поиск
13 декабря 2024, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Господдержке пора переезжать в район

28.03.2011
Просмотры
634
Похоже, это уже традиция - назначать людей из числа предпринимателей отвечать за направление малого и среднего предпринимательства (МСП) в Минэкономразвития правительства Хабаровского края. Во всяком случае, уже вторым таким прецедентом стал Юрий Чайка, занявший должность заместителя министра по вопросам МСП. Сам он считает, что это - нормальная практика.

- В регионе есть бизнес, который работает по своим рыночным законам, есть власть, работающая по своим, - говорит Юрий Чайка. - И практика - соединять эти два направления в одном лице становится все более популярной в стране. В той же Москве после смены власти в мэрии за развитие малого бизнеса отвечает человек, вышедший из частного предпринимательства, который никогда до этого не был на госслужбе. Я считаю, это правильная позиция: тот, кто понимает проблему, знает ее по себе, должен ею и заниматься.

Свой человек из Комсомольска

Для справки: Юрий Афанасьевич Чайка родился в городе Райчихинске Амурской области в 1970 году. Окончил в Комсомольске-на-Амуре политехнический институт с перерывом на службу в армии. Получил специальность инженера промышленной электроники. На производстве отработал год и в 1996 году ушел в торговый бизнес. Предприятие занималось торговлей бытовой техникой, электроникой и сервисным обслуживанием. Осваивало туризм и строительство. В компании Юрий Чайка занимался логистикой, учетом, программным обеспечением. С 2009 года проходит заочное обучение по экономической специальности в Комсомольском-на-Амуре техническом университете. В 2010 году по результатам конкурсного отбора был назначен заместителем министра по вопросам малого и среднего предпринимательства.

- Ваш бизнес в Комсомольске был успешным?

- В бизнесе никогда не бывает все только положительно. Есть отрицательные моменты, есть положительные. Причем отрицательные становятся тем самым опытом, без которого невозможно стать профессиональным предпринимателем. Наше предприятие не стало крупным, и никогда мы не получали сверхприбыли. В том числе и потому, что работали честно и аккуратно платили налоги. Компания на сегодняшний день стабильная. И мой переход в органы власти объясним в том числе и тем, что наступил такой момент, когда мне стало интересно попробовать себя в новом качестве и в другом социальном пространстве.

- Перейдя из предпринимателей в чиновники, вы по-другому увидели административную работу?

- Я когда шел в министерство, честно говоря, не думал, что будет такой объем работы. Большинство специалистов здесь начинают работать в 8 утра, а уходят с работы в 8-9 часов вечера. И это считается нормой. Мой рабочий день - 12-13 часов. Загрузка большая, при этом много критики и мало понимания со стороны предпринимательства.

Поэтому смотрю на административную работу, конечно, несколько по-другому. Но стараюсь иметь все же комплексный взгляд. Считаю, чтобы понять проблему, нужно получить представление обо всех точках зрения. В данном случае очевидно, что интересы власти и малого бизнеса во многих компонентах совпадают.

Приоритеты без перезагрузки

- Приоритеты в своей новой работе вы уже выстроили?

- Это направление в министерстве достаточно хорошо проработано. Развита централизованная инфраструктура поддержки. Началось активное создание ее в районах края. Все, что предусмотрено нашей краевой программой, выполняется. Поэтому передо мной не стоит проблемы что-то срочно изменить. Главная задача - обеспечить рост по всем направлениям.

Но среди них особо сегодня выделено развитие инфраструктуры поддержки в районах. Это означает: больше и предметнее работать с главами территорий и муниципалитетов, что не всегда просто. Хотя бы потому, что полномочия сегодня разделены и нет у правительства края возможности просто отдавать распоряжения. Но мы можем стимулировать районную власть, передавать ей свой положительный опыт. Глава района должен осознать, что малый бизнес ему развивать выгодно. Ведь есть районы, где безработица доходит до 10-12 процентов. Естественно, одно из решений проблемы - развитие предпринимательства. Это самый быстрый и эффективный способ создать рабочие места, обеспечить людей доходами.

- Сегодня по статистике той поддержкой, которую дает краевая власть, пользуются в основном в крупных городах, таких как Хабаровск и Комсомольск, где и без того малый бизнес развит и безработица составляет 1-2 процента. Вы считаете, это логично?

- На самом деле по программе микрофинансирования поддержку в 2010 году получили предприниматели не только из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, но и из 13 муниципальных районов края. Обучающими мероприятиями для предпринимателей уже охвачены все районы края. В то же время большая наша проблема - низкая информированность предпринимателей из удаленных районов о тех формах поддержки, которая им уже доступна. Более того, в районах, даже если знают о госпрограммах, не умеют использовать в своих интересах их преимущества. Поэтому еще один наш приоритет - информировать и обучать жителей районов.

С этой целью мы используем различные доступные нам способы информирования, активно взаимодействуем со СМИ, проводим непосредственную работу на местах. Кроме того, в начале года мы запустили новый интернет-ресурс «Малый и средний бизнес Хабаровского края» (msb.khabkrai.ru). Любой предприниматель, не выходя из дома или офиса, может теперь получать новости в режиме реального времени, читать информационные статьи и материалы, задавать свои вопросы. Также на сайте можно узнать местоположение ближайших объектов инфраструктуры поддержки и просто изучить общую ситуацию по развитию МСП в районе. Дополнительно был запущен в работу форум, как один из наиболее удобных форматов общения в сети Интернет.

- Вы знаете, какие направления поддержки МСП будут в районах наиболее востребованы, что нужно предложить там людям в первую очередь?

- Мы провели опрос, попросили глав районов обозначить приоритеты поддержки, дать нам свою статистическую информацию. И, честно говоря, не очень удивились, когда главной проблемой был назван доступ к финансовым ресурсам. Причем речь идет не только о льготных кредитах, а вообще о кредитах. Классическая проблема - нет залога. Если в крупных городах она уже далеко не так остра, то в глубинке, особенно в сельской, часто просто неразрешима. Где выход? Он в том, что в крае работает гарантийный фонд, который позволяет предпринимателю, имеющему 30 процентов залога, получить недостающие 70 и взять кредит.

- Чтобы в Аяне получить такой залог, нужно человеку приехать в Хабаровск?

- Что касается конкретно Аяна, то на сегодняшний день так оно и есть. Во многих других населенных пунктах подобная ситуация. Поэтому наша задача не завтра, а уже сегодня связать предпринимателя из отдаленного района с инфраструктурой краевой поддержки. Здесь я вижу два пути. Первый - создать в каждом районе подразделение фонда поддержки либо любую другую единицу, которая бы взяла на себя эту функцию. Если это нереально, то можно выделить в той же районной администрации специалистов, которые займутся решением проблемы. На самом деле это не так сложно, как кажется, если работать в рамках системы электронного правительства, которое сейчас создается в крае.

При этом районная инфраструктура поддержки МСП у нас все же не на начальном уровне развития. Девять инфраструктурных единиц уже создано. Еще две добавятся в ближайшее время. Кроме того, в этом году в 20 раз больше средств будет направлено из краевого бюджета на софинансирование районных программ поддержки малого бизнеса. Причем направлено на проекты, как раз связанные с созданием этой инфраструктуры. Но району нужно вначале выработать свою идею, выделить на нее средства, а затем уже краевой бюджет окажет финансовую помощь.

Второй этап - нужно обучить людей, которые в районах будут работать с предпринимателями. И здесь опять же, я считаю, мы должны пойти по пути преимущественного выбора предпринимателей на эту функцию. Такие люди лучше поймут проблему, будут работать в интересах бизнеса и при этом сформируют эффективную обратную связь с минэкономразвития.

Кто первый

- Мало, видимо, только создать инфраструктуру, нужно ее еще и наполнить. Ведь сегодня фонд поддержки уже испытывает дефицит средств для выдачи тех же льготных кредитов.

- Конечно, средства фонда ограничены. Но они возобновляемы. Предприниматели берут кредиты, отдают их, и средства вновь уходят в новые проекты. С другой стороны, Хабаровский край участвует в конкурсе на федеральную поддержку. Мы рассчитываем, что в результате возможности нашего льготного кредитования значительно вырастут.

И этот временный дефицит, кстати, хороший показатель. У банков сегодня недостаточный спрос на кредитования, а у нас ажиотажный. Это значит, что краевая поддержка максимально востребована. И не только благодаря льготным ставкам. Но и из-за того, что мы предъявляем меньше требований к предпринимателям, желающим получить займ.

- Если средств недостаточно для всех, значит, их смогут получить только самые социально значимые предприятия?

- Разумеется, например, наша грантовая поддержка, которая дается на безвозвратной основе, рассчитана на самые значимые и интересные проекты. Например, в этом году за счет краевого бюджета будет приоритетно поддерживаться развитие дошкольного воспитания - тех самых небольших детских садов, которые работают или только открываются в частном секторе. Губернатор поставил задачу снять проблему дефицита дошкольных учреждений, в том числе за счет бизнеса. И в этом году начнется уже их грантовое финансирование.

Еще один приоритет поддержки 2011 года - производственные предприятия, которые занимаются повышением своей энергоэффективности. То есть проводят энергоаудит, рассчитывают в своем проекте, что нужно сделать, чтобы снизить энергозатраты, затем реализуют проект. Часть такой работы - до одного миллиона рублей (до 50 процентов затрат) - может быть компенсирована за счет средств краевого и федерального бюджетов.

Буквально в конце прошлого года мы запустили программу поддержки экспортно-ориентированных предприятий. Здесь идет компенсация до 2/3 процентной ставки по кредиту, который был взят для реализации экспортных контрактов.

Достучаться проще хором

- На последнем совете по предпринимательству была резко обозначена проблема эффективности этого органа. Предпринимателям не нравится такой режим: поговорили, посоветовали, разошлись, и ничего в результате не изменилось. Вы с этим согласны?

- Этот совет, кстати, как и многие другие, - прежде всего консультативный орган. Его задача - держать губернатора в курсе тех проблем, которые возникают в малом бизнесе, и предлагать их решение. И ответная реакция, я считаю, есть. Например, на первом совете в этом году, посвященном налогам, сформировано достаточно много предложений от предпринимателей. Все они разосланы по профильным министерствам, которые их отрабатывают. В этом случае реакции день в день ожидать нельзя. Специалисты должны проанализировать предложения, вынести свои заключения по их эффективности и реализуемости. Когда эта работа пройдет, предприниматели увидят и свой конкретный результат.

Что касается критики эффективности работы совета, то она тоже воспринята. Членам совета не нравится, что сформулированное ими решение сразу не становится директивой, обязательной к исполнению органами власти. Здесь, я считаю, сам механизм реализации нужно оптимизировать, чтобы после принятия советом решение предпринимателей напрямую направлялось губернатору. Председатель совета может лично его аргументировать. И не нужно здесь никаких посредников. В этом случае растет значение самого документа. Во-первых, подписывая его, совет берет на себя всю ответственность за содержание. Во-вторых, губернатор, если соглашается с рекомендациями и пишет резолюцию - проработать те или иные предложения, дает по сути директиву, обязательную к исполнению. Начинается работа по ее реализации, вплоть до выработки постановлений.

С другой стороны, если предпринимательское сообщество хочет влиять на условия своей работы, оно должно действовать консолидированно, то есть объединяться в общественные организации. Пока же порядка 80 процентов предпринимателей в крае вообще не состоят ни в каких союзах. Есть районы, в которых эти объединения создаются, а потом закрываются из-за пассивности бизнесменов. Не все люди верят в действенность таких союзов. Но, я считаю, не будет действенности, пока нет массовости.