Нейроигры для развития речи

26.10.2022 | Детский мир | 2м. 40 c. | 861
Нейроигры для развития речи

По мнению специалистов, в последние годы отмечается рост числа детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Согласно международной статистике, нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста. И чем раньше они будут диагностированы, тем эффективнее будет лечение.

Причины нарушений речи кроются в повреждениях центральной нервной системы, которые возникают в течение первых месяцев жизни ребенка, пренатальном и перинатальном периодах.

О том, как логопеды ищут и внедряют новые методики для наиболее продуктивной коррекционной работы, что такое нейроигры, чем они полезны и на что направлены, рассказывает учитель-логопед Светлана Белякова.

Что это такое

Соответствует ли речь ребенка его возрасту, следует узнать, обратившись к детскому логопеду. И сделать это следует в 2-3 года: именно этот период наиболее благоприятный в плане развития речи у малыша.

У детей, которые приходят к логопеду, все чаще встречаются следующие диагнозы:

минимальная мозговая дисфункция (ММД);

расстройства аутистического спектра (РАС);

синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

и другие.

В связи с этим логопеды ищут и внедряют новые методики для наиболее продуктивной коррекционной работы. Используемые в логопедической практике инновационные технологии не рассматриваются как самостоятельные, а служат эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным технологиям и методикам, проверенным временем.

Нейроигры - это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.

Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. С помощью нейроигр можно успокоить ребенка, помочь ему справиться со своими эмоциями.

Как понять, что есть проблемы

Родителям необходимо обратить внимание на то, что ребенок гиперактивный, не слышит взрослых, не реагирует на замечания или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный, испытывает трудности в усвоении рабочей программы.

Достаточно часто у таких детей наряду с нарушениями речи имеются проблемы с координацией, крупной и мелкой моторикой, моторной неловкостью. В связи с этим у логопедов возникает необходимость включать в свою работу игры, которые смогут помочь ребенку отрегулировать свои координацию, внимание, двигательную активность и речь.

Нейрогимнастика - это система упражнений, которые эффективны на любом этапе развития. Но особую актуальность она приобретает при работе с детьми, у которых имеются проблемы в развитии речи.

Основная цель применения такой гимнастики - активизировать развитие речи у детей. Комплекс упражнений подбирается логопедами для:

стимулирования речевой активности;

вырабатывания слухоречевого внимания;

улучшения процессов головного мозга, которые отвечают за речь;

развития познавательных процессов (память, внимание, мышление).

Часто эти способности бывают нарушены у детей с ОВЗ. Чтобы понять степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма, построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений, проводится диагностика.

Диагностика

Она включает в себя следующее:

Беседа с ребенком. Часто дети не выговаривают слова, а произносят лишь отдельные слоги (либо начальные, либо ударные). Если ребенок произносит слово лишь частично, то это свидетельствует о нарушении слоговой и ритмической структуры слова. Также в предложении могут быть пропуски предлогов, слов.

Счет количества хлопков (взрослый хлопает в ладоши, а ребенок считает, если может).

Повторение хлопков за взрослым с сохранением количества ударов.

Повторение хлопков за взрослым с сохранением ритмического рисунка.

Наблюдение за моторным развитием ребенка: как он ползает и ходит.

Примеры нейроигр


Современные логопеды все чаще стали внедрять нейроигры в коррекционную работу по развитию речи у детей с нарушениями речи.

Упражнения, которые чаще всего используются специалистами.

1. Упражнения, которые повышают тонус коры полушарий мозга:

Возьмитесь за мочки ушей, потяните их вниз-вверх. Возьмитесь за среднюю часть ушей, потяните их вперед-назад и вправо-влево.

Средними и указательными пальцами обеих рук одновременно «обрисовывайте» контур щек массирующими круговыми движениями.

Откройте рот как можно шире и сделайте попытку зевнуть, надавливая подушечками пальцев на сустав, который соединяет верхнюю и нижнюю челюсти. Он будет натягиваться, и вы быстро найдете его.

2. Упражнения, направленные на улучшение качества переноса информации из одного полушария в другое:

Весёлая грядка

Ребенку необходимо раскладывать предметы в две корзинки. Если в названии предмета присутствует звук [а], то нужно положить его в левую корзинку. Если звук [у] - в правую. Картинки с предметами выбирайте исходя из поставленной задачи.

Чей предмет?

Из тазика с сухим содержимым (наполненного песком, фасолью, цветным рисом и т. д.) ребенок достает по одному предмету и кладет к определенному символу звука. Пример: если в названии есть звук [к] - кладем одной рукой, если в слове звук [ж] - кладем другой рукой.

Волшебные палочки

Ребенок поочередно произносит слова, которые изображены на картинках. Ему показывают на карточку соответствующей трубочкой/палочкой (например, на картинку со звуком [в] - желтой, на картинку со звуком [р] - синей).
Все эти упражнения могут выполняться на автоматизацию звуков, на различные лексические темы и т. д.

Нос - ухо

Левой рукой нужно взяться за правое ухо, правой рукой - за нос. После чего делаем хлопок руками и меняем руки в точности наоборот. Параллельно с выполнением упражнения произносим звуки, слоги или слова.
3. Упражнения, которые повышают уровень самоконтроля (ритмичное изменение положений рук):

Нейротаблицы

В этих играх нужно одновременно обеими руками находить одинаковые объекты с разных сторон. Объекты могут быть совершенно разные: птицы и животные, числа, цифры, буквы и т. д.

Кулачок-ладошка

Произнесение слогового ряда соответственно предложенному ритмическому рисунку. Ребенок одновременно отхлопывает и произносит слоговой ряд, хлопком выделяя ударный слог.

Зеркальное рисование способствует восприятию информации, улучшает ее запоминание. На чистом листе бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Благодаря простоте и увлекательности нейроигры являются эффективным инструментом. Регулярное их использование в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатывает способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Нейроигры можно применять не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей - вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций.

Подготовил
И. ВЛАДИН.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске

23.03.2024 08:55
Скорбим со всей страной

23.03.2024 08:16
Страшная трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле». Десятки пострадавших. Выражаем свои соболезнования родным и близким этих людей

22.03.2024 15:21
На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

22.03.2024 10:02
Хабаровский Росреестр поправил Яндекс Карты

22.03.2024 09:36
Если солнце исчезнет…



19.03.2024 00:00
Ребёнок плохо пишет: что делать?
В начальной школе большинство детей сталкиваются с определенными трудностями при освоении навыка письма. Эти трудности характерны тем, что они свойственны практически всем детям.

14.02.2024 08:58
Токсичные матери: восемь типов поведения
Ни для кого не секрет, что взаимодействие с матерью оказывает большое влияние на эмоциональное и психическое развитие ребёнка, процесс формирования его личности.