Как влияют гаджеты на развитие речи

15.11.2022 | Детский мир | 2м. 40 c. | 533
Как влияют гаджеты на развитие речи

Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они заняты просмотром программ, которые не требуют их ответа. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Об опасностях отсутствия живого общения и о способах их предотвращения рассказывает учитель-логопед Елена Макарцева.

Причины и следствия

Цифровизация и информационные технологии плотно вошли в жизнь современного человека. Сейчас уже невозможно представить себе существование людей без планшетов, смартфонов, компьютеров, телевизоров. Причем современными гаджетами в наши дни пользуются не только взрослые, но и совсем маленькие дети.

Как и зачем устройства с экраном попадают в руки малышей? Конечно, им их дают родители. Цели взрослых при этом могут быть разными.

Одни папы и мамы видят в гаджетах средство развития ребенка.

Многие предлагают сыну или дочери смартфон в критические моменты для прекращения плача, капризов и истерик.

Часто планшет или телефон помогает справиться с нетерпением во время долгого сидения в очередях (например, в поликлинике).

Бывают случаи, когда родители, давая гаджет малышу, пытаются высвободить немного времени для себя.

В некоторых семьях светящийся экран цифрового устройства заменяет ребенку и сказки, и колыбельные песни, и разговоры перед сном с самого раннего возраста, буквально с того момента, как младенец научается самостоятельно сидеть.

У современных детей время, проведенное в цифровом пространстве, намного превышает время живого общения со взрослыми.

Во многих случаях такая занятость вполне устраивает и маленьких, и взрослых. Ребенок не дергает родителей, ничего не требует, не пристает с вопросами и просьбами, не хулиганит и в то же время сам получает новые впечатления и знания. Так ли это на самом деле?

В чём опасность

На первый взгляд картинка сидящего перед экраном сосредоточенного малыша кажется безобидной. Но если оставить этот процесс без контроля, он может привести к негативным последствиям, так как подобное времяпрепровождение таит в себе серьезные опасности.

Навыки коммуникации

Если у ребенка нет живого собеседника, ему будет сложно научиться эффективному общению, для которого необходимо уметь взаимодействовать с другим ребенком или взрослым, слышать собеседника и формулировать свои мысли, распознавать реакцию окружающих и адекватно реагировать на действия и высказывания других.

Проблемы с речевым развитием

В первую очередь это отставание в развитии речи. Несмотря на то, что ребенок, сидящий у телевизора, постоянно слышит речь, исходящую с экрана, это никак его не развивает. Огромная разница заключается в том, кто с малышом говорит - его близкий взрослый или персонаж видеоролика.

Речь - это не просто копирование и запоминание звуков, слов и речевых конструкций. Маленький ребенок может овладеть речью только в непосредственном живом общении, когда он включен в диалог и процесс коммуникации.

Для того, чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была связана с его конкретными практическими действиями, с его реальными впечатлениями. Без живого общения со взрослым это невозможно.

 Отсутствие обратной связи

Односторонняя экранная речь, которая непосредственно к ребенку не обращена и не требует от него ответа, остается пустым звуком. Она не затрагивает чувств ребенка, не побуждает к действию и не способствует формированию каких-либо образов.

Такая речь не осмысляется ребенком и не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать либо изъясняться криками или жестами.

Нежелание общаться

Помимо этого, у малышей, много и долго сидящих в гаджетах, замечено снижение фантазии и творческой активности. Они не хотят и не могут занимать себя самостоятельно, ведь для этого надо применить воображение и изобретательность, а в этом нет необходимости, если рядом планшет или смартфон.

Отсутствие желания создать собственный воображаемый мир сказывается и на желании общаться с другими детьми. Строить взаимоотношения со сверстниками и общаться с ними становится неинтересно.

Причинно-следственные связи

В дальнейшем у многих детей возникают проблемы с восприятием устной и письменной информации. Они плохо понимают, запоминают и связывают в единую логическую цепочку сведения на слух. Слышимая речь не вызывает у таких детей образов и устойчивых впечатлений.

По этой же причине им трудно читать: они могут понять текст в целом, только если он состоит из коротких предложений. Но и те плохо удерживаются в памяти, не складываясь в целостную картину. Это, кстати, одна из причин, по которой дети не хотят читать: им становится скучно и неинтересно.

Найти золотую середину

Приучить ребенка к гаджету не стоит никаких усилий. Достаточно несколько раз оставить его с планшетом или смартфоном на неограниченное время. Ребенок получает развлечение, а взрослые - свободное время. И с соблазном очень трудно справиться.

Одни родители не следят за тем, сколько времени их ребенок провел в виртуальном пространстве, другие контролируют каждую минуту и жестко регламентируют время.

Главное - понять и принять тот факт, что исключить цифровые устройства из жизни полностью не удастся. Подобная борьба невозможна и бессмысленна. Но этого и не требуется. Важно реально взглянуть на ситуацию и найти оптимальный выход.

В раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет в себе серьезную опасность.

Просмотр мультиков для самых маленьких детей должен быть строго регламентирован. При этом родителям смотреть мультики лучше вместе с ребенком для того, чтобы помочь ему осознать происходящее на экране.

Для того, чтобы мультфильм стал полезным для ребенка, в процессе просмотра его надо комментировать (например, подсказать ребенку, хороший поступок совершил герой или нет).После просмотра мультфильма желательно предложить ребенку проиграть увиденный сюжет. Это будет необходимая для развития сюжетно-ролевая игра. Кроме того, живое общение родителей с ребенком поможет установлению доверительных отношений.

Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное - не раньше, чем он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.).

Использовать игры, направленные на развитие познавательных процессов и получение новых знаний.

Есть компьютерные игры и приложения, которые действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Кроме того, существуют приложения для всей семьи: игры, в которые можно играть всем вместе, независимо от возраста, органайзеры, позволяющие создавать простые семейные календари и общие списки дел, ежедневники, в которых можно не просто писать заметки для каждого члена семьи, но и составлять списки покупок, планировать праздники, записывать новые рецепты.

Самое главное и в то же время самое сложное - найти ту середину, которая устроила бы всех. Заключаться она должна в определенном балансе между виртуальным и реальным общением. Ничто не может заменить ребенку прогулку с родителями, поход в парк или совместное чтение интересной книги. А потом можно вместе поиграть в компьютерную игру или посмотреть мультфильм.

Не нужно полностью ограждать детей от гаджетов и запрещать пользоваться ими. Важно уделять внимание ребенку, доносить до него значение настоящих ценностей - семьи, дружбы, общения. А гаджеты должны быть только помощниками. Тогда никаких проблем с ними в семье не возникнет.

Подготовил
И. ВЛАДЫКИН.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске

23.03.2024 08:55
Скорбим со всей страной

23.03.2024 08:16
Страшная трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле». Десятки пострадавших. Выражаем свои соболезнования родным и близким этих людей

22.03.2024 15:21
На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

22.03.2024 10:02
Хабаровский Росреестр поправил Яндекс Карты

22.03.2024 09:36
Если солнце исчезнет…



19.03.2024 00:00
Ребёнок плохо пишет: что делать?
В начальной школе большинство детей сталкиваются с определенными трудностями при освоении навыка письма. Эти трудности характерны тем, что они свойственны практически всем детям.

14.02.2024 08:58
Токсичные матери: восемь типов поведения
Ни для кого не секрет, что взаимодействие с матерью оказывает большое влияние на эмоциональное и психическое развитие ребёнка, процесс формирования его личности.