поиск
15 июля 2024, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Если ребёнок сомневается в себе

08.07.2024
Просмотры
264
Каждый родитель желает видеть своего ребенка уверенным, активным, инициативным, самодостаточным. И это – естественное желание мам и пап, чтобы их чадо было одним из лучших среди сверстников. Но дети все разные: кто-то – более активный и инициативный, кто-то – менее.

 Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то – не очень. Кто-то – всегда в первых рядах, кто-то – всегда чуть позади. Такая разница в поведении детей часто становится предметом обсуждения и переживаний родителей, и им хочется как-то помочь своему ребенку.

 Но чтобы понять, как это сделать, необходимо разобраться, какой у вас ребенок, что с ним, как вам кажется, не так. Психолог Нина Чупракова рассказывает, как поступать в такой ситуации.

 ЧТО ТАКОЕ СКРОМНОСТЬ

 Как понять, скромный у вас ребенок или застенчивый и неуверенный? На первый взгляд, по поведению такие дети не отличаются. Они не очень любят находиться в центре внимания, не ждут, что их похвалят за очередной успех, не проявляют инициативу.

 На самом деле, это разные дети, и в одном случае помогать им измениться нецелесообразно, в другом случае – наоборот, сомневающимся, неуверенным детям необходима помощь и поддержка. Так как же отличить скромность от сомнений в себе?

 Скромность – это своего рода тактичность: то есть когда вы можете что-то сделать, но считаете это неуместным на данный момент, не хотите что-то делать напоказ, когда нет тщеславия, гордыни, нет сомнений, что что-то Вы делаете не так.

 Скромные люди, как правило, – уверенные и самодостаточные. Скромность не мучает, она воспринимается естественно: как данность, как само собой разумеющееся.

 Застенчивость и неуверенность, в свою очередь, наоборот, бывает очень мучительна для ребенка, так как часто он что-то не делает не из-за того, что считает это неуместным (ему бы очень хотелось как-то проявить себя), а потому, что боится быть
неправильно понятым, оценённым не так, как ему хотелось бы или представляется.

 ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И НЕУВЕРЕННОСТЬ

 Откуда появляются, как зарождаются в ребенке застенчивость и неуверенность? Детский психолог Юлия Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» писала: «В детстве мы узнаем о себе только из слов к нам от наших близких».

 У маленького ребенка образ себя строится извне. Каким его видят значимые взрослые, что и как они о нем говорят, таким ребенок и начинает себя видеть и воспринимать.

 Вот почему так важно, чтобы его любили, уважали, понимали и признавали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы он был успешен в делах, чтобы мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

 Ребёнок ждёт от близких ему людей подтверждений того, что он – хороший, самый лучший, что его любят не за что-то, а просто за то, что он есть, что он может справляться с простыми, а иногда и со сложными делами. Именно на этом строится и формируется базис уверенности и самодостаточности у ребенка.
Формула развития уверенности проста: что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов!

 В каком возрасте нужно в ребёнке развивать уверенность? С самого рождения и на протяжении всего его взросления. Да и во взрослой жизни любой человек чувствует себя более гармонично, если есть поддержка и понимание близких, значимых для него людей.

 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

 Очень важна позитивная коммуникация с ребёнком. При каждом обращении к детям – словом, жестом, интонацией, мимикой и даже молчанием – мы сообщаем им не только о себе и своем состоянии, но и о них самих, даже в большей степени о них.

 Не менее важно при взаимодействии с ребёнком поддержание его самооценки или чувства самоценности, и тогда он будет в гармонии с самим с собой и с окружающим его миром.

 Что еще важно учесть при выстраивании отношений с ребёнком, чтобы он был уверенным, самодостаточным, не сомневающимся в себе, с адекватной самооценкой и с ощущением самоценности:

 Любить его, принимать его таким, какой он есть.

 Быть с ним в контакте, слушать его переживания и не игнорировать его потребности.

 Заниматься и играть с ребенком, чтобы вы общались и взаимодействовали в совместной деятельности (читать, играть, заниматься, трудиться и т. д.).

 Быть рядом, когда ему сложно с чем-то справляться, и не вмешиваться в его занятия, если он справляется сам.

 Не отказывать, когда просит о помощи, и быть рядом в его успехах.

 Доверять своему ребенку. Делиться своими чувствами.

 Учить конструктивно разрешать конфликты, а не бояться, не избегать их.

 Общаться и взаимодействовать с ребёнком приветливо и доброжелательно.

 Улыбаться, говорить ребёнку, что вы его любите, и обнимать почаще – четыре-пять, а лучше восемь раз в день.

 Результаты будут ошеломительные. Ребёнок будет расти спокойным, уверенным в себе, самодостаточным. А еще доброжелательным, коммуникативным, в гармонии с самим собой и с окружающим миром.

 Подготовил И. ДМИТРИЕВ.