Иллюзии на продажу

28.08.2020 | Из истории современности | 8м. 44 c. | 364
Иллюзии на продажу
Братья Васильевы приехали в Хабаровск уже после съемок легендарного «Чапаева»

Анна и синематограф

Впервые кинематограф в Хабаровске появился в июле 1897 года, когда предприниматель Спург организовал первый кинопросмотр в городе, состоявшийся в здании Общественного собрания (сейчас Театр юного зрителя). С этого момента киноленты в Хабаровск привозили ежегодно, показывая их обычно в том же Общественном или Военном собрании (сейчас здание Художественного музея), городских театрах и цирках, в Народном доме на улице Пушкинской (сейчас Пушкина). Но постоянного кинотеатра долгое время в городе не было.
Создателями одного из первых хабаровских стационарных иллюзионов стали супруги Борис и Анна Андреевна Подпах. Собственный кинотеатр они держали в арендуемых помещениях, которые оборудовали для проведения киносеансов. Осенью 1907 года Подпахи организовали демонстрацию киноленты в деревянном здании, расположенном на пересечении улиц Муравьева-Амурского и Артиллерийской (сейчас Истомина).
Так и состоялось открытие «Гранд-иллюзиона Подпах». Публика с удовольствием шла на новое зрелище, и дело супругов процветало. Однако надолго укрепиться на этом месте первому хабаровскому кинотеатру не удалось. В 1910 году произошел пожар, уничтоживший здание полностью.
Случившееся сильно потрясло Бориса Подпаха. Кинопрокатчик впал в уныние и полностью разочаровался в кинобизнесе. Дело полностью легло на плечи Анны Андреевны, которая решила просто так не сдаваться и стала искать новое пристанище для иллюзиона. Им стало одноэтажное деревянное здание, находившееся на пересечении улиц Муравьева-Амурского и Хабаровской (сейчас Дзержинского). Помещения под иллюзион Анна Андреевна арендовала у владельца этого доходного дома - купца и лесопромышленника Александра Константиновича Архипова, который сам приобрел это здание еще в 1902 году у чиновника Фролова.
Так, в 1910 году иллюзион Подпах возобновил работу в новом здании. Но и здесь он проработал недолго. В 1913 г. Архипов решил снести старый деревянный дом и построить на его месте трехэтажный каменный доходный дом. Старое здание было быстро разобрано, и началось строительство нового, известного как дворец Архиповых (сейчас здание Центрального универмага).
Вот только иллюзиону в новом доходном доме Архиповых места не нашлось, и Анне Андреевне вновь пришлось искать другое пристанище для своего предприятия. Переезжать, к счастью, далеко не пришлось - нашлось место напротив дворца Архиповых в трехэтажном каменном доходном доме, принадлежавшем бывшему чиновнику Ивану Кондратьевичу Волковинскому. Здесь предприятие расположилось на первом этаже здания и стало известно как иллюзион А. А. Подпах и Э. Д. Розена.

Итальянцы в России

Второй известный хабаровский иллюзион расположился рядом с новым пристанищем иллюзиона Подпах - в доходном доме Зандау, стоящем через дом от доходного дома Волковинского. В левом крыле трехэтажного каменного здания, принадлежавшего аптекарю Виктору Федоровичу Зандау, в 1910 году хабаровский купец Соломон Моисеевич Купер и владивостокский предприниматель Мина Яковлевич Алексеев открыли постоянно действующий кинозал «Гранд-Иллюзион». После смерти Купера Алексеев в 1913 году заключил контракт с известным в Сибири киноподвижником Антоном Михайловичем Дон-Отелло, образовав «Товарищества Алексеев, Донателло и К».
Антонио Микеле Донателло родился в Италии. Его семья происходила из Сан-Бьяджо Сарачинески, провинции Фрозиноне, на границе с Кампаньей. По семейному преданию, известному от правнука кинодельца, Антонио родился в 1874 году в Неаполе.
Семья была бедной, и еще в детском возрасте Донателло забрался в трюм корабля, который привез его во Владивосток. Здесь он присоединился к бродячему цирку, где играл на шарманке и выступал с фокусами, которые часто сопровождались показом кинематографа. Однако это не более чем легенда.
На самом деле не один, а с родителями, в возрасте восьми лет Антонио уехал в Россию. Некоторое время они жили на Кавказе, где отец семейства зарабатывал игрой на шарманке. Повзрослев, Антонио переехал в 1898 году в Иркутск, где открыл свое дело и вначале построил карусель на одной из площадей города.
Но вскоре его заинтересовал кинематограф. На русский манер Антонио Микеле стал зваться Антон Михайлович Дон-Отелло. Последнее было не просто переиначивание фамилии, а своеобразный составной псевдоним. «Дон» - от названия реки, где семейство начало жизнь бродячих музыкантов, а «Отелло» - по названию любимой в России оперы.
О Донателло пишут как о предприимчивом дельце, охватившем сетью своих электротеатров (еще одно название для кинотеатров) всю Восточную Сибирь. Однако сам Антон Михайлович, как правило, отправлял в другие города своих представителей, плотно осев в Иркутске, где также были его иллюзионы, первый из которых он открыл предположительно в 1906 году. Так, в Верхнеудинск (теперь Улан-Удэ) в 1908 году отправился другой итальянец, родом из Равео (Карния), Антонио Бонанни. В Чите дела вёл брат Антонио - Бернардо Донателло, открывший в городе кинотеатр в том же 1908 году.
Сам же Антон Михайлович создал собственную киностудию, в которой были лаборатория, проявочная и монтажная. Он и сам снимал видовые и документальные фильмы, нанимал разъездных операторов. Насчитывается два десятка его картин, таких как «Осмотр новостроящихся тоннелей на Кругобайкальской железной дороге», «Весь Иркутск на экране» и другие несохранившиеся картины.
Что касается репертуара электротеатров Донателло, то в них предлагались русские фильмы, снятые на киностудиях Ханжонкова и Дранкова, которые шли первым экраном. Объединение с Алексеевым расширило географию деятельности Донателло. Кроме Хабаровска, их товарищество открывает кинотеатры в Харбине, Благовещенске, Владивостоке и на станции Зима.
Прокатные фильмы вначале демонстрировались в Иркутске, затем шли в Читу и Верхнеудинск, а потом в Харбин, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Никольск-Уссурийский, Файлер, ст. Маньчжурия, Сретенск. Завершался прокатный цикл в Забайкалье-Троицкославске, после чего ленты возвращались в Иркутск, откуда начинали новый круг - Канск, Барнаул, Бийск, Минусинск, Бодайбо и Якутск.
Не чужд был Антон Михайлович и благотворительности: он был председателем попечительских советов нескольких приютов и почти каждую субботу предоставлял свои помещения для благотворительных целей. А еще он был председателем иркутской дружины.
А подводя итоги его кинодеятельности, следует подчеркнуть, что он был и прокатчиком, и владельцем кинотеатров, и организатором кинопроизводства и кинофабрики, и оператором, снимавшим собственные документальные фильмы, и пропагандистом русского кино. Воистину, «человек эпохи Возрождения», не уронивший в меняющемся XX веке свою древнюю фамилию.
Несмотря на превращение «Гранд-Иллюзиона» в филиал «Товарищества» именитого сибирского кинопредпринимателя, иллюзион Подпах продолжал свою работу вплоть до Гражданской войны. Однако близость зданий сыграла с ними злую шутку, и дело было вовсе не в конкуренции. В 1920 году во время боев с японцами за Хабаровск оба доходных дома, в которых находились кинотеатры, серьезно пострадали.
Именно купол доходного дома Волковинского стал косвенным виновником значительных разрушений. По его шпилю ориентировались японские артиллеристы во время артиллерийского обстрела в апреле 1920 года штаба красных, который расположился напротив, в доходном доме Архипова. Сам купол был полностью разрушен в результате прямого попадания снаряда. Наибольшим разрушением подвергся доходный дом Волковинского, купол которого был полностью разрушен.
Матвей Григорьевич Гуткин, которому Волковинский в январе 1918 года продал свое недвижимое имущество, ремонтировать здание не стал. Разрушения были настолько сильными, что иллюзион Подпах уже не смог возобновить свою работу. На этот раз кинотеатр закрылся навсегда.

Гранд-иллюзион и «Совкино»

А вот доходный дом Зандау пострадал не настолько сильно. Был произведен небольшой ремонт, и «Гранд-Иллюзион Алексеев и Дон-Отелло» возобновил свою деятельность. Но ненадолго.
В октябре 1922 года Антон Михайлович был арестован как «буржуй» на четыре месяца. К этому времени он лишился почти всей собственности - в марте 1920 года Постановлением Губревкома все театры и развлекательные учреждения национализировались. После своего освобождения Донателло в 1923 году покинул Иркутск.
Вначале он уехал в Омск, потом в Читу, а в 1924 году перебрался в Харбин. Здесь Донателло вместе с тем же Алексеевым открыл новый кинотеатр «Палас» - самый большой в городе. Однако дела шли плохо, пришлось всё продать. Товарищество распалось, а сам Антон Михайлович стал служить управляющим другого харбинского кинотеатра - «Америкон». В июле 1934 года он умер.
Что касается оставшегося в Хабаровске иллюзиона, то он продолжил свою жизнь. В 1923 году доходный дом Зандау, в котором он находился, был муниципализирован. В марте 1923 года бездействующий иллюзион арендовал лесопромышленник Архипов, который попытался возродить предприятие. Летом 1923 года иллюзион возобновил работу уже как советский кинематограф «Мираж». 17 июля 1923 года здание перешло в руки другого арендатора - нэпмана К. М. Козырева, но и он владел «Миражом» недолго. В 1924 году здание и у него отобрали, «Мираж» перешел в ведение Добровольного общества дружбы детей (ДОДД). С весны 1925 года в здании расположился кинозал «Далькино», который с мая того же года получил название «Совкино» на 440 мест, под которым кинотеатр существует и по сей день.
Первый советский кинофильм в Хабаровске демонстрировался в бывшем Общественном собрании 3 октября 1923 года. Это была кинопьеса «Проделки Мизгира (Чудо)» в пяти частях, по мотивам произведения Е. Зарина. Впоследствии в этом здании откроется кинотеатр «Октябрь».
В 1924-1925 гг. в городе открываются кинематографы при педагогическом техникуме, при клубе уездного профсоюза, при 2-й школе второй ступени.
В 1925 году проектируется сооружение большого четырехэтажного кинотеатра до полутора тысяч посадочных мест на бывшем участке Торгового дома Чуриных между Барбашевской и Протодиаконовской улицами. Но впоследствии на этом месте возвели величественное здание Дома Советов (крайисполком), а его большой зал для заседаний был оборудован под кинотеатр, открывший свои двери в ноябре 1931 года (кинотеатр «Гигант»).
Сохранила история имя и фотографию первой женщины-киномеханика на Дальнем Востоке. Ею в 1923 году стала М. И. Сорокина.
Началом истории местной кинохроники можно считать отснятые в 1912-1913 гг. Кинофирмой Подольского и Зуева свыше шести тысяч метров пленки из жизни Приамурского края. Кадры этой кинохроники демонстрировались в Хабаровске в 1913 году во временном иллюзионе на юбилейной выставке Приамурского края.
В 1928 году в кинотеатре «Совкино» демонстрировались кадры первой местной советской кинохроники об октябрьских торжествах в Хабаровске. С октября 1930 года Дальневосточное производство Союзкино приступило к регулярному выпуску краевого киножурнала. Звуковое кино впервые появилось в наших краях осенью 1930 года. В декабре 1935 года звуковым оборудованием был обустроен кинотеатр «Совкино». Первый звуковой журнал Хабаровской студии кинохроники вышел на экраны города в июле 1938 года.

«Гигант» как «Дом колхозника»

Кинотеатр «Гигант» открылся 8 октября 1931 года распоряжением Дальневосточного объединения Союзкино. Первой картиной, которую продемонстрировал кинотеатр, стал немецкий фильм «Путешествие матушки Краузе». В 1940 году начал работу малый зал кинотеатра, а в 1972 году зал хроники. В 1988 г. в малом зале начали демонстрировать стереофильмы. В 1999 году «Гигант» оборудовали системой Dolby Digital.
«Гигант», самый крупный кинотеатр всего Дальнего Востока, может вместить одновременно 1137 зрителей.
Но «Гигант» не всегда был кинотеатром. Мало кто знает, что раньше кинотеатр назывался «Домом колхозника» и, по легенде, в здании был сконструирован тайный проход на случай бомбардировки. На месте нынешнего «Гиганта» располагались небольшие торговые лавки, прачечные, баньки. Все они были снесены, когда планировалась площадка под строительство здания крайисполкома. В 1930 г. к нему был пристроен большой зал заседаний с библиотекой. В большом зале кинотеатра «Гигант» в то время проходили собрания, колхозные съезды, выставки.
Кинотеатр строился на народные деньги и состоял из одного большого зала.
«Гигант» вместе с Домом Советов (нынешнее здание Законодательной думы края) начали строить в конце 20-х годов.
«Гигант» является памятником конструктивизма. Он выполнен в строгих рамках этого архитектурного стиля. Это был абсолютно новый тренд. Первое здание в конструктивизме Пикассо построил в Париже в 1925 году, а в 1928-м у нас уже строят вовсю здания в этом стиле.
На протяжении всей своей истории внешний вид кинотеатра практически не менялся, фасад остался таким же, каким его закладывали в 1931 году. Чтобы следить за ходом строительства, в Хабаровск из Москвы периодически приезжал архитектор Борис Улинич - помощник другого знаменитого мастера Ильи Голосова. Единственное изменение произошло в 1970-х годах, когда строители реконструировали строение и отодвигали одну из стен.
Здание кинотеатра вместе с другими памятниками конструктивизма привлекает в город иностранцев. Множество европейцев, корейцы, японцы знают, что в Хабаровске 14 зданий в стиле конструктивизма. Сюда за этим едут.

Дом Советов

Здание для размещения основных краевых учреждений и служб крайисполкома с залом съезда Советов на 800 мест было построено по проекту известных столичных архитекторов И.А. Голосова и Б.Я. Улинича, получивших первую премию на всесоюзном конкурсе, организованном Московским архитектурным обществом в 1928 г.
Рабочие чертежи выполнялись в Москве. Б.Я. Улинич, осуществлявший авторский надзор за строительством, часто приезжал в Хабаровск, корректировал чертежи, дорабатывал их в соответствии с местными условиями. Авторами была выбрана прогрессивная для своего времени конструктивная схема здания из железобетонного каркаса с кирпичным заполнением стен. В 1933-1937 гг. комплекс дополнили административным крылом со стороны двора.
Строительство Дома Советов поручили 84-му батальону Бамлага. 24 апреля 1929 года начали первые бетонные работы, а к весне 1930 года все строительные работы завершили, к лету и отделочные работы.
Здание заняло весь участок на гребне холма в границах улиц Карла Маркса, Запарина и Фрунзе и в комплексе со зданием Дальбанка явилось важным акцентом архитектурно-пространственной композиции городского центра.
Для здания Дома Советов характерен павильонный метод композиции, когда здание-комплекс делится на отдельные различные по назначению корпуса и объемы, соединяющиеся коридорами и переходами в соответствии с требованиями общего функционального процесса, с пластической выразительностью в напряженных сочетаниях разномасштабных прямоугольных и криволинейных форм. Объемно-пространственное решение основано на характерной для конструктивизма теме сопоставления геометрически правильных объемов и рациональных членений плоскостей, контрастных по форме и размерам.
Здание поставлено на охрану решением Хабаровского крайисполкома № 171 от 18.07.1991. Федеральная охрана: Указ Президента РФ № 176 от 20.02.1995

Аптекарь Зандау и «Русалка»

Городской участок, ограниченный улицами Дзержинского и Запарина, расположенный на склоне к Уссурийскому бульвару, застроен группой старинных домов и современными зданиями. Когда-то этот участок назывался кварталом № 54. Фасад квартала представляет собой композицию из трех исторических зданий - памятников архитектуры. Это доходный дом Гуткина, доходный дом Перфильева и доходный дом Зандау.
Первоначально участок, на котором расположен доходный дом Зандау, принадлежал другим владельцам. Еще в 1904 г. его купил у городского самоуправления полковник Бореславский, но почти сразу же перепродал уездному врачу Христиану Петровичу Коппелю, который в свою очередь уступил участок Зандау в 1905 году.
Виктор Федорович Зандау - известный в городе аптекарь, владелец магазинов и торговец аптекарскими товарами, оптикой, фотографическими принадлежностями, парфюмерией, минеральными и фруктовыми водами. Композиция доходного дома отличается асимметрией объемов и живописными силуэтами. Врезанный в здание башнеобразный объем эркера увенчан слегка приплюснутым куполом.
Здание выделялось в застройке улицы выразительным силуэтом главного фасада, а также имело фресковую орнаментальную роспись. На верхних этажах размещалась гостиница «Бельведер», на первом этаже фотография «Идеал» и «Гранд-Иллюзион» с кофейней товарищества «Купер, Алексеев, Дон-Отелло и К». В 1923 году доходный дом Зандау был муниципализирован. После муниципализации бывший отель «Бельведер» перешел в ведение Горкомхоза и именовался гостиницей № 3. С весны 1925 года в нем разместилось Дальневосточное отделение «Совкино». С тех пор так и работает в этом здании первый хабаровский кинотеатр.
В конце 1980-х годов здание реконструировали, надстроили третий этаж, в результате чего утратилась яркая индивидуальность и выразительность силуэта. В 2004 г. на фасаде  восстановлены фресковые росписи и ему возвращена первоначальная цветовая гамма.
В начале ХХ века в Хабаровске поселился некий предприниматель Виктор Федорович Зандау. Собственно, бизнесменом в прямом смысле слова он не был. Провизор по образованию, долгое время служил в полевом госпитале русской армии, расквартированном в Маньчжурии, в городе Гирине.
В отставку вышел 13 мая 1900 года. И сразу после этого вместе с женой Еленой переехал в столицу Приамурья. Судя по всему, в Хабаровске дела у Виктора Федоровича пошли на лад. Уже в декабре 1902 года он открыл свою первую частную аптеку в самом центре города. Сейчас в этом здании находится магазин «Алмаз».
А затем, в течение нескольких лет, Зандау приобрел в собственность еще несколько домов. Два из них находились на том самом месте, где теперь располагается управление «Главдальстроя». Это были типовые для своего времени двухэтажные «деревяшки», с квартирами, сдаваемыми внаем небогатым людям, как правило, мелким служащим.
Однако превращаться «просто» в предпринимателя провизор не стал. Начиная с 1913 года, Виктор Федорович не раз избирался делегатом губернского съезда врачей. А еще он был казначеем хабаровского литературно-музыкально-драматического общества. Такой вот разносторонний человек.
Но была и другая сторона медали. Судя по обрывочным сведениям, Зандау безумно любил свою красавицу жену. И старался как можно чаще заказывать ее портреты и скульптуры знакомым художникам. Увы, до нашего времени эти работы не сохранились.
Хотя есть в этой связи любопытная версия. Водоворот Гражданской войны вышвырнул Зандау с супругой из советской России. В большевистской стране места для них не нашлось. И, разумеется, новая власть национализировала дома провизора.
Уже из эмиграции наивный Зандау пытался цивилизованно воздействовать на «комиссаров в пыльных шлемах». В архивах сохранился показательнейший в своем роде документ, подписанный одним из руководителей Хабаровского коммунотдела. Цитата: «Небезызвестный аптекарь Зандау прислал из Харбина истерическую телеграмму, в которой умоляет приостановить решение о реквизиции его имущества».
И циничная советская резолюция: «Никакого решения о реквизиции имущества (гостиницы и дома около иллюзиона Архипова) не выносилось». На дворе стоял 1923 год. Время, когда «буржуйское добро» давно было отнято безо всяких церемоний.
Виктор Зандау неоднократно приезжал в Хабаровск из Харбина. В последний раз - в конце двадцатых. Он все-таки надеялся на здравый смысл советских чиновников. Тщетно!

Кино в Хабаровске

В 1925 году в Хабаровске появилась первая киностудия - «Дальневосточная студия кинохроники», которая познакомила жителей города с документальным кино. И практически сразу состоялась первая встреча с кино художественным.
Весной 1925 г. московский театральный актер, будущий кинорежиссер Михаил Каростин в составе съемочной группы прибыл в дальневосточную столицу. После он вспоминал утомительный 12-дневный путь до Хабаровска и как здесь на съемках фильма сказал себе: «Вот - твой «университет кино»!». Сюда его пригласил режиссер Иван Калабухов для съемок в эпизоде фильма «Контрабандисты или 17-й пост». Приключенческий фильм о борьбе дальневосточных пограничников с контрабандистами и снимался, и монтировался в Хабаровске, уже через год он засветился на экране единственного тогда кинотеатра «Совкино».
Михаил Каростин, ступивший на дальневосточную землю в актерском амплуа, возвратиться в столицу намеревался режиссером - можно сказать, что краевая столица вдохновила его на собственное творчество.
С согласия первой московской фабрики «Совкино» он отправляется во Владивосток для съемок фильма «К берегам Тихого океана», где получает 1487 метров пленки и служебный билет на поезд Владивосток - Москва. Первая остановка - он вновь вернулся в Хабаровск, где хотел снять чудо - Амур-реку: «Мне, волгарю, важно было показать эту широченную реку с высоты, с видовой скалы».
Он снял реку и город со многих точек в разное время суток, хотел снять Арсеньева, но не застал его. Замысел режиссера претворяется из художественного в документальный - автор считает, что русский, в том числе дальневосточный, мир нужно показать непосредственным. Михаил Каростин зафиксировал жизнь гольдов и реку с нерестящейся рыбой.
Уже через два года еще один «киношный» поезд помчался, теперь уже в обратном направлении, - на Восток. В 1928 году операторы «Совкино» в пути от Москвы до Владивостока записывали на пленку жизнь каждого попутного города. Чуть позже «Дальневосточный экспресс», так назывался готовый фильм, вернулся в Хабаровск для проката и был показан на большом экране. Этот немой с титрами фильм жители города ждали: из-за ажиотажа попасть на просмотр смог не каждый.
Несмотря на отсутствие в советские годы моды на «ремейки» через несколько десятков лет, в 1968 году, в Хабаровск пришла «говорящая» версия «Дальневосточного экспресса». Режиссеры и операторы картины «Города и годы» в точности повторили маршрут сорокалетней давности. Этот фильм «захотели» в Москве: наверху пожелали посмотреть, как изменились города вдоль Транссибирской магистрали. Поэтому поездная история возродилась и вновь попала на экраны Хабаровска (к тому времени уже их было несколько).
На широких экранах оказались центральные улицы - Карла Маркса и Ленина. Жители краевой столицы 60-х показали все, на что были способны. Зрители по всей стране увидели суровое дальневосточное развлечение - футбол на мотоциклах.
Вскоре в Хабаровск приехали братья Васильевы, которые незадолго до этого сняли в соседнем Приморье своего знаменитого «Чапаева».
В Хабаровске развернулись съемки второго звукового кино в Советском Союзе - «Волочаевские дни». После громогласного «Чапаева» все, включая режиссеров картины, ждали, какой же будет следующий фильм. Как-то Георгий Васильев сказал: «Мы родили слона, и теперь всю жизнь должны его кормить». Он прекрасно понимал, какую ответственность накладывает на него и на Сергея Дмитриевича успех «Чапаева».
Хабаровчане-старожилы с удовольствием помогли режиссерам в воспроизведении событий 1918 года. В итоге «Волочаевские дни» лишились центрального героя - здесь нет, как в предыдущем творении братьев, героя, подобного красному командиру. Здесь Васильевы стремились создать галерею портретов, воскресить образ партизанской массы, образ поднявшегося на защиту своей земли народа.
В решении этой художественной задачи Васильевы добились похвального результата. Все детали, которые делают кино художественное настоящим: начиная от внешности героев до их манеры говорить, - соответствовали атмосфере Гражданской войны.
Этот фильм крайне близок Хабаровску не только из-за съемок, которые проходили на его территории. Многие люди отправлялись в кинотеатры, чтобы увидеть там себя или своих знакомых.
После выхода «Волочаевских дней» наступает затишье в съемках художественного кино в городе. Строится новый кинотеатр («Гигант»), жители ходят на просмотры всесоюзных фильмов. Хабаровский же кинематограф занимается съемкой документального кино, выпуском киножурналов и киноочерков. Именно с тех пор «Дальневосточная студия кинохроники» стала считаться лидером среди межрегиональных коллег.
С началом войны все силы направляются на фронт, о кино никто даже не думал. А вот в послевоенное время, после достаточно долгого перерыва, страна вновь взялась за кинокамеры.

Подготовила
Елена ДЕНЧИК.



Датой рождения кинематографа считается 28 декабря 1895 года - день, когда братья Огюст и Луи Люмьеры организовали в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже первый платный публичный киносеанс. А днем рождения русского национального кинематографа считается 15 октября 1908 года, когда состоялась премьера первого российского игрового фильма «Понизовая вольница», более известного как «Стенька Разин». Первые кинотеатры в Хабаровске появились несколько раньше 1908 года. Однако официально День кино в краевой столице и по всей стране отмечается 27 августа. Это не совсем справедливо, так как 27 августа 1919 года произошел лишь конец частновладельческой кинематографии в России - вождем победившей большевистской революции Владимиром Лениным был подписан декрет о национализации кинодела, и весь российский кинематограф стал государственным. Но к 1919 году российский кинематограф давно прошел первые шаги: в России уже снимались игровые и документальные фильмы, действовали различные отечественные и зарубежные кинокомпании, а в городах страны работали кинотеатры, которые называли тогда иллюзионы. Свои иллюзионы были к этому времени и в Хабаровске.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

29.03.2024 13:19
«Ростелеком» представил в Хабаровске возможности централизованной Системы-112 для экстренных оперативных служб

29.03.2024 09:08
Особый противопожарный режим в Хабаровском крае

29.03.2024 08:58
В Хабаровске ветка упала на автомобиль - заплатит УК

29.03.2024 08:52
В приоритете - семьи и защитники Отечества

29.03.2024 08:38
При чём тут борщ?

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске



26.03.2024 00:00
Ветераны СКА выиграли турнир памяти Василия Позднякова
«Тебе судьбу мою вершить. Тебе одной меня судить, команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить». Думается, строчки из этой песни невольно вспомнились хабаровским любителям хоккея, которые в минувшие выходные побывали на турнире ветеранов памяти Василия Позднякова.

22.03.2024 00:00
Его называли отцом хабаровского хоккея
1966 год можно считать знакомым в истории хабаровского хоккея с шайбой. Именно тогда в городе открылся Дворец спорта на стадионе им. Ленина, а команда СКА дебютировала в первенстве СССР (класс «Б»).