Учимся говорить «нет»
поиск
9 июля 2025, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Учимся говорить «нет»

26.07.2024
Просмотры
761
Учимся говорить «нет»
Представьте себе мир, где каждый ребёнок способен сказать «нет» в момент, когда это действительно важно. Не «нет» – на просьбу съесть ещё одну ложку каши или лечь вовремя. С этим, кажется, сложностей мало.

А «нет!» – на давление сверстников, приглашения незнакомцев, вредные привычки и неправомерные требования раздеться перед рамками на ЕГЭ?

 Умение говорить «нет» – это необходимый навык для формирования уверенной и независимой личности. Вот только родители часто сталкиваются с дилеммой: как научить ребёнка отстаивать свои границы, при этом не воспитывая в нём маленького бунтаря, который будет отвергать всё – вообще всё – советы и просьбы?

 Об искусстве баланса рассказывает Ольга Давыдова, педагог-психолог. Разберем, что говорит возрастная психология, какие методы и игры помогут в обучении и что делать, когда ваш ребёнок начинает говорить «нет» именно вам.

 У каждого возраста свои возможности, поскольку мозг и психика ребёнка развиваются, а социальное окружение меняется. Не будем сильно дробить, а для простоты объединим в три крупных блока.

 РАННЕЕ ДЕТСТВО


 Чудесный возраст, в котором дети начинают осознавать свои потребности и желания и артикулировать их конкретно. И зачастую громко и капризно. Мы с вами можем воспринимать эти отказы как мелкие капризы и вредительство, но на самом деле – это первые шаги к установлению личных границ.

 Как будем формировать

 Играйте в простые ролевые игры, где ребёнок может попрактиковаться в отказе. Например, предложите ему игрушечное печенье и дайте возможность сказать «нет». Или спросите, хочет ли игрушка пойти сейчас гулять, и развивайте сценарий, когда ребенок от её имени может сказать, что она совсем не хочет. Пофантазируйте, почему можно не хотеть печенье? Почему кукла не хочет гулять?

 Если ребёнок говорит «нет» на что-то незначительное (не зеленая футболка, а синяя; не из маленькой чашки, а из большой), постарайтесь это уважать. Это поможет ему понять, что его мнение тоже важно.

 Когда ребёнок может выбирать

 Да, мы не можем говорить с детьми на равных. Положа руку на сердце и при всём уважении к гуманистическому подходу, до определённого возраста мы информируем детей о принятых нами решениях.

 Но в некоторые моменты, когда речь не о великих финансах или безопасности, можно и нужно позволять детям выбирать и отстаивать свои решения. Это не только учит их говорить то самое «нет», но ещё учит самостоятельности и формирует у них уверенность в себе и своих силах. Ответственность можно в полной мере нести только за выбор, который сделал сам.

 Ежедневные мелочи

 Пусть ваш ребёнок сам решает, что надеть или что съесть на завтрак (в разумных пределах). Давайте ему выбор. Эти маленькие решения помогают ему осознать свою способность влиять на свою жизнь.

 «Сегодня на завтрак у нас каша с бананом и йогурт с клубникой. Что хочешь?» -«Йогурт!»

 Организация времени

 Дайте ребенку возможность выбрать, чем заняться в свободное время. Пусть это будет его личный выбор из предложенного вами.

 – У тебя есть час свободного времени после занятия по английскому. Хочешь пойти на площадку или посмотреть видео?
Хобби и увлечения

 Поддерживайте ребёнка в выборе хобби, даже если интересы не совпадают с вашими предпочтениями. Это развивает личность и показывает, что его желания и склонности важны.

 – Вижу, тебе нравится рисовать. И у тебя так хорошо получается! Ты бы хотела рисовать чаще? Давай найдём кружок? Хочешь или нет?

 МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ


 В этом возрасте дети начинают взаимодействовать с более широким кругом людей и ситуаций. Они учатся правилам и нормам, но вместе с этим начинают понимать, что имеют право на собственное мнение в чужом коллективе.

 Как будем формировать

 И вновь ролевые игры. Усложните сценарии: попросите ребёнка представить, что его друг (или друг игрушки) настаивает на чём-то неправильном – прогулять школу, например, или забраться на высокое дерево, и дайте ему возможность сказать «нет». Вместе обсудите, а почему нужно сказать «нет». Принимаются любые варианты: от «потому что можно упасть» до «потому что дереву больно».

 Поговорите с ребёнком о личных границах и о том, что он имеет право их устанавливать и защищать.

 Правило тела

 Правило тела заключается в том, что ребёнок должен знать, что его тело принадлежит только ему. Никто не имеет права трогать его без разрешения, особенно в местах, которые покрыты одеждой.

 Используйте понятные примеры: «Ты можешь обнимать или держать за руку только тех, кого хочешь, и никто не может трогать тебя без твоего разрешения».

 Понимаете? Если ребёнок не хочет целоваться с бабушкой, оставьте его в покое. Правило распространяется на всех. Не стоит жертвовать безопасностью ради приличий.

 Отдельно существует «правило трусиков» (также известное как «правило нижнего белья»). Научите детей, что никто не имеет права касаться их частей тела, которые прикрыты нижним бельём, кроме родителей или врачей в присутствии родителей.

 В этом же контексте используйте прямые и корректные названия частей тела и половых органов. Это уменьшает стыд и снимает табу.

 Дети, которые знают правильные названия своих половых органов, могут лучше защитить себя от сексуального насилия.

 Если ребёнок может ясно и точно описать неприемлемое поведение, это защищает его.

 Более того, дети, которые могут говорить о своём теле без стеснения, с большей вероятностью обратятся за помощью в случае опасности.

 ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ


 Подростки сталкиваются с давлением сверстников и начинают искать свою идентичность – процесс напряжённый и зачастую болезненный. Умение говорить «нет» становится критически важным и позволяет избежать (с большей вероятностью, ведь совсем закрыться от него невозможно) негативного влияния и делать самостоятельный и обоснованный выбор, а значит, нести за него ответственность.

 Как формировать

 Обсуждайте реальные ситуации, с которыми подростки могут столкнуться. Предложения попробовать что-то опасное или незаконное, идеи присоединиться к буллингу, прогулять школу и т. д.

 Пусть подросток отработает уверенные и вежливые отказы. И научите его (её) фразе «Нет – это полное предложение». Когда речь идёт о личных границах и безопасности, нет никакой необходимости аргументировать своё нежелание.

 Посмотрите с подростком фильм «Собачье сердце». Там есть прекрасный диалог с показательной позицией профессора Преображенского.

 – … предлагаю вам взять несколько журналов – в пользу детей Германии! По полтиннику штука!

 – Нет, не возьму.

 – Но почему вы отказываетесь?

 – Не хочу.

 – Вы не сочувствуете детям Германии?

 – Сочувствую.

 – А, полтинника жалко?!

 – Нет.

 – Так почему же?

 – Не хочу.

 Поддерживайте ребёнка в его решениях и показывайте, что вы уважаете его право сказать «нет» даже вам, если это оправданно. Это самый сложный пункт для любого родителя. Получаться будет не всегда, но попробовать необходимо. Обсуждайте каждую ситуацию, проговорите тему авторитетов, а ещё объясняйте свои решения.

 Если вы можете заставить подростка сделать что угодно при помощи фразы «Потому что я так сказала», то почему самый сильный хулиган района не может заставить его принести все карманные деньги при помощи
«Потому что я так сказал»?

 БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА


 Понимаю, термин уже набил оскомину, но для того чтобы дети могли уверенно выражать свои мысли и отказы, им действительно необходима безопасная среда. За среду в школе вы не отвечаете (или лучше сказать – отвечаете частично), зато за домашнюю атмосферу – всецело.

 Безопасная среда позволяет детям любого возраста чувствовать себя уверенно и свободно выражать свои мысли, не боясь осуждения или наказания. Так формируется доверие между родителями и детьми.

 Важно действительно слушать, что говорит ребёнок, и уважать его мнение. Даже если вы не согласны, дайте ему понять, что его точка зрения имеет значение. То есть дослушайте, а затем с аргументами объясните, почему нет.

 Предоставляйте ребенку обратную связь, объясняя, почему его мнение важно и как оно влияет на принятие решений. Это поможет ему понять, что он действительно влияет на ситуацию. По этой же причине за «косяками» и нарушениями обещаний следуют не наказания, а последствия.

 Избегайте осуждения или критики за выражение мнения. Даже если ребёнок говорит «нет» на что-то важное, главное – обсуждать причины и находить компромисс.

 Ситуация

 Ребёнок не хочет идти на семейное мероприятие и говорит «нет». Популярная, но неэффективная родительская реакция в этом случае такая: «Да кто тебя вообще спрашивает. Пойдёшь и все. Ты что, хочешь обидеть бабушку и дедушку?»

 Представьте, что ровно те же фразы говорит какой-нибудь негодяй в подворотне: «Не хочешь садиться в машину? Да кто тебя вообще спрашивает. Ты что, не хочешь попробовать? Ты что, хочешь оскорбить нашу компанию?»

 Сразу же отбивает желание так говорить. Вместо того чтобы настаивать или критиковать, спросите: «Почему ты не хочешь идти?»

 Возможные ответы ребенка: «Мне скучно на таких мероприятиях! Там тоска смертная!», «Я хочу провести время с друзьями», или «Я уста-а-а-а-ал, хочу фильм посмотреть».

 Потратьте 10 минут и обсудите с ребёнком его чувства и причины отказа. Расскажите, почему вам важно быть на этом мероприятии, опишите свои собственные чувства. А затем попробуйте найти компромисс:

 «Я понимаю, что тебе может быть скучно. Как насчет того, чтобы мы поехали на час, а потом устроим вечерний кинопросмотр? И фильм выбираешь ты!»

 ГДЕ БАЛАНС МЕЖДУ ГИБКОСТЬЮ И ПРАВИЛАМИ


 Баланс – это, в принципе, высшее искусство родительства. Вы знаете своего ребёнка и свою семью лучше любого эксперта и психолога, так что советы здесь могут быть только общие:

 Объясните ребёнку, какие в семье установлены правила и границы и зачем они нужны.

 Следуйте им сами.

 Позвольте ребёнку выбирать в мелочах, даже если большие решения остаются за вами. Например, пусть он сам решает, какую книгу читать перед сном, хотя время отбоя остаётся неизменным.

 Включайте ребёнка в процесс принятия решений. Это помогает ему чувствовать свою значимость и учит компромиссам.

 Подготовил И. ДМИТРИЕВ.