Наука быть вместе
поиск
3 июля 2025, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Наука быть вместе

23.05.2013
Просмотры
547
Наука быть вместе
Ирина Костенко: «Обучение поможет почувствовать себя более уверенными в роли замещающей семьи»
Решение взять приемного ребенка в семью каждый принимает по-разному. У одних оно обдуманное, взвешенное, а у других, наоборот, спонтанное, ежесекундное, принятое на каком-то эмоциональном подъеме. Но в любом случае одного желания будущих приемных родителей недостаточно. Сегодня прежде чем взять ребенка из детдома или оформить опеку, закон обязывает кандидатов в приемные родители и опекуны пройти специальную подготовку.

В Хабаровске на базе детского дома № 4 в ноябре 2011 года начала работу служба по подбору, подготовке и сопровождению приемных родителей.

- Эти курсы необходимы для того, чтобы потенциальные приемные родители задумались над тем, действительно ли они готовы принять на воспитание чужого ребенка, осознали проблемы, с которыми предстоит столкнуться, ответственность, которую берут на себя, - объясняет цели обучения руководитель службы по подбору, подготовке и сопровождению приемных родителей при детском доме № 4 Ирина Костенко. - Кроме того, обучение поможет почувствовать себя более уверенными в роли замещающей семьи, узнать свои сильные и слабые стороны, увидеть пути собственного развития как воспитателей.

Специалисты работают и с семьями, в которых приемные дети уже живут. Обращаются туда по самым разным причинам. Кто-то готов вернуть приемного ребенка, потому что не получается справиться с возникшими проблемами, у кого-то конфликтуют кровные дети и приемные, у некоторых супругов происходит разлад между собой после появления в семье приемного ребенка. Возникают проблемы по вопросам тайны усыновления, особенно когда неподготовленный ребенок в подростковом возрасте узнает о том, что он приемный. В такие моменты могут быть побеги из дома, непослушание и даже попытки суицида.

Готовят приемных родителей и детей, а также сопровождают семьи на дальнейших этапах адаптации педагог-психолог, дефектолог, логопед, врач-педиатр, клинический психолог, социальный педагог. Специалисты читают мини-лекции, проводят диагностики, беседы, консультации, тренинги, ролевые игры.

- У нас есть интересный психологический блок, в котором мы рассказываем о кризисах разного возраста от младенчества до 18 лет, - продолжает Ирина Витальевна. - Иногда по просьбе наших кандидатов мы говорим и о кризисах, которые случаются у взрослых, это ведь тоже не редкость.

В службе также есть юрист, который консультирует приемных родителей и опекунов по многим правовым вопросам, возникающим в процессе усыновления.

По окончании курсов каждый потенциальный родитель получает свидетельство, а также специалисты дают выводы и рекомендации о возможности быть замещающим родителем. Они не делают категоричных отрицательных заключений, которые в последствии могут препятствовать появлению в семье ребенка. За весь период работы обучение прошли 240 человек, и только две семьи получили рекомендации сначала взять ребенка на гостевой режим, а затем уже на постоянное воспитание.

- Одна из семей пережила смерть новорожденного ребенка. В этом случае на реабилитацию нужно не менее двух лет, - объяснила причины таких рекомендаций Ирина Витальевна. - В другой семье были еще неустоявшийся брак и большая разница в возрасте супругов: мужу - 50 лет, жене - 21 год. Семья только создалась и находилась в собственном кризисе. Им было предложено побыть волонтерами в детском доме, взять ребенка на временную передачу.

В практике службы было и такое, что две потенциальные семьи, которые проходили обучение, отказались брать приемного ребенка. Но, тем не менее, они через полгода созрели, пришли на повторные курсы и сейчас одна из семей оформляет документы на усыновление ребенка.
- Практически все, кто проходил у нас обучение, заключают договор на дальнейшее сотрудничество. Некоторые проходят курсы не один раз, - рассказывает Ирина Костенко. - У нас был случай, когда дедушка, который брал под опеку свою внучку, прослушал один курс лекций и пришел на следующий. Сначала мы подумали, что он что-то перепутал, но он объяснил, что ему просто понравилось и поэтому пришел еще раз.

Обучение кандидатов проходит в домашней обстановке с самоваром и сладостями. Есть возможность пообщаться, поделиться проблемами и опытом. Многие начинают дружить.

- Отдельно хочется сказать о кандидатах-отцах, которые приходят к нам на курсы, - продолжает Ирина Витальевна. - Поначалу они все стеснительные, скованные, считают обучение формальностью на пути усыновления ребенка. Но благодаря тренингам и программам, грамотной работе всех наших педагогов они раскрепощаются, и потом их уже не оторвать от игр и презентаций.

А в заключение хотелось бы привести в пример стихотворение, которое написал во время обучения на курсах один из кандидатов в приемные отцы.

«Я - родитель»!
Вновь невольно я фразу пробую на вкус.
Я так доволен новой ролью, что потерять ее боюсь.
Хочу скорей я стать отцом, и к этой цели я стремлюсь,
Чтоб детским смехом был наполнен дом,
И я - в отцовстве растворюсь!
Что ждет нас в будущем - не ясно,
Но твердо знаю лишь одно:
В семье ребенок - это счастье,
И мы готовы на все «сто»!
Бояться трудностей не стоит,
Осилим мы и эту роль.
Наградой будет маме с папой
Малыш с улыбкой неземной!
Нас беспокоит, впрочем, малость:
Как быть? Вы дайте нам совет:
Закончить курсы лишь осталось,
А ждать - уже терпенья нет!
Татьяна Щербаченко.