Как Хабаровск встречал Валерия Чкалова

02.07.2021 | Из истории современности | 9м. 20 c. | 847
Как Хабаровск встречал Валерия Чкалова
Легендарные лётчики на острове Удд, который позже будет назван в честь Чкалова

В начале 1936 года Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков написали заявление на имя наркома тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе с просьбой разрешить им беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку.
На одном из заседаний ЦК ВКП (б) Орджоникидзе повел летчиков к Сталину. Вот что рассказывал по этому поводу сам Чкалов: «Открывается дверь, выходит товарищ Сталин и, улыбаясь, спрашивает: «В чем дело? Чего вы хотите, товарищ Чкалов?»

«Просим вашего разрешения, Иосиф Виссарионович, сделать перелет к Северному полюсу». Товарищ Сталин шутливо бросает: «Зачем лететь обязательно на Северный полюс? Летчикам все кажется не страшным - рисковать привыкли. Зачем рисковать без надобности».
Затем серьезным тоном вождь объяснил, что условия полета через Северный полюс мало изучены и, помолчав, внимательно взглянув на нас, неожиданно добавил: «Вот мой вам маршрут: Москва - Петропавловск-на-Камчатке».

Так появился сталинский маршрут. Позднее он был несколько изменен. Экипаж предложил «северный вариант» маршрута, с целью исследования поведения самолета в северных широтах нашего полушария и желания пролететь над неизведанными просторами нашей страны, куда не летал без посадки ни один самолет. Этот маршрут на встрече экипажа со Сталиным в Кремле был утвержден.

В одной эскадрилье служили друзья

14 июля 1936 года, то есть 85 лет назад, было принято постановление Совета труда и обороны «О беспосадочном перелете на самолете РД». В постановлении говорилось:
«Организовать в июле 1936 года беспосадочный полет на дальность на самолете РД по маршруту: Москва, о-в Виктория, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля-Нордвик, бухта Тикси, Петропавловск-на-Камчатке - Александровск-на-Сахалине и далее направление на Хабаровск - Чита».

Был утвержден состав экипажа: командир - летчик-испытатель 39 завода В. П. Чкалов, 2-й пилот - летчик-испытатель 22 завода Г. Ф. Байдуков и штурман - военный инженер 1 ранга флаг-штурман АОН А. В. Беляков.
Подготовка к перелету и организация перелета возлагались на заместителя наркома тяжелой промышленности, начальника Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) М. М. Кагановича и заместителя начальника ГУАП А. Н. Туполева.
Весь маршрут перелета был разбит на участки, за обеспечение пролета над которыми были выделены ответственные люди. Так с момента прохода самолета над бухтой Тикси обеспечение аэродромами на случай аварийной посадки, метеослужбой и связью возлагалось на командующего ОКДВА Маршала Советского Союза тов. Блюхера.

Начальник ГУСМП тов. О. Ю. Шмидт должен был обеспечить помощь экипажу в случае его вынужденной посадки от Земли Франца-Иосифа до реки Колымы.
НКВД (Главное управление пограничного военного округа) обеспечивало помощь при перелете и в случае вынужденной посадки в районе Камчатка - Сахалин.
Экипаж очень серьезно готовился к перелету. Проводились тренировки слепых полётов, проверялась скороподъёмность самолёта на различных высотах при разном полётном весе и расход горючего в различных условиях полёта. Проводились полёты по различным дальним тренировочным маршрутам и многое другое.

В последнем тренировочном полёте 14 июля 1936 года произошло непредвиденное событие. Самолёт взлетел и экипаж приступил к уборке шасси, но обе ноги шасси застряли в полуубранном состоянии. После ряда попыток экипажа удалось выпустить одну ногу, и было принято решение сажать самолёт на одну ногу.

При этой посадке Чкалов использовал весь свой опыт, чтобы возможные поломки были минимальны. Действительно, только в конце пробега, когда самолёт имел совсем небольшую скорость, плоскость правого крыла слегка коснулась травы, начала тормозить, и самолёт стал разворачиваться.

«Всё в порядке - пересекли Лену»

Самолёт летел по направлению к Земле Франца-Иосифа. Баренцово море от Мурманского побережья до Земли Франца-Иосифа до тех пор не пересекал ни один самолёт. Только дирижабли «Норвегия» и «Италия» экспедиций Амундсена и Нобиле, направлявшиеся на остров Шпицберген, пересекали это водное пространство, да ещё дирижабль «Цеппелин» в 1931 году.

Вся первая часть пути самолёта представляла непрерывное движение по направлению к северу. Достигнув 80-й параллели, экипаж взял курс на восток, чтобы выйти к Земле Франца-Иосифа.
Почему экипаж включил в свой маршрут Землю Франца-Иосифа? Эти острова представляли для исследователей Арктики огромный интерес, так как благодаря своему географическому расположению служили базой для дальнейшего продвижения к Северному полюсу.
Однако экипаж продолжал лететь на восток. Следующим объектом их внимания была Северная Земля. Но уже 21 июля в 2 часа 10 минут экипаж столкнулся с первым циклоном. Лётчики приняли решение обходить циклон, чтобы исключить возможность обледенения самолёта.
Путь самолёта при обходе циклона менялся 19 раз и представлял собой ломаную линию. В результате полёта по ломаной кривой возникла опасность сильной потери в дальности полёта, поэтому было принято решение идти слепым полётом. Пять часов экипаж боролся с облачностью в слепом полете.

Так закончился первый день полета. Это были первые трудности на пути экипажа. Через несколько часов Байдуков, который нес штурманскую вахту, послал следующую радиограмму:
«Все в порядке. Пересекли Лену в 12 час. 42 мин. Идём на Петропавловск. Высота 4400 метров. Сегодняшний день отнял большую часть энергии экипажа в борьбе с Арктикой. Сильные лобовые ветры, облачность 3-4-ярусная с обледенением заставила нас сегодня потратить много времени и горючего для выхода с Виктории на Землю Франца-Иосифа и м. Челюскин…

Мы убедились в коварстве Арктики, узнали, какие трудности она несет и какие вместе с тем сказочные прелести таит она в себе. Неуклонно выполняем сталинское задание. Трудности нас не пугают».

Совершил невозможное

Следующие по маршруту были горы Якутии. Вся Якутия от Лены была закрыта сплошной облачностью. Однако, несмотря на эту облачность, экипаж к концу второго дня полёта шёл точно по намеченному маршруту.
О том, какую роль этому перелету отводило правительство, можно судить по телеграмме, полученной экипажем 21 июля в 19 часов 30 минут:
«Самолет АНТ-25 Чкалову, Байдукову, Белякову.

Вся страна следит за вашим полетом. Ваша победа будет победой Советской страны. Желаем вам успеха. Крепко жмем ваши руки.
Сталин, Молотов, Орджоникидзе, Дмитров».

Ровно в 3 часа 00 минут 22 июля самолёт был над Петропавловском-на-Камчатке. Экипаж послал приветственную телеграмму жителям Петропавловска и сбросил вымпел.
Но так как самолёт шёл на высоте 4300 метров, вымпел нашли только через два дня в пяти километрах от Петропавловска. Этот город был конечным восточным пунктом маршрута экипажа, и самолёт взял курс на запад, к Николаевску-на-Амуре. После прохода Петропавловска земля снова покрылась сплошным слоем облаков.

Учитывая перерасход бензина и то, что дальнейший полёт должен проходить после 12 часов по местному времени, посадка в Хабаровске будет проводиться в полночь, а до Читы самолёт будет лететь ночью над гористой, мало населённой и мало исследованной местностью, да ещё при плохой погоде, командир экипажа принял решение садиться в Хабаровске.
В 5 часов 10 минут Беляков передал радиограмму: «Всё в порядке. Иду Николаевск-на-Амуре. Посадку будем делать в Хабаровске. Сообщите предполагаемый ветер в Охотском море и на побережье на высоте 4000 метров. Давайте работу радиостанций Николаевска, Хабаровска, Бочкарёва».

Эта радиограмма ввиду важности сообщения была подписана Чкаловым. Из-за сильных атмосферных помех она была принята с большими искажениями и после расшифровки в штабе перелёта решили, что экипаж будет садиться в Чите.
В районе острова Сахалин погода значительно ухудшилась. Толщина облачности была более 6000 метров. Началось второе очень серьезное испытание экипажа и самолета.
В телеграмме маршала Блюхера, направленной Гамарнику и Кагановичу 22 июля в 10 час. 30 мин., написано, что метеорологические условия в районе Петропавловска и Александровска неблагоприятны для полета: сплошная низкая облачность и туман:
«В районе хребта Сихотэ-Алинь самолету опасно терять высоту в облаках, так как высота этого хребта местами доходит до 1000-1500 метров. Самолету, если погода не ухудшится, посадку намечаю не раньше Бочкарева.

В целях дальнейшей безопасности полета самолета предложил Чкалову маршрут самолета от Петропавловска изменить на северную конечность Сахалина вдоль Амура до Хабаровска, так как в Комсомольске имеется сухопутный аэродром.
Так как в районе Бочкарева погода улучшилась, самолет в районе Бочкарева будет примерно в 4 часа местного времени 23 июля, посадку произведут безопасности, на самолете все в исправности, связь работает безотказно».
Экипаж дал радиограмму: «Всем, всем. Экипаж АНТ-25 совершил благополучную посадку вблизи Николаевска, на острове Удд. Все в порядке».
Чкалов совершил невозможное, в сплошном тумане посадил самолет на крохотную полосу.

Митинг слушала вся страна

Что же заставило экипаж принять решение о посадке? Пробив облачность вниз, самолёт вышел к восточному берегу Сахалина и летел над землёй в 100 метрах, затем высота уменьшилась до 50 метров, а потом самолёт снизился до 30 метров.
Дождь и сильные клубы тумана привели к тому, что через стёкла кабины ничего нельзя было разобрать. Когда самолёт вышел в Татарский пролив, отделявший Сахалин от материка, поднялся сильный порывистый ветер.
Надеясь справиться со стихией, самолёт стал пробивать облачность, поднимаясь кругами вверх. Но на высоте 2500 метров при температуре ниже нуля самолет начал обледеневать. Это заставило экипаж спуститься вниз. Напряжение достигло предела. Последовательность событий завершающей части полёта свидетельствует, что экипаж на протяжении длительного времени безуспешно пытался войти в устье Амура.

Экипаж делает попытки связаться с Николаевском, с Хабаровском. Всё безуспешно. С борта самолёта идёт тревожная радиограмма открытым текстом, похожая по своему содержанию на сигналы SOS.
В 9 часов 25 минут Байдуков успел передать радиограмму: «Туман до земли. Беда. Дайте немедленно хабаровскую радиовещательную. Срочно запускайте десятикиловаттную. Обледеневаем в тумане. Давайте наш позывной непрерывно словами».
Георгий Байдуков ловит слабые, еле слышные сигналы передатчика открытым текстом: «Приказываю прекратить полёт… Сесть при первой возможности… Орджоникидзе».
Эти сигналы оказались для экипажа спасительными. Но откуда они исходили? Почему вообще появились в эфире? Помощь пришла от пограничников с острова Лангр, начальником погранпоста которого был Фёдор Григорьевич Быков.
Экипаж ночевал у островитян. Для того, чтобы снова взлететь, местные жители построили полосу длиной в 500 метров…

Позже в честь Чкалова остров Удд был переименован в Чкалов. Размеры острова, отделяющего залив Счастья от Охотского моря, едва превышают 17 километров по длине и тысячу метров по ширине. Но именно в этой точке завершился перелет легендарной команды, преодолевшей на самолете АНТ-25 без посадок 9374 километра через 56 часов 20 минут после взлёта. В честь этого события здесь установлен памятник - высокая стела с барельефом.
Также были переименованы соседние острова Лангр и Кевос в острова Байдуков и Беляков. С острова самолет поднялся по сооруженной взлетной полосе и 2 августа взял курс на Хабаровск. Вот как описывал встречу с хабаровчанами Георгий Байдуков:
«Вскоре мы увидели аэродром с тысячами горожан. Через несколько минут самолет уже бежал по аэродрому. Когда Валерий выключил мотор, мы услышали громкое «ура!».

Чкалов, открыв верхние створки пилотской кабины, встал на сиденье и громко крикнул: «Привет Особой Краснознаменной Дальневосточной армии! Привет маршалу!» В это время к самолету подали стремянки и подошли товарищи Блюхер, Аронштам, Лаврентьев, Крутов. Блюхер обнял Чкалова и крепко поцеловал его. Со всех сторон к нам бежали взрослые и дети с огромными букетами живых цветов».
Митинг, посвященный встрече с летчиками, проходил 2 августа с 19 час. 15 мин. до 20 час. 53 мин. в Зеленом театре ЦПКиО.

«Тихоокеанская звезда» от 4 августа 1936 года поместила заметку под названием «Митинг слушала вся страна». В ней говорилось, что из парка культуры и отдыха была организована трансляция по радио в Москву встречи героев. В память этого события на набережной Амура была установлена мемориальная доска, посвященная великому летчику и героическому экипажу.

На выставке в Париже…

Десятого августа краснокрылый АНТ-25, сопровождаемый эскортом из двенадцати самолетов, прошел над столицей и взял курс на Щелково. Ровно в 17 часов он приземлился.
Нет необходимости говорить, с каким восторгом его ожидали жители столицы, приехавшие на аэродром встретить экипаж. За этот успешный перелет В. Чкалов и его товарищи были удостоены звания Героя Советского Союза.
Подобный перелет стал возможным благодаря спроектированному и созданному в КБ А. Н. Туполева самолету АНТ-25 (РД). Эта машина выгодно отличалась по своим аэродинамическим качествам и возможностям.

Замысел самолета возник в 1932 году и был воплощен через год. Это действительно считался по тем временам передовой самолет, специально предназначенный для дальних полетов. Классический моноплан с необычайно большими крыльями, чей размах составлял 34 метра, а удлинение - 13,1.

На машине было установлено убираемое шасси и первая отечественная конструкция винтового противообледенительного устройства. Стоит упомянуть и тот факт, что ведущим конструктором АНТ-25 был талантливый молодой конструктор КБ А. Н. Туполева П. Сухой, будущий создатель прославленных самолетов марки «Су».

Проведением летных испытаний самолета АНТ-25 руководил Е. Стоман, полный георгиевский кавалер царской армии. А первым поднял в воздух рекордный самолет прославленный советский летчик М. Громов, шеф-пилот фирмы А. Туполева.
Громов первым делом провел настоящую - исследовательскую работу на двигательных стендах, интересуясь, может ли двигатель АМ-34, который устанавливался на АНТ-25, работать на обедненной топливно-воздушной смеси, процентное содержание топлива в которой предполагалось ниже оптимального (конечно, в допустимых пределах).

Это позволило бы получить в полете экономию горючего, что для дальних перелетов было очень существенным. Кроме того, это позволило уточнить возможности мотора при работе на больших высотах.
В ноябре 1936 года в Париже проходила 15-я международная авиационная выставка. Центральным экспонатом СССР на ней был представлен легендарный самолет АНТ-25, вызывавший в Европе и мире большой интерес.
Остается добавить, что самолет АНТ-25, на котором был совершен беспосадочный перелет на остров Удд, сохранился до наших дней. Редчайшая реликвия авиационной науки и техники находится в павильоне-ангаре у дома-музея В. Чкалова на его родине, в бывшей слободе Василево, ныне городе Чкаловске Нижегородской области.

Кстати, в память о великом покорителе воздушного пространства именем Чкалова названы улицы в Хабаровске, Советской Гавани, Чегдомыне, в селах района имени Лазо (Сита, Хор, Гродеково), в Комсомольском районе (Хурба).

Александр САВЧЕНКО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



17.05.2024 00:00
Путь от «кушать подано» до маститого режиссёра
Говорят, Юрий Никулин в фильме «Когда деревья были большими» так перевоплотился в своего героя, что директор мебельного магазина, где снималась одна из сцен, преградил артисту путь и попросил убираться отсюда и не мешать съёмкам: мол, ходят тут всякие.

08.05.2024 00:20
Сколько же было радости в тот день, когда закончилась война
… Тамаре Чупринской было шесть лет, когда началась война. Отец хоть и не воевал, но дома практически не появлялся – строил дороги. И сколько же было радости в тот день, когда закончилась война! По просьбе учительницы – всех встречных оповестить о Победе – девочка поспешила из школы домой (жили под Хабаровском, на 24-м км Владивостокского шоссе). Бежала по обочине, останавливала машины и кричала: «Победа! Больше нет войны!» От долгожданной новости люди и плакали, и смеялись. В тот вечер на праздничном столе Тамаре запомнился кисель, которого пили вволю. А ещё были оладьи из кукурузы…

… Вчера в Хабаровском специальном доме ветеранов состоялся торжественный концерт, посвященный 79-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В нём принимали участие жители Дома ветеранов, которые подготовили творческие номера, а также приглашенные творческие коллективы Хабаровска.