Предприятия среднего и малого бизнеса - в приоритете

10.10.2013 | Финансы | 3м. 1 c. | 232

В 2013 году отмечается высокий рост кредитных портфелей банков в сфере малого и среднего кредитования. Наталия Блинова, директор департамента корпоративного бизнеса РОСГОССТРАХ БАНКА, рассказала о тенденциях и проблемах рынка и жесткой борьбе за качественного клиента.

- Насколько интересен банкам сегмент среднего и малого бизнеса, видите ли Вы перспективы его развития в России?

- В России, на наш взгляд, у сектора СМБ очень неплохие перспективы. Не только потому, что по сравнению со странами Европы доля малого и среднего бизнеса в ВВП России намного ниже, но и потому, что развитие этого сегмента экономики сейчас серьезно поддерживает государство. Конечно, предстоит преодолеть многие проблемы, чтобы повысить популярность предпринимательства в стране, но потенциал развития сектора более чем высок.

Интерес к данной сфере также обусловлен текущими тенденциями на рынке розничного кредитования. Многие кредитные организации уходят от модели монолайнеров, диверсифицируя свой бизнес и стараясь зарабатывать не только на высокодоходном розничном кредитовании, но и классическом транзакционном банкинге и кредитовании прочих секторов. Сегмент СМБ в этом плане  - менее конкурентный и более высокомаржинальный по сравнению, к примеру, с корпоративным сегментом.

- Если говорить о проблемах рынка, то какие вы бы выделили в первую очередь?

- Во-первых, это низкая финансовая грамотность предпринимателей и осведомленность о мерах господдержки сектора.

Во-вторых, низкая «прозрачность» бизнеса, слабое качество управленческой финансовой информации, недостаточная информация в БКИ о кредитной истории предприятий.

В-третьих, неналаженная бизнес-инфраструктура для сегмента малого бизнеса на региональном уровне: отсутствие арендных площадей с нормальными приемлемыми ставками, логистических структур, честных и прозрачных конкурсов по размещению госзаказов и т.д.
В-четвертых, недостаточное количество банков, готовых кредитовать стартапы.

В-пятых, бюрократические препоны на местах и коррупционная составляющая,   влекущие за собой повышенные издержки, которые предприниматели часто  не готовы нести на старте бизнеса.

И наконец, отсутствие налоговых преференций и не всегда понятные действия властей. Не совсем позитивны для отрасли такие последние законопроекты, как  увеличение процентов отчислений в социальные фонды (в замену ЕСН), ужесточение требований по обороту алкоголя и сигарет, запрещение торговли в малых павильонах.

- Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы устранить данные  препятствия?

- На сегодня необходимо предпринять ряд мер для устранения препонов для развития предпринимательства в России. В каждом регионе, на наш взгляд, должна быть внедрена инфраструктура для существования и эффективной деятельности малого и среднего бизнеса: гарантийные фонды, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры поддержки экспорта и пр. поддерживающие предпринимателей структуры. Стоит усилить меры для популяризации сферы предпринимательства и самозанятости, развивать общефедеральные программы для предпринимателей. Нужно мотивировать власть на местах на поддержку сектора, ввести налоговые преференции как для представителей СМБ, так и для  структур, представляющих предпринимателям  льготные условия (складским комплексам, офисным центрам, транспортным компаниям и т.д.). И наконец,  государству нужно интенсивнее работать с бюрократизмом и снижением издержек для бизнеса. Это автоматически увеличит его конкурентоспособность, что автоматически повлечет снижение стоимости финансовых ресурсов.

- Какие тенденции можно отметить как наиболее заметные в этом сегменте рынка за последнее время?

- Для банков, кредитующих предприятия среднего бизнеса, несмотря на холодную осень, сейчас достаточно «жаркое время». Учитывая текущие намерения  многих государственных банков перетянуть на себя часть клиентов из этого сегмента, остальным игрокам приходится вступать с ними в жесткую конкуренцию. Банки прочувствовали интерес к этому сегменту, поскольку он позволяет достигать более высокой доходности при приемлемой структуре рисков. Предприятия среднего бизнеса одни из самых устойчивых, динамичных и гибких, в связи с чем они хорошо приспосабливаются к кризисным явлениям в отличие от малых или крупных предприятий.

Чтобы удержать предприятия среднего бизнеса среди своих клиентов, коммерческие банки пойдут на упрощение условий кредитования и снижение ставок. За право обслуживать предприятия среднего бизнеса будет развернута сервисная конкуренция: банки будут пересматривать условия оценки предприятий, более лояльно относиться к параметрам финансовой деятельности компаний и принятию залогов в обеспечение, ускорять процедуры рассмотрения заявок по выдаче кредитов.

Продолжится развитие сегмента  через механизмы гос. поддержки сектора -  программы МСП банка, система поручительств гарантийных фондов, выдача грантов и адресных субсидий на развитие бизнеса.  

- Какие продукты банков пользуются наибольшим спросом со стороны субъектов СМБ?

- На сегодняшний день наиболее популярными являются самые доступные кредиты – без залога и поручителей, позволяющие снять вопрос по обеспечению кредитов. Пользуются спросом возобновляемые кредитные линии, позволяющие минимизировать расходы по кредитным ресурсам.

- Как вы оцениваете ситуацию со стоимостью кредитных средств?

- Ставки для бизнеса все еще весьма высоки. Сектор является достаточно рисковым для банков, в последние годы увеличивается просрочка сектора, что по идее должно подтолкнуть ставки вверх. Однако усиление конкуренции на рынке за счет госбанков и МФО поможет удержать их сдерживать и снижать. Ставка по залоговому кредитованию для СМБ составляет сейчас в среднем 14-17% годовых, по беззалоговым кредитам может доходить до 23%.

- Каковы ваши ожидания по объемам кредитования СМБ по итогам текущего года?

- Темпы роста рынка, по нашим оценкам, не превысят 15% в годовом соотношении (17% в 2012 году). Драйверами роста до конца года останутся беззалоговые кредиты, быстрые продукты с минимальным пакетом документов и оптимизированные технологии кредитования, то есть кредитные фабрики. Однако многие банки будут выдавать подобные кредиты весьма осторожно, так как подобное кредитование в целом  повышает потенциальный уровень дефолтности портфеля и требует высоких затрат на построение скоринговых систем.  Акцент в ближайшее время будет смещен с кредитования малого на кредитование среднего бизнеса.

Помимо этого, на фоне повышения требований к резервированию банки будут пытаться повысить маржу, работая с представителями сегмента СМБ  по комплексным тарифам, пакетным предложениям, включающим кредитование, расчетно-кассовое и депозитное обслуживание,  документарные операции, зарплатные проекты и пр.

Как банки планируют привлекать и удерживать своих клиентов?

Ключевым драйвером роста и развития кредитования юридических лиц является увеличение финансового результата за счет перехода от модели продаж, ориентированной на продукты, к клиентоориентированной модели. Не секрет, что сегодня банковские услуги и продукты на рынке примерно одинаковы, и критерием выбора банка для клиентов становится простота, удобство и скорость обслуживания и приятия решений.  Не менее важно и отношение банка к клиенту: многие компании, даже небольшие, хотят, чтобы к ним относились так же, как к серьезному и крупному бизнесу, и очень ценят, если ощущают такое отношение.

- Каких новых финансовых продуктов стоит ожидать?

- В связи с высоким уровнем глобализации мировой экономики, частью которой является экономика России, значительно будет повышаться роль международного финансирования, в том числе долгосрочного, документарных операций, которые будут все более доступны и ориентированы на предприятия среднего и малого бизнеса.

Также стоит отметить активное развитие дистанционного банковского обслуживания для клиентов-юридических лиц. Количество счетов юрлиц с доступом к интернет-банкингу стабильно растет: согласно статистике, до 70% всех платежей компании сегодня совершают дистанционно, половина счетов при этом открывается в регионах. И это неудивительно. Системы интернет-банкинга позволяют разгрузить классические банковские офисы. Для клиентов это экономия времени и пользование банковскими услугами без посещения отделения банка. Немаловажным преимуществом использования дистанционных каналов обслуживания стоит назвать более низкую комиссию за банковские услуги или вовсе ее отсутствие. В ближайшем будущем системы Интернет-банков для представителей СМБ будут только развиваться.

И. КРАВЧЕНКО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске

23.03.2024 08:55
Скорбим со всей страной

23.03.2024 08:16
Страшная трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле». Десятки пострадавших. Выражаем свои соболезнования родным и близким этих людей

22.03.2024 15:21
На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

22.03.2024 10:02
Хабаровский Росреестр поправил Яндекс Карты

22.03.2024 09:36
Если солнце исчезнет…



21.01.2021 02:07
Как распорядиться бюджетом
Работа по повышению уровня финансовой грамотности населения в регионе будет систематизирована и усилена.

08.07.2020 21:26
Банк ВТБ: идёт в рост золотодобыча и ипотечное кредитование
По итогам первого квартала в Хабаровском крае кредитный портфель объединенного бизнеса ВТБ вырос на 16% и на 1 апреля 2020 года составил 150,1 млрд рублей.