Призрак ездит по дорогам…

29.01.2015 | Есть проблема | 6м. 43 c. | 268
Призрак ездит по дорогам…
Автомобильные «распилы» - это, прежде всего, безнаказанность на дорогах и серьезная угроза безопасности

В тот злополучный день Сергей с женой поехали за покупками. Водитель он дисциплинированный: на заторы хоть сетует, но рискованных маневров на дороге не делает, скорость не превышает. Чего не скажешь о других участниках движения. Впереди резко стартанула на «встречку» машина со скоростью за 100 км в час, ее развернуло и боком кинуло на автомобиль Сергея, которому уйти от столкновения было некуда - справа шел пассажирский автобус. От удара врезавшийся автомобиль лихача просто развалился на две части.

Фантомные «боли»

Жену Сергея сильно ушибло, про себя он тогда, в шоке от случившегося, еще не понял - хотя удар получил весьма ощутимый для человека, не так давно перенесшего операцию на сердце. Добрые люди остановились, кто-то вызвал «скорую», кто-то полицию. Подъехали врачи, сначала занимались супругой Сергея, отправили ее в больницу с ушибами и сотрясением, потом оказывали помощь ему самому - давление у сердечника скакнуло до опасных значений… Того, что ему практически выбило зубы, тогда даже и не понял - от удара кровоточили губы, больно было всему лицу.

Когда медики свою работу сделали, Сергей подошел к инспекторам, надеялся тоже с натворившим дел лихачом поговорить. Да только не было уже никакого лихача - попросился у полицейских якобы к врачам подойти и… исчез. Сбежал. Терять ему, как оказалось, было нечего - потому что и машины, на которой он устроил аварию, как бы не существует. Ну, вроде вот она, вернее, две половины, на которые она развалилась, а на самом деле - нет. Такое вот тесное знакомство случилось у Сергея с так называемым «распилом».

В брошенной машине обнаружились документы, позволяющие установить личность водителя. Только это почти не имеет значения: сложно предъявить обвинение в аварии, если в ней участвовал… фантом. Попробуй доказать, что такое транспортное средство реально существует! Попробуй назвать водителем того, кто был за рулем.

Нет машины - нет ответчика. Нет ответчика - нет страховки! Так что в выплатах за автомобиль, который в результате ДТП восстановлению не подлежит, Сергею отказано. Ущерб, по его самым скромным подсчетам, составил около 600 тысяч рублей за убитую технику и всякие вынужденные манипуляции с ней - эвакуатор и прочее, за лекарства, лечение и тому подобное. Удалось - и то не без труда, через судмедэкспертизу, добиться некоторой компенсации лишь за работу стоматологов… История длится уже год, но Сергей все-таки надеется, что доказать существование ответчика ему удастся.

Пострадавшие есть - виновников… нет

«Распилами» в автомобильном сообществе называют машины, которые ввозят из-за границы на территорию Российской Федерации двумя или большим количеством частей (джипы, например, режут надвое, по заднему окну), а потом, уже в России, эти части свариваются, и обретший целостность автомобиль выставляется на продажу. Некоторые продавцы не скрывают истинной сущности «распила», и люди приобретают его на запчасти, постепенно подновляя свою машину. Но гораздо чаще продавцы пользуются доверчивостью людей, не осведомленных о юридических и технических тонкостях при покупке авто.

- Я бы выделила две категории граждан, которые приобретают «распилы», - добросовестные и недобросовестные покупатели, - говорит юрист Евгения Сунцова. - Первые - это те, кто даже не догадывается о том, что покупают «распил». Как правило, они смотрят интернет-сайты с информацией о продающихся машинах или приезжают на авторынок и находят машину интересующей их марки (обычно это машины отнюдь не бюджетного класса) по весьма привлекательной цене и покупают себе целый букет проблем, о которых узнают не сразу.

Покупателя попросту вводят в заблуждение, предоставляя недостоверную информацию. Его убеждают, что машина - в отличном состоянии, что она юридически «чиста», и уж, конечно, это никакой не «распил». Хотите посмотреть? Пожалуйста! Но при демонстрации авто используют поддельные паспорт транспортного средства (ПТС) и государственные регистрационные знаки, - дескать, автомобиль уже стоит на учете. Факт «распила» выявляется, как правило, через некоторое время после покупки, при обращении покупателя в ГИБДД за регистрацией автомобиля. Тут-то и выясняется, что ПТС, переданный продавцом при покупке, - поддельный, внесенные в него данные предыдущих владельцев - недостоверны, а номера кузова (рамы) не соответствуют номерам, указанным в ПТС.

- Второй вариант - когда покупатель совершенно осознанно приобретает «распил», и хорошо, если это вызвано необходимостью приобретения запасных частей на уже имеющуюся у него такую же машину, - продолжает Евгения. - Но, к сожалению, весьма распространено приобретение «распилов» с целью их дальнейшего использования в качестве транспортного средства. Конечно же, езда на «распиле» не безопасна и для водителя, и для пассажиров, особенно в случае ДТП. Только об этом не думают, желание иметь хороший автомобиль (как правило, большой мощности или дорогостоящий) и нежелание платить за него реальную, сложившуюся на рынке цену, оплачивать пошлину и транспортный налог оказываются приоритетными.

Мошенники разработали и, к сожалению, успешно используют различные преступные схемы оформления «распилов» с целью их дальнейшего использования в качестве транспортного средства. В последнее время наиболее распространены так называемые «двойники». Для этого выбирают в базе данных реальный, зарегистрированный автомобиль (так называемый «донор»), а потом «под него» привозят его двойник - «распил». После сборки на него изготавливают поддельные, идентичные донорскому авто регистрационные номера и Свидетельство о регистрации ТС, выписывают поддельный полис ОСАГО (как правило, без ограничения водителей) и выезжают на наши дороги.

При этом хозяин «донора» ни сном, ни духом не ведает, что у его автомобиля имеется «двойник», - ведь зачастую при создании «двойников» используются «доноры», зарегистрированные в другом регионе. И ездит, допустим, законопослушный автомобилист где-нибудь по Москве, оплачивает транспортный налог на свой автомобиль, а в это время где-то на Дальнем Востоке с использованием его государственных регистрационных номеров и других данных, не оплачивая ни транспортного налога, ни штрафов за нарушение ПДД, катается машина-фантом.

И длиться это может довольно долго - пока инспекторы ГИБДД не выявят несоответствие номера кузова «двойника» и номера кузова «донора», либо не произойдет смена владельца машины-«донора», о чем хозяин «двойника» не знал. Бывает, что на «распил» просто устанавливают поддельные государственные регистрационные номера.

- А теперь представьте, что ждет пострадавших в ДТП, если его виновником является водитель «распила»! - объясняет Евгения Сунцова. - Такой нарушитель, как правило, просто сбегает с места аварии до приезда сотрудников ДПС! И установить его личность практически невозможно. А у потерпевшего - масса проблем: страховая компания в выплате страхового возмещения отказывает - ведь водитель, по вине которого произошло ДТП, не установлен, полис ОСАГО либо отсутствует, либо является поддельным. При этом автомобиль виновника - как бы и не автомобиль, ведь «распил» был ввезен на территорию РФ как запчасть.

Взыскание ущерба при таких обстоятельствах если и возможно, то только в судебном порядке и при наличии квалифицированной юридической помощи.

Против фантома нет приема?

- Проблема «распилов» на наших дорогах возникла после 2008 года, когда повысились таможенные пошлины на ввоз агрегатов, - обращается к истории вопроса командир полка ДПС УГИБДД МВД России по Хабаровску подполковник Андрей Кулаков. - За прошлый год мы тем или иным способом выявили 186 «фантомов». И наша статистика свидетельствует о том, что меньше таких машин от месяца к месяцу не становится. Более того: к лету ожидаем роста их числа.

Андрей Кулаков считает «распилы» большой бедой: это уход от таможенных пошлин, это безнаказанность на дорогах (видеофиксация нарушения ПДД бессильна: машины-фантомы не зарегистрированы, штрафовать некого), а самое главное - это серьезная угроза безопасности, создание ситуаций, когда полиции очень сложно нас защитить.

Задержать виновника аварии, управлявшего «распилом», трудно: собственника машины установить невозможно, потому что терять ему нечего, он с места ДТП сбегает, сведений о регистрации транспортного средства в таких случаях нет и быть не может («распилы» не подлежат регистрации, потому что их целостность была нарушена, и они не отвечают требованиям безопасности дорожного движения). Можно лишь получить сведения от таможни о том, что эти агрегаты ввезены на территорию России таким-то образом. Но претензии тому, кто это сделал, тоже не предъявишь: он ввозил запчасти.

Те машины-фантомы, которые удается выявить, инспекторы ГИБДД требуют распилить снова, чтобы хоть как-то воспрепятствовать тому, чтобы они опять выходили на дорогу.

- Но иных это не останавливает: «распил» сваривают повторно и вновь незаконно используют как транспортное средство со всеми вытекающими последствиями либо стараются продать, не афишируя тот «довесок» проблем, который достанется по наследству новому собственнику, - говорит А. Кулаков.

Против фантома нет приема? Не совсем так.

Чтобы обезопасить себя от приобретения «распила», прежде всего, не спешите с выгодной, как вам кажется, покупкой - слишком низкая (в 1,5-2 раза против рыночной) цена должна не столько радовать, сколько настораживать. Нужно сначала внимательно изучать предъявляемые продавцом автомобиля документы (обязательно должны быть и Свидетельство о регистрации, и ПТС). Не принимайте никаких заверений в том, что недостающее вам подвезут позже, что машину готовы купить другие люди и прочее - уже через несколько часов номер телефона продавца может оказаться нерабочим, адрес - вымышленным.

Сверьте номера кузова или рамы, указанные в документах, и номера на самом автомобиле - как при первоначальном осмотре, так и перед подписанием договора купли-продажи. В практике юристов имеются случаи предъявления продавцом двух разных ПТС.

Стоит потребовать у продавца его паспорт. Если продавец и собственник автомобиля - не одно лицо, необходимо проверить полномочия продавца на сделку (нотариально заверенная доверенность), внимательно осмотреть машину до ее приобретения. Предложите подъехать на выбранном автомобиле к любому сотруднику ДПС и проверить достоверность представленных документов - он это сделает и денег не возьмет. Продавец отказывается? Скорее всего, дело нечисто.

В случае попадания в ДТП, в котором вы предположительно являетесь потерпевшим, до приезда сотрудников ДПС постарайтесь не упускать из внимания то, как ведет себя предполагаемый виновник ДТП, и в случае необходимости принимайте все законные меры, чтобы не позволить ему оставить место ДТП и установить его личность.

Марина СЕМЧЕНКО.

Автор: Марина СЕМЧЕНКО






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

02.05.2024 16:00
График перекрытия улиц в мае

02.05.2024 13:47
Жители Хабаровского края на 10% нарастили сбережения в ВТБ

02.05.2024 10:12
Восстанавливать лес помогают семена и госпрограммы

02.05.2024 09:13
Как получить ипотеку на Дальнем Востоке

01.05.2024 16:14
Переезд в Хабаровский край из других регионов поддержат рублем

01.05.2024 14:11
Сотрудников для предпритяий поддержат по гспрограмме

01.05.2024 12:45
Самозанятость: преимущества в Хабарвоском крае

01.05.2024 12:24
Всутпил в кластер в крае — получи льготный займ

01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны

01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ

01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку

01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!



12.04.2024 00:43
В Хабаровске 1000 кубов мусора не входят в контейнеры
На сегодняшний день проблема переполнения мусорных контейнеров регулярно возникает на 587 площадках краевого центра. Суммарно ежедневно вываливаются на землю около 1000 кубометров.

29.03.2024 00:55
Бездомным собакам в Хабаровске обещают пожизненное содержание
Проблема бродячих собак то обостряется после очередного жестокого нападения животных на людей, то уходит в тень. Это касается многих городов и поселений страны, наш регион и его столица – не исключение.