Большой экспорт для малого бизнеса

26.06.2012 | Деловая среда | 2м. 59 c. | 177
Большой экспорт для малого бизнеса
Михаил Сафронов: «Статистика не позволяет увидеть внутренние проблемы экспортных предприятий»

Экспортная деятельность малого и среднего бизнеса в Хабаровском крае стала предметом исследования Дальневосточного НИИ рынка. О результатах опроса предпринимателей и выводах, сделанных в ходе исследования, рассказывает ведущий экономист Федерального автономного учреждения «ДальНИИ рынка» Михаил Сафронов.

- На уровне статистических данных видно, что экспортная специализация Хабаровского края усиливалась в годы рыночных реформ за счет благоприятной конъюнктуры внешних рынков на сырьевые товары , - характеризует роль экспорта в краевой экономике хабаровский ученый Михаил Сафронов. - Предприятия промышленности в разные годы поставляли на экспорт более половины производимой продукции. Край занимал ведущие позиции на Дальнем Востоке по экспорту изделий машиностроения, круглых лесоматериалов, нефтепродуктов, черных металлов, однако после 2005 года выпуск основных видов промышленной продукции приобрел неустойчивый характер.

Начались сбои в машиностроении. Снижается добыча драгоценных металлов. Проведя модернизацию, в сложном финансовом положении оказались черная металлургия и электротехническая отрасли. Запретительные пошлины на экспорт необработанной древесины привели к сокращению лесозаготовок, уменьшились объемы лесопиления. Это естественным образом сказалось на краевом экспорте. Он принял устойчивую понижательную тенденцию. Существенно сократились поставки нефтепродуктов, круглых лесоматериалов, машин и оборудования. Только по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью наблюдается рост.

С 2006 года наблюдается снижение экономической активности основных зарубежных партнеров Хабаровского края, что связано, прежде всего, с мировым финансовым кризисом. Это повлекло за собой сокращение внутреннего потребления сопредельных стран, импорта сырья и полуфабрикатов, но география экспорта Хабаровского края не претерпела существенных изменений. Растут поставки в страны Азиатско- Тихоокеанского региона. Наиболее значимым партнером по торговле был и остается Китай.

- Какова роль малого и среднего бизнеса в происходящих процессах?

- Участвуя во внешнеэкономической деятельности, предприятия малого и среднего бизнеса поставляют на внешний рынок древесину и изделия начального передела, отходы и лом черных металлов, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, в том числе рыбу и ракообразные.

Среди основных групп экспортных товаров необходимо особенно выделить древесную продукцию. Здесь малый и средний бизнес был особенно активен. Присваивая природную ренту, он имел высокую эффективность. В 2007 году он обеспечивал 55,7% краевого экспорта. Но затем начался спад.

Существенным понижающим фактором стало введение запретительных пошлин на экспорт необработанной древесины. Переход малых и средних предприятий на экспорт продукции переработки затруднен в связи с отсутствием у них возможностей создания перерабатывающих мощностей.

- Михаил Геннадьевич, чем была вызвана необходимость опроса предпринимателей, чей бизнес имеет экспортную основу?
- Есть статистика, а есть внутренние проблемы самих предприятий. Статистика дает нам возможность оценить общие тенденции, опрос же позволяет получить самооценку предприятиями малого и среднего бизнеса. Анализ статистического материала не позволяет увидеть внутренние проблемы предприятий.

Поэтому Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка провел экспертный опрос руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, поставляющих продукцию на экспорт.

Опрос дал нам достаточно емкую картину состояния и проблем экспортно ориентированных малых и средних компаний края.

Так, предприятия края, к сожалению, по-прежнему поставляют на зарубежные рынки преимущественно сырьевую продукцию, а непроизводственная сфера остается более привлекательной, чем реальный сектор экономики. Это является как раз следствием тех проблем, с которыми сегодня сталкивается малый и средний бизнес.
- Что это за проблемы, и видят ли их сами бизнесмены?

- Главным условием выхода краевых предприятий на рынки сопредельных стран является конкурентоспособность произведенного ими товара. Как правило, только продукция, выдерживающая жесткую конкуренцию, стабильно поставляется на экспорт. Это подтверждает и экспертный опрос. Так, 65% респондентов отметили, что существует конкуренция со стороны зарубежных экспортеров, но продукция пользуется спросом и осуществляются стабильные поставки. Оценили свою продукцию как высококонкурентную 20% опрашиваемых, неконкурентоспособную ­15%.
К факторам, препятствующим выходу на внешние рынки, в ходе опроса были отнесены отсутствие информации о рынках сбыта и недостаточная государственная поддержка. Инновационный путь развития через внедрение новых технологий и выпуск новой продукции менее популярен из-за нехватки оборотных средств и трудностей в получении кредитов. Экспортеров также беспокоят высокие таможенные пошлины, трудности с получением информации об иностранных партнерах, сложные таможенные процедуры, пробелы в знании законодательства и жесткие требования по сертификации продукции.

Экспертный опрос малых и средних предприятий экспортеров показал существенные ограничения развития внешнеэкономической деятельности. Об этом свидетельствует их доля в общем количестве (49,6 тыс. ед. в 2010 г.) малых и средних предприятий Хабаровского края. По мнению экспертов, она крайне мала и составляет не более 2%.
- Эксперты говорили только о проблемах, или есть данные и о путях их решения, как они видятся предпринимателям?
- 75% опрошенных предпринимателей указали на необходимость эффективного применения форм и методов государственной поддержки экспортной деятельности. 26,8% - на необходимость возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам, 16,1% - на необходимость льготных займов до 1 млн. рублей на один год, 12,5% - на гарантийную поддержку и возмещение затрат на выполнение обязательных требований по сертификации, по 10,7% опрошенных назвали софинансирование государством инвестпроектов, возмещение затрат на инновационные разработки, компенсацию части расходов на выставочные мероприятия за рубежом.

Среди организационных видов услуг большое значение для представителей малого и среднего бизнеса имеет помощь в поиске иностранных партнеров. Немаловажным является содействие в организации участия в выставках, бизнес-турах, «круглых столах», встречах и других международных мероприятиях, а также политико-дипломатическое сопровождение выхода российских предпринимателей на внешние рынки.

- Так что же делать? Данные опроса позволяют сделать определенные выводы?

- Безусловный вывод - возможности малого и среднего бизнеса в экспортной сфере в полной мере не реализованы, а наращивание потенциала экспорта в Хабаровском крае требует решения как общих, так и специфических отраслевых проблем.

Прежде всего, необходимы повышение его конкурентоспособности на внутреннем рынке и переход на цивилизованные схемы хозяйственной деятельности. Это позволит поднять авторитет предпринимательства перед кредитными и инвестиционными институтами, расширит доступ к финансовым ресурсам, создаст предпосылки для технической модернизации производства, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

В новых экономических условиях внешнеэкономическая деятельность требует нового качества бизнеса. Это не только высокопрофессиональные кадры, но и современное информационное обеспечение бизнеса. Необходимо развивать новые формы кооперации и интеграции как внутри самого малого и среднего бизнеса, так и с государством и крупными компаниями.

Беседовал
Виктор Оратай.

Для справки

В 2010 году Хабаровский край среди всех 83 субъектов Российской Федерации занял 15 место по абсолютному уровню и 4 место по темпам развития малого и среднего бизнеса. В 2011 году количество его субъектов составило 51,7 тыс. ед., из которых 35,1 тыс. ед. индивидуальных предприятий (67,9%), 13,6 тыс. ед. микропредприятий (26,3%), 2,9 тыс. ед. малых предприятий (5,6%) и 133 средних. В общем обороте малых предприятий 65% приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, изделий и предметов личного пользования, 7,9% - обрабатывающие и добывающие производства, 7,5% - строительство. Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве в 2011 г. составила 207,0 тыс. чел., или 28,7% от занятых в экономике. Доля малого и среднего бизнеса в экономическом обороте края на сегодняшний день достигла 38%. По обороту МСП и среднесписочной численности работников Хабаровский край занимает ведущие позиции среди субъектов Дальневосточного федерального округа.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

25.01.2022 10:31
Вакансий больше, чем безработных
В настоящее время в крае официально зарегистрировано 5,5 тысячи безработных.

25.01.2022 10:12
В Хабаровском крае подведены итоги работы офисов МФЦ за минувший год.
Миграционный прирост населения отмечен в Хабаровском крае по итогам 10 месяцев 2021 года.

25.01.2022 10:01
«Олимпия» вновь в лидерах
Хабаровские гимнастки выступят на первенстве России и международных играх «Дети Азии».

25.01.2022 09:30
ТОР «Комсомольск» расширяет границы
Границы территории опережающего развития (ТОР)«Комсомольск» будут расширены.

25.01.2022 09:02
Тигр придёт 1 февраля
В ночь с 31 декабря на 1 января мы провожали Белого Металлического Быка и встречали своего нового покровителя - Голубого Водяного Тигра.



19.10.2018 00:00
На все вопросы даны ответы
Участники форума обратились с вопросами к Сергею Фургалу и Сергею Кравчуку

19.10.2018 00:00
Поставки для крупнейших корпораций
На круглом столе «Производство товаров для корпораций» изначально было поставлено два вопроса - как уравнять дальневосточных поставщиков с поставщиками из центра России.