Обременительные «северные льготы» работодатели решили облегчить

Обременительные «северные льготы» работодатели решили облегчить
Сергей Степанов: «Многие «северные льготы» могут стать предметом трудового договора»

Изменить законодательство, регулирующее предоставление льгот и преференций работникам северных территорий, предлагает Союз работодателей Хабаровского края.
На днях на расширенном заседании президиума организации принята резолюция, содержащая детальные предложения по снижению нагрузки на предприятия, работающие в «северной зоне», поскольку «северные» ведут к их неконкурентоспособности по сравнению с иными регионами страны, а также с бюджетными организациями внутри территории. В пилотном режиме применить новую концепцию предлагается в Комсомольске-на-Амуре.
В выработке позиции участвовали не только члены Союза работодателей, но и представители правительства края, Законодательной думы Хабаровского края, профсоюзов, уполномоченный по правам предпринимателей в Хабаровском крае, заместитель председателя Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата края.
Подробности «Тихоокеанской звезде» рассказал заместитель председателя правления Союза работодателей края, директор строительной компании «Лунный свет» Сергей Степанов.
- Сергей Владимирович, проблема северных льгот существует уже не первый год. Почему именно сейчас союз обратил на неё столь пристальное внимание?
- С этим вопросом к нам обращались многие члены Союза работодателей - компании, в том числе крупные, которые ведут свою деятельность на северных территориях. В частности подразделения РЖД, Комсомольский-на-Амуре авиастроительный завод (КнААЗ). К нам обратились и профсоюзы, которые обеспокоены ситуацией. Они хотели бы понимать, как будет решаться проблема, им задают вопросы. На уровне уполномоченных по правам предпринимателей вопрос о «северных» ставится как одна из существенных проблем бизнеса. Серьёзным импульсом стало изменение законодательства о МРОТ (минимальный размер оплаты труда), которое сопряжено с северными коэффициентами.
Кроме того, президент РФ Владимир Путин недавно озвучил, что проблема существует, и надо найти оптимальный баланс интересов работодателей, работников и государства. Правительству было предложено до 16 апреля внести свои предложения по решению этого вопроса. В этот же день, 16 апреля, в Архангельске состоится заседание комитета Государственной думы РФ, в конце месяца вопрос рассмотрит РСПП и, наконец, 7 июня в Хабаровске планируется «Северная конференция» по тому же вопросу.
Все понимают, что если позиция будет консолидированной от всего Дальнего Востока, она будет быстрее услышана. И будут приняты качественные решения по решению вопроса. Наши предложения поддерживают субъекты ДФО.
- В чём суть предложений союза и объединений края?
- Мы предлагаем провести инвентаризацию законодательства, регулирующего вопросы применения районных коэффициентов и процентных надбавок, гарантий и компенсаций работникам, и внести ряд изменений, которые дадут возможность работодателям качественно планировать свои бюджеты и позволят устранить злоупотребления со стороны недобросовестных работников.
Первый блок касается изменения компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Мы предлагаем законодательно установить максимальный размер компенсаций на одного человека, в зависимости от минимального размера оплаты труда (МРОТ). При этом субъект РФ вправе увеличить сумму компенсации за счёт средств регионального бюджета, орган местного самоуправления за счёт средств местного бюджета, организации внебюджетной сферы - за счёт средств работодателя.
Главное, это должна быть фиксированная сумма. Когда эти нормы разрабатывались, ещё при социализме, билет стоил одинаково, независимо от времени года и других моментов. Сегодня ситуация такова: кто-то может купить субсидированные билеты и полететь в отпуск недорого, а кто-то приходит в последний момент и покупает билеты по полной стоимости, предъявляя их к оплате работодателю. Мы считаем, что транслировать старое законодательство на сегодняшнюю ситуацию в принципе неправильно. В нём есть пункт о компенсации отправки контейнера в западную часть страны. Сегодня, наоборот, надо компенсировать отправку контейнера к дальневосточному или северному месту работы. Мотивировать людей приезжать, а не уезжать.
Мы считаем нужным отменить компенсации по переезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства. Или установить максимальный размер на эти расходы по типу компенсации расходов по отпуску.
Что касается ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, мы считаем необходимым предоставить право решать этот вопрос работодателю и работнику при заключении трудового соглашения (договора). Либо это будет большая зарплата, но без дополнительного отпуска, либо меньшая зарплата, но с дополнительным северным отпуском. То есть вопрос предоставления северного отпуска сделать предметом трудового соглашения.
Предоставление дополнительного выходного дня для одного из родителей или сокращённой рабочей недели для женщин, имеющих ребёнка в возрасте до 16 лет, тоже сделать предметом трудового договора.
Самый сложный блок - это районные коэффициенты и надбавки. Все понимают, что переложить всю систему льгот и компенсаций на бюджет невозможно. Он «не резиновый». Но мы предлагаем проработать механизм компенсации затрат работодателей всех форм собственности на выплату районного коэффициента и процентных надбавок из федерального бюджета.
Как вариант, можно установить пониженный НДФЛ (налог на доходы физических лиц) для работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Либо исключить из обложения налогом на доходы физлиц суммы начислений районных коэффициентов и северной надбавки. Это компромиссный вариант, не предполагающий прямых бюджетных вливаний. Но он сократит нагрузку на предприятие, которое платит за работника НДФЛ.
А попробовать внедрить новую схему в качестве «пилотного» проекта мы предлагаем в Комсомольске-на-Амуре. В финансово-экономическом обосновании «пилотного» проекты можно рассчитать срок его окупаемости, исходя из того, что новая система приведёт к выходу из «тени» части бизнеса, легализации трудовых отношений, увеличению покупательной способности населения, закреплению трудоспособного населения на Дальнем Востоке.
Мы считаем крайне важным обратить внимание на решения о повышении МРОТ для северян. В частности на решение Конституционного суда о применении к МРОТ территориальных «северных» надбавок фактически установило дифференцированный МРОТ в рамках одного субъекта федерации. При этом «минималка» в северных районах иной раз в 1,5-2 раза превышает официальный прожиточный минимум в субъекте.
По МРОТ с поправкой на северные территории мы предлагаем решить вопрос на уровне трёхстороннего соглашения (работодатель, профсоюзы, правительство). В этом варианте можно найти мягкие проходные решения, защищая права граждан, но не разрушая всю бюджетную систему и не ломая экономику предприятий. Потому что сейчас новый подход может привести к тому, что специалисты с высшим образованием, опытом, квалификацией, которые «стоят» дороже низкоквалифицированных работников, будут оплачиваться на уровне низового звена. Придём, с одной стороны, к уравниловке, с другой - к неконкурентоспособности наших «северных» предприятий. А главный тезис, прозвучавший недавно на Госсовете, что условия работы в стране должны быть едиными и конкуренция равной и честной.
- Когда вводились все эти северные льготы, было мнение, что бизнес, предприятия смогут придумать, как их обойти. Скажем, заключать трудовые соглашения менее чем на два года или вовсе не заключать, уходя в «тень»…
- Оказалось, что бизнес хочет не просто выживать, обходя закон, а долгосрочно спокойно работать. Никто не хочет чувствовать себя в «серой» зоне. Предприниматель хочет сам себя уважать и чтобы окружающие его уважали. Гораздо проще принять другое решение - поменять место ведения деятельности. Но серьёзные предприятия не способны к такому манёвру. То же самолётостроение.
- Поэтому в качестве пилотного для выполнения всего набора предложений предлагается город Комсомольск-на-Амуре?
- Это город, который в полном объёме несёт на себе нагрузку «северных льгот». Это достаточно компактная территория, на примере которой можно проверить расчёты специалистов и гипотезу о том, что при выполнении предложенного плана изменений не произойдёт прямых потерь бюджета. Город вполне прозрачен. Кроме того, обидно будет при таком беспрецедентном внимании со стороны президента страны, желания развить город, потерять темпы, потерять бизнес, людей на территории.
- Каким образом позиция Хабаровского края будет доведена до вышестоящих инстанций?
- Мы уже направили эти предложения на имя председателя РСПП Александра Шохина. Уполномоченный по правам предпринимателей Хабаровского края Олег Герасимов, как координатор от уполномоченных по всему Дальнему Востоку, озвучит их на заседании комитета Госдумы в Архангельске. Думаю, наша позиция будет услышана.
Беседовала
Раиса ПАЛЕЙ.

Автор: Раиса ПАЛЕЙ


Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

25.05.2018 11:12
Хабаровск отмечает юбилей - 160 лет со дня основания

25.05.2018 11:11
С первого дня на форуме деловой настрой

25.05.2018 11:11
Болеть - дело политически важное

25.05.2018 11:05
Двести пятерок станут билетом в Крым

25.05.2018 10:23
Очередной котлоагрегатХабаровской ТЭЦ-1 переведут на природный газ



22.05.2018 09:24
Онлайн-кассы идут в массы
С 1 июля прошлого года обязанность использовать онлайн-ККТ наступила у налогоплательщиков, применяющих общую и упрощенную систему налогообложения (ОСНО и УСНО).

19.05.2018 08:13
Города разные, а проблемы у них одинаковые
Представители 24 городов приняли участие в конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов


Вы поддерживаете увеличение пенсионного возраста?




07.05.2018 12:11
Первомай 2018
DSC05705.JPG DSC05688.JPG
 
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика