«Евтушенко в юбке», бунтарь Михалков и вечный худрук

«Евтушенко в юбке»,  бунтарь Михалков и вечный худрук
Мировую известность завоевал фильм японского режиссёра Акиры Куросавы «Дерсу Узала» с участием Юрия Соломина

«Громкоголосый Евтушенко и другие звёзды» - так назывался материал в «Тихоокеанской звезде» от 25 июня с. г. В нем автор этих строк вспоминал известных людей - поэтов, артистов, с которыми мне посчастливилось встречаться в разные годы, когда они приезжали в Хабаровск. Сегодня хочу продолжить эту тему.

Писать стихи начала в Хабаровске

Родители дали своей дочери звучное имя Рэмо. Эта аббревиатура означала «революция, электрификация, мировой Октябрь». В то время так называть детей было модно в семьях идейных коммунистов, к которым относилась и Казакова. Будущей поэтессе ее имя страшно не нравилось. Дошло до того, что она пошла в ЗАГС и попросила сменить имя на более привычное. Так появилась будущая знаменитая поэтесса Римма Казакова.
Биография у этой яркой женщины была непростой. Когда семья осела в Ленинграде, она поступила на истфак в здешнем университете. А после окончания учебы оказалась на Дальнем Востоке, где провела семь лет.
Работала учителем истории в сельской школе, трудилась на стройке, в редакции газеты «Тихоокеанская звезда», затем стала редактором на киностудии в Хабаровске. И все время писала стихи. В 1955 году журнал «Дальний Восток» напечатал ее первые стихотворения. А через три года вышел уже сборник стихов под названием «Встретимся на Востоке».
Кстати, именно в Хабаровске в 1957 году Римма Казакова познакомилась с известным поэтом Евгением Евтушенко. Они были во многом похожи - отношением к жизни, творчеству. Казакову даже иногда называли «Евтушенко в юбке».
В 1959-м после выхода сборника ее стихов Хабаровск направил Римму Федоровну в Ленинград. В том же году ее приняли в Союз писателей СССР. А в 1961 году, окончательно поняв, в чем ее истинное призвание, Казакова уехала в Москву и поступила на Высшие литературные курсы.
На Дальний Восток она не вернулась, но часто, став уже знаменитой, бывала здесь в командировках, проводила встречи со своими читателями, которые ее не забывали. Наведывалась она и в редакцию «Тихоокеанской звезды», печатала в газете свои стихи, общалась с коллективом.
… Последнее интервью я брал у нее в марте 2003 года. Встреча в гостинице «Центральная» получилась мимолетной: Римма Федоровна торопилась в аэропорт.
Она умерла внезапно 19 мая 2008 года в подмосковном санатории, где проходила лечение. В тот день ничто не предвещало трагедии, поэтесса была бодра и полна сил. Как обычно, после завтрака она пошла поплавать в бассейне, вышла из воды и… упала. Оторвался тромб. Смерть была мгновенной.

«Не любить большевиков, не значит любить Россию»

Никита Сергеевич Михалков не раз бывал на Дальнем Востоке и, в частности, в Хабаровске. Помнятся его встречи в музыкальном театре и особенно в бывшем киноцентре на ул. Фрунзе. Зал был там маленький, но Михалков часа два держал на ушах пришедших на встречу. В основном это была городская интеллигенция.
А годы, между тем, были лихие, смутные. Ельцин усадил бунтарей в Матросскую Тишину, предварительно расстреляв часть их в Белом доме. Был среди узников и приятель Никиты Сергеевича - генерал Руцкой. О нем он говорил больше всего. Речь Михалкова была резко обличительной режима ельцинистов. С такой резкостью хабаровчане встретились впервые.
Помню, подавленные и расстроенные, мы вышли из душного зала вдвоем с моим приятелем и коллегой Виктором Шевченко. По пути забрели в какой-то магазин, умудрились купить в нем бутылку водки и пошли ко мне домой. В тесной кухоньке, со скромной закуской распивали мы эту водку, обсуждая выступление Михалкова. В какой-то момент один из нас заплакал. На что мудрый Виктор Сергеевич сказал: «Саша, все будет хорошо. Нужно время».
… Михалкова в определенной степени можно считать дальневосточником. После окончания ВГИКа Никиту призвали в армию. Как утверждал его знаменитый отец - поэт Сергей Михалков, он даже пальцем не пошевелил для того, чтобы избавить младшего сына от армейской службы.
Служил Никита на флоте на Камчатке. Командование отправило его в традиционный для тех времен «поход по местам боевой славы». Заодно он должен был писать заметки о походе для молодежной газеты «Камчатский комсомолец».
Михалков согласился с таким предложением и вел полевой дневник. Привожу отрывки из него конца 1972 года. Это описание перехода Камчатка - Чукотка.
«20.10. 72. Готовимся. Авантюра полная. Все для галочек, а остальное - на произвол судьбы. Стадион. Торопливый лживо-формальный митинг. Трибуны пусты. Холодно. Солнце и страшный ветер. Хочется напиться.
Приехали в Елизово. 32 км от Петропавловска. Никто о нас ничего не знает.
30.10. Москва передала о нашем походе. Назвали нас краеведами и чуть ли не юными натуралистами. Программа огромная и бессмысленная. Народ считает нас жуликами…
7.11. Мильково. 309 км от Петропавловска. По гостинице бегают немытые дети. Райком. Первый секретарь. Женщина. Лицо порочно, склеротические жилки на щеках, курит «Беломор», видимо, пьет, глаза хищные, должна любить мальчиков…
После обеда читал Достоевского, и как-то он меня придавил.
12.11. Остановились в Атласово - 400 км от Петропавловска. 1500 человек. Зэки, зэки. Содержатся особо опасные преступники, которым расстрел заменен лагерем. Вечером выступали. Приняли хорошо.
Где же это я? Куда меня занесло?
14.11. Соболево, 727 км от Петропавловска…
… Читал Ф. М. Д. (Достоевского. - Прим. авт.) и подумал, что гений, что не гений равны в жизни и смерти. Мысль не новая, но меня обрадовала так гаденько.
28.11. С ненавистью пишу для «Камчатского комсомольца». Презираю себя, но все равно пишу эту ложь.
… Руцкой рассказывал, как умирал его боевой друг. Он был обожжен, его поместили под колпак. Он попросил гитару и запел прямо под колпаком. Так и умер с гитарой».
Таков дневник молодого Михалкова - злой, обличительный, беспощадный. Молодой солдат окунулся в ту самую жизнь, в которой можно было только прозябать, но не жить.
Он и сегодня в чем-то похож на этого прежнего юношу. Он часто мелькает на телеэкране и не сдерживает свой язвительный язык.
В одном из интервью Михалкова спросили: «Вы обидчивы?» - «Нет. Обиды мешают жить. Я не хочу на это тратиться». «Сами вы кого-то обижали?» - «Обижал, но не оскорблял. Никогда не стремился ударить туда, куда бить нельзя».
… Однажды он сказал Ельцину: «Не любить большевиков, не значит любить Россию. Принцип: «Если ты их не любишь, иди к нам - негодный принцип для объединения».

Честно служить искусству

Недавно президент России Владимир Путин вручил «Золотую Звезду» Героя Труда художественному руководителю Малого театра, народному артисту СССР Юрию Соломину. Дело было в канун 85-летия Юрия Мефодьевича.
… Соломин - уроженец Читы. В 1953 году он восемь суток ехал в Москву, чтобы поступить в Щепкинское училище, по окончании которого был принят в Малый театр, где служит по сей день. В общей сложности - почти 64 года, ровно половину из которых - на посту художественного руководителя, впервые за историю Малого театра выбранного коллективом.
Как актер переиграл на родной сцене массу ролей. Уже не одно десятилетие Соломин работает и как режиссер, он поставил многие спектакли в Малом театре. Среди них - «Ревизор», «Чайка», «Лес», «Коварство и любовь», «Три сестры», «Бесприданница», «Женитьба», «Власть тьмы», «Дальше - тишина».
Также ставил за рубежом - в театрах Болгарии, Германии, Японии, Словакии. Уже долгие годы он преподает в Щепкинском училище и является его профессором.
Свой вклад Соломин внес и в кинематограф, причем весьма значительный. На его счету около ста картин. Среди наиболее популярных - «Адъютант его превосходительства», «Хождение по мукам», «Обыкновенное чудо», «Летучая мышь», «ТАСС уполномочен заявить», телесериал «Московская сага». Мировую известность завоевал фильм японского режиссера Акиры Куросавы «Дерсу Узала» с участием Соломина, получивший «Оскар».
Таков сегодняшний юбиляр. Я же познакомился с ним, когда он был почти молод и удивительно похож на своих киногероев.
… Встреча наша состоялась в летний день, когда в Хабаровске шли гастроли Малого. В администрации театра мне дали его телефон (жил артист в гостинице «Центральная»), созвонились, он назначил время.
Сначала поговорили о гастролях, его восприятии хабаровских зрителей, о погоде и т. д. Потом началось наше интервью. Вот наиболее интересные выдержки из него.
- Юрий Мефодьевич, как складывалась ваша актерская судьба?
- Не могу сказать, что в начале ее были какие-то сложности. Окончил школу в Чите и поехал поступать в Москву в театральное училище имени Щепкина. Поступил. Учился на курсе Веры Николаевны Пашенной. Мне очень повезло - Пашенная была великой актрисой, удивительным педагогом и прекраснейшим человеком. Всем, чему я научился, что умею, - обязан ей.
Со второго курса стал играть в спектаклях. У меня сохранилась программа спектакля «Иван Грозный», в которой впервые была напечатана моя фамилия: второго ремесленника играет студент театрального училища Ю. Соломин. Были и массовки, и эпизоды со словами. После училища пригласили в Малый, где и тружусь. В кино впервые снялся в 1960 году в картине «Бессонная ночь».
- Ваш выбор актерской профессии был каким-то образом подготовлен, осознан?
- Разумеется. Я был непременным участником школьной самодеятельности, занимался в читинском Доме пионеров. После школы у меня была одна цель и единственное желание - театр.
- Довольны ли вы своей актерской судьбой?
- Доволен? Мне не нравится это слово. Артист вообще не может быть доволен собой всегда. Но скажу также, если бы вдруг у меня появилась возможность нового выбора, я бы профессию менять не стал, даже если бы не было у меня нынешней известности, каких-то творческих успехов (об этом приходится говорить, потому что актерская профессия от этих понятий неотделима). Это мое убеждение.
- Каковы, на ваш взгляд, особенности искусства Малого театра?
- Малый театр - это всегда реалистический стиль, это школа русского театра, хранитель национальной театральной культуры. Традиции эти мы стараемся беречь.
- Кино и телевидение принесли вам, Юрий Мефодьевич, большую популярность. Дальневосточники знают вас в разных ролях, но роль Арсеньева в фильме Куросавы «Дерсу Узала» наиболее близкая нам. Скажите, пожалуйста, что было главным в характере Арсеньева, на чем вы основывались, воплощая его образ на экране?
- Я прочел много трудов Владимира Клавдиевича, исследований о нем и никак не мог найти ответа на вопрос: какой это был человек в жизни, в быту, поведении и т. д. Он никогда ничего о себе не писал, не занимался самооценками, при жизни не разрешал присваивать свое имя какому-то открытию. И тогда я понял чрезвычайную скромность Арсеньева, сказал об этом Куросаве. Он согласился: да, наверное, так. Работать было интересно и сложно.
Я писал письма сыну Арсеньева в Челябинск, спрашивал его о различных деталях, подробностях. Например, в чем, в какой одежде ходил в доме Владимир Клавдиевич, и т. д. Съемочная экспедиция собиралась в Хабаровске, в Арсеньеве я прожил восемь месяцев. После выхода фильма «Дерсу Узала» актера Максима Мунзука и меня жители Арсеньева назвали почетными гражданами города.
- Как вы находите Хабаровск?
- Город ваш прекрасный и красивый, поверьте мне, я видел немало других городов и могу сравнивать.
- Что вы любите больше театра?
- Ничего, кроме своей профессии, позволяющей мне работать в театре, кино, на телевидении, - все это люблю. Стараюсь служить искусству честно, пытаюсь бороться за него, когда это необходимо.
… Наше интервью было пространным, подробным. Не весь текст тогда удалось опубликовать. Прочитав оригинал, Соломин сделал небольшую правку, а в конце написал: «Спасибо. Юрий Соломин».

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске

23.03.2024 08:55
Скорбим со всей страной

23.03.2024 08:16
Страшная трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле». Десятки пострадавших. Выражаем свои соболезнования родным и близким этих людей

22.03.2024 15:21
На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

22.03.2024 10:02
Хабаровский Росреестр поправил Яндекс Карты

22.03.2024 09:36
Если солнце исчезнет…



26.03.2024 00:00
Ветераны СКА выиграли турнир памяти Василия Позднякова
«Тебе судьбу мою вершить. Тебе одной меня судить, команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить». Думается, строчки из этой песни невольно вспомнились хабаровским любителям хоккея, которые в минувшие выходные побывали на турнире ветеранов памяти Василия Позднякова.

22.03.2024 00:00
Его называли отцом хабаровского хоккея
1966 год можно считать знакомым в истории хабаровского хоккея с шайбой. Именно тогда в городе открылся Дворец спорта на стадионе им. Ленина, а команда СКА дебютировала в первенстве СССР (класс «Б»).