Сельским школам в крае срочно нужен ремонт и новые автобусы

Сельским школам в крае срочно нужен ремонт и новые автобусы
«Сегодня мы нуждаемся не только в учителях для школ, но и в мастерах производственного обучения. Кроме того, это старение кадров и приход на смену молодых специалистов. Сейчас запускается большой проект «Земский учитель»

Многие сельские школы в Хабаровском крае нуждаются в реконструкции и ремонте, особенно в отдалённых от краевого центра поселениях. Именно в глубинке у нас немало школ, где нет элементарных коммунальных удобств, сами здания нуждаются в ремонте, прилегающая к ним территория - в благоустройстве. Об этом заявила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева. Хотя, с другой стороны, в Хабаровском крае, по ее мнению, достаточно примеров положительного опыта работы системы образования.
Что же сегодня представляют собой наши сельские школы, когда и какое обновление их ждет? - давайте разберемся.
Чтобы убедиться, насколько остро стоит проблема благоустройства сельских школ в Хабаровском крае, Елена Шмелева посетила школу села Матвеевка. И не обнаружила полной коммунальной разрухи. Скорее наоборот - проведён косметический ремонт, установлен тёплый туалет. Есть и высокоскоростной Интернет, который, кстати, провели с участием регионального отделения ОНФ.
С другой стороны, заметила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, - устарело само здание и вся школьная инфраструктура, отсутствуют спортивный и актовый залы, а компьютерный класс вообще «виртуальный». Между тем строительство новой школы по самым разным причинам откладывается уже второй год.
- В Хабаровском крае в сельской местности сегодня живет свыше 50 тысяч детей, из них 25 тысяч - школьного возраста, - говорит заместитель министра образования и науки края Виктория Хлебникова. - Это 17 процентов всех школьников края. И за последние пять лет сельских школьников стало на тысячу больше.
В сельской местности у нас работает 198 школ, в том числе 94 - малокомплектные.
По словам замминистра, в Хабаровском крае стараются сохранить сеть сельских школ, считая, что даже самая маленькая малокомплектная школа, как, к примеру, в Кальме Ульчского и Неране Тугуро-Чумиканского районов, где обучается всего лишь по четыре ученика, является хорошим условием для продолжения жизни в селе.
- Сохраняя сеть, мы, конечно, понимаем, что сельские школы нуждаются в особом внимании, - говорит Виктория Хлебникова. - Территориальная удаленность, оторванность от крупных образовательных центров, малая численность населения, сложные экономические условия - все это определяет необходимость специальных мер.
В 2018 году введены в эксплуатацию школы в Ульчском и Комсомольском районах.
С 2019 года в рамках регионального проекта «Современная школа» запланировано строительство пристройки к зданию школы в селе Бриакан в районе им. П. Осипенко и школы на 300 мест в селе Найхин Нанайского района.
Также в 2022-2023 годах планируется строительство школы на 150 мест в селе Сусанино Ульчского района.
Однако общая потребность в строительстве составляет не менее 28 сельских школ с общим объемом финансирования более 11 млрд. рублей. Из них 9 школ должно быть построено для замены «ветхих», а 19 - для ликвидации второй смены.
Между прочим, на сегодняшний день по доле обучающихся в одну смену городские и сельские школы находятся практически в равных условиях. По восемь процентов ребят учится во вторую смену и в городе, и в селе. В сельской местности 27 школ работают в двухсменном режиме в Ульчском, им. П. Осипенко, им. Лазо, Нанайском, Солнечном, Хабаровском районах края.
По словам замминистра, до 2021 года вторую смену полностью ликвидируют в начальных сельских классах, и в дальнейшем эта работа будет продолжена.

Для обновления нужны миллиарды

По проекту «Современная образовательная среда для школьников» правительство России ежегодно выделяет 25 млрд. рублей для строительства новых школ. В ближайшее время Министерством просвещения России планируется проведение отбора на 2021-2023 годы, в рамках которого будут заявлены школа в селе Мичуринское Хабаровского района, пристройка к СОШ № 1 города Вяземский и школа в микрорайоне «Строитель» Хабаровска общей мощностью 1 300 мест.
- Таким образом, с участием федеральных средств возможно построить не более двух-трех школ (в зависимости от мощности) в течение трех лет, из которых одна-две будут расположены в сельской местности, - говорит Виктория Хлебникова. - Есть еще одна федеральная программа по созданию новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа. Субсидии из федерального бюджета предоставляются на создание новых мест в школах мощностью до 250 мест, расположенных в сельской местности и поселках городского типа.
Эта новая возможность возникла при формировании федерального проекта «Современная школа», на который дополнительно выделено три млрд. рублей.
Субсидии субъектам Российской Федерации распределены по годам до 2024 года включительно. Хабаровский край подал заявку на 19 объектов, но на 2022-2023 годы краю выделили только 195 млн. рублей на строительство школы на 120 мест в селе Булава Ульчского района. С учетом обращения администрации Ульчского района в Минпросвещение России направлено письмо о возможности замены на школу в селе Сусанино на 150 мест. Там более острая необходимость. А в рамках федеральной госпрограммы развития образования федеральное софинансирование на строительство школ на замену «ветхим» не предусмотрено.
Вся потребность в строительстве школ представлена в Минвостокразвития России для формирования Национальной программы развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года.

Нужна инициатива из района

Что касается строительства новой школы в Мичуринском Хабаровского района, то оно сейчас исключено из краевой адресной программы. Но по словам Виктории Хлебниковой, лишь потому, что будет включено в заявку для получения федерального софинансирования. У проекта очень хорошие шансы, все необходимые документы есть. Школа находится в числе приоритетных проектов. И в бюджете следующего года с учетом софинансирования на два года будет учтена.
Точно так же в новых школах нуждаются несколько поселений Лазовского района - Переяславка, Долми, Полетное, Гвасюги и, конечно, село Дальневосточное, образованное на территории «дальневосточных гектаров». Почему планируется не их строить в первую очередь?
По словам начальника управления инфраструктуры, имущественного комплекса и информатизации образования Виталия Бруцкого, государственная программа края «Развитие образования Хабаровского края» корректируется ежегодно, в том числе положения, которые связаны с определением первоочередности и злободневности строительства объектов образования, которые востребованы в муниципальных районах.
- Здесь инициатива в первую очередь исходит от района, - говорит он. - Мы включаем все подобные объекты в отраслевую заявку и передаем на финансирование в краевые адресные инвестиционные программы. На сегодняшний день от района Лазо заявки на строительство школ не подавались.
Но Виктория Хлебникова заверяет, что министерство понимает необходимость взаимодействия с каждым муниципальным образованием края: «Раз потребность в новых сельских школах в районе имени Лазо существует, значит, будем работать».

Работу «на земле» продолжим

Между тем эксперты ОНФ также заверяют, что без внимания краевое образование на селе не оставят.
- Мы собираемся проверить все сельские школы и взять на особый контроль ОНФ те, где нет современной инфраструктуры, канализации, водопровода, - говорит Елена Шмелёва. - Мы запросим и проанализируем программы по исправлению ситуации с такими школами в каждом регионе. В противном случае проблемы могут не решаться годами.
Сегодня далеко не только в Хабаровском крае существует ряд образовательных проблем именно в сельской местности, в основном инфраструктурного характера.
Не всегда материально-техническое состояние школ соответствует целям и задачам образовательного учреждения, санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности.
Проблемы со школьной инфраструктурой в основном типичные: фасады зданий разрушаются, окна ветхие и давно нуждаются в замене, требуется привести в порядок санузлы. Пришкольные территории в большинстве случаев или вообще не огорожены, или ограждение требует срочного ремонта.
ОНФ предлагает властям провести инвентаризацию школьной инфраструктуры в сельской местности, в том числе с помощью региональных экспертов этого движения. На её основе будет определен перечень задач, которые необходимо решить с помощью мероприятий программ развития (государственных, региональных и муниципальных), а также проводить конкурсы по поддержке проектов НКО и местных гражданских инициатив.
Эксперты Народного фронта вместе с представителями образовательных, научных и общественных организаций Хабаровского края обсуждают и другие вопросы сферы образования, в частности - доступность бесплатных рабочих тетрадей, необходимости их повсеместного использования, что становится существенным финансовым обременением для большинства родителей региона.
Еще одна проблема, по мнению экспертов ОНФ: между дошкольными и школьными звеньями образования должна быть преемственность, каждому ребенку должно быть комфортно при переходе с одной ступени на другую. Однако и здесь есть ряд проблем. Например, выявлены случаи, когда образовательные учреждения навязывают родителям платные курсы для подготовки дошкольников к вступительным тестам, что напрямую противоречит Закону об образовании.
Кроме того, есть вопросы к уровню профессиональной подготовки, компетентности дошкольных педагогов, не учитывающих в процессе воспитания и обучения индивидуальные особенности ребенка.
Здесь предлагается разработать типовые соглашения между дошкольными и общеобразовательными учреждениями, расположенными недалеко друг от друга. Они должны наладить единый и непрерывный образовательный процесс на смежных этапах развития ребенка.
Рядом стоит проблема доступности дополнительного образования детей. Здесь очевиден дефицит компетентных специалистов, а в целом в системе - нехватка финансовых средств. Федеральный и региональный уровни законодательства, регламентирующие сферу общего образования, нуждаются в доработке, а программы, по которым работают педагоги, в модернизации - считают эксперты ОНФ.
До следующего заседания Хабаровского отделения ОНФ с федеральными экспертами по теме «Образование» общественники обещают провести большую работу по сбору и анализу ситуации «на земле» и в каждой конкретной проблемной школе края.

До 2020 года минимум три

- Мы уделяем большое внимание реализации национальных проектов на территории края, - говорит губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. - От этого напрямую зависит благополучие наших людей. До 2020 года в рамках проекта «Образование» мы планируем изменить ситуацию к лучшему как минимум в трех населенных пунктах. На строительство образовательных объектов предусмотрено 1,8 млрд рублей. При этом финансироваться они будут из федерального, краевого и муниципального бюджетов.
Напомним, до конца 2020 года будет завершено строительство школы в селе Найхин Нанайского района. Здесь будут получать среднее общее образование 300 детей. На сегодняшний день занятия проходят в деревянном здании 1962 года постройки. Пока занятия проходят в две смены. В новом здании, кроме учебных классов, проектом предусмотрены мастерские, медпункт, кабинеты дополнительного образования, спортивный зал. Также  запланирован перевод в новое здание учащихся начальной школы соседнего села Даерга.
В рамках национального проекта будет начато строительство пристройки на 20 мест к школе села Бриакан района им. Полины Осипенко.  Здесь в 2014 году сгорело здание спортзала и учебных мастерских. Сейчас дети не могут в полной мере заниматься физкультурой, а под кабинеты технологии выделено две классные комнаты.  В связи с этим пришлось перевести один класс начальной школы во вторую смену.
В 2020 году в школе появятся новые спортивный и актовый залы, а также душевые, туалеты и мастерские.

И новые автобусы нужны

Между тем у системы образования появляется на повестке дня Хабаровского края еще одна непростая сельская проблема - к сентябрю 2020 года необходимо заменить треть имеющихся у нас школьных автобусов. Дело в том, что с 1 июля следующего года вступает в силу запрет на использование для подвоза детей к месту учебы старых автобусов, тех, с момента выпуска которых прошло более 10 лет.
А, как говорит заместитель министра образования и науки Хабаровского края Виктория Хлебникова, доступность образования на селе определяется, прежде всего, возможностью добраться от дома до школы. Ежедневно на школьных автобусах к месту обучения и обратно добираются пять тысяч ребят из 125 сельских поселений.
Всего на балансе образовательных организаций края, расположенных в сельской местности, находятся 97 школьных автобусов. Каждый из них соответствует ГОСТу. С 2016 года край получил 30 автобусов. В села распределены 22 из них. Кроме того, Охотский, Верхнебуреинский, Солнечный и имени Лазо районы приобрели восемь школьных автобусов за собственные средства.
- Но в силу запрета на использование школьных автобусов, с момента выпуска которых прошло более 10 лет, в крае необходимо будет заменить треть всего школьного автопарка, - говорит Хлебникова. - Нам необходимо внести это обновление в государственную программу на условиях софинансирования с 2020 года. Автобусы будут поэтапно заменяться в течение 2020 года. Всего на это потребуется 110 млн. рублей.



Из Послания президента России Владимира Путина Федеральному собранию:

«Предлагаю с 2020 года запустить программу «Земский учитель». Выплату в 1 млн руб. будут получать педагоги, которые захотят и переедут в села и малые города.
Считаю необходимым к концу 2021 года обеспечить школы доступом к высокоскоростному Интернету. В некоторых регионах скорость должна вырасти минимум в 400 раз, что откроет школьникам доступ к ценной информации.
Доля школ с современными условиями обучения выросла с 12% в 2012 году до более чем 85% в 2018 году. Но порядка 200 тысяч ребят все еще ходит в школы, где нет отопления, водопровода и канализации. Да это менее 1,5% школьников, но если родители видят, что их ребенок учится в таких условиях, то все слова о справедливости, равных возможностях этих людей только раздражают.
Обращаю внимание глав регионов, где есть еще такие школы, что за два года эту проблему надо полностью решить. Правительство я прошу поддержать регионы, где нет собственных возможностей».


Программа «Земский учитель» - это аналог уже существующей программы «Земский доктор». Предполагается, что она поможет привлечь специалистов в села и небольшие города. Получить господдержку смогут учителя в возрасте до 35 лет, переехавшие преподавать в школы в глубинке.
По аналогии с «Земским доктором» каждому такому педагогу выделят из целевого бюджета программы
1 миллион рублей «подъемных». Их можно потратить на покупку жилья, приобретение материалов для строительства или выплату ипотеки.
Помимо требований к возрасту, учителя должны иметь высшее профессиональное образование и заключить контракт с руководством школы минимум на 5 лет. Другие требования к кандидатам ещё обсуждаются.
Другая программа, рассчитанная на молодых учителей в селах и деревнях, - это «Учитель для России». Она привлекает молодых выпускников ведущих вузов преподавать в школах в небольших городах и деревнях. Педагогическое образование иметь не обязательно - все участники проходят специальное обучение. Финансовую поддержку такие учителя получают из фонда программы.
Также до 2020 года действует федеральная программа «Молодой учитель на селе», которая дает льготную субсидию на улучшение жилищных условий молодым педагогам, переехавшим в деревни. Кроме того, в течение трех лет эти учителя и воспитатели детских садов могут получать прибавку к зарплате. Эта программа тоже рассчитана на специалистов в возрасте до 35 лет.


И виртуальная классная реальность

В сельские школы Хабаровского края закупят в этом году современное цифровое оборудование. На эти цели из федерального бюджета выделено около 40 млн. рублей. Оснащение учебных заведений предусмотрено национальным проектом «Образование».
По информации краевого министерства образования, новое оборудование появится в 24 сельских школах, в которых откроются центры цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей - так называемые «Точки роста». Модернизация пройдет на базе образовательных учреждений поселков Литовко, Известковый, Дормидонтовка, Монгохто, ЦЭС, Березовый, Горин, Снежный, Маго, сел Аян, Лермонтовка, Аван, Троицкое, Маяк, Хурба, Бичевая, Красное, Чумикан, Восточное, Осиновая Речка, им. Полины Осипенко, а также сельских поселений Богородское, Гаткинское и Булгин.
- В каждый центр будет поставлено современное оборудование на 1,6 млн. рублей: компьютеры, 3D-принтеры, шлемы виртуальной реальности. Также будут приобретены манекены для отработки навыков оказания первой помощи, ручной электрический и механический инструмент, комплекты для игры в шахматы и современная мобильная мебель. Школьники смогут изучать предметы «Технология», «ОБЖ», «Информатика» с помощью современного оборудования, - говорит начальник отдела общего образования краевого минобрнауки Юлия Алексеева.
Она также добавила, что проект, в первую очередь, нацелен на уменьшение разрыва между городскими и сельскими, поселковыми школами. Дополнительное обучение в «Точках роста» позволит выявить способности школьников, а также поможет при работе с одаренными детьми. Площадка будет использоваться для развития научно-технического, инженерного мышления и современных направлений творчества. При этом обучение будет проводиться на всех ступенях, как для школьников начальных классов, так и для учеников среднего и старшего звена.
«Образование» - один из 12 нацпроектов, разработанных по итогам 204 «майского» Указа президента РФ. Владимир Путин поставил задачу к 2024 году войти в ТОП-10 стран по качеству обучения, он также поручил создать современную и безопасную цифровую образовательную среду, обеспечивающую качественное и доступное образование всех видов и уровней.

А у нас будет «Земский учитель»?

С 2020 года во всех регионах страны заработает новая программа, направленная на закрепление педагогических кадров в сельской местности. Проект получил название «Земский учитель». Об этом, напомним, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе ежегодного Послания Федеральному Собранию.
Инициатива поддержки учителей аналогична действующей в России с 2012 года программе «Земский доктор». Педагоги, решившие работать в глубинке, получат от государства единовременную денежную выплату в размере одного миллиона рублей. «Подъемные» средства можно будет потратить на покупку жилья, приобретение материалов для строительства или выплату ипотеки.
Господдержку смогут получить учителя в возрасте до 35 лет, переехавшие работать в села и малые города. При этом, как обозначил Владимир Путин, для специалистов со стажем в сельских школах необходимо продумать дополнительные меры поддержки.
Кроме того, претенденты на участие в программе «Земский учитель» должны иметь высшее профессиональное образование. Трудовой контракт с руководством школы заключается минимум на пять лет.
По информации министерства образования и науки Хабаровского края, на сегодняшний день в регионе действует 390 образовательных учреждений, из них более 200 - только в сельской местности.
- Ежегодно в Хабаровском крае пополняется педагогический корпус. Только в этом учебном году в школы региона прибыло 354 специалиста. Доля молодых учителей до 35 лет составляет более 24 процентов, - отметила министр образования и науки края Алла Кузнецова.
Она также добавила, что с 2009 года в крае действует постановление правительства по поддержке кадров на селе. Согласно документу, специалистам, которые уезжают в удаленные и труднодоступные населенные пункты, выплачивается сберегательный капитал в размере пятидесяти окладов, что составляет более 500 тысяч рублей. За время реализации в сельские школы поступили на работу 723 специалиста. Общий размер господдержки из краевого бюджета составил более 250 млн. рублей.
- Вместе с тем, - считает Алла Кузнецова такая дополнительна мера по привлечению специалистов в глубинку, как программа «Земский учитель», позволит пополнить педагогические ряды молодыми кадрами. Особенно это привлекательно для тех специалистов, которые отправятся в районы, не включенные в перечень удаленных и труднодоступных.



Подготовил Виктор ИЛИН.





Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

11.12.2019 10:03
Фермеры края могут получить земли без торгов

11.12.2019 09:34
Строим жильё с эскроу-счётом

11.12.2019 09:09
В Кремль на ёлку

11.12.2019 09:00
Сегодня в Хабаровске без существенных осадков.

11.12.2019 09:00
Уважаемые владельцы животных!



29.11.2019 09:58
Экологическое реалити-шоу - это вам не «Дом‑2»
Определены четкие критерии реформы обращения с отходами

09.11.2019 09:26
Коммуна, где отогреваются сердца и души
По статистике, 10-15 процентов освободившихся из мест заключения не могут социализироваться в обществе. Как бывает: семья распалась, на работу устроиться не получилось, с жильем тоже проблемы


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика