«Чёрное море» совсем обмелело, а факел не будет гореть
поиск
9 июля 2025, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

«Чёрное море» совсем обмелело, а факел не будет гореть

05.06.2013
Просмотры
588
«Чёрное море» совсем обмелело, а факел не будет гореть
Людмила Шадрина: «Наше «море» мелеет»
Черное море мелеет. И хабаровские экологи этому радуются. Особенно - начальник отдела охраны природы Хабаровского нефтеперерабатывающего завода Людмила Шадрина. Потому что речь идет о пруде-отстойнике, расположенном на территории ХНПЗ, как раз у забора, мимо которого ходит трамвай маршрута №5. Его-то заводчане в шутку и прозвали «Черным морем».

Осушение

Этот «водоем», где отходы производства - нефтешламы - скапливались со дня основания предприятия, выглядит как озеро чёрного цвета, размером примерно метров 80 на 30. Нефтяной запах возле него, кстати, почти не чувствуется - только если подойти к самому берегу, на котором растут небольшие деревья и по которому заметно, что «море» раньше было значительно больше. Уменьшаться оно начало после того, как на заводе заработала установка «Флоттвег», которая позволяет пустить нефтешламы во вторичный оборот. В результате ее работы «море» уже уменьшилось на 60%.

- Наш завод строился в свое время за чертой города, - объясняет Людмила Шадрина, - а вопросам экологии тогда не уделялось особого внимания. Но Хабаровск вырос, и сейчас мы расположены в самом его центре, среди жилых районов. К тому же экологические требования сейчас очень жесткие. Поэтому естественно, что последние годы вопросам охраны окружающей среды мы уделяем первостепенное внимание. И переработка отходов из нашего «Черного моря» - возможно, самый показательный в этом отношении пример, но не самый важный. Другие результаты нашей работы невозможно показать столь же наглядно, но, я вас уверяю, они есть.

Наверное, все жители Хабаровска знают, что на ХНПЗ заканчивается масштабная реконструкция, которая идет с 2000 года, с тех пор, как завод вошел в состав «Альянса». Но вряд ли кто задумывался над тем, что эта работа направлена не только на увеличение объемов выпуска топлива как можно лучшего качества, но и на уменьшение негативного воздействия на природу.

Каким образом, несмотря на рост производства в будущем, объемы вредных выбросов в окружающую среду сократятся?

Очень просто. Вскоре на заводе введут в эксплуатацию комплекс гидрокрекинга и гидроочистки (ГКГО) керосина и дизельного топлива. Уже закончена реконструкция установки каталитического риформинга: это позволило нарастить выработку бензинов классов 4 и 5 и еще позволит наладить выпуск реактивного топлива международного стандарта Jet A-1, экологически чистого дизельного топлива, которые сами по себе при использовании гораздо безопасней для окружающей среды, чем их предшественники.

- То есть само это строительство является природоохранным мероприятием, - объясняет Людмила Георгиевна, - так как в результате только выбросы окислов серы при использовании топлива, произведенного на заводе, сократятся на 16000 тонн в год, а количество выбросов загрязняющих веществ от самого завода уменьшится на 2147 тонн в год, или на 46 процентов. Получается, мы снижаем нагрузку на природу и в процессе производства, и в процессе использования продуктов производства. А ввод в эксплуатацию новой установки по производству серы позволит утилизировать и обезвреживать побочные продукты с установки гидрокрекинга - сероводород и кислые стоки. При этом установка будет производить из отходов гранулированную серу, необходимую для химической промышленности.

Кроме того, на заводе вводится дополнительная система оборотного водоснабжения, что позволит рационально использовать водные ресурсы. Реконструирована система заводских очистных: в частности, флотаторы (сооружения, предназначенные для очистки нефтесодержащих сточных вод) заменены на новые, введен в действие флотофильтр, применяются реагенты нового поколения. После предварительной очистки заводские стоки с остаточным содержанием нефтепродуктов 0,7 мг на литр воды (минимальным для такого производства) направляются на доочистку на городские очистные сооружения «Водоканала».

Герметичность

Традиционно топливом для заводских котельных (они дают водяной пар и теплоэнергию, которые широко используются в процессе нефтепереработки) служила наименее ценная и наиболее грязная в экологическом отношении продукция завода - мазут. В прошлом году завод перевел свои котельные на экологически чистое топливо - природный газ. Результат - существенное сокращение выбросов в атмосферу вредных веществ.

Следующее сокращение случится после завершения ведущегося сейчас строительства факельной системы закрытого типа (да, привычный атрибут нефтезавода - горящее наверху трубы пламя - скоро уйдет в прошлое), рассчитанной на бездымное сжигание газов и паров, оставшихся после переработки нефти.

В ближайших планах и множество других природоохранных мероприятий. Кстати, даже начавшееся совсем недавно строительство к ХНПЗ отвода от трубы ВСТО, оказывается, имеет экологическую составляющую! Дело в том, что нефть содержит летучие соединения, которые испаряются при перегрузке из железнодорожных цистерн в заводские резервуары. Поступление нефти по отводу позволит этого избежать. С той же целью - избежать испарений - в прошлом году ХНПЗ построил новые резервуары, оборудованные плавающими герметичными крышами типа «Ультрафлоут». Выбросы из них исключаются даже во время заполнения или слива. Построен и промежуточный резервуарный парк с узлом улавливания паров углеводородов.

По словам Людмилы Шадриной, главная сложность во всей работе, что проводится сейчас на заводе, даже не в финансовых затратах:

- Главная сложность вытекает из нашего расположения в центре города - заводу банально не хватает площадей, поэтому приходится новые объекты буквально «втискивать» между старыми. Сами видите, куда по территории завода не пойдешь - везде что-то строится. Но, тем не менее, мы справляемся. Уже сейчас изменения в лучшую сторону, как вы сами убедились, видны невооруженным глазом. А по сравнению с тем, что было, когда я пришла работать на завод в 1976 году, - это небо и земля!

Виктор Бирюков.