Облако в чистом небе

18.02.2021 | Из истории современности | 4м. 35 c. | 236
Облако в чистом небе
Пауэрс ещё не знает, что его ждёт под Свердловском

Вдруг вспомнилось солнечное майское утро 1960 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Длинная колонна демонстрантов по случаю первомайского праздника на время замерла перед выходом на площадь 1905 года, где совершалось главное действо. Мы, студенты Уральского госуниверситета, толкались в своей колонне, ожидая команды двигаться.
Вдруг кто-то из демонстрантов обратил наше внимание на неожиданно появившееся в небе белое облако над городом. Задрал вверх голову и я, не зная того, отчего возникло это облако в чистом небе.
Спустя некоторое время вся страна узнала причину его появления и имя главного «виновника».

ЧТО И КАК ЭТО БЫЛО?

В рамках американской операции под кодовым названием Grand Slam в конце апреля 1960 года планировался полёт U-2 с пакистанской авиабазы Пешавар через Афганистан над советской территорией по маршруту Сталинабад - Аральское море - Челябинск - Свердловск -Киров- Архангельск - Северодвинск - Кандалакша - Мурманск с посадкой на норвежской авиабазе Будё.
28 апреля с турецкой авиабазы Инджирлик в Пешавар перелетел Lockheed U-2C с заводским номером 358. Топливо для него было доставлено 27 апреля на C-124 ВВС США, а позже самолёт C-130 доставил наземную команду техников, основного пилота - Фрэнсиса Пауэрса и резервного - Боба Эриксона.
Но 29 апреля экипаж узнал, что вылет откладывается на один день. Тогда Эриксон перегнал номер 358 обратно в Инджирлик, а пилот Джон Шинн пригнал U-2C с заводским номером 360. Однако 30 апреля вылет опять задержали на один день в связи с пасмурной погодой над советской территорией.
Наконец 1 мая погода над советской территорией улучшилась, в связи с чем ранним утром пилотируемый Пауэрсом U-2C с заводским номером 360 и бортовым 56-6693 без опознавательных знаков вылетел из Пешавара.
Для самого лётчика это был уже 28-й полёт на самолётах U-2. Миновав Афганистан, самолёт-разведчик пересёк границу воздушного пространства Советского Союза юго-восточней Кировабада (Таджикская ССР), находясь при этом на высоте 18-21 км и летя со скоростью 720-80 км/ч. Сделав снимки на космодроме Байконур, лётчик также совершил пролёт Магнитогорска и Челябинска.
Следующим пунктом маршрута был расположенный между Челябинском и Свердловском город Челябинск-40 (ныне Озёрск), где находится завод «Маяк», занимавшийся тогда производством оружейного плутония, который используется при изготовлении ядерного оружия. «Маяк» и стал последним объектом, над которым пролетел Пауэрс.
Повышенная боеготовность советских сил ПВО привела к почти немедленному обнаружению самолёта Пауэрса, однако перехватить его самолётами-перехватчиками и высотными истребителями не удалось из-за большой высоты полёта U-2.
Попытки перехватить Пауэрса продолжались несколько часов. На его перехват были подняты два высотных перехватчика. Один из них не имел вооружения (это был самолёт, который перегоняли с завода к месту службы), но лётчик, который был без высотно-компенсирующего костюма, имел приказ таранить Пауэрса. Однако выполнить перехват не получилось.
В 08.53 по Москве при пролёте близ села Косулино и в районе Верхне-Сысертского водохранилища U-2 был сбит ракетой ЗРК С-75 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады расчётом под командованием майора Михаила Воронова.

14 зенитных ракет

Огонь по Пауэрсу вёл дивизион в неполном составе, так как был праздник и по официальной версии шпиона «не ждали». Всего по его самолёту было выпущено семь ракет.
В цель попала самая первая ракета, в результате самолёт развалился, однако на экранах локаторов многочисленные отметки были восприняты как поставленные самолётом-шпионом помехи, и соседний дивизион дал залп и по этим целям.
По некоторым данным, полет самолета, пилотируемого Пауэрсом, проходил над большей частью территории СССР на высоте 24 км, что делало его недосягаемым для ракет В-750 ЗРК С-75, имеющих потолок по высоте примерно 20 км. Самолет был сбит после того, как снизился до высоты 14 км над свердловским промышленным районом.
Взорвавшись позади самолёта, ракета осколками поразила хвостовое оперение и двигатель лайнера (либо, по некоторым данным, вызвала ударную волну, приведшую к перевороту и поломке крыльев U-2), после чего U-2 начал падать.
Пауэрса зажало между приборной панелью и сиденьем, поэтому он не мог воспользоваться катапультой, не повредив ноги. Самостоятельно выбираясь из самолёта, он забыл отсоединить шланг кислородной маски и едва не погиб.
На высоте 10 км Пауэрс открыл фонарь кабины, а на высоте около 5 км выпрыгнул с парашютом. Самолёт рухнул близ деревни Поварня. Сам лётчик приземлился на поле у Косулино, где и был задержан местными жителями. При задержании Пауэрс не сопротивлялся.
В 4-м дивизионе 57-й бригады, которым командовал майор А. Шугаев, за цель приняли пару самолётов МиГ-19, вылетевших на перехват U-2, пилотировавшихся капитаном Борисом Айвазяном и старшим лейтенантом Сергеем Сафроновым.
Одной из ракет ЗРК С-75 самолёт Сергея Сафронова был сбит на высоте 11 000 м, лётчик погиб, хотя и катапультировался. К тому времени шпионский самолёт Пауэрса уже полчаса как был сбит. Борис Айвазян сманеврировал, две ракеты прошли мимо и самоликвидировались.
Последующее расследование установило, что ответчик системы распознавания «свой-чужой» на самолёте Сафронова был включён, но сама система не была задействована наземными службами ПВО. Причиной гибели лётчика послужила плохая работа боевого расчёта главного командного пункта армии ПВО.
Начальники родов и служб не сообщали о принятых решениях на главный командный пункт. ГКП, в свою очередь, не информировал об обстановке командиров частей и соединений. В 57-й не знали о нахождении истребителей в воздухе. Поэтому был сбит самолёт Сафронова с включённым ответчиком.
Всего в ходе пресечения полёта самолёта-шпиона было выпущено 14 зенитных ракет.

АБЕЛЬ ДОРОЖЕ ПАУЭРСА

Мой сокурсник по учебе Анатолий Журавлев, служивший в батальоне аэродромного обслуживания, потом рассказывал:
- Два МИГа (капитана Айвазяна и старшего лейтенанта Сафонова) вылетели на перехват самолета У-2, базировались на нашем аэродроме под Пермью. Я не один раз видел этих офицеров. Печальную весть о гибели Сафонова мы узнали сразу же. Ошибка командного пункта ПВО обошлась гибелью нашего летчика.
Фрэенсис Гарри Пауэрс родился в августе 1929 года. В 1950-м стал кадетом авиационного училища ВВС в США. В мае 1956 года был принят на работу в летный отряд ЦРУ. Тогда же начал совершать разведывательные полеты над СССР на самолете У-2.
Во время последнего был сбит 1 мая 1960 года. В советской тюрьме провел 21 месяц. При его приземлении под Свердловском обнаружили карту, инструкции по выживанию, фотодокументы, острый нож, пистолет с длинным стволом и глушителем.
Еще несколько пар золотых часов и пять тысяч рублей (огромные по тем временам деньги), толстую иголку с ядом - по мнению «коллег» из ЦРУ, он должен был уколоться при пленении. В найденной при нем записке говорилось: «Я американец, не говорю по-русски. Мне нужны убежище и помощь. Если вы поможете мне, вас наградят за это».
На допросах Пауэрс рассказал немало. Благодаря ему и были приняты меры, помешавшие летать У-2 над СССР безнаказанно. В 1962 году он вернулся в США в результате обмена на советского разведчика - нелегала полковника Рудольфа Абеля.
На протяжении нескольких лет Пауэрс работал в фирме «Локхид Мартин». С 1972 года был пилотом вертолета в агентстве радиотелевизионных новостей в Лос-Анджелесе. В 1977 году погиб в авиакатастрофе пилотируемого самолета.
Такова судьба летчика-шпиона.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



26.04.2024 00:19
Сергей Торбин привёз нам автограф Владимира Путина
Первый номер нашей газеты вышел 16 апреля 1920 года.

26.04.2024 00:00
Дед Матвей, который сочинил неофициальный гимн Хабаровска
Он любил выделиться из толпы: чего стоит одна только ковбойская шляпа, которая в сочетании с бородой, очками и неизменной гитарой создавала неповторимый образ. И всё же окружающим людям этот удивительный человек запоминался не только внешностью.