Вышел инвестор из тумана, вынул деньги из кармана

30.07.2013 | Деловая среда | 4м. 36 c. | 44
Вышел инвестор из тумана, вынул деньги из кармана
Максим Тарасов: «До конца года 12 стандартов аси должны быть внедрены в Хабаровском крае»

В этом году в Хабаровском крае завершится внедрение стандартов АСИ (Агентства стратегических инициатив). Вряд ли после этого из-за туч сразу же выглянет солнце и будет греть хабаровчан круглый год. Но вот инвестиционный климат в регионе, по идее, должен улучшиться. Что же на самом деле изменится?

- 15 стандартов для улучшения инвестиционного климата АСИ разработало на основе российского успешного опыта и мировой практики привлечения инвестиций, - говорит начальник управления внешнеэкономического сотрудничества и инвестиций министерства экономического развития и внешних связей края Максим Тарасов. - Суть в том, что во всех регионах Российской Федерации должны быть стандартные, простые и понятные условия ведения бизнеса для любого инвестора - отечественного или зарубежного. 15 стандартов при этом - это минимальный порог. Больше - можно (регионы вправе вырабатывать свои дополнительные стандарты), меньше - нельзя.

- Самые важные, с вашей точки зрения, стандарты какие?

- Они все одинаково важны, но первым пунктом в списке стандартов значится «Утверждение высшими органами государственной власти региона инвестиционной стратегии региона». Это не научная программа, не многостраничные тома, а простой и четкий документ. Инвестор должен взять его, прочитать и понять, в каком направлении планируется развивать регион,  какие отрасли экономики получат приоритет, какие направления производства.

- То есть, если взять Хабаровский край, в его стратегии инвестор должен увидеть, что предпочтение отдается, например, машиностроению, лесопроизводству, рыбопереработке…

- Вполне возможно. Пока мы на этапе разработки стратегии. Прошел конкурс, который выиграл Российский институт конкурентоспособности. Сейчас мы работаем с ними в плотной связке. В конце августа планируем, что первоначальный проект стратегии предложим на обсуждение специалистов правительства, ученых и общественности - рассмотрим его на расширенном заседании экономического совета края.

- У нас уже достаточно много разработано в крае стратегий. Стоит ли еще что-то придумывать?

- У нас не было никогда инвестиционной стратегии в чистом виде. Были стратегии социально-экономического развития. Они необходимы для региона, но инвестору нужна более емкая и четкая картина именно перспектив инвестиций в крае. Чтобы он понял, в какой проект ему выгодно вкладывать средства в регионе, где он получит синергию от других проектов и поддержку краевого правительства.

Кстати, еще один стандарт - «Формирование и ежегодное обновление плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе». Он необходим, чтобы инвестор понимал, где в края будут формироваться новые центры развития экономики, то есть будут решены проблемы энергоснабжения, дорог и прочих коммуникаций. Это, например, такие решения, как строительство Совгаванской ТЭЦ, расширение возможностей ДВЖД на ветке БАМа. Любой новый проект требует инфраструктурных решений. Крупным же проектам при этом часто не  достаточно того, что у нас уже есть в плане энергетики, возможностей вывоза готовой продукции.

- Другой знаковый стандарт - «Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами».

- Здесь главный принцип «одного окна». Когда сегодня инвестор заходит на территорию, он, по большому счету, не знает, куда ему обратиться для решения самых элементарных проблем, например по выбору площадки для нового производства: в  мэрию города, в правительство края, в какое-то конкретное министерство. Дверей на самом деле много, можно заходить в одну, вторую или в третью. Все направления вроде правильные, все рады видеть нового инвестора, но тот может среди них и заблудиться, потерять время.

Специализированная организация (СО) должна как раз снять эту проблему - сформулировать и реализовать для инвестора четкий алгоритм действий. Идея в том, что СО возьмет на себя решение вопросов инвестора, например, в минимуществе края в части землеотвода, с минстроем - в части разрешения на строительство… То есть инвестор больше не ходит самостоятельно по разным ведомствам. Он приходит в СО и говорит: планирую, например, открыть на территории автомобилестроительное предприятие. И  с ним начинают конкретно работать по пунктам: первый - регистрация предприятия в регионе, второй - бизнес-план, третий - подбор площадки под строительство, четвертый - проектирование строительства, землеотвод, разрешение на строительство, подключение к основным коммуникациям - теплу и электроэнергии… СО в нашем понимании станет тем органом, который для инвестора будет решать многие вопросы.

- Насколько это реально, ведь агентство не будет в чистом виде государственной структурой, а большинство этих вопросов именно в госплоскости?

- Во всем мире и  у нас в стране такие услуги оказывают частные консалтинговые компании. В этом нет ничего нового. При этом будет четко прописан регламент взаимоотношений агентства и госорганов. Он должен обеспечить выполнение каждого пункта алгоритма.

- Мы привыкли к другому: инвестору нужно дойти до самого главного чиновника в городе или регионе, обаять его перспективами, и, если чиновник даст «зеленый свет» проекту, начнется активная его реализация.

- Это просто стереотип. Внедряя стандарты АСИ, мы от него отказываемся на 100 процентов. В развитых с точки зрения инвестиционного климата странах и регионах инвестор не идет к чиновнику. Он самостоятельно решает все проблемы. Для этого и создается СО по принципу «одного окна», его специалисты будут заниматься согласованием всех вопросов с министерствами, исходя из четкого регламента: на решение земельного вопроса - столько то дней, на разрешение по строительству - столько-то. Причем СО не просто посредник в этой схеме, но и инициатор изменения в регламентах, существующих на практике взаимоотношений с органами власти. Если, например, анализ покажет, что процедура выделения земли неэффективная, долгая и сложная, СО выйдет с предложением, как поменять процедуру.
- Судя по всему, это еще скорее проект, чем рабочая схема?

- Мы изучили опыт большинства регионов, в которых уже внедрены стандарты АСИ и успешно работают такие организации. Они гибко работают. Нарабатывается опыт, появляются новые проблемы и структура взаимоотношений оптимизируется. У нас будет, скорее всего, то же самое.
- Везде ли опыт внедрения стандартов АСИ оказался удачным для регионов?

- Пилотные проекты в РФ были запущены в прошлом году. Их эффект только начинает аккумулироваться. Вначале должны заработать все механизмы стандартов АСИ, потом их эффективность должны оценить инвесторы, пройти первые проекты по новым стандартам… Если кто-то ожидает, что сегодня мы внедрим систему, а завтра уже заработают новые производства - это не так. Система должна работать постоянно, долгосрочно, чтобы выйти на положительный результат. И тогда он будет не разовый, а также постоянный.

С другой стороны, сам по себе список регионов, которые внедрили у себя стандарты АСИ: Татарстан, Свердловская, Калужская, Ульяновская области… Все они уже сегодня успешны с точки зрения привлечения инвестиций.

- Один из стандартов АСИ - «Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов». Это, видимо, решение кадровой проблемы инвестора?

- Да, и начинается процесс с прогноза потребностей в кадрах у потенциальных инвесторов, которых пока нет, но мы ожидаем, что они придут в Хабаровский край. Мы ведь хорошо понимаем, что для нового предприятия нужны: земля, коммуникации и кадры. Минус одна из этих составляющих, и проект просто не сможет быть реализован.

Что касается кадровой составляющей, то нужны, как показывает практика, и рабочие, и высококвалифицированные специалисты. Все зависит от проекта. Но инвестор, исходя из этого стандарта АСИ, должен, заходя в край, четко увидеть, как он решит эту проблему. Закажет ли специалистов в вузах и спту, найдет ли на бирже труда…Это не только его проблема, но и наша.

При этом в крае есть инвестиционная стратегия, то есть можно предполагать, какие специальности в высших учебных заведениях будут в большей степени востребованы экономикой в ближайшие годы. Значит, можно планировать обучение. Это - работа на опережение спроса. Она уже идет.

Но даже в том случае, когда у нас в региональной системе обучения нет специалистов, которые нужны новому инвестору, Хабаровский край должен эту проблему помочь решить. Есть такой опыт - создание новых специальностей в вузах и техникумах края. Нереально обучить у нас - нужно искать по профилю в других регионах.

Главное в данном случае - сама система помощи инвестору в решении кадрового вопроса, у которой могут быть самые разные алгоритмы.

Крупные предприятия строятся 4-5 лет, средние - 2-4 года. Этого времени должно быть достаточно, чтобы обеспечить их кадрами.

- Что такое совет по улучшению инвестиционного климата (пункт №5 стандартов АСИ)?

- Мы активно обсуждали, нужно ли создавать новый совет или можно сделать его на базе уже существующих структур. Посчитали, что наиболее отвечает требованиям АСИ - наш Совет по предпринимательству при губернаторе края. Но для работы в системе стандартов он должен измениться.  Во-первых, совет возглавит, согласно требованиям стандарта АСИ, лично губернатор, функции совета будут расширены, в состав его будут включены дополнительно представители министерств края.  Но не для того, чтобы они там вместо предпринимателей вырабатывали свои решения, а чтобы, наоборот, вопросы, задаваемые предпринимателями, можно было сразу на совете адресовать конкретному ведомству и решать, не затягивая процесс. В результате орган становится максимально рабочим и дееспособным.  

- Еще один примечательный стандарт - «Принятие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности». Это будет еще один отдельный закон?

- У нас такие положения (о защите инвесторов, предпринимателей) приняты в самых разных нормативных актах краевых и федеральных. Речь идет поэтому о создании и принятии декларации, в которой все эти положения о защите и поддержке инвесторов будут объединены и логически выстроены. Декларация будет подписана руководством края, после чего станет общедоступной.

На самом деле все эти стандарты работают в комплексе. Они создают совершенно иную ситуацию в экономике края. Если вчера инвестор входил в регион, как в темную комнату, не понимая, куда ему и зачем обращаться со своими проектами, то завтра комната будет ярко освещена. Понятны все правила.

Плюс даже в том, что, если регион для проекта не подходит (нет сырья, кадров, логистических возможностей и пр.), решение об этом можно принять достаточно оперативно, не тратя времени ни своего, ни административного.

Если же проект может быть реализован, то инвестор сразу увидит, где взять необходимые ему ресурсы - сырьевые, кадровые, как решить все проблемы строительства предприятия от землеотвода до проектирования. Инвестор знает, куда движется в перспективе экономика региона, какие крупные инфраструктурные и производственные проекты в ней будут реализовываться в ближайшее время.

- Какие временные перспективы внедрения у нас стандартов АСИ?

- Сроки обозначены Указом президента №1276 - в этом году должно быть реализовано в Хабаровском крае 12 пунктов из 15. На данный момент мы получили от экспертной группы согласование одного пункта - «по оценке регулирующего воздействия». По большинству остальных уже проведена предварительная экспертиза. По ряду стандартов мы дорабатываем документы по замечаниям экспертов. Уже в августе пройдут финальные слушания по целому ряду пунктов. И в дальнейшем по графику до конца года намерены завершить этот процесс.

- Что это за экспертная группа, кто в нее входит?

- Экспертная группа создана не правительством края, а непосредственно АСИ. Все эксперты в ней совершенно независимые и представляют науку, различные общественные организации, бизнес края. Возглавляет ее Евгений Николаевич Шулепов, председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей.

Сразу замечу, заседания группы проходят достаточно живо и конструктивно. Нельзя при этом сказать, что все наработки правительства края по стандартам АСИ с ходу проходят утверждение в этой экспертной группе. Наоборот, у нее всегда есть свои замечания и предложения. Приходится возвращаться, что-то менять, что-то дорабатывать.

Тем не менее до конца года 12 пунктов из 15 стандартов должны быть внедрены в Хабаровском крае. Схема утверждения здесь многоуровневая. На первом наша экспертная группа делает свою оценку. Если она положительная, наши документы направляются в АСИ, где происходит подтверждение выполнения нами стандартов. Третий уровень - «контрольная закупка». По принципу «тайного покупателя» к нам в регион должен зайти «инвестор» и на практике проверить, внедрена система АСИ или все лишь на бумаге. То есть если мы утверждаем, что налажена прямая связь с руководством края, то «инвестор» попытается выйти на руководство края. Он может попросить поддержку в нашей специализированной организации и проверить, работает ли принцип «одного окна» и т.д.

Если проверка завершится успешно, значит, в Хабаровском крае стандарты АСИ уже работают!







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

25.01.2022 10:31
Вакансий больше, чем безработных
В настоящее время в крае официально зарегистрировано 5,5 тысячи безработных.

25.01.2022 10:12
В Хабаровском крае подведены итоги работы офисов МФЦ за минувший год.
Миграционный прирост населения отмечен в Хабаровском крае по итогам 10 месяцев 2021 года.

25.01.2022 10:01
«Олимпия» вновь в лидерах
Хабаровские гимнастки выступят на первенстве России и международных играх «Дети Азии».

25.01.2022 09:30
ТОР «Комсомольск» расширяет границы
Границы территории опережающего развития (ТОР)«Комсомольск» будут расширены.

25.01.2022 09:02
Тигр придёт 1 февраля
В ночь с 31 декабря на 1 января мы провожали Белого Металлического Быка и встречали своего нового покровителя - Голубого Водяного Тигра.



19.10.2018 00:00
На все вопросы даны ответы
Участники форума обратились с вопросами к Сергею Фургалу и Сергею Кравчуку

19.10.2018 00:00
Поставки для крупнейших корпораций
На круглом столе «Производство товаров для корпораций» изначально было поставлено два вопроса - как уравнять дальневосточных поставщиков с поставщиками из центра России.