Юлия Шестакова: «Как уловить жизнь»

15.06.2019 | Чтобы помнили | 3м. 47 c. | 319

Эту рубрику наша газета ведет в преддверии векового юбилея «Тихоокеанской звезды», дня ее рождения - 16 апреля 1920 года. За эти годы в «Тихоокеанской звезде» трудились целые поколения журналистов. Среди них было немало талантливых, ярких людей, настоящих звезд. Открывая рубрику, попытаемся рассказать о некоторых из них - журналистах и редакторах, художниках и фотографах, работниках технических служб и, конечно, нештатных авторах газеты, надежных и преданных наших помощниках.
Они ушли из жизни в разные годы, но остались в нашей памяти, памяти читателей, оставив свой звездный след на страницах газеты.
Юлия Алексеевна Шестакова начала работать в «Тихоокеанской звезде» в 1938 году разъездным корреспондентом. В Хабаровск она приехала после окончания литфака Иркутского пединститута вместе со своим мужем - журналистом, сотрудником «Тихоокеанской звезды» С. Л. Рослым.
- Первый свой рассказ я написала в 1938 году, назывался он «Профессор». Навеян был событиями гражданской войны, построен на событийном сюжете. В центре его - учитель, ставший затем ученым, - рассказывала мне Юлия Алексеевна. - Конечно, рассказ был написан рукой неопытной, особыми художественными достоинствами не отличался. Но в рассказе видны мои устремления, мое отношение к жизни, это в сердце, в крови останется, наверное, навсегда. На конкурсе, объявленном «Тихоокеанской звездой», он получил первую премию, и его опубликовали в газете.
Автора пригласили на работу. Творчество, писательское или журналистское, в самом начале похоже на процесс ученичества.
- Редакция «Тихоокеанской звезды» стала для меня большой школой. За десять лет работы корреспондентом, очеркистом я много видела, поняла, многому научилась, - вспоминала Шестакова. - Газета для меня была строгой матерью, требовательной, а подчас и суровой, как было сурово само то время. Много мне пришлось ездить на лошадях, запряженных в телегу или в сани, реже - на машинах.
Были и поезда, в том числе и товарные, был и самолет У-2, рыбацкий катер и весельная лодка. Но чаще всего надо было идти пешком. Я благодарна «Тихоокеанской звезде», прежде всего, за то, что она дала мне возможность увидеть дальневосточный край, его просторы, красоту. Меня посылали на новостройки в тайгу, на только открывшийся рудник, в леспромхоз, к охотникам-удэгейцам и к нанайским рыбакам. Что больше всего запомнилось в этих поездках, какие наиболее яркие впечатления отложились в памяти?
Трудно выделить что-то одно, почти невозможно, так много было этих впечатлений, в том числе ярких. Конечно, помнится «Амурсталь» - трудный военный 1942 год, героическая работа строителей завода на 45-градусном морозе, и наша выездная редакция «Тихоокеанской звезды» на этой стройке, выпускающая приложение к газете. Этот период был очень интересным, я вижу его ярко и зримо.
Как сейчас стоят перед глазами события, когда я во время войны попала на фронт, в Маньчжурию, в качестве специального корреспондента. Это был 1945 год - год нашей Победы…
Не забылись и долгая экспедиция в верховье реки Хор, радостные встречи с фронтовиками, о которых писала, с замечательными тружениками колхозных полей, с героями Хингана…
Меня всегда привлекало героическое в человеке, мужественный характер, и я часто находила свою тему в самых неожиданных местах. Наш Дальний Восток богат людьми сильными, волевыми, душевно щедрыми. Я писала о них много, например, таким героям посвящена моя книга «Люди-звезды».
В послевоенные годы в Хабаровске была сформирована комплексная географическая экспедиция для исследования долины реки Хор. Климатолог, ботаник, студенты-медики, проводники-удэгейцы и специальный корреспондент «Тихоокеанской звезды» Ю. А. Шестакова вышли в нелегкий путь.
Спецкор газеты был назначен замполитом экспедиции. Оттуда, из тайги, по рации Шестакова передавала свои путевые заметки, и газета регулярно печатала то, что сообщала ее спецкор.
Затем, позже, на основе этой труднейшей экспедиции была написана документальная книга «Новый перевал».
Известный советский публицист-очеркист Борис Галин оценил ее высоко. В 1954 году в семнадцатом номере альманаха «Год тридцать седьмой» была опубликована его статья «Уловить жизнь».
Вот что писал Галин: «Горьковская тема поэзии преодоления сил природы силою воли человека пронизывает вышедшую недавно в Хабаровске книгу Юлии Шестаковой «Новый перевал»… Очерки Ю. Шестаковой отличают большая наблюдательность автора, умение видеть жизнь в деталях и фактах. И то, что автор книги - замполит экспедиции, деливший со всеми участниками все трудности похода, придает книге такую силу правды…»
- Почти во всех моих рассказах, - продолжает Шестакова, - которые были написаны после того, как я ушла из газеты, действуют герои, прообразами которых были увиденные мною люди. Персонажи моих произведений взяты из реальной жизни. Охотник Силин («Серебряный ключ»), водитель Алеша («Багульник»), начальник метеостанции Ирина («Высокая тропа»), охотник Канчуга («Живой тигр») - это хорошо знакомые мне люди, только фамилии их я изменила.
Можно придумать разнообразнейшие ситуации, строить сверх увлекательные сюжеты, но нельзя придумать человека, нельзя создать образ современника, не общаясь с ним, не видя его в обстоятельствах, где он так или иначе проявляет себя. Только знание жизни обеспечивает успех произведению и рождает уверенность.
Повторюсь и скажу, что многие мои рассказы написаны потому, что я работала в газете, у меня была возможность встречаться с людьми, беседовать с ними, и в душе моей откладывался очень светлый и дорогой, просто бесценный запас впечатлений.
После десяти лет работы в газете Шестакова была приглашена в журнал «Дальний Восток», где многие годы заведовала отделом прозы. В 1949 году ее приняли в Союз советских писателей.
Работая в журнале, находясь на пенсии, писательница всегда интересовалась жизнью «Тихоокеанской звезды». Не один раз я был ее гостем, и первый ее вопрос звучал так: «Как вы там живете?»
Юлии Алексеевны не стало весной 2002 года. Хоронили ее на хабаровском кладбище, под березой, росшей у обочины дороги. Сейчас дерева нет, его спилили при расширении и благоустройстве кладбищенской дороги.
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей



08.11.2022 09:26
За Абрама Мильчина говорили скульптуры
Сейчас уже невозможно себе представить привокзальную площадь дальневосточной столицы без памятника первопроходцу Ерофею Хабарову, ставшего визитной карточкой города.

02.08.2022 09:54
По следам амурского Жюля Верна
140 лет назад родился известный рыбовод, выдающийся ихтиолог, дальневосточный писатель Трофим Борисов (29.07.1882-16.09.1941).