После ремонта на хабаровских дорогах находят не только трещины
12.11.2021
874

В селе Казакевичево и Осиновая Речка общественники проверили ремонт дорог (на фото слева). Нашли недочеты. Свои замечания передали подрядчикам. А так выглядит улица Вяземская в Хабаровске… после ремонта (на фото справа)
В министерство транспорта правительства Хабаровского края периодически поступают обращения от жителей, которые недовольны результатами ремонта дороги. Чаще всего это - недоделки, которые оставил после себя подрядчик.
Если дорога ремонтировалась в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), она попадает под двойной контроль - общественный и государственный.
Например, улице Истомина в Хабаровске повезло с программой БКД в 2020 году. А уже в нынешнем пришли нарекания к подрядчику по качеству ремонта.
В общественную организацию - Фонд развития инициатив «Дороги без опасности» - пришло обращение (к которому приложен список подписавшихся) от товарищества собственников жилья «Амурский монолит».
Люди, проживающие в ближайших домах на улице Истомина и Уссурийском бульваре, оказались недовольны качеством ремонта.
Национальный проект БКД реализуется в Хабаровском крае с 2019 года. За эти несколько лет в населенных пунктах региона отремонтировано более 520 км дорог.
Однако, как показывает практика, некоторые объекты автодорожной инфраструктуры вновь приходят в ненормативное состояние уже через год-два после сделанного на них ремонта.
Вот тут-то и вступает в действие общественный контроль: сегодня многие люди не молчат, глядя на треснувший асфальт «свежих» автотрасс, они пишут, звонят, обращают внимание власти на явный брак подрядчика.
В случае, если обращение подтверждается специалистами (ремонт действительно не выдержал гарантийных по обязательствам сроков, которые могут составлять до пяти лет в зависимости от условий контракта), подрядчику выносится замечание о необходимости устранения нарушений или недоделок за собственный счет.
В случае неисполнения подрядная компания рискует попасть в реестр недобросовестных.
При этом еще в 2019 году на встрече в Казани с представителями Общественного народного фронта и другими активистами президент РФ Владимир Путин поставил задачу для более широкого привлечения к контролю за выполнением нацпроекта инициативных граждан, общественников.
Тем не менее в настоящее время на федеральном уровне до конца не разработан нормативный документ, в котором был бы прописан четкий механизм участия общественников в проверочных мероприятиях дорожной деятельности.
Хотя это помогло бы им влиять в рамках закона на дальнейшее развитие событий в случае выявления недоброкачественной работы подрядчиков.
Тем не менее общественники из разных организаций Хабаровского края регулярно входят в комиссии по обследованию дорожных объектов наряду со специалистами и экспертами, представителями администрации, думы, общественной палаты и других структур.
«После проведения в 2020 году ремонта дороги (подразумевающего соответствие отремонтированного объекта всем требованиям по условиям безопасности движения и качеству выполненных работ, а также требованиям нормативно-технической документации) на ее отдельных участках уровень безопасности движения не повысился, а снизился», - заявили в своем письме участники ТСЖ «Амурский монолит».
Жители жалуются, что асфальтобетонное покрытие не везде ровное и качественное. Укладка асфальта произведена так, что спустя всего девять месяцев он начал тотально шелушиться на поверхности.
А на некоторых участках на боковых кромках его легко можно просто «подцепить» лопатой, что свидетельствует о недостаточном уплотнении слоев.
Перед укладкой асфальтобетона, по словам жителей, здесь не восстановили и не подняли на необходимую высоту бордюрный камень. Поэтому даже при небольшом дожде вода заливает прилегающий тротуар, фундаменты зданий и придомовые территории.
На середине участка не подняты колодцы. В результате их крышки оказались ниже асфальтобетонного покрытия, что создает неудобства как водителям транспортных средств, так и жителям домов, вынужденных ежедневно слушать грохот люков, когда по ним проезжают колеса.
Комиссия составила ведомость всех этих дефектов. Работа с подрядчиком по устранению началась. Но, увы, это не единичный случай. Есть в Хабаровске и еще несколько объектов улично-дорожной сети, к недавнему ремонту которых нашлись у комиссии замечания.
Не совсем качественный ремонт делается не только по проекту БКД, но и по другим программам. Например, в 2020 году на пересечении переулка Промышленного и улицы Промышленной проводился ямочный ремонт, от которого сейчас не осталось и следа. В районе пешеходного перехода в переулке Краснодарском, 35 отсутствует дорожная разметка (зебра).
В 2019 году был проведен ремонт участков дорог, к некоторым из которых сегодня также возникают замечания у общественников.
Как пример - улица Вяземская (от улицы Сигнальной до Большой), улица Джамбула (от Амурского бульвара до улицы Тихоокеанской) и улица Знамёнщикова (от дома № 27 до переулка Свободного).
- В ходе обследования улицы Вяземской комиссией установлено несоответствие участка дороги, - рассказал исполнительный директор Фонда развития инициатив «Дороги без опасности» Константин Зельцер. - Там, например, мы обнаружили продольные и поперечные трещины, а также колейность покрытия в отдельных местах на протяжении всего участка.
Кроме того, члены комиссии обнаружили здесь же просадку дорожной одежды в районе дома № 8 на колодце, большую выбоину рядом с колодцем у дома № 12 (глубиной до 15 см).
При обследовании улицы Знамёнщикова от дома № 27 до переулка Свободного также зафиксированы недочеты. В частности, подрядчик, по мнению комиссии, некачественно выполнил заделку отверстий вырубок асфальтобетона после отбора проб.
Множество замечаний у комиссии возникло и в отношении участка улицы Шелеста (от Поселковой до Воронежской), отремонтированного в 2020 году в рамках НП БКД. Так, в районе дома № 73 морозом выдавило люк колодца. Этот дефект приводит к разрушению асфальтобетонного покрытия, а значит, снова нужны ремонтные работы.
- На отдельных участках здесь видно невооруженным глазом разрушение асфальтобетонного покрытия, - говорит Константин Зельцер. - А это может быть связано с нарушением технологии производства работ (недоуплотнения асфальтобетона), низким качеством асфальтобетонной смеси и отсутствием строительного контроля подрядной организации.
Эти дефекты приведут к преждевременному разрушению асфальтобетонного покрытия дороги. То есть грозят новыми ремонтами.
А на отдельных участках тротуара этой же дороги разрушается бордюрный камень, что может быть связано прежде всего с некачественным его изготовлением и применением мелкозернистой асфальтобетонной смеси.
В аналогичном состоянии находилось и большинство бордюров вдоль самого дорожного полотна. Однако его «залатали».
Насколько качественно прошли эти восстановительные работы, можно будет сказать через 6-12 месяцев при повторном обследовании.
- Итог этого мониторинга, - считает Константин Зельцер, - выявили две основные типовые проблемы, кардинально влияющие на качество работ, которые должны обеспечить безопасность дорог и полноценный срок их нормативной службы.
Во-первых, нарушение нормативов планирования работ: игнорирование диагностики и паспортизации объектов, учета восстановительных работ.
Во-вторых, игнорирование основных параметров и характеристик фактического транспортно-эксплуатационного состояния планируемых к восстановлению дорог.
А следовательно, не принимаются технические решения, которые позволили бы устранить выявленные на этапе диагностики проблемы и привести дорогу реально в нормативное состояние.
Отсюда, очевидно, следует вывод: усилить общественный и государственный контроль за ремонтом дорог нужно не только на этапе сдачи в эксплуатацию и после, но и в процессе самих работ.
Если «поймать» подрядчика, экономящего на качестве, сразу, это дешевле обойдется и ему, и бюджету. А дороги после ремонта ровнее будут.
Если дорога ремонтировалась в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), она попадает под двойной контроль - общественный и государственный.
Например, улице Истомина в Хабаровске повезло с программой БКД в 2020 году. А уже в нынешнем пришли нарекания к подрядчику по качеству ремонта.
В общественную организацию - Фонд развития инициатив «Дороги без опасности» - пришло обращение (к которому приложен список подписавшихся) от товарищества собственников жилья «Амурский монолит».
Люди, проживающие в ближайших домах на улице Истомина и Уссурийском бульваре, оказались недовольны качеством ремонта.
Контроль без норм
Национальный проект БКД реализуется в Хабаровском крае с 2019 года. За эти несколько лет в населенных пунктах региона отремонтировано более 520 км дорог.
Однако, как показывает практика, некоторые объекты автодорожной инфраструктуры вновь приходят в ненормативное состояние уже через год-два после сделанного на них ремонта.
Вот тут-то и вступает в действие общественный контроль: сегодня многие люди не молчат, глядя на треснувший асфальт «свежих» автотрасс, они пишут, звонят, обращают внимание власти на явный брак подрядчика.
В случае, если обращение подтверждается специалистами (ремонт действительно не выдержал гарантийных по обязательствам сроков, которые могут составлять до пяти лет в зависимости от условий контракта), подрядчику выносится замечание о необходимости устранения нарушений или недоделок за собственный счет.
В случае неисполнения подрядная компания рискует попасть в реестр недобросовестных.
При этом еще в 2019 году на встрече в Казани с представителями Общественного народного фронта и другими активистами президент РФ Владимир Путин поставил задачу для более широкого привлечения к контролю за выполнением нацпроекта инициативных граждан, общественников.
Тем не менее в настоящее время на федеральном уровне до конца не разработан нормативный документ, в котором был бы прописан четкий механизм участия общественников в проверочных мероприятиях дорожной деятельности.
Хотя это помогло бы им влиять в рамках закона на дальнейшее развитие событий в случае выявления недоброкачественной работы подрядчиков.
Тем не менее общественники из разных организаций Хабаровского края регулярно входят в комиссии по обследованию дорожных объектов наряду со специалистами и экспертами, представителями администрации, думы, общественной палаты и других структур.
Под грохот люков
«После проведения в 2020 году ремонта дороги (подразумевающего соответствие отремонтированного объекта всем требованиям по условиям безопасности движения и качеству выполненных работ, а также требованиям нормативно-технической документации) на ее отдельных участках уровень безопасности движения не повысился, а снизился», - заявили в своем письме участники ТСЖ «Амурский монолит».
Жители жалуются, что асфальтобетонное покрытие не везде ровное и качественное. Укладка асфальта произведена так, что спустя всего девять месяцев он начал тотально шелушиться на поверхности.
А на некоторых участках на боковых кромках его легко можно просто «подцепить» лопатой, что свидетельствует о недостаточном уплотнении слоев.
Перед укладкой асфальтобетона, по словам жителей, здесь не восстановили и не подняли на необходимую высоту бордюрный камень. Поэтому даже при небольшом дожде вода заливает прилегающий тротуар, фундаменты зданий и придомовые территории.
На середине участка не подняты колодцы. В результате их крышки оказались ниже асфальтобетонного покрытия, что создает неудобства как водителям транспортных средств, так и жителям домов, вынужденных ежедневно слушать грохот люков, когда по ним проезжают колеса.
Комиссия составила ведомость всех этих дефектов. Работа с подрядчиком по устранению началась. Но, увы, это не единичный случай. Есть в Хабаровске и еще несколько объектов улично-дорожной сети, к недавнему ремонту которых нашлись у комиссии замечания.
Не совсем качественный ремонт делается не только по проекту БКД, но и по другим программам. Например, в 2020 году на пересечении переулка Промышленного и улицы Промышленной проводился ямочный ремонт, от которого сейчас не осталось и следа. В районе пешеходного перехода в переулке Краснодарском, 35 отсутствует дорожная разметка (зебра).
В 2019 году был проведен ремонт участков дорог, к некоторым из которых сегодня также возникают замечания у общественников.
Как пример - улица Вяземская (от улицы Сигнальной до Большой), улица Джамбула (от Амурского бульвара до улицы Тихоокеанской) и улица Знамёнщикова (от дома № 27 до переулка Свободного).
- В ходе обследования улицы Вяземской комиссией установлено несоответствие участка дороги, - рассказал исполнительный директор Фонда развития инициатив «Дороги без опасности» Константин Зельцер. - Там, например, мы обнаружили продольные и поперечные трещины, а также колейность покрытия в отдельных местах на протяжении всего участка.
Кроме того, члены комиссии обнаружили здесь же просадку дорожной одежды в районе дома № 8 на колодце, большую выбоину рядом с колодцем у дома № 12 (глубиной до 15 см).
Дефекты материалов
При обследовании улицы Знамёнщикова от дома № 27 до переулка Свободного также зафиксированы недочеты. В частности, подрядчик, по мнению комиссии, некачественно выполнил заделку отверстий вырубок асфальтобетона после отбора проб.
Множество замечаний у комиссии возникло и в отношении участка улицы Шелеста (от Поселковой до Воронежской), отремонтированного в 2020 году в рамках НП БКД. Так, в районе дома № 73 морозом выдавило люк колодца. Этот дефект приводит к разрушению асфальтобетонного покрытия, а значит, снова нужны ремонтные работы.
- На отдельных участках здесь видно невооруженным глазом разрушение асфальтобетонного покрытия, - говорит Константин Зельцер. - А это может быть связано с нарушением технологии производства работ (недоуплотнения асфальтобетона), низким качеством асфальтобетонной смеси и отсутствием строительного контроля подрядной организации.
Эти дефекты приведут к преждевременному разрушению асфальтобетонного покрытия дороги. То есть грозят новыми ремонтами.
А на отдельных участках тротуара этой же дороги разрушается бордюрный камень, что может быть связано прежде всего с некачественным его изготовлением и применением мелкозернистой асфальтобетонной смеси.
В аналогичном состоянии находилось и большинство бордюров вдоль самого дорожного полотна. Однако его «залатали».
Насколько качественно прошли эти восстановительные работы, можно будет сказать через 6-12 месяцев при повторном обследовании.
- Итог этого мониторинга, - считает Константин Зельцер, - выявили две основные типовые проблемы, кардинально влияющие на качество работ, которые должны обеспечить безопасность дорог и полноценный срок их нормативной службы.
Во-первых, нарушение нормативов планирования работ: игнорирование диагностики и паспортизации объектов, учета восстановительных работ.
Во-вторых, игнорирование основных параметров и характеристик фактического транспортно-эксплуатационного состояния планируемых к восстановлению дорог.
А следовательно, не принимаются технические решения, которые позволили бы устранить выявленные на этапе диагностики проблемы и привести дорогу реально в нормативное состояние.
Отсюда, очевидно, следует вывод: усилить общественный и государственный контроль за ремонтом дорог нужно не только на этапе сдачи в эксплуатацию и после, но и в процессе самих работ.
Если «поймать» подрядчика, экономящего на качестве, сразу, это дешевле обойдется и ему, и бюджету. А дороги после ремонта ровнее будут.