«Ключ» к городу счастливых людей

08.07.2022 | Детский мир | 5м. 28 c. | 656
«Ключ» к городу счастливых людей
Дмитрий Стражников: «Надо привить ребятам желание всё время действовать - я хочу, мне это нужно, я смогу!»

В Хабаровском краевом благотворительном фонде «Счастливое детство» реализуется проект с использованием гранта, предоставленного общероссийской общественно-государственной организацией «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди».

Театр особенных людей «Ключ» подготовил новый спектакль. Прочитав это предложение, некоторые читатели по меньшей мере удивятся: где у нас театр, а где инвалиды? Какая тут может быть связь? Ну разве что зрители в зале…

А вот и нет. В 2015 году руководитель благотворительного фонда «Счастливое детство» Наталья Цирульник-Сайганова идею «Через творчество к жизненной силе» по социокультурной реабилитации детей-инвалидов сумела превратить в грантовый проект, который победил в краевом конкурсе, и это стало первым шагом на непростом пути психологической адаптации особенных детей и их интеграции в общество.

 Главное - дисциплина  и стабильность

В проекте тогда были задействованы около трехсот человек -дети с родителями, специалисты, волонтеры… А спустя два года сформировалась театральная труппа «Ключ», с которой начал работать артист Хабаровского краевого музыкального театра Дмитрий Стражников.

Сейчас это уже, можно сказать, раскрученные артисты -они участвуют в различных конкурсах, есть уже серьезные победы, в том числе на региональном этапе Первых Международных детских инклюзивных творческих игр в номинации «Малый спектакль» в возрастной категории 15-27 лет. И трудно поверить, что кто-то из этих ребят боялся зрительного зала, не умел не то, что танцевать, а даже просто двигаться на сцене, не мог сказать ни слова на публике…

- За пять лет это просто космос, как они изменились! -говорит Дмитрий Вениаминович. -Они-то этого не замечают, они думают, что они и были такими. А на самом деле произошел колоссальный прорыв. В процессе работы, от репетиции до репетиции, от года к году и у меня сложилось понимание, как с ними работать, какую нагрузку давать аутистам, а какую -детям с синдромом Дауна или с ДЦП, и там же разная степень заболеваний…

Постепенно мы сумели сбалансировать труппу и взялись за спектакли. Но театр -это же -очень широкое понятие. Потребовались сцена, реквизит, декорации… Самое главное -дисциплина и стабильность, чтобы люди приходили на репетиции регулярно.

Родители оказались более сложной категорией, к ним нужен особый подход. Социализировать людей, которые живут в своем замкнутом мире, трудно. Это как учить гимнастике или балету -это ведь очень трудно и больно, не все к такому готовы. Но те, кто через это проходит, остаются.

Сегодня здесь люди, которые выдерживают нагрузку и дисциплину. Регулярные занятия постоянно наслаиваются на их восприятие, и они сами становятся новыми. Когда пришли впервые, эти дети боялись людей, боялись взрослых, они прятались. Хотя сейчас остаточные явления еще наблюдаются, но они уже могут работать при ярком освещении, при полном зале зрителей, четко и слаженно выполнять то, чему научены, какая задача поставлена. Они стали лучше разговаривать. Им нравится!

Слова режиссера подтверждают и сами участники театра.

- Мы здесь все вместе с ребятами развиваемся, -восторженно рассказывает Диана Славко. -Я люблю свои роли Трамвайчик и Веранда, а еще в цветах мы поем вместе с мамой. Мы пришли в театр особенных людей в 2019 году и сейчас уже новеньким ребятам помогаем осваиваться.

«Мы не должны прятаться!»

Алиса Селезнёва тоже занимается в «Ключе» с большим удовольствием. Девочке сложно двигаться, но она уже показала себя настоящей артисткой, участвовала в конкурсе «Путь к успеху», в спектакле «Маленький принц», а сейчас задействована в нескольких сценах «Города счастливых людей».

- Мы ходим сюда, чтобы социализировать ребенка, -объясняет Надежда Селезнева. -Дочка общается с детьми, для нее это очень важно. Потом она же выступает на сцене. Алиса учит роли. Сейчас она уже понимает, когда выступает перед зрителями, раньше вообще не могла говорить перед публикой.

А теперь уже, когда много народа, Алиса не комплексует и не тушуется. И в школе ей легче: раньше боялась и стеснялась, в классе тридцать человек, могла ничего не ответить, а сейчас уже уверенно отвечает. И запоминает больше.

После выступления в лагере «Созвездие» Алиса была в восторге. Там же зрители - ее ровесники, и они очень хорошо нас принимали. Долго хлопали, а потом каждого участника встречали и отдельно еще благодарили, хвалили и говорили нам: «Как вы хорошо выступили!»

Конечно, такое отношение очень нас поддерживает. Главное -наши семьи с детьми-инвалидами не замыкаются в проблеме, а мы живем так же, как все. Мы не должны прятаться. Да, рождаются разные люди, но все имеют равные права. Нашим детям тоже нужно и в школе учиться, и ходить всюду, куда ходят обычные дети, и в театре играть, выступать…

Помощник режиссера -Наталья Трифонова, по совместительству жена. Дмитрий долго уговаривал ее прийти в «Ключ», а сейчас их тандем нерушим.

- Для меня это было необычно, -делится Наталья Николаевна. -Я же бывшая артистка балета, а это такая специфика, что ты -лучший, ты -главный, без зубов в балете не выживешь. А здесь надо было учиться терпению, переламывать себя.

Если режиссер занят в театре на своей основной работе, репетиции веду я. И план репетиции тоже делаю. У нас интересно. Учить элементарным движениям, танцам, слышать музыку, понимать ее…

Пьесу адаптируем под них, подбираем так, чтобы все было с позитивом. И реплики тщательно отбираем. Дома сколько бывает копий сломано! Бурно обсуждаем всегда все. Иногда хочется бежать отсюда без оглядки. Но когда хочется все бросить, думаешь: а как же там Алиса? Она же начала учить тексты, начала разговаривать… А мы ее забросим? И что будет? Переламываем себя и снова приходим!

- У нас нет цели сделать коммерческий спектакль, -продолжает Дмитрий Стражников. -Мизансцены мы строим с учетом возможностей каждого человека, участвующего в этой конкретной сцене. Под каждого человека делается как бы конкретный чертеж.

Реплики тоже разрабатываются в системе научить их говорить ясно и четко. Даже если есть задержка речи, надо, чтобы она ложилась в темпоритм спектакля, чтобы зрителю не стало скучно.

Эти особенные люди работают в своих возможностях, и кто хочет, может еще эти возможности и расширить -научиться лучше говорить, лучше двигаться, больше запоминать, лучше слышать музыку. Самое главное -работать в коллективе! Им важно почувствовать: они не одни!

Подготовить их ко взрослой жизни в обществе непросто. Но, имея базу, они смогут за что-то зацепиться. Если захотят. Надо только привить им желание все время действовать -я хочу, мне это нужно, я выучу, я смогу!

 Приближаясь к машине счастья

Методист грантового проекта, кандидат психологических наук, доцент Ирина Пахно считает, что кроме медицинской и психологической коррекции детям с тяжелыми множественными нарушениями развития нужна еще социальная коррекция, в которую входит и культурная реабилитация.

- Среди участников театра «Ключ» есть ребята, которые сами не могут передвигаться, не могут говорить, но в то же время они очень хотят быть в социуме, хотят развиваться, -рассказывает Ирина Владимировна. -Родители, если можно так сказать, -их тень. Они играют вместе с ребенком. Они -одно целое. Происходят духовное развитие и самореализация.

Цель гранта -показать обществу, что есть люди с разными возможностями, а для самих участников спектакля это взаимодействие и рост через искусство. Гуманистический подход говорит о том, что такой ребенок тоже должен найти свое место в жизни, что он тоже может реализовать свой потенциал. Но нужно ему помочь. И театр «Ключ» помогает.

- Мне хотелось расширить географические рамки, продолжает Ирина Пахно. -Ведь многие наши семьи дальше Хабаровска вообще нигде не бывали. Грант включает две гастрольные поездки -в Биробиджан и в лагерь «Созвездие». Для подростков и молодежи, да и для их родителей это новая территория, новый опыт взаимодействия с другими людьми.

Это же целое приключение! Вырваться из замкнутого круга… Мало того, что он проявляет свой творческий потенциал, у него повышается и собственная значимость -я не только здесь, в рамках этого театра, играю, нет, я еще и на настоящие гастроли еду, в другой регион!

- А после спектаклей, когда зрители знакомятся с другим искусством, мы разговариваем с ними о проблемах людей, которых они только что видели на сцене. Уверена, что это останется у них в памяти надолго и, возможно, что-то изменит в восприятии жизни, -подчеркивает Ирина Владимировна.

«Город счастливых людей» -спектакль по повести Рея Бредбери «Вино из одуванчиков». История об одном лете людей, живущих в одном городе. О том, как важно наслаждаться волшебством жизни, помня, что вокруг нас много прекрасного, поэтому счастье приходит само собой. Играя счастливых людей, чуть-чуть счастливее становятся и сами артисты, приближаясь к машине счастья, о которой мечтает каждый человек…

Марина Дерило.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



24.04.2024 00:00
Если ваш ребёнок - ябеда…
Почему дети ябедничают, жалуются на других, рассказывают то, что к ним не имеет никакого отношения, и что с этим делать взрослому? Этими вопросами задаются родители и большинство воспитателей, педагогов.

17.04.2024 00:00
Как избежать конкуренции за любовь ребёнка
Семья – это основа нашего существования, и ничто не приносит такого счастья, как любовь, которую мы дарим и получаем от наших близких. Однако с появлением в семье ребёнка гармония может оказаться под угрозой, и вот почему.