Личный фотограф приамурских губернаторов

19.01.2022 | Из истории современности | 5м. 57 c. | 370
Личный фотограф приамурских губернаторов
Он оставил нам не просто фотографии, а эпическое полотно Севера

Человеку, первый раз взявшему в руки фотоаппарат, говорят в шутку: «Начинай с природы. Она не обижается». Сегодня, знакомясь с фотографиями Петра Шимкевича, которому на днях исполнилось бы 160 лет, убеждаешься, что природа, которую он снимал, на этнографа точно не в обиде.

Путешествия в неизведанные края - что может быть увлекательней? Пожалуй, ни один фотограф не оставил такой яркий след в истории Дальнего Востока, как Шимкевич. Ему удалось не просто «остановить» ускользающие мгновения, а создать «портреты» народностей Севера.

Заглянем в прошлое


Смотришь на снимок - и кажется, будто бы в прошлое заглянул. Вот групповой снимок с гольдами (нанайцами. - Прим. авт.), в центре которого стоит европеец. Кто этот мужчина? В Интернете эта фотография имеет двух авторов: Петра Шимкевича и американского путешественника Уильяма Генри Джексона.

Самое удивительное: они очень похожи. В 1895 году Джексон проехал по маршруту строящейся магистрали по заданию Всемирной транспортной комиссии. Результат - тысячи фотографий и зарисовок, сотни из которых посвящены Транссибу.

Петр Шимкевич в 1892 году приехал на Дальний Восток с фотоаппаратом, чтобы изучать аборигенов Севера. Снимки воспроизводят людей в традиционной одежде, жилища, священные места и обряды.

Негативы фотографий оказались в фондах Берлинского музея мировой культуры (ныне Государственный этнографический музей Берлина - всего 650 единиц хранения. - Прим. авт.).

Часть из них была опубликована в 1930 году в Германии в специализированном журнале. Спустя почти 60 лет в Берлине вышел буклет «Народы между Байкалом и Тихим океаном: фотографии Петра П. Шимкевича».

Эти фотографии можно найти на сайте Библиотеки Конгресса США как фото Уильяма Генри Джексона. Как и десяток фотографий из этой снежной фотосессии.

К примеру, на групповом фото гольд сидит с длинным шестом. Вот девочка в платочке. А на фото на санях - те же лица - девочка и ее мать. Очевидно, снято в один и тот же день.

Хорошо бы идентифицировать «белого человека» на групповом фото, современные технологии опознавания лиц сделают это за секунды, но, видимо, Библиотеке Конгресса это не выгодно. А нам, россиянам, стоит побороться за правильные подписи к фотографиям, Петр Шимкевич это заслужил.

Звёздный час Петра Шимкевича


Родился Петр Шимкевич 22 января 1862 года в Санкт-Петербурге в семье обедневшего дворянина с шведско-немецкими корнями.

После окончания технического училища был назначен телеграфистом на Николаевскую железную дорогу. В 1882 году телеграфный департамент послал его в Париж для слушания лекций в высшей телеграфной школе, которую он окончил в 1884-м.

Затем Петр служил в российских почтово-телеграфных округах. Им даже написан учебник по телеграфному делу. За несколько лет работы Шимкевич прошел путь от телеграфиста до чиновника по особым поручениям.
Звездным часом для Петра Шимкевича стало его приглашение на Амур генерал-губернато­ром Приамурского края, бароном А. Н. Корфом.

В 1892 году он получил разрешение «снимать инородцев от Забайкалья до Камчатки», а также стал личным фотографом для приамурских губернаторов. На материалах Шимкевича вышла целая серия альбомов о малых народностях Севера.

Он стоял у истоков Хабаровского фотографического общества, являлся его почетным членом. Разумеется, как этнограф сотрудничал с Приамурским отделом Императорского русского географического общества. Шимкевич публиковался в его изданиях.

В своих поездках пользовался анкетой, разработанной Русским географическим обществом, что позволило собрать огромный материал об этносах.

В 1893-м его командировали в Забайкальскую область, а через год он отправился в Амурскую и Приамурскую области для переписи коренных народов. По результатам поездок была составлена этнографическая карта.

Главное его увлечение - шаманизм нанайцев, тунгусов, якутов, бурят и других народов. Шимкевич выяснил, что у шаманов своя «специализация» - одни общаются с духами «верхнего мира» (белые шаманы), другие - с духами подземного мира (черные шаманы).

Вселенная делилась на три части - серединный мир (мир людей), верхний мир (мир божеств, добрых духов и умерших, откуда выражение «уйти к верхним людям») и нижний мир - мир злых духов. За время своих экспедиций Петр Шимкевич фотографировал сакральные обряды шаманов, дал подробное описание бурханов.

Этот материал Шимкевич объединил в статье «Материалы для изучения шаманства у гольдов», опубликованной в 1896 году в «Записках Приамурского отдела Русского географического общества».

Среди других научных его публикаций - «Обычаи, поверья и предания гольдов», «Инородцы Амурского края», «Тождественность религий некультурных народов рек Конго и Амура», «Орочены Забайкалья и их охота», «Некоторые моменты из жизни гольдов и связанные с жизнью суеверия».

Сейчас вылетит птичка!


На лошадях, верблюдах, собаках, оленях, а чаще всего пешком исследовал Приамурье этот неутомимый человек. И всегда наготове была его фотокамера. Сотни негативов было в его фототеке! Сотни рисунков, которыми он иллюстрировал быт аборигенов.

Путешественник по натуре, Петр жаждал фотографировать необычные типажи и пейзажи. Сюжетная съёмка, документальная по нашим временам, была Шимкевичу интереснее постановочных снимков.

Вот самая обычная на первый взгляд фотография, на которой запечатлены буряты. Древность ли живет на этих лицах или века, которые здесь в глазах. Мы видим совершенно разных людей. Все эти персонажи создают образ Севера.

Как-то забылось нами, что когда-то о фотографии говорили «светопись». Это сегодня фотография делается буквально за секунду. А в ту пору для производства фотоснимка требовалось время. Громоздкий багаж в экспедициях, куда входили камера, ящики с подарками - бусы, зеркальца, иголки с нитками, наперстки и другие мелочи, несли казаки.

К примеру, стеклопревосходный материал для негативов, но у него были недостатки. Тяжелое и хрупкое. Часто отснятый материал погибал из-за неосторожности.

Это было настоящее колдовство. Стеклянную пластинку перед съемкой обливали жидким коллодием - раствором пироксилина в смеси спирта с эфиром и солями йода или брома. Давали застыть, затем погружали пластинку в раствор азотнокислого серебра: слой становился светочувствительным. Фотографировали на мокрых пластинках. Негатив затем проявляли и закрепляли в соответствующих составах.

Фотографии Шимкевича, несмотря на архаичные чёрно-белость и сепийность, сделаны современно - добиться такого эффекта в студийной съёмке было бы попросту невозможно. Помимо этого, Шимкевич изучает языки и наречия северных народов, становясь полиглотом.

Человек подвига и веры…


Двадцать лет Петр Шимкевич ходил по Северу с фотоаппаратом. Тундра от Аяна до Байкала помечена его следом.

Солнце в 50-градусный мороз стояло низко, как полярная звезда в полночь. Руки у Шимкевича были обморожены, каждый вздох пробирал до костей, камера отказывалась снимать. Воздух состоял из тончайшей алмазной пыли. Это была ледяная пыль. В чуме у огня «оленные люди» были ему братьями.

Впервые столкнувшийся со стойбищем неизвестного племени фотограф был поражен внешностью аборигенов: светлолицые, с европейским разрезом глаз, мужчины с густой бородой и усами - они разительно отличались от соседних народов монголоидного типа.

Однажды Шимкевича направили к тунгусам, с которыми он прожил полгода. Угрюмые дикари, заросшие до глаз бородами, недоверчиво относились к переписи, а на некоторые вопросы вообще не желали отвечать, например, о количестве умерших детей.

У гиляков его удивило супружеское право на жен своих братьев и на всех сестер своей жены. Отсюда - система родства, по которой гиляк не только своего отца, но и всех его братьев звал отцом («ытк»), а их жен - «ымк» (мать). Гиляк также называл «ымк» всех сестер своей матери и их мужей - отцом. И дети, соответственно, звали себя братьями и сестрами.

А гольды показали ему колыбель, наполненную стружками черёмухи, куда клали детей. Амур они называли Муэ Эднурни.

К тому же Шимкевич был настолько же фотографом, насколько и защитником окружающей среды. Именно он одним из первых привлек внимание к природным богатствам Дальнего Востока. Показал, какими сказочными сокровищами мы располагаем, многие из его пейзажей об этом говорят.

В конце XIX века одним из первых заметил разрушение уникальной культуры этносов. И он пытался её сохранить. Хотя бы на снимках своего фотоаппарата. Поразила в научных отчетах Шимкевича его невероятная дальновидность. Все сегодняшние проблемы нашего Дальнего Востока он предвидел.

«Будущее народов Дальнего Востока трагично: они или вымрут, или смешаются с русскими, усвоив их культуру. Ни местная администрация, ни местное духовенство не сделали ничего, чтобы дать хотя бы некоторый толчок к улучшению их быта», - взывал он в одной из своих статей. Однако его голоса в защиту аборигенов никто не услышал.

В настоящее время этнографические коллекции, собранные Петром Шимкевичем, хранятся в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге и Хабаровском краевом музее имени Н. И. Гродекова.

Все фотоотпечатки оформлены на паспарту, на обороте имеется фирменная этикетка «Из снимков П. П. Шимкевича» с указанием места съемки и рукописными надписями.

Чем сегодня он дорог для людей цифровой эпохи? Значение наследия Шимкевича трудно переоценить. Поскольку невозможно оценить то, что навсегда исчезло.

Петр Поликарпович Шимкевич оставил нам не просто фотографии, а эпическое полотно Севера. Он был тем, кто, по словам Чехова, напоминает нам, «что кроме людей, пишущих от скуки ненужные проекты и дешевые диссертации, есть люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели».

Автор: Александр САВЧЕНКО.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу



24.04.2024 00:29
Виталий Кушнарёв: «В Хабаровске меня поставили на ноги»
Недавно в своём архиве обнаружил довольно редкую фотографию из популярной некогда газеты «Футбол-хоккей» 1982 года. На ней фрагмент матча «Факел» (Воронеж) – СКА (Хабаровск). Переполненные трибуны, а на переднем плане – голкипер армейцев Виталий Кушнарёв.


19.04.2024 00:00
Григорий Геллер: «Мы расстаёмся, чтобы встретиться вновь»
Он сидел на хоккее в правительственной ложе с…  Брежневым, играл в футбол не только в первенствах СССР и России, но и в Израиле. А уже в наши дни в качестве тренера привёл сборную страны железнодорожников к серебряным медалям чемпионата мира, который проходил во Франции.