи с перевозкой льготников, но и на 100%-ную компенсацию тех самых 2,9%, которые они должны отчислять краевому оператору.
Норма введена с 1 сентября 2019 года Постановлением губернатора Хабаровского края № 343-пр «О внесении изменений в отдельные постановления правительства Хабаровского края», в котором говорится, что «к направлению субсидии на возмещение недополученных доходов (оплата проезда) добавляются затраты, связанные с предоставлением проезда», - это и есть оплата услуг оператору.
Между прочим, городскому оператору перевозчики платят из своего кармана, и вопросов не возникает. А вот решение губернатора о компенсации за перевозку льготников им почему-то кажется неубедительным.

К вопросу о конкуренции

Представитель минсоцзащиты Максим Апёнышев предполагает, что «в завершении интеграции не заинтересован правообладатель действующей городской системы. Однако вполне возможно, что если бы выиграл другой оператор, и договоренности были бы другими».
Высказался Максим Апёнышев и по поводу «ограничения конкуренции», в чем истец неоднократно обвинял краевого оператора на заседании арбитражного суда.
Как раз в муниципальном правовом акте на организацию пассажирских перевозок и содержится условие, что перевозчик способен работать с электронными системами оплаты. Это добровольно, но желательно, так как влияет на участие в конкурсе на перевозку пассажиров. То есть не будет оснащен автобус валидатором, и его владелец в городском конкурсе может оказаться аутсайдером. И это несмотря на то, что пассажир волен расплачиваться как картой, так и наличными.
- Но почему же тогда в положении о городском конкурсе не содержится условие, что законом Хабаровского края установлена обязанность на перевозку по социальным картам? Выходит, город Хабаровск не обязан подчиняться законам Хабаровского края? - спросил специалист минсоцзащиты. Но не получил прямого ответа.
- Поэтому перевозчики и не хотят заключать договоры с «Новым поколением». Потому что они вслед за мэрией Хабаровска считают, что не обязаны выполнять закон Хабаровского края, - прокомментировала юрист со стороны ответчика Анна Ширяева. - Однако это противоречит не только региональным законам, но и Конституции Российской Федерации.
«Новое поколение» свои обязательства выполнило полностью, «дальнейшее зависит от волеизъявления ХМНИЦ и «Золотой короны». Но поскольку этого волеизъявления не наблюдается, «именно «Золотая корона» своими действиями ограничивает возможности конкуренции», считает юрист. 
- Соцзащита готова передать всю информацию в ХМНИЦ, но ХМНИЦ - не правообладатель. А «Золотая корона» - не оператор. С кем согласовывать?! До сих пор не получено ни одного достоверного ответа на вопросы края. ХМНИЦ на данный момент единственный оператор, и он не имеет права навязывать свои условия. Но городская администрация считает, что министерство социальной защиты виновато уже в том, что предусмотрело интеграцию, - подчеркивает абсурдность претензий Максим Апёнышев.
После трехчасовых прений, рассмотрев доводы сторон, 22 января сего года Арбитражный суд Хабаровского края в иске УФАС отказал. Таким образом, конкурс на определение регионального оператора по работе с социальной транспортной картой признан действительным. Решение вступит в силу через 30 дней. Но у истца есть право обжаловать его.

Законы надо соблюдать

Буквально на следующий день, 23 января, Индустриальный районный суд рассмотрел дело по иску хабаровчанина Дениса Наседкина к МУП г. Хабаровска «Городской электрический транспорт».
Истец приобрел социальную транспортную карту, потому что посчитал выгодной для себя. Но не смог ею оплатить проезд в автобусе маршрута № 34, так как кондуктор отказался принимать карту и потребовал: «Либо плати, либо выходи». Хабаровчанин оплатил проезд наличными, а потом обратился в суд.
И суд встал на сторону пассажира - обязал МУП «Городской электрический транспорт» предоставить истцу льготный проезд. То есть - соблюсти закон Хабаровского края. Решение вступит в силу через 10 дней. Выходит, исполнение закона зависит еще и от активности самих граждан?
Между тем еще в октябре губернатор Сергей Фургал в одном из своих выступлений говорил, что социальная транспортная карта введена в действие законом Хабаровского края. И, нравится - не нравится, закон надо исполнять.
- Есть предупреждение краевой прокуратуры, вынесенное перевозчикам. За неисполнение закона следует ответственность, вплоть до уголовной, - сказал тогда губернатор и пообещал «подключить эти рычаги, если кто-то будет ставить свои узкие интересы выше интересов общества».
Но пока законодательная норма и те, кто прилагает усилия к ее внедрению, встречают лишь противодействие со стороны «коллег» от ХМНИЦ и «Золотой короны». Бизнес есть бизнес. На кону - 116 млн рублей, предусмотренных на субсидии перевозчикам в 2020 году. Вот только почему сами перевозчики от них отказываются - непонятно. Может, потому, что им, чтобы работать, надо еще в городском конкурсе победить?

Ольга СОКОЛОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу



15.12.2023 01:01
Красная икра в ястыках подешевела на 750 рублей, но в рознице цена всё та же
Красная икра - символ дальневосточного благополучия. Цены на этот деликатес в последнее время в центре внимания жителей региона. Тем более что руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на Дальневосточном рыбопромысловом совете отметил, что лососевая путина в этом году не просто удачная, а вторая по объёму добычи за всё время наблюдений. И цена на красную икру в связи с возросшим предложением должна снизиться.
Однако реально цена на икру не снижается, а где-то даже немного поднялась. В чём причина, что влияет на формирование цены, корреспондент «Тихоокеанской звезды» разбиралась с председателем Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольгой Булковой.

01.12.2023 01:12
Новый закон запретит самовыгул собак в Хабаровском крае
На заседании комитета Законодательной Думы Хабаровского края депутаты поддержали ужесточение требований к содержанию и выгулу домашних животных.