Как же мы теперь без Игоря Желтоухова

16.04.2021 | Из истории современности | 4м. 37 c. | 393
Как же мы теперь без Игоря Желтоухова
Игорь Желтоухов был настоящим Мастером. Он в любой роли смотрелся отлично (рядом сын Денис)

13 апреля было девять дней, как нет с нами народного артиста России Сергея Лычёва. И надо же такому случиться, что именно в этот день ушла из жизни еще одна легенда - народный артист РФ Игорь Желтоухов. Когда-то они вместе работали в хабаровском ТЮЗе, потом судьба их развела по разным театрам: Желтоухов оказался в музыкальном, а Лычев - в драме. Кстати, пришли артисты туда почти одновременно - в 1971 году. И ушли в мир иной с интервалом в девять дней. Прямо мистика какая-то…

Эх, Игорь Евгеньевич, что же вы наделали? Как же мы будем жить без вашего юмора, анекдотов и главное - ролей, которых у вас за более 60-летнюю карьеру набралось столько, что и не счесть… Когда Желтоухов выходил на сцену, то наверняка многие зрители ловили себя на мысли, что ему порой и говорить не надо. Вышел - и в зале уже овации!

В декабре прошлого года пришло приятное известие: любимый многими артист стал лауреатом Национальной премии «Золотая маска». Причем престижная награда Игорю Желтоухову была присуждена в специальной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Увы, он буквально несколько дней не дожил до вручения этой престижной премии.

Мама видела его… физруком

Автору этих строк неоднократно доводилось бывать в гримерке Игоря Евгеньевича, где всегда пахло кофе и сигаретами. На стене фотография ребят и девчат с курса, которых мэтр когда-то учил актерским тонкостям и премудростям. «Все они мои дети», - любил повторять Желтоухов. Он наливал кофе, закуривал, и начиналась наша беседа. А рассказчиком Игорь Евгеньевич был отменным.

Трудно себе было представить Желтоухова без сцены. Однако, как он сам рассказывал, пророчили ему совершенно иную судьбу. И немудрено: ведь отец у Игоря Евгеньевича был ректором педагогического института, старший брат - декан худграфа, а сестра окончила химбиофак.

- Моя мама (уж не знаю почему) спала и видела меня в роли… учителя физкультуры, - вспоминал актер. - Но человек предполагает, а бог располагает. Вот мой старший сын Женя буквально вырос в театре (не с кем было его оставить), а он в итоге большим строителем стал. Младшего же Дениску я просто не пускал в театр, а тот взял и до заслуженного артиста «доигрался».

Правда, со спортом Игорь все же дружил. И даже занимался у впоследствии известного тренера Отто Зигизмунда, который свою карьеру наставника начал еще с институтской скамьи. А учился Отто Борисович как раз в педагогическом, где, как уже было сказано выше, «командовал парадом» отец Игоря Евгеньевича.

Вот как об этом позже вспоминал сам Зигизмунд:

- Отец Желтоухова у нас научный коммунизм преподавал и как-то говорит: «У меня сын в пятой школе учится, может, он у тебя позанимается?» Ну, говорю, пусть приходит. И вот появляется рыжий паренек, еще и друга с собой привел. Оба, кстати, неплохо бегали спринт. Спустя много лет мы встретились с Игорем Желтоуховым на улице. «Отто, - говорит Игорь, - а ведь ученик превзошел своего учителя - ты заслуженный тренер, а я - народный артист». На что я парирую: «Извини, но в спорте заслуженный тренер - это высшая категория. Так что, считай, мы с тобой оба на высоте». Посмеялись.

Борщ, или Рыжее золото

Так как же все-таки Игорь Евгеньевич попал в театральную среду? Тут такая история.

- В детстве я был страшно шустрый, - рассказывал он. - Кстати, рос в этом самом районе, где сейчас находится музыкальный театр. Естественно, пропадал на стадионе «Динамо». На месте теперешних теннисных кортов тогда находилась хоккейная коробка, где мы с ребятами с азартом гоняли шайбу по льду.

Так вот, чтобы поменьше по улицам слонялся, мама сказала: «Иди во Дворец пионеров, там есть драмкружок». Прихожу. Меня встречает милая женщина (до сих пор помню, как ее звали - Галина Александровна Роден). Прочитал ей стихи. Она посидела, помолчала, а потом говорит: «Сынок, я ничем тебе помочь не могу, вот при драме открылась театральная студия - попробуй туда».

Открывает Игорь дубовые двери Дворца пионеров, а мимо (вот что значит судьба!) идет солидный дяденька. «Не знаете, где театр драмы?» - спрашивает паренек. «Пойдем, покажу, - говорит тот. - Только там уже все на второй курс перешли, тебе надо через пару лет приходить». «Ничего, меня возьмут», - уверенно парировал в ответ Игорь.

- Заходим через служебный вход в театр, поднимаемся на пятый этаж, - продолжал свой рассказ Игорь Евгеньевич. - И тут выясняется, что мой случайный знакомый - это не кто иной, как Михаил Семенович Аматов, главный режиссер театра драмы. Но отступать-то уже некуда. И начался «экзамен». Вначале я прочитал что-то. Затем спел популярную в ту пору песню: «Поезд, оставив дымок, в дальние скрылся края…». А потом еще цыганочку с выходом сбацал. В общем, меня приняли сразу на второй курс.

Так случайная встреча с Михаилом Семеновичем в корне изменила мою жизнь. Он, по-моему, так до конца своей жизни и не знал, как меня зовут. Аматов, обращаясь ко мне, всегда говорил: «Где это рыжее золото?» У меня до сих пор сохранилась фотография нашей студии. Когда становится грустно, всегда беру ее. Там я был самым маленьким. Весь курс звал меня сынком. А еще закрепилось прозвище Борщ. Видимо, потому, что я был рыжий, кучерявый, волос такой жесткий…

Где родился, там и пригодился

В общем, окончил Игорь студию, затем училище искусств, позже институт. Далее дипломированный специалист оказывается в Хабаровском ТЮЗе. Шел 1965 год. А ведь теоретически он мог вообще оказаться (даже трудно сейчас себе это представить) в другом регионе. Но опять же судьба.

- Раньше ведь было распределение, - вспоминал Желтоухов. - И считаю, что это правильно. Я бы вернул такую систему. Государство ведь тебя отучило, деньги затратило - так, будь добр, отработай. Но как же я тогда не хотел идти в ТЮЗ! Помню, окончили мы институт культуры. Нам вручают дипломы, играет туш, народ в зале хлопает. Начальник управления культуры жмет мне руку, а я чуть не плачу.

Дело в том, что за выпускниками шла настоящая охота. Приезжали люди (я называю их ворами) и заманивали в свои театры. Вот и меня одна тетенька из Новосибирска приглашала в лучший молодежный театр СССР. Я было уже навострил лыжи, а тут такой облом.

Но спустя годы Игорь Евгеньевич был, конечно, благодарен тому начальнику культуры за то, что не дал ему уехать. Между тем, в ТЮЗе артист протрубил шесть лет. Но там как-то быстро понял, что стариков играть не умеет, а молодых уже не может. Потом позвали его в драму, но роман с этим театром не сложился. И тут поступает приглашение из музкомедии. Этому театру, который со временем стал называться музыкальным, Желтоухов в итоге отдал полвека. И играл до конца своей жизни.

- Неужели у вас никогда не было соблазна покинуть Хабаровск? - поинтересовался я как-то у Игоря Евгеньевича.

- Знаете, где родился, там и пригодился. Хабаровск - это мой город, именно здесь мне пришла известность. Хотя приглашения из других театров, конечно же, были. Помню, в Темиртау открылся музыкальный театр. Так многие мои коллеги уехали туда. Представляете, у нас тогда осталось четыре человека в балете, в хоре - шестеро, примерно столько же и артистов. Как-то мы были на гастролях в Ташкенте, и оттуда я специально приехал в Темиртау, чтобы посмотреть, что же это за театр такой. Тамошний режиссер меня хорошо встретил, хотел видеть у себя в труппе, но я отказался.

А вообще, приглашений было немало. Только в Питер звали дважды, предлагали квартиру на восьмой линии Васильевского острова. Еще в Ригу звали, в Одессу, даже за границу. Про драматические театры вообще молчу. Где бы мы ни были на гастролях, начиная с первого русского театра им. Волкова в Ярославле, везде со мной велись разговоры. Но я никуда не уехал, о чем не жалею.

«Игорёк, выручай!»

- Когда я только пришел в музыкальный театр, то оказался в роли… «палочки-выручалочки», - вспоминал Игорь Евгеньевич. - У меня было много вводов. Стоило кому-нибудь из артистов по той или иной причине выпасть из обоймы, мне тут же говорили: «Игорёк, выручай!»
Так произошло и со спектаклем «Венские встречи». Звонит помощник режиссёра и просит меня подменить актера. Мне быстро объясняют, что надо делать. Спектакль прошёл на «ура», публика (а в зале аншлаг) в восторге. И вот доходит очередь до поклонов. Мне говорят: «Ты первым выходишь, а Зеля Петровна Гримм-Кислицына - следом».

Я такой, знаете, одухотворенный выбегаю, кланяюсь. Потом появляется моя уважаемая партнерша, делает «ласточку» и… падает на живот. Я ничего понять не могу. А Зеля тем временем поднимается, улыбается во весь рот и тихо говорит мне: «Ну, сволочь, подожди!» Оказывается, по сценарию я должен был ее поймать. Но меня-то никто не предупредил. Так мы с Зелей Петровной и познакомились.

За театральную жизнь у меня было много партнерш, но более комфортно я чувствовал себя именно с Гримм-Кислицыной. Уникальная артистка. Она выходит на сцену, улыбается, а в зале уже аплодисменты. До работы Зеля Петровна была очень жадная. Дотошная и требовательная. Всё сама, сама… Вот и ушла из жизни раньше времени.

Ее муж - Валентин Аполлонович Гримм тоже был замечательным артистом. Помню, ещё работая в ТЮЗе, я ходил на спектакли в музкомедию только тогда, когда играл Гримм.

Батя и сынок

Еще Желтоухов любил вспоминать первого на Дальнем Востоке народного артиста РСФСР Игоря Юрьевича Войнаровского.

- Он звал меня запросто: «Сынок», а я его - батей, - говорил Игорь Евгеньевич. - Войнаровский был, как говорят, артистом от бога и разворачивался на сцене во всю свою недюжинную силу. Музыкальному театру он служил с 1936 года и по праву считался корифеем. Вместе с Игорем Юрьевичем работала и его супруга, блестящая актриса Нина Ивановна Симонова.

На первых порах Войнаровский мне много помогал, я ходил за ним буквально по пятам и все впитывал словно губка. Отлично помню нашу первую встречу с мэтром. «Значится так, сынок, - произнес Игорь Юрьевич. - Твоя задача: каждый день приносить два бутерброда». «Зачем? - думаю я. - Он что, кушать хочет?» Но раз сказал, надо выполнять.

Вот заканчивается спектакль, артисты разгримируются. Батя достает из одного кармана бутылку водки, из другого - стакан. Выпивает, закусывает моим бутербродом. А потом говорит: «Теперь твоя очередь, давай с устатку. И запомни: до спектакля, во время спектакля и вместо спектакля - никогда, а вот после него не грех и выпить». На всю жизнь я запомнил эти слова и до сих пор следую этому правилу.

Войнаровский с Симоновой уехали из Хабаровска в Казахстан, где на протяжении еще довольно долгого времени служили театральному искусству, потом перебрались в Москву.

В последний раз они приезжали в дальневосточную столицу в 1996 году на 70-летие музыкального театра.

- Заходит Игорь Юрьевич ко мне в гримерку и говорит: «Ну, здравствуй, сынок!» - продолжал Желтоухов. - А когда увидел моего сына Дениску, расчувствовался, прослезился. У меня есть уникальная фотография: Денис вместе с Игорем Юрьевичем и Ниной Ивановной.

Сына гонял по полной…

Кстати, своим сыном Денисом Игорь Евгеньевич очень гордился.

- Дениска - мой студент, - говорил он. - В 1992 году совместно с Хабаровским институтом культуры силами театра был набран курс, проходивший обучение на базе театра. Актерским тонкостям и премудростям учил ребят я.
Критиковал ли в свое время сына? Скажу больше, он получал от меня по полной программе. Кстати, Денис пришел поступать ко мне на курс, еще не окончив даже среднюю школу. Сыну надо было в одиннадцатый класс идти, а он… Экзаменационная комиссия говорит мне: «Мы его принимаем». Отвечаю: «Но тогда сами и учите».

Но они все равно зачислили Дениску на курс. Единственное, чем я помог, пошел в школу, договорился с директором, и сыну сделали свободное посещение. И Денис, надо сказать, не подвел: сессию у меня в институте сдал на одни пятерки. Такой он упертый. Говорю ему: «Бери зачетку и дуй в школу за аттестатом». Такая вот получилась история с его образованием.

Ну а потом он вырос и стал уже играть роли, которые раньше были моими. Что тут поделаешь? Жизнь идет. Сначала внутри была какая-то ревность: я же лучше! Но это быстро прошло. Нет, я не лучше, просто они, молодые, другие. Вот и все. А в конечном итоге зритель должен давать оценку: кто лучше, а кто посредственнее играет. Знаете, ни один артист в мире не хочет, чтобы его роль была плохая. Другое дело, как получается. У меня, кстати, все роли любимые.

… Последний раз он вышел на сцену 6 января нынешнего года в образе князя Воляпюк в легендарной оперетте «Сильва». Говорят, что к этой роли актер относился по-особому.

- Как говорил великий Станиславский, театр был, есть и будет, - любил повторять Желтоухов. - Он вообще очень похож на человека. Ведь человек болеет, лечится, выздоравливает… Точно так же и театр. Только он никогда не умрет. Это как большой завод, который никогда не остановится.

Театр - это моя жизнь. Я очень люблю свою профессию. И это здорово! Если бы мне предложили начать жизнь сначала, то я прожил бы точно так же. С кем ругался - правильно ругался. С кем мирился - правильно мирился. Ведь как записано в Коране: «Все то, что в жизни будет, будет так, как надо, даже если будет по-другому».

Лучше и не скажешь…

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске

23.03.2024 08:55
Скорбим со всей страной

23.03.2024 08:16
Страшная трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле». Десятки пострадавших. Выражаем свои соболезнования родным и близким этих людей

22.03.2024 15:21
На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

22.03.2024 10:02
Хабаровский Росреестр поправил Яндекс Карты

22.03.2024 09:36
Если солнце исчезнет…



26.03.2024 00:00
Ветераны СКА выиграли турнир памяти Василия Позднякова
«Тебе судьбу мою вершить. Тебе одной меня судить, команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить». Думается, строчки из этой песни невольно вспомнились хабаровским любителям хоккея, которые в минувшие выходные побывали на турнире ветеранов памяти Василия Позднякова.

22.03.2024 00:00
Его называли отцом хабаровского хоккея
1966 год можно считать знакомым в истории хабаровского хоккея с шайбой. Именно тогда в городе открылся Дворец спорта на стадионе им. Ленина, а команда СКА дебютировала в первенстве СССР (класс «Б»).