Без трудовых мигрантов, как без рук

28.02.2012 | Деловая среда | 3м. 57 c. | 254

Согласно исследованиям, проведенным российскими общественными организациями и социологами, дефицит рабочих кадров в России будет увеличиваться примерно на один миллион человек в год. Эта информация была озвучена в ходе «круглого стола» на тему «Миграционная привлекательность Дальнего Востока для трудовых мигрантов из-за рубежа», который прошел в Хабаровске.

Из-за ухудшающейся демографической обстановки и постоянного оттока населения в западные регионы страны проблема дефицита рабочих рук на Дальнем Востоке стоит особенно остро. Возможность же решить ее за счет трудовых мигрантов реализуется в нашей стране с большим скрипом.

По мнению представителей общественной организации «Опора России», трудности создают прорехи в законодательстве о выдаче квот на привлечение иностранных рабочих.

Государственная Концепция регулирования миграционных процессов появилась  в России в 2003 году. Однако множество других законов, связанных с временной трудовой миграцией, постоянно менялись. В результате возникли многочисленные противоречия и проблемы в правоприменительной практике. Пять лет назад правительство страны дало поручение ФМС России и федеральным органам исполнительной власти разработать новый проект Концепции. Но документ до сих пор находится на стадии доработки. Поэтому сегодня работодателям, желающим решить кадровый дефицит за счет иностранных специалистов, чтобы получить  на это разрешение, приходится  сталкиваться с серьезными барьерами.

- В Хабаровске огромный дефицит с водителями категории «Д», учебные заведения их не выпускают уже много лет, - говорит владелец частного транспортного предприятия по перевозке пассажиров Сергей Комаров. - Поэтому несколько лет мы получали квоты на привлечение иностранных водителей с такой категорией. Приезжали люди из Таджикистана, Азербайджана. На этот год мы тоже подали заявку, но неожиданно получили отказ. Объяснили его тем, что необходимо привлекать местных работников. Но где их взять? Теперь вот нужно подавать заявку в центр занятости населения. Там подтвердят, что водителей с такой категорией на учете нет, и придется подавать документы на получение квот заново. Но этот процесс занимает много времени, порой по 6 месяцев. Бизнес несет большие убытки.

Сергей Комаров является так-же исполнительным директором ассоциации перевозчиков Хабаровского края. Говорит, что с подобными проблемами приходится сталкиваться практически всем транспортным предприятиям. Хотя еще несколько лет назад, по его словам, процедура получения квоты была гораздо проще. Приходил иностранный гражданин наниматься на работу. Если работодателю подходил, он оформлял специальную заявку, и с этим документом работник шел в ФМС, там ему выдавали разрешение на работу. Никаких задержек с оформлением бумаг обычно не возникало. Сергей Николаевич признался, что не понимает, для чего было усложнять процедуру.

С тем, что процесс получения трудовых квот действительно непростой, начальник управления экономики местного самоуправления и социального развития министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края Маргарита Бастрикина согласна. Однако считает, что усложняют его и сами предприниматели.

- Документы оформляются просто, - говорит Маргарита Валерьевна. - На электронную площадку подается заявка, такой же документ на бумажном носителе необходимо отправить в минэкономразвития края. Нужны еще сведения из налоговой службы и ФМС об отсутствии нарушений, справка из комитета по труду и занятости.. Сложности начинаются потом. Все запрашиваемые квоты приходится защищать в Москве, в Минэкономразвития России. А там спрашивают, зачем, к примеру, работодатель запрашивает квоты на иностранных поваров, если в центре занятости Хабаровска они есть на учете?

Возникает подозрение, что работодатель платит своим работникам такую маленькую зарплату, что россияне не хотят у него работать. И факты такие действительно есть. К примеру, Хабаровское трамвайно-троллейбусное депо пыталось получить квоты, в его заявке было указано, что водители получают у них по 25 - 30 тысяч рублей в месяц. На деле выяснилось, что зарплата всего 13 тысяч и той иногда лишают. Поэтому квоты они не получили.

У представителя общественного объединения «Опора России» Приморского края Дмитрия Быстревского на проблему оплаты труда водителей другой взгляд. Он считает, что владельцы транспортных компаний зажаты сегодня в определенные рамки. И рады бы платить больше, но возможности не позволяют.

- С одной стороны, мы хотим, чтобы водители получали хорошие деньги. Но с другой ратуем за то, чтобы цена проезда на общественном транспорте не повышалась, - рассуждает он. - Между тем цены на горючее, запчасти растут. Из каких ресурсов работодатель будет платить зарплаты, за которые наши водители захотели бы работать? Поэтому перевозчики вынуждены использовать трудовых мигрантов. Их наши зарплаты устраивают.

Впрочем, денежный вопрос не единственное препятствие на пути получения квоты, считает  Маргарита Бастрикина. По ее словам, предприниматели не желают работать с отраслевыми министерствами. Краевые ведомства не располагают информацией, которая бы смогла убедить московских чиновников в том, что конкретное предприятие действительно нуждается в иностранной рабочей силе. Без весомых аргументов сделать это сложно. Так, например, в 2011 году из 21 тысячи заявок на квоты получить удалось только 6 тысяч.

Рассказала Маргарита Валерьевна о еще одной проблеме. Нередко бывает так, что, получив квоты, предприниматель их не использует. При этом не ставит в известность Минэкономразвития.

- Раз сам не используешь, то можно от них отказаться, - говорит она, - мы бы тогда передали их другому предпринимателю, который в этом нуждается. Но такого не происходит. И этот факт тоже имеет значение при защите квот в Москве. Выдали, например, на год 20 тысяч квот, а использовали только половину. Спрашивается: зачем в следующем году заявлять столько же?

По признанию Сергея Комарова, он специально в заявке на квоты указывает большее количество, чем ему требуется на самом деле.

- Мне нужно 15 человек, я прошу 30, потому что точно знаю, что все равно дадут меньше, чем заявляешь, - аргументирует он, - и так делают многие работодатели. Отсюда и возникающий перебор, и неиспользованные квоты. Если бы давали столько, сколько нужно, таких ситуаций бы не возникало.

Заместитель председателя комитета по труду и занятости Хабаровского края Константин Виноградов является сторонником того, что бизнес обязан в первую очередь использовать российскую рабочую силу. А обращаться к иностранным трудовым резервам только если на рынке труда действительно нет необходимых специалистов.

- По моим сведениям, на конец 2011 года в центрах занятости края на учете состоят более 800 водителей, - говорит он. - При желании службы занятости могут организовать учебу на необходимую категорию. Другое дело, что перевозчики не хотят с этим связываться, не хотят ждать.

А вот представитель «Опоры России» из Амурской области Борис Белобородов считает, что центры занятости как структура давно уже изжили сами себя.

- Многие стоят на учете, чтобы получать пособие, а не для того, чтобы действительно найти работу, - говорит он. - Один мой приятель-бизнесмен искал поваров. В службе занятости ему дали четыре телефона соискательниц. Но ни одна из женщин не согласилась работать. Не исключено, что они уже где-то трудятся, а на учете состоят из корыстных побуждений.

- Да какая может быть тут корысть, - парирует Виноградов, - максимальное пособие сегодня 4900 рублей. И то только первое время. Потом соискатели получают сущие копейки. Хотя с тем, что в законодательстве, по которому работает служба занятости, есть  прорехи, согласен. Например, мы не имеем права снять с учета человека за его отказ от предложенной работы. Не предусмотрены никакие наказания, если человек стоит на учете, но при этом работает. Вот мы недавно выяснили, что женщина, числящаяся в безработных, трудится на рынке у частного предпринимателя. Пригрозили, что снимем ее с учета, а она в ответ: «А вы докажите, что я работаю».

По мнению главы производственной компании «Строймикс» Владимира Корчевского, обучение безработных в Хабаровском крае ведется из рук вон плохо. Но раз так, то работодателям необходимо самим готовить для себя кадры, как это делается на его предприятии. Уповать на трудовых мигрантов тоже, по его мнению, не приходится.

- Не думаю, что все приезжающие из ближнего зарубежья водители действительно имеют категорию «Д». Все мы прекрасно знаем, что «корочки» покупаются, - говорит Владимир Алексеевич. - Так же и в нашей строительной сфере. Приезжают люди рабочих профессий, на деле же выясняется, что они и лопату в руках никогда не держали. Например, на сегодняшний день у нас в огромном дефиците специалисты по лицевой кладке плитки. Где гарантия, что иностранный рабочий окажется спецом в этом деле? Гораздо надежнее для предприятия обучать специалистов самостоятельно.

Впрочем, несмотря на разногласия, практически все участники «круглого стола» вынуждены были признать, что пока без привлечения иностранной рабочей силы Дальнему Востоку не обойтись. Далеко не все предприятия малого и среднего бизнеса  могут позволить себе обучать людей. Дело это, как известно, отнюдь не дешевое и трудоемкое.

Заместитель начальника УФМС России по Хабаровскому краю Александр Бронников обозначил еще одну существенную, на его взгляд, недоработку в законе.

- Квотирование и без того громоздкий и жесткий инструмент. Но ведь предприниматели за предоставление квот платят еще и немалые деньги. Нередки случаи, когда, оплатив заявку, предприятие не получает разрешения на использование иностранных рабочих, - говорит Бронников. - Но и деньги ему не возвращают. Потому что по закону он эти деньги платит за оказание государственных услуг. Думаю, это не совсем справедливо. Получается, что деньги человек просто потерял, ничего не приобретя взамен. Нужно изменить закон так, чтобы при отказе от выдачи квоты деньги предприятию возвращались. Необходимо также внести изменения в порядке утверждения квот. Если предприятие, к примеру, получив их, не использовало или использовало всего на несколько процентов, есть ли смысл вновь выдавать ему квоты?

- Сегодня закон требует, чтобы трудовые мигранты имели при себе оригинал разрешения на работу. Для чего это нужно, разве ксерокопии недостаточно? - задает вопрос предприниматель Комаров. По его словам, работодатели предпочитают хранить оригиналы у себя, на тот случай, если работник задумает сбежать, оставив за собой какие-то долги. Например, водитель. Разобьет машину, все бросит и скроется. А завтра придет со своим разрешением в другое предприятие.

Прежний работодатель будет его искать, потом долго и нудно судиться, чтобы взыскать с него ущерб. Если документ у бизнесмена в сейфе, то это хоть какая-то гарантия, что человек не сбежит.

Однако, как утверждает Бронников, изъятие разрешения на работу является противозаконным. Это личный документ работника, такой же, как паспорт. Подобное поведение работодателей лишает мигрантов возможности свободно принимать решение о перемене места службы. Если ему не нравится работа, он в течении 15 дней может предложить свои услуги другому предприятию. Но как он это сделает, если глава фирмы не отдает ему разрешение на работу?

Завершая «круглый стол», все его участники договорились подготовить свои замечания и предложения в Концепцию государственной миграционной политики и направить их в адрес разработчиков.

Автор: Оксана Омельчук. Фото Вячеслава РЕУТОВА.

Фото по теме

Александр Бронников: «Квотирование - громоздкий,  жёсткий и дорогостоящий инструмент» Владимир Корчевский: «Работодателям необходимо самим готовить для себя кадры» Маргарита Бастрикина: «Все запрашиваемые квоты приходится защищать в Москве, в Минэкономразвития России» Сергей Комаров: «Получение квот занимает порой 6 месяцев. Бизнес несёт большие убытки»






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

26.05.2022 11:11
ВТБ выдал первую IT-ипотеку
ВТБ начал выдавать кредиты в рамках новой программы госсубсидирования, направленной на поддержку  сотрудников российских IT-компаний. Первую сделку по ставке 4,7% банк провел в Тюмени.

26.05.2022 10:38
Проведение ЕГЭ в Хабаровском крае контролирует система видеонаблюдения
Сегодня, 26 мая, стартовал основной период сдачи Единых государственных экзаменов (ЕГЭ).

25.05.2022 15:59
Акционерное общество «Авиакомпания «Аврора» и акционерное общество «Вертолеты России» заключили соглашение о намерениях на поставку десяти вертолетов Ми-171А2 и одиннадцати вертолетов Ми-171А3.

25.05.2022 12:58
На портале Госуслуг доступна еще одна услуга Росреестра

25.05.2022 11:16
Паводок идёт, но людям не угрожает
Сейчас из-за подъема рек Верхняя Удоми и Гур подтопило приусадебные участки и два участка дорог в поселках Кенай и Гурском Комсомольского района Хабаровского края.



19.10.2018 00:00
На все вопросы даны ответы
Участники форума обратились с вопросами к Сергею Фургалу и Сергею Кравчуку

19.10.2018 00:00
Поставки для крупнейших корпораций
На круглом столе «Производство товаров для корпораций» изначально было поставлено два вопроса - как уравнять дальневосточных поставщиков с поставщиками из центра России.


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%
     


11.05.2022 11:25
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
5.jpg 6.JPG