Он ненавидел стереотипное мышление

11.06.2021 | Чтобы помнили | 2м. 49 c. | 55
Он ненавидел стереотипное мышление
Владимир Бабуров и Анастасия Номар были красивой парой
Он ненавидел стереотипное мышление
В этой уютной мастерской вполне можно сделать мини-музей

Подумать только, как быстро летит время. Казалось, еще совсем недавно мы сидели с Владимиром Бабуровым в его уютной мастерской, где всегда вкусно пахло свежим кофе, и неспешно беседовали о том, о сем. Интеллигентнейший, экстравагантный мужчина, профессионал своего дела, великолепный рассказчик, он вовсе не тянул на свои семьдесят с хвостиком, был полон сил. Однако уже полгода как Владимира Филипповича нет. И, честно говоря, до сих пор в это не верится.

Бывая в мастерской у мэтра, у меня невольно складывалось впечатление, что я словно попал в музей. Всюду картины, уникальные фотографии, бюсты известных личностей. Как живые смотрят на тебя Антон Чехов, Геннадий Невельской, Владимир Арсеньев, Святослав Фёдоров, Всеволод Сысоев и даже Сергей Шойгу…

Мечта сделать музей в мастерской

За полгода здесь мало что изменилось. Хотя, нет, изменилось. Муза скульптора - очаровательная Настя, которая во многом благодаря своему учителю и мужу стала мастером ювелирного искусства, затеяла в мастерской генеральную уборку.

- Уборка - грандиозное дело, - улыбается Анастасия. - Сложное, но очень интересное. Особенно, когда видишь результат. Многие работы Владимира Филипповича нахожу под завалами и словно заново с ними знакомлюсь. Понимаете, есть гармония - она к определенному времени относится. Время проходит - и гармония меняется. Есть вещи, которые просто устарели: старые шкафы, шифоньеры, столы… Они нефункциональные, а при этом столько места занимают. Вот от них я избавляюсь, а все ценное на месте.

Действительно, мастерская стала просторнее, светлее, уютнее. Хотя работы здесь еще, по мнению ее хозяйки, не початый край. Ведь планы у Насти, как выяснилось, грандиозные.

- Сейчас главное привести все в порядок, - продолжает девушка. - Многие экспонаты нужно реставрировать, покрасить. Все расставить по местам. Освободить пространство от ненужных вещей. И тогда здесь можно устроить что-то вроде мини-музея. Пока, конечно, это фантазии. Но почему бы и нет?

А что, мысль, думается, здравая. Ведь каждая из работ Бабурова по-своему уникальная. Но кто видит все это? Только узкий круг людей. А хочется, чтобы это было народным достоянием. Для кого, в конце концов, Владимир Филиппович создавал тех же Арсеньева, Сысоева и Дерсу Узала?

Правильно - для нас с вами. И если памятник Николаю Задорнову (это тоже, кто не знает, дело рук Бабурова) на набережной может увидеть каждый, то как быть другим персонажам мастера? Поэтому такой вот мини-музей был бы очень кстати.

- Могли бы сюда приходить люди небольшими группами, я бы что-то рассказывала, - продолжает Настя делиться планами. - Считаю, что это намного эффективнее, чем, скажем, выставка в музее. Хлопот много, а где выхлоп? А здесь было бы реально интересно - музей в мастерской. Правда, звучит?

Выставка - дело хлопотное

Анастасия вспоминает, как в свое время они с супругом возили некоторые работы на выставку. Но тогда у них была машина. Да и то было очень тяжело. К тому же некоторые бюсты падали, что-то раскалывалось.

- Посмотрите на работы, - Настя обводит руками мастерскую. - Это все нетранспортабельное. Взять и перенести громоздкие экспонаты в какой-нибудь музей не реально. Легче здесь все сделать. К тому же выставка длится недели две-три. А дальше придется опять везти все обратно.
Анастасия не зря завела разговор на эту тему. В августе Владимиру Бабурову исполнилось бы 75 лет, и кое-кто из коллег интересуется: не планируется ли, дескать, по этому поводу выставка.

- Как вы это себе представляете! - восклицает она. - Я хрупкая женщина. К тому же в Хабаровске, по сути, нет залов, где были бы условия для таких выставок. У каждой работы должна быть своя подставка. Причем, чтобы была она на уровне глаз. Иначе это не смотрится. Не на пол же это ставить. В той же художественной галерее им. Федотова, например, 10 подставок. А куда остальные работы ставить? Да, выставка - это хорошо, но когда начинаешь реально мыслить…

Короткая, но насыщенная жизнь

- Настя, - стараюсь перевести разговор на другую тему, - вот уже полгода нет Владимира Филипповича. Вы прожили с ним не слишком длинную, но счастливую и насыщенную жизнь. Давайте вспомним, как зарождался ваш союз…

- Мы были вместе всего 15 лет. С одной стороны, это короткий срок, но с другой - очень, как вы правильно заметили, насыщенный событиями и делами. Одним словом, продуктивный. Вспоминаю, что нам всегда хотелось быть вместе. Мы буквально растворились друг в друге, и нам никто был не нужен.

Как все начиналось? Я училась в Тихоокеанском государственном университете по специальности «Технология художественной обработки материалов». На третьем курсе мне посоветовали обратиться к Владимиру Филипповичу. И вот я пришла к нему в мастерскую, и нам стало интересно вместе.

Вас, наверное, интересует: как это восприняли окружающие? Все-таки разница в возрасте между нами целых 40 лет… Скажу так: нам было не до этого. Мы занимались творчеством, своим делом, а что там кто говорил за спиной - нам было абсолютно без разницы.

И, как я сейчас понимаю, правильно сделали. Надо жить так, как тебе нравится, а не смотреть, что люди скажут. И это тоже величайшая степень свободы. Свобода - она ведь на самом деле ни в какой-то распущенности, а в том, чтобы быть собой. Владимир Филиппович в этом деле был мастер и всю жизнь делал так, как ему надо.

Он же был художником по жизни, творческим человеком и не любил правила. Абсурдные, как он считал, правила. И еще ненавидел стереотипное мышление.

«Когда умру, никому не рассказывай!»

- Это правда, что Бабуров завещал - не устраивать после его смерти прощания?

- Он говорил: «Если я умру, никому об этом не рассказывай. Пусть через месяц спохватятся и не найдут меня». Но это, конечно, было сделать не реально. Как такое утаишь? А на счет прощания, слез у могилы… Да, Владимир Филиппович не хотел публичного прощания, похорон на кладбище. Он считал, что это интимный процесс (как, впрочем, и свадьба). Муж хотел, чтобы его прах был развеян над Амуром. И это просьбу мы с родственниками обязательно исполним.
Возвращаясь к нашей с ним жизни… Владимир Филиппович меня научил всему. С нуля. И, надо сказать, очень продуктивно учил. Я ведь тогда вообще ничего не умела. Вообще, Владимир Филиппович был талантливым педагогом. Он как-то невзначай из меня вытаскивал мои же желания. И вытащил. Это трудно описать словами. Но именно благодаря ему я стала тем, кем стала.

Вещи «на потом»

Внезапная смерть Владимира Бабурова стала для многих его друзей и коллег настоящим шоком. А каково было Насте? Даже трудно себе представить, что пережила тогда девушка. Что делать? Как жить дальше?

- Прошло уже полгода, а я все еще учусь быть одной, - говорит Настя. - Это новое для меня. Раньше вообще не была одна. Вначале жила с родителями, потом приехала в Хабаровск поступать. Затем в моей жизни появился Владимир Филиппович. Не было ни одного месяца, когда бы я была вообще одна. К этому нужно привыкнуть. Это очень сложно.

А вообще потихоньку вхожу в гармонию. Занимаюсь уборкой, а она очень сильно помогает отвлечься и переключиться и все в голове, что называется, устаканить. Владимир Филиппович мне говорил много вещей - он это называл «на потом».

Я, только когда его не стало, начала понимать, что все это значит. Например, он говорил, что вдова никогда не должна показывать свое горе. А отвлечься от плохих мыслей можно только делом. Ставишь сверхзадачи и - вперед. За эти полгода много что сделала - и новых творческих работ, и выставку горячих эмалей под названием «Логика чувств». Уборкой теперь вот занялась.

Верю в закон гармонии. Нужно просто жить и пытаться делать то, что нравится. Как и завещал Владимир Филиппович. Нравится делать уборку, приносит это удовлетворение - значит, убирайся. Хочется заниматься творчеством - занимайся. Муж меня учил слушать свое сердце.
Словом, буду жить дальше и оптимистично смотреть на мир. «Живи и наслаждайся процессом», - любил говорить Владимир Филиппович. А процесс этот, и правда, очень интересный.

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.

Фото по теме

В этой уютной мастерской вполне можно сделать мини-музей






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

23.07.2021 11:23
Пандемия внесла коррективы в стоимость жилья
Коронавирус внёс свой вклад в ситуацию на рынке недвижимости.

23.07.2021 10:52
Кислород производим на весь ДФО
Хабаровский край вышел в лидеры по поставкам медицинского кислорода среди субъектов Дальневосточного федерального округа.

23.07.2021 09:54
Почему взлетели цены на стройматериалы
Рост цен на стройматериалы в Хабаровске по сравнению с прошлым годом приводит в шок не только покупателей, но и директоров строительных магазинов, которые на вопрос о причинах разводят руками.

23.07.2021 09:38
Тренер на селе готов к труду и обороне
В Хабаровском крае запустили пилотный региональный проект «Тренер на селе».

23.07.2021 09:33
«СОГАЗ-Мед» информирует о возможности прохождения реабилитации после COVID-19 по ОМС
Пациенты, переболевшие коронавирусом, нередко жалуются на одышку, боли в груди и слабость.



11.06.2021 10:06
Он ненавидел стереотипное мышление
Подумать только, как быстро летит время. Казалось, еще совсем недавно мы сидели с Владимиром Бабуровым в его уютной мастерской, где всегда вкусно пахло свежим кофе, и неспешно беседовали о том, о сем.

09.04.2021 09:53
Он был последним из могикан
«Мне посчастливилось выходить на сцену с настоящими профессионалами, фанатиками своего дела. Они любили театр, искусство, были голодные до работы.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?