Отношения населения и правительства: перезагрузка

28.05.2013 | Деловая среда | 3м. 29 c. | 6
Отношения населения и правительства: перезагрузка
Юрий Чайка: «Государственным решениям требуются сведущие люди»

О новых механизмах вовлечения сведущих в тех или иных вопросах людей в процессы формирования решений краевой власти и об участии предпринимательства в общественно-государственном партнёрстве на конференции предпринимателей рассказал Юрий ЧАЙКА, заместитель министра экономического развития, начальник управления малого и среднего предпринимательства.

- Мы все время говорим о сотрудничестве, а какой-то базы, механизмов для этого предложить не можем. Часто обсуждаются какие-то местечковые вопросы: кому-то землю не дали или еще что-то, а как изменить условия, чтобы эти вопросы вообще не возникали, мы не предлагаем. Я хотел бы рассказать о той новой работе, которая запущена в крае и на которую я возлагаю большие надежды.

Новое - это хорошо забытое старое, поэтому немного истории. Барон Андрей Николаевич Корф стал первым собирать ежегодные съезды губернаторов тогда еще Приморской, Амурской, Забайкальской областей и, что важно - представителей деловых кругов. Уже тогда было понимание, что без них никакого развития не будет. В середине 80-х годов XIX века сложились определенные круги деловых людей - предпринимателей, военных, исследователей, чиновников. Этих людей называли сведущими, то есть они были экспертами. Я считаю, это очень емкое название.
Сейчас, более чем сто лет спустя, ситуация повторяется. Снова требуется подключение сведущих людей в процесс принятия государственных решений. Только на этот раз сведущие люди - гражданское общество, которое сегодня есть и которое следует развивать.

В крае гражданское общество - это Общественная палата, некоммерческие организации, различные советы, союзы, объединения. Взаимодействие есть, но его уровень требует определенной модернизации. Губернатором принято решение о перезагрузке отношений для вовлечения активного населения в процессы государственного управления. Была подписана краевая стратегия реализации в Хабаровском крае Послания президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Майские указы президента также достаточно четко наметили вектор развития.

Основная цель такого сотрудничества - это согласованная позиция по большинству важных вопросов, касающихся жизни края, перспектив его развития. Мы все прекрасно знаем, как сложно на одном языке общаться чиновнику с гражданином, бюджетнику с предпринимателем, горожанину понять сельского жителя и его проблемы, как сложно учесть разноплановые, часто противоречивые (то, что нравится одним, не нравится другим) потребности населения и возможности их удовлетворения, сопоставить возможности бюджетов территорий с теми задачами, которые действительно важно решить. Мы все знаем, что у муниципальных бюджетов денег на развитие не хватает. Как сделать так, чтобы стороны данных процессов увидели друг друга, имели возможность общаться, влиять на происходящие процессы? Что выбрать в качестве основы и платформы для такого общения?

В крае государственные целевые и краевые программы были выбраны в качестве таких платформ и позволили сформировать и объединить вокруг себя группы по интересам и настроить общение вокруг этих программ. Действительно, это очень удобный механизм, потому что население выступает в качестве потребителя конечного продукта, разработчики - исполнители, заинтересованные в результативности и эффективности реализации программ. Плюс около программ существует достаточно широкий круг интересов.

В результате такой работы граждане в крае стали узнавать, что такие программы есть. Люди просто не знали, что для них что-то работает. А разработчики узнали, что до этого момента население не имело представления о существовании таких программ.

Вернемся к стратегии. Стратегия рассчитана на три основных этапа. Первый этап - формирование системы совещательных, экспертных, консультативных сообществ. Второй этап, на котором мы сейчас находимся, - запуск механизма общественно-государственного сотрудничества. Результатом этого этапа можно считать подписание общественного договора. Третий этап - это реализация стратегии в рамках общественно-государственного сотрудничества.

На первом этапе, можно сказать, велась работа в секциях. Формировались ячейки по интересам, где поднимались любые вопросы и находились ответы,  формировались определенные предложения. В результате такой работы были выбраны делегаты для первого крупномасштабного мероприятия с участием губернатора края. То есть обсуждение велось уже на более широкой площадке.

Второй этап - это привлечение общественности к оценке, экспертизе наиболее проблемных вопросов, тех, на которые, в первую очередь, должны быть направлены усилия власти и их решения. Если сейчас каждый сформирует свою проблему, нам их не решить - не хватит ни ресурсов, ни средств, ни времени. Естественно, надо выделять приоритеты. Наша конференция как раз такое мероприятие, где можно сделать понятные, конкретные предложения, чтобы они попали в резолюцию и этот документ можно было двигать дальше.

Для предпринимателей края основной платформой взаимодействия является краевая программа развития и поддержки малого и среднего бизнеса, хотя работа, которая ведется, значительно шире этой программы. В целом программа - это комплексный инструмент для развития и поддержки предпринимательства.

Комплексный, потому что оказывается финансовая, образовательная, консультационная, юридическая, информационная, организационная поддержка. Ее получают предприниматели, некоммерческие организации, объединения, средства массовой информации, объекты инфраструктуры, органы местного самоуправления на софинансирование мероприятий для поддержки малого и среднего бизнеса. Да, может быть, разные виды этой поддержки не синхронизированы, может быть, где-то надо усилить это направление.

Также программа - это мобильный и гибкий инструмент, так как учитывает поступившие предложения и замечания. Программа уже давно объединила вокруг себя предпринимательские организации, совет по предпринимательству при губернаторе края, некоммерческие организации. Представители предпринимателей входят в большинство коллегий, союзов, советов, кредитных комиссий, на которых в том числе распределяется финансовая поддержка. Гранты - это, наверное, самый сложный и спорный вид поддержки. К примеру, 80 процентов работы по подготовке этой конференции взяли на себя общественные организации.

Подробнее о том, как настроено в настоящее время взаимодействие с нашей программой. В первую очередь, это наш сайт «Малый и средний бизнес Хабаровского края». В этом году экспериментально мы провели, я считаю, масштабное обсуждение вносимых в программу изменений. Мы организовали рассылку, создали достаточно читаемую подборку материалов, чтобы читать не только 200 страниц программы, но и справочную информацию, а также провели общественное обсуждение этой программы.

На сайте есть постоянный раздел для предложений и замечаний. Но этих предложений нет. Это как раз та часть работы, на которую мы рассчитываем, которая требует активности предпринимателей. Причем хотелось бы видеть не предложения «Хочу 10 квадратных метров земли под ларек», а те вопросы, которые имеет смысл включать в программу. Даже если и нет конкретных предложений, мы максимально учитываем замечания, ведем реестр всех наших ошибок, неточностей, нерешенных проблем, которые стараемся отразить при следующем изменении программы.

Почему я так долго приводил примеры, рассказывал о новых формах и механизмах сотрудничества, о перспективах такого сотрудничества именно предпринимателям и именно на конференции, посвященной улучшению инвестиционного и делового климата? Потому что без вашего участия этот климат не создать и не улучшить. Нужны механизмы такого участия.

Предприниматель является тем индикатором, который в состоянии дать оценку существующему предпринимательскому климату. Самое правильное, на мой взгляд, что вы можете сделать, - это сказать: «Те условия, которые существуют в Хабаровском крае, меня устраивают (или - не устраивают), потому что… Но я предлагаю сделать следующее… И тогда я буду цивилизованно вести бизнес, спокойно работать, платить налоги, зарплаты». Таких конкретных предложений мы ждем от вас на конференции и вне её.

Мы придаем большое значение подписанию соглашения по принятию единых принципов корпоративной этики и повышения социальной ответственности ведения бизнеса. Участие в этом соглашении приняли 14 предпринимательских ассоциаций и объединений. В нём отражены принципы цивилизованного ведения дел.

Важный шаг, который получает развитие, это различные отраслевые соглашения. Это кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями, поставщиками продовольственных товаров.

Каких результатов мы как органы власти ждем от такой работы? В первую очередь, это подписание общественного договора и следование его принципу. Во-вторых, увеличение сопричастных к этому процессу людей. Участие в нем предпринимателей особенно важно.

В-третьих, развитие форм такого сотрудничества на муниципальном уровне вокруг действующих муниципальных программ, в рамках других общественных площадок. На муниципальном уровне также есть программы, которые позволят объединить предпринимателей и другие слои населения.

В-четвертых, это формирование экспертного сообщества для участия в экспертизе существующего и разрабатываемого законодательства. Система оценки регулирующего воздействия, которая внедряется в крае, требует наличия именно отраслевого экспертного сообщества, с которым у нас дефицит. У нас внедряется, наверное, самая прогрессивная система, когда отраслевые министерства являются разработчиками нормативных актов, то есть тех регулирующих документов, которые надо оценивать. Все-таки мы должны обращаться не к экспертам-универсалам, а к экспертам-профессионалам, которые четко знают отрасль, в которой работают.

В-пятых, необходимо сделать данный процесс необратимым, чтобы эта работа продолжалась и дальше.

Я не люблю говорить лозунгами, но если вы видите себя сопричастными к тем процессам, которые разворачиваются в крае, то я в очередной раз предлагаю объединяться, вступать в действующие объединения, создавать новые по отраслевой принадлежности, тогда ваше мнение будет услышано.

Подготовила
Татьяна ВИхАрева.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

19.09.2021 20:54
Волонтеры считают: выборы прошли чисто
Студенты Герман Столяров и Арина Головина говорят, что решили принять участие в выборах в качестве общественных наблюдателей, потому что это показалось им интересным для дальнейшего развития, убедиться в честности выборов, добросовестности их проведения.

19.09.2021 17:55
В лидерах по голосованию северные районы Хабаровского края
По состоянию на 15 часов 19 сентября в краевой столице проголосовало более 35 % избирателей.

19.09.2021 13:03
Павел Минакир: "Просто красивых плакатов с красивыми словами недостаточно"
Научный руководитель Института экономических исследований ДВО РАН, член президиума Дальневосточного отделения РАН Павел Минакир ходит на выборы каждый раз, как они проводятся, за исключением тех моментов, когда его нет в Хабаровске.

19.09.2021 10:17
Заключительный день голосования стартовал без происшествий
Стартовал третий, заключительный день голосования по выборам  губернатора Хабаровского края и депутатов в краевую думу.

18.09.2021 21:47
Завершился второй день выборов
Сегодня в 20-00 по местному времени избирательные участки Хабаровского края завершили второй день голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года.



19.10.2018 00:00
На все вопросы даны ответы
Участники форума обратились с вопросами к Сергею Фургалу и Сергею Кравчуку

19.10.2018 00:00
Поставки для крупнейших корпораций
На круглом столе «Производство товаров для корпораций» изначально было поставлено два вопроса - как уравнять дальневосточных поставщиков с поставщиками из центра России.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?