Куда и в каком возрасте лучше идти с ребёнком
08.10.2024
216
Ещё 20–30 лет назад считалось, что детей как минимум до 3–4, а то и до 7 лет не стоит брать с собой на культурные и творческие мероприятия. Предполагалось, что малыши всё равно ничего не поймут и будут только мешать взрослым и школьникам получать впечатления от произведений искусства.
В последнее время общественное мнение буквально перевернулось: многие театры ставят на билетах маркировку 0+, музеи устраивают специальные программы для самых маленьких, в учреждениях культуры развивается доступная для малышей среда: пандусы для колясок, комнаты матери и ребёнка, детские уголки и кафе с детским меню.
Таким образом, теперь родителям посещать культурные мероприятия гораздо легче, чем раньше: ребёнка почти всегда можно взять с собой, и малышу, скорее всего, понравится семейный выход в свет. Однако стоит разобраться, когда такой поход полезен, а когда не очень для самого малыша и останутся ли у него положительные впечатления, связанные со смыслом самого мероприятия.
«Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ…»
В музеях детям 2–4 лет интересна новая обстановка, особенные предметы и инсталляции, интерактивные экспозиции, то есть необычная ситуация и окружение.
Для первого похода лучше выбирать те музеи, где хотя бы часть экспонатов разрешено трогать руками, забираться на них. Например, это может быть политехнический или космический музей, музей эволюции, планетарий и т. п.
Не подойдут для первого знакомства музеи с хрупкими экспонатами, спрятанными за стеклянными витринами. Если малыша будут всё время ограничивать в желании потрогать заинтересовавший его предмет, вряд ли он оценит тематику музея и может сделать вывод, что все музеи скучные и неинтересные.
Поэтому в археологические, краеведческие, биографические музеи, где представлены хрупкие памятные реликвии, лучше брать детей после 7–8 лет. В этом возрасте детям становится интересно посещение тематических выставок, у некоторых детей есть стойкие интересы: динозавры, транспорт, минералы, животные и др.
Кроме того, дети готовы какое-то время слушать рассказ экскурсовода. В некоторых музеях (например, палеонтологическом) предлагаются бесплатные квесты для детей разного возраста, которые можно заранее распечатать и взять с собой.
В раннем и дошкольном возрасте стоит ориентироваться на желание ребёнка находиться в музее. Если ему стало скучно, лучше уйти, не заставляя воспринимать ту информацию, к которой он не готов.
В начальной и средней школе экскурсии часто проводятся для групп детей, у экскурсоводов есть специальная программа, ориентированная на детей определённого возраста, поэтому, если в классе или школе проводится экскурсионная программа, стоит согласиться на участие в ней ребёнка.
В компании сверстников поход в музей, скорее всего, пройдёт весело, к тому же тематика экскурсий, как правило, подбирается педагогами так, чтобы дополнять школьную программу.
Замечательно, когда дети узнают что-то новое на экскурсиях вместе со взрослыми – родителями или педагогами, делятся впечатлениями, и очень ценно, когда родители и учителя при детях читают то, что написано на стендах, разбираются в новых для себя вопросах и вместе с детьми обсуждают увиденное.
Таким образом, дети видят, что и взрослые, с одной стороны, знают не все, с другой – с интересом воспринимают новую информацию.
В музеях часто продаются небольшие сувениры, и для многих детей важна их покупка. Не стоит отказывать детям в маленькой радости, так как эта вещица, скорее всего, будет долго напоминать ребёнку о теме экскурсии. Но сразу стоит договориться, что купить можно будет именно сувенир, связанный с тематикой музея, а не очередную игрушку.
Например, это может быть ручка – гусиное перо, магнит со стихами известного поэта, миниатюрная модель старинного паровоза или автомобиля, брелок-книжечка с репродукциями известных картин или небольшой красивый камушек.
КОГДА НАЧИНАТЬ ХОДИТЬ В ТЕАТР
В театрах и концертных залах в настоящее время идут представления для самых маленьких зрителей, но нужно иметь в виду, что маркировка 0+ на билетах ставится не потому, что спектакль рассчитан на грудничков, а означает лишь то, что в зрительный зал можно брать с собой детей любого возраста. Как правило, это актуально для семей, в которых несколько детей.
До 2–3 лет ребёнок вряд ли оценит театральную постановку, при этом может испугаться громких звуков, отрицательных персонажей, и скорее всего, ему, а значит, и родителям будет трудно находиться в кресле без движения более 15–20 минут.
Начинать знакомство с театром лучше после 3–4 лет. Стоит учитывать реальные возможности ребёнка: способен ли он хотя бы 20–30 минут удерживать внимание на том, что происходит на сцене?
Начинать ходить в театр не поздно и после 5 и даже 10 лет, а слишком раннее посещение может стать неудачным и надолго отбить интерес к театральному искусству – так может быть в том случае, если ребёнок испугается происходящего на сцене или будет получать слишком много замечаний за не соответствующее ситуации поведение.
ПОДГОТОВКА К ПЕРВОМУ КУЛЬТПОХОДУ
К первому походу в театр, цирк и на концерт обязательно нужно подготовиться.
Заранее рассказать малышу о том, какое будет представление, о правилах поведения в зрительном зале, посмотреть мультфильмы или почитать книги на эту тему, посмотреть фото здания театра или цирка.
Стоит взять с собой небольшой перекус, но лучше объяснить ребёнку, что во время представления есть не принято, нужно дождаться антракта или окончания спектакля.
Хорошо, если в первый раз в театре ребёнок увидит постановку знакомой ему простой сказки («Три поросёнка», «Колобок», «Репка» и т. д.).
После посещения спектакля можно предложить малышу устроить домашнюю постановку – выбрать роли для себя и родных, раздать членам семьи билеты, «построить» зрительный зал – стулья и сцену – и пригласить всех на представление.
С 5–6 лет ребёнок уже готов к полноценному посещению театра и может усваивать и запоминать новый сюжет. После этого возраста ребёнку будет интересно увидеть постановку новой для себя истории. Очень хорошо, если после окончания спектакля ребёнок подарит артистам цветы.
Школьникам бывает интересно посетить постановки по произведениям, которые связаны с учебной программой, с 7–8 лет некоторые дети готовы к посещению опер и балетов, однако разочарованием может стать то,
что в постановках этих жанров не всегда можно разобрать смысл реплик и действий персонажей. Поэтому стоит заранее познакомить ребенка с либретто произведения.
Подготовил И. ДМИТРИЕВ.
В последнее время общественное мнение буквально перевернулось: многие театры ставят на билетах маркировку 0+, музеи устраивают специальные программы для самых маленьких, в учреждениях культуры развивается доступная для малышей среда: пандусы для колясок, комнаты матери и ребёнка, детские уголки и кафе с детским меню.
Таким образом, теперь родителям посещать культурные мероприятия гораздо легче, чем раньше: ребёнка почти всегда можно взять с собой, и малышу, скорее всего, понравится семейный выход в свет. Однако стоит разобраться, когда такой поход полезен, а когда не очень для самого малыша и останутся ли у него положительные впечатления, связанные со смыслом самого мероприятия.
«Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ…»
В музеях детям 2–4 лет интересна новая обстановка, особенные предметы и инсталляции, интерактивные экспозиции, то есть необычная ситуация и окружение.
Для первого похода лучше выбирать те музеи, где хотя бы часть экспонатов разрешено трогать руками, забираться на них. Например, это может быть политехнический или космический музей, музей эволюции, планетарий и т. п.
Не подойдут для первого знакомства музеи с хрупкими экспонатами, спрятанными за стеклянными витринами. Если малыша будут всё время ограничивать в желании потрогать заинтересовавший его предмет, вряд ли он оценит тематику музея и может сделать вывод, что все музеи скучные и неинтересные.
Поэтому в археологические, краеведческие, биографические музеи, где представлены хрупкие памятные реликвии, лучше брать детей после 7–8 лет. В этом возрасте детям становится интересно посещение тематических выставок, у некоторых детей есть стойкие интересы: динозавры, транспорт, минералы, животные и др.
Кроме того, дети готовы какое-то время слушать рассказ экскурсовода. В некоторых музеях (например, палеонтологическом) предлагаются бесплатные квесты для детей разного возраста, которые можно заранее распечатать и взять с собой.
В раннем и дошкольном возрасте стоит ориентироваться на желание ребёнка находиться в музее. Если ему стало скучно, лучше уйти, не заставляя воспринимать ту информацию, к которой он не готов.
В начальной и средней школе экскурсии часто проводятся для групп детей, у экскурсоводов есть специальная программа, ориентированная на детей определённого возраста, поэтому, если в классе или школе проводится экскурсионная программа, стоит согласиться на участие в ней ребёнка.
В компании сверстников поход в музей, скорее всего, пройдёт весело, к тому же тематика экскурсий, как правило, подбирается педагогами так, чтобы дополнять школьную программу.
Замечательно, когда дети узнают что-то новое на экскурсиях вместе со взрослыми – родителями или педагогами, делятся впечатлениями, и очень ценно, когда родители и учителя при детях читают то, что написано на стендах, разбираются в новых для себя вопросах и вместе с детьми обсуждают увиденное.
Таким образом, дети видят, что и взрослые, с одной стороны, знают не все, с другой – с интересом воспринимают новую информацию.
В музеях часто продаются небольшие сувениры, и для многих детей важна их покупка. Не стоит отказывать детям в маленькой радости, так как эта вещица, скорее всего, будет долго напоминать ребёнку о теме экскурсии. Но сразу стоит договориться, что купить можно будет именно сувенир, связанный с тематикой музея, а не очередную игрушку.
Например, это может быть ручка – гусиное перо, магнит со стихами известного поэта, миниатюрная модель старинного паровоза или автомобиля, брелок-книжечка с репродукциями известных картин или небольшой красивый камушек.
КОГДА НАЧИНАТЬ ХОДИТЬ В ТЕАТР
В театрах и концертных залах в настоящее время идут представления для самых маленьких зрителей, но нужно иметь в виду, что маркировка 0+ на билетах ставится не потому, что спектакль рассчитан на грудничков, а означает лишь то, что в зрительный зал можно брать с собой детей любого возраста. Как правило, это актуально для семей, в которых несколько детей.
До 2–3 лет ребёнок вряд ли оценит театральную постановку, при этом может испугаться громких звуков, отрицательных персонажей, и скорее всего, ему, а значит, и родителям будет трудно находиться в кресле без движения более 15–20 минут.
Начинать знакомство с театром лучше после 3–4 лет. Стоит учитывать реальные возможности ребёнка: способен ли он хотя бы 20–30 минут удерживать внимание на том, что происходит на сцене?
Начинать ходить в театр не поздно и после 5 и даже 10 лет, а слишком раннее посещение может стать неудачным и надолго отбить интерес к театральному искусству – так может быть в том случае, если ребёнок испугается происходящего на сцене или будет получать слишком много замечаний за не соответствующее ситуации поведение.
ПОДГОТОВКА К ПЕРВОМУ КУЛЬТПОХОДУ
К первому походу в театр, цирк и на концерт обязательно нужно подготовиться.
Заранее рассказать малышу о том, какое будет представление, о правилах поведения в зрительном зале, посмотреть мультфильмы или почитать книги на эту тему, посмотреть фото здания театра или цирка.
Стоит взять с собой небольшой перекус, но лучше объяснить ребёнку, что во время представления есть не принято, нужно дождаться антракта или окончания спектакля.
Хорошо, если в первый раз в театре ребёнок увидит постановку знакомой ему простой сказки («Три поросёнка», «Колобок», «Репка» и т. д.).
После посещения спектакля можно предложить малышу устроить домашнюю постановку – выбрать роли для себя и родных, раздать членам семьи билеты, «построить» зрительный зал – стулья и сцену – и пригласить всех на представление.
С 5–6 лет ребёнок уже готов к полноценному посещению театра и может усваивать и запоминать новый сюжет. После этого возраста ребёнку будет интересно увидеть постановку новой для себя истории. Очень хорошо, если после окончания спектакля ребёнок подарит артистам цветы.
Школьникам бывает интересно посетить постановки по произведениям, которые связаны с учебной программой, с 7–8 лет некоторые дети готовы к посещению опер и балетов, однако разочарованием может стать то,
что в постановках этих жанров не всегда можно разобрать смысл реплик и действий персонажей. Поэтому стоит заранее познакомить ребенка с либретто произведения.
Подготовил И. ДМИТРИЕВ.