Дело, которое без нас никто не сможет сделать
26.05.2011
631
Поздравляю всех предпринимателей с праздником. У нас их не так много в последнее время. Но мы все равно гордимся своим делом. И знаем, что, кроме нас, его никто не сможет сделать!
О чем думают предприниматели накануне своего профессионального праздника? Казалось бы, на этот вопрос следует ждать ответов оптимистичных. Однако Сергей Степанов, заместитель председателя совета по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края, ответил неожиданно: «Об отмене ЕНВД».
- Этот проект уже внесен в Госдуму, - поясняет Сергей Владимирович, - и многие предпринимательские организации высказали к нему свое резкое негативное отношение.
Дело в том, что, желая вытащить из тени часть малого бизнеса, государство решило ввести для него предельно простую и дешевую патентную систему. А раз будет новая система, то старую - ЕНВД - можно частично в будущем году и полностью в 2014-м отменить. Но при этом порядка 90 процентов субъектов МСП, занимающихся сегодня розничной торговлей, не попадут вообще никуда.
- В редакции проекта, - говорит Степанов, - малым бизнесом считаются предприятия до 10 квадратных метров торговой площади (по системе ЕНВД было до 150). И большинство предпринимателей, получается, силовым способом выводят за пределы ЕНВД, но и под патентную систему они при этом не подходят. То есть должны переходить на УСН или на общую систему налогообложения. Для них возвращается проблема контрольно-кассовых аппаратов и учетных документов. В результате предприниматели, которые в последние несколько лет самостоятельно вели свой бизнес, вынуждены будут создавать свою бухгалтерию, нанимать для этой функции персонал.
Собственно, обоснование Минфина к этому проекту декларирует не упрощение и облегчение предпринимательской деятельности, а увеличение налоговых поступлений в бюджет. И, как уже подсчитали предприниматели, ради увеличения на 5 тысяч налоговых платежей у них добавится еще 15 тысяч рублей косвенных расходов.
- Поэтому, - говорит Степанов, - ряд предпринимательских структур уже направили свое отрицательное экспертное заключение в Госдуму на этот законопроект. - И сейчас, я считаю, важно, чтобы весь организованный бизнес высказал таким образом свою точку зрения, в том числе и хабаровские организации. Необходимо работать на опережение. Чтобы не получилось в результате, как с ЕСН - закон приняли, и предприниматели вслед ему начали активно выражать свое отрицательное отношение.
Революционеры не мы
- Вы считаете мнение предпринимателей, даже активно высказанное, у нас на что-то влияет?
- Публичная оппозиция предпринимателей к росту ЕСН все-таки достигает какого-то результата. В правительстве, как минимум, рассчитывают варианты - какими другими налоговыми источниками закрыть брешь в бюджете, которая образуется, если снизить ЕСН. И очень вероятно, что, пусть и с запозданием, это будет сделано.
Но, чтобы не повторять подобных ошибок, нужно заранее использовать все возможные площадки для лоббирования своих интересов. В тот же формирующийся сейчас «Народный фронт» вошли «Деловая Россия» и «Опора России». Их лидеры заявляют, что это не политический ход, а еще одна возможность воздействия предпринимателей на людей, принимающих решения в нашем государстве.
- Вот и у нас в Хабаровске появилась вновь такая, казалось бы, давно забытая форма оппонирования власти, как митинг предпринимателей. (Он прошел 20 мая в знак поддержки поручения президента пересмотреть ЕСН). Почему вдруг?
- Действительно, эта форма выражения общественного мнения давно уже у нас не использовалась. Она более, так сказать, «громкая», чем те, которые наше бизнес-сообщество обычно использует. А вернулась потому, что на наши письма и обращения, как показывает практика, обращают внимание не сразу и далеко не всегда.
С другой стороны, я не понимаю, почему кого-то удивляет, что предприниматели могут выйти на митинг. Опыт, когда профсоюзные организации, общественные объединения отстаивают свои интересы в такой форме, считается нормальным. А предпринимательство - это такая же часть общества. Эти люди тоже имеют право протестовать против того, что на них перекладывают социальную и налоговую нагрузку в дополнение к той, которая и до этого была существенной. Это форма выражения своей позиции абсолютно в рамках законодательства и этики.
Кроме того, я считаю, 20 мая у нас была еще и попытка консолидировать предпринимателей. Ведь до сих пор большая часть малого бизнеса работает в полутеневых сферах. И им проще в такой ситуации не на митинг выйти, а еще дальше в тень уйти от всех этих ЕСНов и патентов. А митинг в данном случае - наша попытка вовлечь людей в цивилизованную форму оппонирования власти.
- Почему митинг прошел все-таки в поддержку, а не в знак протеста? Как-то это не революционно.
- А предприниматели вовсе и не революционеры. Это, как правило, люди политически трезвые. И, к большому сожалению, они сегодня наиболее административно зависимая часть общества. Если трудящиеся выйдут с протестом на улицу, что им может угрожать? Сейчас не 37-й год - в лагеря не отправят, работы и зарплаты не лишат. А предпринимателя, как они сами предполагают, можно на вполне законных основаниях так проверить, перепроверить и проконтролировать, что он лишится своего бизнеса в достаточно короткое время.
Протестовать на опережение
- Как вы считаете, в принципе, можно принимать властные решения так, чтобы против них на следующий день никто не протестовал?
- К сожалению, многие решения принимаются не до конца продуманные и просчитанные, не учитывающие мнения людей, которым приходится жить в этой нормативной среде. И в нашем крае мы столкнулись с тем, что нет механизма общественной экспертизы принимаемых нормативных документов, касающихся того же малого и среднего бизнеса. Простой пример - администрация Хабаровска опубликовала на своем сайте административный регламент, в том числе по вопросам, регулирующим разрешения на строительство. Я вышел на совет по предпринимательству при мэре, на другие наши общественные структуры с вопросом: вы уже проанализировали этот документ? Ущемляет он ваши права или помогает? Но никто ничего по этому поводу сказать не может. Просто потому, что нет в структуре наших объединений специалистов, готовых оперативно анализировать такие документы. И вообще нет такой практики - изучать проекты, высказывать по их поводу свою точку зрения. К такой публичной форме работы с властью мы, получается, сами не готовы. Причем не готовы и организацио
нно, и финансово. У советов по предпринимательству, начиная от губернаторского и заканчивая всеми муниципальными, вообще нет никаких работоспособных штатов. У других общественных организаций они минимальны либо тоже отсутствуют. То есть сама по себе общественная предпринимательская инфраструктура не развита и не готова к работе с властью.
- А власть действительно хочет с предпринимателями сотрудничать в своем законотворчестве?
- Недавно в Хабаровске прошло слушание по поводу проекта общественного регламента. Как это до обидного не смешно звучит, но оно было профинансировано американским фондом. Так вот, наши предприниматели на нем достаточно активно выступили, поделились своими замечаниями. В результате разработчики общественного регламента сказали: спасибо, было очень полезное обсуждение, о многих моментах мы даже не подозревали, мы ваше мнение обязательно учтем. То есть чиновники готовы нас слушать. Но мы, оказывается, к этому не готовы.
Плата за разум
- Есть совет при губернаторе, отраслевые советы, муниципальные… чего еще не хватает, какой инфраструктуры, чтобы заниматься той же общественной экспертизой местного законотворчества?
- Мы сейчас работаем как раз над положением о Совете по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края. В нем прописано: совет проводит экспертизу документов правительства края. Возникает вопрос: а конкретно кто ее проводит? Мы все там на общественных началах, у каждого свое дело за душой. Кроме того, мы не юристы и не известные экономисты, не профессионалы во всех отраслях. Что мы можем посоветовать губернатору, собравшись раз в месяц на пару часов?
- Получается, совет нужно закрывать за ненадобностью?
- Наоборот, его нужно развивать. Как, например, в Санкт-Петербурге, где при совете по предпринимательству работает группа юристов. Одни принимают звонки от предпринимателей, собирают их мнение, анализируют проблематику. Другие проводят анализ нормативных актов, если необходимо, точечно привлекают экспертов по отраслям. В результате любой документ, прежде чем попадает на совет, проходит большую предварительную работу. И совет обсуждает не чьи-либо отдельные мнения, а серьезный аналитический продукт. Поэтому решения принимает квалифицированные и ответственные.
У нас есть подобный опыт, когда Минэкономразвития заказало ученым обследование малого бизнеса районов края. Его провели, сделали выводы, показали их, и на совете нам было, что предметно обсуждать и потом предлагать губернатору.
Нам же важно давать ему не просто мнение совета - что нам нравится или не нравится, а конструктивные предложения. Которые надо готовить, прорабатывать. Кто этим будет заниматься? Члены совета на общественных началах физически и интеллектуально не смогут выполнять работу юристов и экспертов во всех отраслях.
Мое мнение - на это должны выделяться целевые гранты. Совместно с минэкономразвития мы можем определять в течение года несколько ключевых проблем, требующих нашего совместного квалифицированного решения. Объявили по ним гранты, привлекли экспертов на конкурсной основе. И уже изучив проблему досконально, совет может работать качественно, действительно как экспертный орган.
Другой вариант - средства могут выделяться в рамках краевой программы поддержки МСП как на развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Причем средства эти не заоблачные.
Вообще, я считаю, Совет по предпринимательству при губернаторе должен стать моделью, по которой могут формироваться такие же структуры на районном и муниципальном уровне. Потому что точно такие же проблемы неэффективного взаимодействия власти и бизнеса есть в каждом нашем городе и районе.
Из школы в бизнес
- А вы знаете, что, согласно постановлению правительства РФ, все региональные отраслевые министерства должны включить в свою работу разделы по поддержке малого и среднего бизнеса?
- Первый раз слышу. А зачем это им?
- Потому что, например, в образовании у нас давно уже не только госучреждения работают. Там есть малый и средний бизнес, который нужно поддерживать, чтобы решить проблему тех же детских садов или внеклассного образования.
На федеральном уровне такое решение принято, но на региональном никаких программ пока нет. Потому что министерства не понимают - как это поддерживать бизнес.
- А вы знаете?
- Есть, например, хорошая идея на базе 10-11 классов ввести как предмет «Основы предпринимательства». Чтобы в качестве экзамена молодые люди защищали свой первый в жизни бизнес-план. Тогда после школы у ребят будет два пути: либо идти в наемные работники, либо - в свое дело. Последние исследования ведь показывают, что молодежь совсем не рвется в предприниматели. Хотят стать либо чиновниками, либо менеджерами «Газпрома». А нам не нужно столько чиновников, нам нужны самостоятельные инициативные люди - средний класс. Вот и надо популяризировать со школы эту профессию. И на это, я считаю, вполне реально направить усилия нашего регионального минобразования.
В здравоохранении ситуация у нас еще более запущена. Директора частных хабаровских клиник говорят, что работают в полном вакууме. Они не нужны никаким нашим министерствам. Если у государственных специалистов существуют программы стажировок, повышения квалификации, то у частных ничего этого нет. При этом спрос на услуги частных клиник не падает, а растет. Фонды страховые с ними начинают работать. Почему же этот малый и средний бизнес полностью выключен из региональных программ поддержки? Здесь тоже свой раздел может быть.
Если специалистам в министерстве не понятно - какой именно раздел, то давайте на уровне Совета по предпринимательству при губернаторе определим эту проблему, подключим к ней экспертов, изучим. Потом соберемся вместе - представители минздрава и малого бизнеса, обсудим, примем квалифицированное решение. И на стол губернатору положим не записку на тему - у нас в этой области все плохо, сделайте что-нибудь, а аргументированные рекомендации. Чтобы он мог принять распоряжение.
Я бы хотел, чтобы именно так была выстроена вся наша система общественных советов. Чтобы мы точечно работали по проблемам, которые только назревают, а не по факту каких-то законотворческих просчетов ходили на митинги.
- Этот проект уже внесен в Госдуму, - поясняет Сергей Владимирович, - и многие предпринимательские организации высказали к нему свое резкое негативное отношение.
Дело в том, что, желая вытащить из тени часть малого бизнеса, государство решило ввести для него предельно простую и дешевую патентную систему. А раз будет новая система, то старую - ЕНВД - можно частично в будущем году и полностью в 2014-м отменить. Но при этом порядка 90 процентов субъектов МСП, занимающихся сегодня розничной торговлей, не попадут вообще никуда.
- В редакции проекта, - говорит Степанов, - малым бизнесом считаются предприятия до 10 квадратных метров торговой площади (по системе ЕНВД было до 150). И большинство предпринимателей, получается, силовым способом выводят за пределы ЕНВД, но и под патентную систему они при этом не подходят. То есть должны переходить на УСН или на общую систему налогообложения. Для них возвращается проблема контрольно-кассовых аппаратов и учетных документов. В результате предприниматели, которые в последние несколько лет самостоятельно вели свой бизнес, вынуждены будут создавать свою бухгалтерию, нанимать для этой функции персонал.
Собственно, обоснование Минфина к этому проекту декларирует не упрощение и облегчение предпринимательской деятельности, а увеличение налоговых поступлений в бюджет. И, как уже подсчитали предприниматели, ради увеличения на 5 тысяч налоговых платежей у них добавится еще 15 тысяч рублей косвенных расходов.
- Поэтому, - говорит Степанов, - ряд предпринимательских структур уже направили свое отрицательное экспертное заключение в Госдуму на этот законопроект. - И сейчас, я считаю, важно, чтобы весь организованный бизнес высказал таким образом свою точку зрения, в том числе и хабаровские организации. Необходимо работать на опережение. Чтобы не получилось в результате, как с ЕСН - закон приняли, и предприниматели вслед ему начали активно выражать свое отрицательное отношение.
Революционеры не мы
- Вы считаете мнение предпринимателей, даже активно высказанное, у нас на что-то влияет?
- Публичная оппозиция предпринимателей к росту ЕСН все-таки достигает какого-то результата. В правительстве, как минимум, рассчитывают варианты - какими другими налоговыми источниками закрыть брешь в бюджете, которая образуется, если снизить ЕСН. И очень вероятно, что, пусть и с запозданием, это будет сделано.
Но, чтобы не повторять подобных ошибок, нужно заранее использовать все возможные площадки для лоббирования своих интересов. В тот же формирующийся сейчас «Народный фронт» вошли «Деловая Россия» и «Опора России». Их лидеры заявляют, что это не политический ход, а еще одна возможность воздействия предпринимателей на людей, принимающих решения в нашем государстве.
- Вот и у нас в Хабаровске появилась вновь такая, казалось бы, давно забытая форма оппонирования власти, как митинг предпринимателей. (Он прошел 20 мая в знак поддержки поручения президента пересмотреть ЕСН). Почему вдруг?
- Действительно, эта форма выражения общественного мнения давно уже у нас не использовалась. Она более, так сказать, «громкая», чем те, которые наше бизнес-сообщество обычно использует. А вернулась потому, что на наши письма и обращения, как показывает практика, обращают внимание не сразу и далеко не всегда.
С другой стороны, я не понимаю, почему кого-то удивляет, что предприниматели могут выйти на митинг. Опыт, когда профсоюзные организации, общественные объединения отстаивают свои интересы в такой форме, считается нормальным. А предпринимательство - это такая же часть общества. Эти люди тоже имеют право протестовать против того, что на них перекладывают социальную и налоговую нагрузку в дополнение к той, которая и до этого была существенной. Это форма выражения своей позиции абсолютно в рамках законодательства и этики.
Кроме того, я считаю, 20 мая у нас была еще и попытка консолидировать предпринимателей. Ведь до сих пор большая часть малого бизнеса работает в полутеневых сферах. И им проще в такой ситуации не на митинг выйти, а еще дальше в тень уйти от всех этих ЕСНов и патентов. А митинг в данном случае - наша попытка вовлечь людей в цивилизованную форму оппонирования власти.
- Почему митинг прошел все-таки в поддержку, а не в знак протеста? Как-то это не революционно.
- А предприниматели вовсе и не революционеры. Это, как правило, люди политически трезвые. И, к большому сожалению, они сегодня наиболее административно зависимая часть общества. Если трудящиеся выйдут с протестом на улицу, что им может угрожать? Сейчас не 37-й год - в лагеря не отправят, работы и зарплаты не лишат. А предпринимателя, как они сами предполагают, можно на вполне законных основаниях так проверить, перепроверить и проконтролировать, что он лишится своего бизнеса в достаточно короткое время.
Протестовать на опережение
- Как вы считаете, в принципе, можно принимать властные решения так, чтобы против них на следующий день никто не протестовал?
- К сожалению, многие решения принимаются не до конца продуманные и просчитанные, не учитывающие мнения людей, которым приходится жить в этой нормативной среде. И в нашем крае мы столкнулись с тем, что нет механизма общественной экспертизы принимаемых нормативных документов, касающихся того же малого и среднего бизнеса. Простой пример - администрация Хабаровска опубликовала на своем сайте административный регламент, в том числе по вопросам, регулирующим разрешения на строительство. Я вышел на совет по предпринимательству при мэре, на другие наши общественные структуры с вопросом: вы уже проанализировали этот документ? Ущемляет он ваши права или помогает? Но никто ничего по этому поводу сказать не может. Просто потому, что нет в структуре наших объединений специалистов, готовых оперативно анализировать такие документы. И вообще нет такой практики - изучать проекты, высказывать по их поводу свою точку зрения. К такой публичной форме работы с властью мы, получается, сами не готовы. Причем не готовы и организацио
нно, и финансово. У советов по предпринимательству, начиная от губернаторского и заканчивая всеми муниципальными, вообще нет никаких работоспособных штатов. У других общественных организаций они минимальны либо тоже отсутствуют. То есть сама по себе общественная предпринимательская инфраструктура не развита и не готова к работе с властью.
- А власть действительно хочет с предпринимателями сотрудничать в своем законотворчестве?
- Недавно в Хабаровске прошло слушание по поводу проекта общественного регламента. Как это до обидного не смешно звучит, но оно было профинансировано американским фондом. Так вот, наши предприниматели на нем достаточно активно выступили, поделились своими замечаниями. В результате разработчики общественного регламента сказали: спасибо, было очень полезное обсуждение, о многих моментах мы даже не подозревали, мы ваше мнение обязательно учтем. То есть чиновники готовы нас слушать. Но мы, оказывается, к этому не готовы.
Плата за разум
- Есть совет при губернаторе, отраслевые советы, муниципальные… чего еще не хватает, какой инфраструктуры, чтобы заниматься той же общественной экспертизой местного законотворчества?
- Мы сейчас работаем как раз над положением о Совете по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края. В нем прописано: совет проводит экспертизу документов правительства края. Возникает вопрос: а конкретно кто ее проводит? Мы все там на общественных началах, у каждого свое дело за душой. Кроме того, мы не юристы и не известные экономисты, не профессионалы во всех отраслях. Что мы можем посоветовать губернатору, собравшись раз в месяц на пару часов?
- Получается, совет нужно закрывать за ненадобностью?
- Наоборот, его нужно развивать. Как, например, в Санкт-Петербурге, где при совете по предпринимательству работает группа юристов. Одни принимают звонки от предпринимателей, собирают их мнение, анализируют проблематику. Другие проводят анализ нормативных актов, если необходимо, точечно привлекают экспертов по отраслям. В результате любой документ, прежде чем попадает на совет, проходит большую предварительную работу. И совет обсуждает не чьи-либо отдельные мнения, а серьезный аналитический продукт. Поэтому решения принимает квалифицированные и ответственные.
У нас есть подобный опыт, когда Минэкономразвития заказало ученым обследование малого бизнеса районов края. Его провели, сделали выводы, показали их, и на совете нам было, что предметно обсуждать и потом предлагать губернатору.
Нам же важно давать ему не просто мнение совета - что нам нравится или не нравится, а конструктивные предложения. Которые надо готовить, прорабатывать. Кто этим будет заниматься? Члены совета на общественных началах физически и интеллектуально не смогут выполнять работу юристов и экспертов во всех отраслях.
Мое мнение - на это должны выделяться целевые гранты. Совместно с минэкономразвития мы можем определять в течение года несколько ключевых проблем, требующих нашего совместного квалифицированного решения. Объявили по ним гранты, привлекли экспертов на конкурсной основе. И уже изучив проблему досконально, совет может работать качественно, действительно как экспертный орган.
Другой вариант - средства могут выделяться в рамках краевой программы поддержки МСП как на развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Причем средства эти не заоблачные.
Вообще, я считаю, Совет по предпринимательству при губернаторе должен стать моделью, по которой могут формироваться такие же структуры на районном и муниципальном уровне. Потому что точно такие же проблемы неэффективного взаимодействия власти и бизнеса есть в каждом нашем городе и районе.
Из школы в бизнес
- А вы знаете, что, согласно постановлению правительства РФ, все региональные отраслевые министерства должны включить в свою работу разделы по поддержке малого и среднего бизнеса?
- Первый раз слышу. А зачем это им?
- Потому что, например, в образовании у нас давно уже не только госучреждения работают. Там есть малый и средний бизнес, который нужно поддерживать, чтобы решить проблему тех же детских садов или внеклассного образования.
На федеральном уровне такое решение принято, но на региональном никаких программ пока нет. Потому что министерства не понимают - как это поддерживать бизнес.
- А вы знаете?
- Есть, например, хорошая идея на базе 10-11 классов ввести как предмет «Основы предпринимательства». Чтобы в качестве экзамена молодые люди защищали свой первый в жизни бизнес-план. Тогда после школы у ребят будет два пути: либо идти в наемные работники, либо - в свое дело. Последние исследования ведь показывают, что молодежь совсем не рвется в предприниматели. Хотят стать либо чиновниками, либо менеджерами «Газпрома». А нам не нужно столько чиновников, нам нужны самостоятельные инициативные люди - средний класс. Вот и надо популяризировать со школы эту профессию. И на это, я считаю, вполне реально направить усилия нашего регионального минобразования.
В здравоохранении ситуация у нас еще более запущена. Директора частных хабаровских клиник говорят, что работают в полном вакууме. Они не нужны никаким нашим министерствам. Если у государственных специалистов существуют программы стажировок, повышения квалификации, то у частных ничего этого нет. При этом спрос на услуги частных клиник не падает, а растет. Фонды страховые с ними начинают работать. Почему же этот малый и средний бизнес полностью выключен из региональных программ поддержки? Здесь тоже свой раздел может быть.
Если специалистам в министерстве не понятно - какой именно раздел, то давайте на уровне Совета по предпринимательству при губернаторе определим эту проблему, подключим к ней экспертов, изучим. Потом соберемся вместе - представители минздрава и малого бизнеса, обсудим, примем квалифицированное решение. И на стол губернатору положим не записку на тему - у нас в этой области все плохо, сделайте что-нибудь, а аргументированные рекомендации. Чтобы он мог принять распоряжение.
Я бы хотел, чтобы именно так была выстроена вся наша система общественных советов. Чтобы мы точечно работали по проблемам, которые только назревают, а не по факту каких-то законотворческих просчетов ходили на митинги.