Как же мы теперь без Игоря Желтоухова

Как же мы теперь без Игоря Желтоухова
Игорь Желтоухов был настоящим Мастером. Он в любой роли смотрелся отлично (рядом сын Денис)

13 апреля было девять дней, как нет с нами народного артиста России Сергея Лычёва. И надо же такому случиться, что именно в этот день ушла из жизни еще одна легенда - народный артист РФ Игорь Желтоухов. Когда-то они вместе работали в хабаровском ТЮЗе, потом судьба их развела по разным театрам: Желтоухов оказался в музыкальном, а Лычев - в драме. Кстати, пришли артисты туда почти одновременно - в 1971 году. И ушли в мир иной с интервалом в девять дней. Прямо мистика какая-то…

Эх, Игорь Евгеньевич, что же вы наделали? Как же мы будем жить без вашего юмора, анекдотов и главное - ролей, которых у вас за более 60-летнюю карьеру набралось столько, что и не счесть… Когда Желтоухов выходил на сцену, то наверняка многие зрители ловили себя на мысли, что ему порой и говорить не надо. Вышел - и в зале уже овации!

В декабре прошлого года пришло приятное известие: любимый многими артист стал лауреатом Национальной премии «Золотая маска». Причем престижная награда Игорю Желтоухову была присуждена в специальной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Увы, он буквально несколько дней не дожил до вручения этой престижной премии.

Мама видела его… физруком

Автору этих строк неоднократно доводилось бывать в гримерке Игоря Евгеньевича, где всегда пахло кофе и сигаретами. На стене фотография ребят и девчат с курса, которых мэтр когда-то учил актерским тонкостям и премудростям. «Все они мои дети», - любил повторять Желтоухов. Он наливал кофе, закуривал, и начиналась наша беседа. А рассказчиком Игорь Евгеньевич был отменным.

Трудно себе было представить Желтоухова без сцены. Однако, как он сам рассказывал, пророчили ему совершенно иную судьбу. И немудрено: ведь отец у Игоря Евгеньевича был ректором педагогического института, старший брат - декан худграфа, а сестра окончила химбиофак.

- Моя мама (уж не знаю почему) спала и видела меня в роли… учителя физкультуры, - вспоминал актер. - Но человек предполагает, а бог располагает. Вот мой старший сын Женя буквально вырос в театре (не с кем было его оставить), а он в итоге большим строителем стал. Младшего же Дениску я просто не пускал в театр, а тот взял и до заслуженного артиста «доигрался».

Правда, со спортом Игорь все же дружил. И даже занимался у впоследствии известного тренера Отто Зигизмунда, который свою карьеру наставника начал еще с институтской скамьи. А учился Отто Борисович как раз в педагогическом, где, как уже было сказано выше, «командовал парадом» отец Игоря Евгеньевича.

Вот как об этом позже вспоминал сам Зигизмунд:

- Отец Желтоухова у нас научный коммунизм преподавал и как-то говорит: «У меня сын в пятой школе учится, может, он у тебя позанимается?» Ну, говорю, пусть приходит. И вот появляется рыжий паренек, еще и друга с собой привел. Оба, кстати, неплохо бегали спринт. Спустя много лет мы встретились с Игорем Желтоуховым на улице. «Отто, - говорит Игорь, - а ведь ученик превзошел своего учителя - ты заслуженный тренер, а я - народный артист». На что я парирую: «Извини, но в спорте заслуженный тренер - это высшая категория. Так что, считай, мы с тобой оба на высоте». Посмеялись.

Борщ, или Рыжее золото

Так как же все-таки Игорь Евгеньевич попал в театральную среду? Тут такая история.

- В детстве я был страшно шустрый, - рассказывал он. - Кстати, рос в этом самом районе, где сейчас находится музыкальный театр. Естественно, пропадал на стадионе «Динамо». На месте теперешних теннисных кортов тогда находилась хоккейная коробка, где мы с ребятами с азартом гоняли шайбу по льду.

Так вот, чтобы поменьше по улицам слонялся, мама сказала: «Иди во Дворец пионеров, там есть драмкружок». Прихожу. Меня встречает милая женщина (до сих пор помню, как ее звали - Галина Александровна Роден). Прочитал ей стихи. Она посидела, помолчала, а потом говорит: «Сынок, я ничем тебе помочь не могу, вот при драме открылась театральная студия - попробуй туда».

Открывает Игорь дубовые двери Дворца пионеров, а мимо (вот что значит судьба!) идет солидный дяденька. «Не знаете, где театр драмы?» - спрашивает паренек. «Пойдем, покажу, - говорит тот. - Только там уже все на второй курс перешли, тебе надо через пару лет приходить». «Ничего, меня возьмут», - уверенно парировал в ответ Игорь.

- Заходим через служебный вход в театр, поднимаемся на пятый этаж, - продолжал свой рассказ Игорь Евгеньевич. - И тут выясняется, что мой случайный знакомый - это не кто иной, как Михаил Семенович Аматов, главный режиссер театра драмы. Но отступать-то уже некуда. И начался «экзамен». Вначале я прочитал что-то. Затем спел популярную в ту пору песню: «Поезд, оставив дымок, в дальние скрылся края…». А потом еще цыганочку с выходом сбацал. В общем, меня приняли сразу на второй курс.

Так случайная встреча с Михаилом Семеновичем в корне изменила мою жизнь. Он, по-моему, так до конца своей жизни и не знал, как меня зовут. Аматов, обращаясь ко мне, всегда говорил: «Где это рыжее золото?» У меня до сих пор сохранилась фотография нашей студии. Когда становится грустно, всегда беру ее. Там я был самым маленьким. Весь курс звал меня сынком. А еще закрепилось прозвище Борщ. Видимо, потому, что я был рыжий, кучерявый, волос такой жесткий…

Где родился, там и пригодился

В общем, окончил Игорь студию, затем училище искусств, позже институт. Далее дипломированный специалист оказывается в Хабаровском ТЮЗе. Шел 1965 год. А ведь теоретически он мог вообще оказаться (даже трудно сейчас себе это представить) в другом регионе. Но опять же судьба.

- Раньше ведь было распределение, - вспоминал Желтоухов. - И считаю, что это правильно. Я бы вернул такую систему. Государство ведь тебя отучило, деньги затратило - так, будь добр, отработай. Но как же я тогда не хотел идти в ТЮЗ! Помню, окончили мы институт культуры. Нам вручают дипломы, играет туш, народ в зале хлопает. Начальник управления культуры жмет мне руку, а я чуть не плачу.

Дело в том, что за выпускниками шла настоящая охота. Приезжали люди (я называю их ворами) и заманивали в свои театры. Вот и меня одна тетенька из Новосибирска приглашала в лучший молодежный театр СССР. Я было уже навострил лыжи, а тут такой облом.

Но спустя годы Игорь Евгеньевич был, конечно, благодарен тому начальнику культуры за то, что не дал ему уехать. Между тем, в ТЮЗе артист протрубил шесть лет. Но там как-то быстро понял, что стариков играть не умеет, а молодых уже не может. Потом позвали его в драму, но роман с этим театром не сложился. И тут поступает приглашение из музкомедии. Этому театру, который со временем стал называться музыкальным, Желтоухов в итоге отдал полвека. И играл до конца своей жизни.

- Неужели у вас никогда не было соблазна покинуть Хабаровск? - поинтересовался я как-то у Игоря Евгеньевича.

- Знаете, где родился, там и пригодился. Хабаровск - это мой город, именно здесь мне пришла известность. Хотя приглашения из других театров, конечно же, были. Помню, в Темиртау открылся музыкальный театр. Так многие мои коллеги уехали туда. Представляете, у нас тогда осталось четыре человека в балете, в хоре - шестеро, примерно столько же и артистов. Как-то мы были на гастролях в Ташкенте, и оттуда я специально приехал в Темиртау, чтобы посмотреть, что же это за театр такой. Тамошний режиссер меня хорошо встретил, хотел видеть у себя в труппе, но я отказался.

А вообще, приглашений было немало. Только в Питер звали дважды, предлагали квартиру на восьмой линии Васильевского острова. Еще в Ригу звали, в Одессу, даже за границу. Про драматические театры вообще молчу. Где бы мы ни были на гастролях, начиная с первого русского театра им. Волкова в Ярославле, везде со мной велись разговоры. Но я никуда не уехал, о чем не жалею.

«Игорёк, выручай!»

- Когда я только пришел в музыкальный театр, то оказался в роли… «палочки-выручалочки», - вспоминал Игорь Евгеньевич. - У меня было много вводов. Стоило кому-нибудь из артистов по той или иной причине выпасть из обоймы, мне тут же говорили: «Игорёк, выручай!»
Так произошло и со спектаклем «Венские встречи». Звонит помощник режиссёра и просит меня подменить актера. Мне быстро объясняют, что надо делать. Спектакль прошёл на «ура», публика (а в зале аншлаг) в восторге. И вот доходит очередь до поклонов. Мне говорят: «Ты первым выходишь, а Зеля Петровна Гримм-Кислицына - следом».

Я такой, знаете, одухотворенный выбегаю, кланяюсь. Потом появляется моя уважаемая партнерша, делает «ласточку» и… падает на живот. Я ничего понять не могу. А Зеля тем временем поднимается, улыбается во весь рот и тихо говорит мне: «Ну, сволочь, подожди!» Оказывается, по сценарию я должен был ее поймать. Но меня-то никто не предупредил. Так мы с Зелей Петровной и познакомились.

За театральную жизнь у меня было много партнерш, но более комфортно я чувствовал себя именно с Гримм-Кислицыной. Уникальная артистка. Она выходит на сцену, улыбается, а в зале уже аплодисменты. До работы Зеля Петровна была очень жадная. Дотошная и требовательная. Всё сама, сама… Вот и ушла из жизни раньше времени.

Ее муж - Валентин Аполлонович Гримм тоже был замечательным артистом. Помню, ещё работая в ТЮЗе, я ходил на спектакли в музкомедию только тогда, когда играл Гримм.

Батя и сынок

Еще Желтоухов любил вспоминать первого на Дальнем Востоке народного артиста РСФСР Игоря Юрьевича Войнаровского.

- Он звал меня запросто: «Сынок», а я его - батей, - говорил Игорь Евгеньевич. - Войнаровский был, как говорят, артистом от бога и разворачивался на сцене во всю свою недюжинную силу. Музыкальному театру он служил с 1936 года и по праву считался корифеем. Вместе с Игорем Юрьевичем работала и его супруга, блестящая актриса Нина Ивановна Симонова.

На первых порах Войнаровский мне много помогал, я ходил за ним буквально по пятам и все впитывал словно губка. Отлично помню нашу первую встречу с мэтром. «Значится так, сынок, - произнес Игорь Юрьевич. - Твоя задача: каждый день приносить два бутерброда». «Зачем? - думаю я. - Он что, кушать хочет?» Но раз сказал, надо выполнять.

Вот заканчивается спектакль, артисты разгримируются. Батя достает из одного кармана бутылку водки, из другого - стакан. Выпивает, закусывает моим бутербродом. А потом говорит: «Теперь твоя очередь, давай с устатку. И запомни: до спектакля, во время спектакля и вместо спектакля - никогда, а вот после него не грех и выпить». На всю жизнь я запомнил эти слова и до сих пор следую этому правилу.

Войнаровский с Симоновой уехали из Хабаровска в Казахстан, где на протяжении еще довольно долгого времени служили театральному искусству, потом перебрались в Москву.

В последний раз они приезжали в дальневосточную столицу в 1996 году на 70-летие музыкального театра.

- Заходит Игорь Юрьевич ко мне в гримерку и говорит: «Ну, здравствуй, сынок!» - продолжал Желтоухов. - А когда увидел моего сына Дениску, расчувствовался, прослезился. У меня есть уникальная фотография: Денис вместе с Игорем Юрьевичем и Ниной Ивановной.

Сына гонял по полной…

Кстати, своим сыном Денисом Игорь Евгеньевич очень гордился.

- Дениска - мой студент, - говорил он. - В 1992 году совместно с Хабаровским институтом культуры силами театра был набран курс, проходивший обучение на базе театра. Актерским тонкостям и премудростям учил ребят я.
Критиковал ли в свое время сына? Скажу больше, он получал от меня по полной программе. Кстати, Денис пришел поступать ко мне на курс, еще не окончив даже среднюю школу. Сыну надо было в одиннадцатый класс идти, а он… Экзаменационная комиссия говорит мне: «Мы его принимаем». Отвечаю: «Но тогда сами и учите».

Но они все равно зачислили Дениску на курс. Единственное, чем я помог, пошел в школу, договорился с директором, и сыну сделали свободное посещение. И Денис, надо сказать, не подвел: сессию у меня в институте сдал на одни пятерки. Такой он упертый. Говорю ему: «Бери зачетку и дуй в школу за аттестатом». Такая вот получилась история с его образованием.

Ну а потом он вырос и стал уже играть роли, которые раньше были моими. Что тут поделаешь? Жизнь идет. Сначала внутри была какая-то ревность: я же лучше! Но это быстро прошло. Нет, я не лучше, просто они, молодые, другие. Вот и все. А в конечном итоге зритель должен давать оценку: кто лучше, а кто посредственнее играет. Знаете, ни один артист в мире не хочет, чтобы его роль была плохая. Другое дело, как получается. У меня, кстати, все роли любимые.

… Последний раз он вышел на сцену 6 января нынешнего года в образе князя Воляпюк в легендарной оперетте «Сильва». Говорят, что к этой роли актер относился по-особому.

- Как говорил великий Станиславский, театр был, есть и будет, - любил повторять Желтоухов. - Он вообще очень похож на человека. Ведь человек болеет, лечится, выздоравливает… Точно так же и театр. Только он никогда не умрет. Это как большой завод, который никогда не остановится.

Театр - это моя жизнь. Я очень люблю свою профессию. И это здорово! Если бы мне предложили начать жизнь сначала, то я прожил бы точно так же. С кем ругался - правильно ругался. С кем мирился - правильно мирился. Ведь как записано в Коране: «Все то, что в жизни будет, будет так, как надо, даже если будет по-другому».

Лучше и не скажешь…

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.







14.05.2021 10:37
Отрицательный результат - самый лучший ответ
Художник Фрэнк Мур, который прожил с ВИЧ-инфекцией больше двадцати лет, создал символ движения против ВИЧ/СПИДа

14.05.2021 10:30
Скоростной режим может довести до строгого
Дачный сезон, мотосезон - и тут же в сводках прибавляется аварий в пригородах и с мотоциклистами.

14.05.2021 10:14
Отопительный сезон закончен, но не везде
Отопительный сезон завершился в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также в Хабаровском и Нанайском районах.

14.05.2021 10:07
Берегись поезда
С начала мая в России будет изменена санкция за нарушение проезда по нерегулируемому железнодорожному переезду

14.05.2021 09:36
Дом на Портовой планируют сдать в октябре
В Хабаровске в активную фазу вошло строительство проблемного 72-квартирного дома по улице 2-я Портовая в Хабаровске.



13.05.2021 09:33
За что пострадал Иосиф Бродский
«Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет поработать?» Все мы помним эту ставшую крылатой фразу из гайдаевской комедии.

12.05.2021 09:44
Без звёздных игроков чемпионом не станешь
О хоккее с мячом он может говорить часами, потому что знает об этой игре практически все и даже больше.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




27.10.2020 13:43
В тени эйфории
1F6A9004.jpg 1F6A9068.jpg
 
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ