Укрощение «Каспийского монстра»

24.02.2014 | Дембельский альбом | 1м. 35 c. | 221
Укрощение «Каспийского монстра»
Михаил Лашкин: «Мне повезло - попал в военно-морской флот»

Служил я с 1970 по 1983 годы. Родину защищать считалось делом достойным, почетным, как сказали бы сегодня, - престижным. Тем более в каких-нибудь особенных войсках. Мне повезло - попал в Военно-морской флот. Думал, что на три года, а оказалось, на все 13, о чем нисколько не жалею.

Когда пришло время служить, уже знал: только на флоте. Попал в «учебку» - школа радиотехников под Ленинградом, в город Ломоносов. Через 5 месяцев «учебки» пришел за нами капитан-лейтенант и сказал, что поедем в славный город Балтийск, это главная база Балтийского флота.

Через пролив Польшу видно, дальше Германия. Двоих курсантов забрали на крейсер, троих на эсминцы, а мы с каплеем все идем и идем по пирсу. Корабли военные, орудия под чехлами. «Где же мой корабль?» - спрашиваю. «Вон они в ангарах стоят, на бетонке». Я, конечно, слышал про эти «воздушные подушки», но то, что увидел, мне не понравилось. Сразу понял: никаких тебе дальних походов и штормовых морей. Ну, разве может эта дюралюминиевая конструкция с двумя самолетными двигателями и резиновой «юбкой»-подушкой ходить в какие-то моря? Оказалось, этот ДШК, десантно-штурмовой катер на воздушной подушке, мог и по морю в небольшую волну идти, причем довольно быстро, до 70 км/час, мог и по берегу.

Однажды весной 1972 года, когда я уже был старшиной 2-й статьи, прибежал посыльный из штаба: «Лашкин, собирайся в командировку!». Встретил капитан с голубыми погонами и значком парашютиста, летчик и всё недоумевал: «Почему на корабль, почему морские лейтенанты, а он у них командир?». Приехали. Воинская часть закрытая, рядом сосновый бор.

В учебных классах вся техника современная, ни в «учебке», ни на кораблях такую не видел. Записывать и рисовать запрещено. Конспекты только по материалам съезда и Программе КПСС. Рассказывают, что корабль с новым принципом движения, от «воздушной подушки» отличается. Называется ЭКРАНОПЛАН, гибрид корабля с самолетом. Поэтому экипаж - из морских летчиков с корабельными специалистами.

Еще на заре авиации заметили: некоторые типы самолетов при определенных условиях никак не хотели садиться на полосу. Пилот его и так, и эдак прижимает, а он не садится. Так и скользит над полосой, пока скорость не потеряет. Но все новое тут же засекречивалось и превращалось в оружие. Все, чем мы пользуемся сегодня: JPS-навигаторы, компьютеры, сотовая связь - все это давно было у военных.

Экранопланы были великой тайной. Приехали на судостроительный завод. Огромный ангар, над головой невысокий потолок, свет со всех сторон. Гражданские инженеры за нами с ухмылкой наблюдают: «Вот корабль ваш» - «Да где же он, этот корабль?»... Оказалось, мы все стоим под крылом какого-то великана. Позже, когда уже проходили испытания на Каспии, американская разведка по снимкам со спутника назвала корабль «Каспийский монстр».

Прошел еще год службы. Скоро дембель, а уходить не хочется. Как же так, такое увидел, а теперь без меня? И я решил остаться на военной службе. Подал рапорт и меня мигом зачислили во вновь открывшуюся школу техников в Кронштадте.

1974 год. «Каспийский монстр» уже собран и готов к испытаниям. 8 стартовых двигателей располагались на пилонах (по 4 с каждого борта) перед несущими плоскостями (крыльями). Газовый поток от них создавал динамическую воздушную подушку под плоскостями, ограниченными концевыми шайбами. И огромный корабль, 800 тонн, отрывался от поверхности и зависал над водой, асфальтом, песком.

В 1976 году наш корабль не выдержал динамических испытаний. Загрузили балластом, стартовали, разогнались, режим отрыва от экрана. Экран - зона повышенного давления под несущими плоскостями, которая создается при движении вблизи поверхности. Оторваться от поверхности корабль может в виде «подскока». Уйти в набор высоты не позволяет огромная масса (800 тонн). А упасть не позволяет динамическая подушка - «экран». Так и идет на «экране».

При очередном «подскоке» пилот-командир не удержался в воздухе и с большим тангажом (задранным носом) грохнулся о поверхность воды. Задняя часть «Каспийского монстра» отвалилась. Слава богу, никто не погиб, хотя в хвостовой части находились борттехник-мичман и штатские специалисты. Корма с хвостом и дымящимися двигателями долго держалась на плаву, люди успели выбраться до того, как она затонула. Передняя часть, представляющая собой корабль, осталась на плаву и даже не потеряла способности двигаться и управляться. Инженеры-строители утверждали, что так было задумано по программе испытаний.

Ждать, когда достроят очередной корабль, я не стал. Предложили служить на Дальнем Востоке - согласился. И прослужил еще 7 лет.

Михаил Лашкин, юрист.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске

23.03.2024 08:55
Скорбим со всей страной

23.03.2024 08:16
Страшная трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле». Десятки пострадавших. Выражаем свои соболезнования родным и близким этих людей

22.03.2024 15:21
На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

22.03.2024 10:02
Хабаровский Росреестр поправил Яндекс Карты

22.03.2024 09:36
Если солнце исчезнет…



20.02.2016 00:00
Как я в «плену» побывал
Валерий Майоров, фотограф Дальневосточного художественного музея, служил срочную под Владивостоком в 1978-81 годах.

20.02.2016 00:00
Время было тревожное
Николай БАЙКОВ: - К армии у нас было трепетное отношение: отцы наши воевали.