Образ Ерофея Хабарова получился собирательный

26.05.2023 | Из истории современности | 3м. 20 c. | 620
Образ Ерофея Хабарова получился собирательный
Сейчас уже невозможно себе представить привокзальную площадь без памятника Ерофею Хабарову, ставшего визитной карточкой города

…29 мая 1958 года в шесть часов вечера на привокзальной площади Хабаровска начался митинг по случаю открытия памятника Ерофею Павловичу Хабарову. Событие было приурочено к 100-летию города, а скульптором этого монумента являлся Абрам Мильчин.

Очевидцы вспоминают, что тогда Абрама Пейсаховича качали на руках, словно тренера, приведшего команду к чемпионству. «Поколения будут с любовью вспоминать имя скульптора, создателя такого искусства», - писал Мильчину чуть позже биробиджанский писатель Сальвадор Боржест.

И вот уже минуло целых 65 лет. Сейчас уже невозможно себе представить привокзальную площадь без Ерофея Хабарова, ставшего визитной карточкой города.

Удивительно, но факт: памятник долгое время оставался как бы безымянным. В том смысле, имя автора почему-то указано не было. Говорят, что Мильчина это сильно угнетало. Он всегда щепетильно относился к вопросу соблюдения своих авторских прав.

Когда в Хабаровске выходили различные красочные фотоальбомы, посвященные очередным юбилеям города, составители, разумеется, помещали фотографию памятника Хабарову, но Мильчина даже не упоминали.

И лишь в 1995 году историческая справедливость была восстановлена, и на памятнике Хабарову появилась табличка с указанием автора. Жаль только, что сам Абрам Пейсахович не дожил до этого дня.

На стене дома на улице Пушкина, 64, где прожил скульптор с 1959-го по 1994 год, есть мемориальная доска, посвящённая Абраму Пейсаховичу. В день рождения Мильчина сюда обычно приносят цветы. И это лишний раз говорит о том, что его по-прежнему помнят.

Кстати, именно коллеги скульптора сделали все возможное, чтобы Абрама Пейсаховича (пусть и после его смерти) восстановили в Союзе художников России. Это произошло в 2014 году.

РЕКОМЕНДАЦИЯ ВЕРЫ МУХИНОЙ

В архивах сохранилась собственноручно написанная автобиография скульптора. «Родился 9 ноября 1912 года в Бобруйске в семье военного музыканта. В 1942 г. отец погиб, расстрелянный гитлеровцами. Мать умерла в марте 1918 года. Братья 1902 и 1904 годов рождения - участники Гражданской и Отечественной войн.

Работаю с 12 лет. С 1924 г. работал помощником клейщика обоев. С 1927 по 1930 г. был воспитанником детдома… С 1930 по 1932 г. учился в ФЗО мебельщиков в Бобруйске. В 1933 г. окончил Бобруйский рабфак и уехал в Биробиджан, где до 1935 г. учился в педагогическом техникуме…»

Рассказывают, что свою первую работу - бюст Ленина - он выполнил ещё в детстве. Причем вылепил вождя буквально за одну ночь, успев ко дню похорон Ильича.

В Биробиджане, куда он приехал двадцатилетним юношей, Абрам четыре года проработал художником в Государственном еврейском театре и в отделе иллюстраций газеты «Биробиджанер штерн».

«Способный ты парень, - говорили ему старшие товарищи, - тебе учиться надо». И вот в 1937 году областной отдел народного образования направил Мильчина учиться в Москву на скульптурном отделении Всесоюзной образцовой изостудии ВЦСПС.

Первым педагогом и наставником его была сама Вера Мухина, прославившаяся монументом «Рабочий и колхозница». Она сразу распознала в юноше талантливого скульптора.

Кстати, когда в 1939 году студию закрыли, Вера Игнатьевна приняла участие в судьбе Мильчина и не допустила, чтобы он без образования вернулся домой. Немало ей пришлось похлопотать, чтобы Абрама без документов о среднем образовании приняли в Институт изобразительных искусств.

Кстати, экзамены по общеобразовательным дисциплинам Мильчин сдал, мягко говоря, неважно. И если следовать букве закона, его не должны были зачислять в институт. Решающее слово оказалось за Верой Мухиной. Она убедила приемную комиссию, что Мильчина надо принять.

МИЛЬЧИН-АРТИЛЛЕРИСТ

Правда, окончить вуз ему не удалось - грянула Великая Отечественная война. Естественно, о творчестве пришлось забыть на долгие четыре года. И Мильчин добровольцем уходит на фронт.

- Дед на войне был артиллеристом. Наводчик, как он говорил о себе, - рассказывает внук скульптора Валентин Мильчин. - Его глазомер, который у дедушки был, очевидно, от природы, здорово пригодился и в боевых действиях.

 Война след в жизни деда, конечно же, оставила. Он бережно хранил все документы, связанные с войной. Среди наград деда - орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги». В одном из боев он был тяжело ранен и получил контузию.

Об огнях-пожарищах, по воспоминаниям внука, Абрам Пейсахович рассказывать не слишком любил, но один случай, когда вся родня собиралась 9 мая за праздничным столом, вспоминал часто.

В артиллерии ведь такая схема: один снаряды подносит, другой орудие заряжает, третий целится. И вот в одном бою погибли два артиллериста, и деду пришлось все делать самому: бегать за снарядами, заряжать, стрелять…
- Меня в детстве жутко интересовало, сколько он вражеских танков подбил. Но дед только руками разводил: не помню, дескать, - улыбается Валентин.

После войны Мильчин вновь вернулся в Биробиджан. Снова работал художником в еврейском театре и газете «Биробиджанер штерн». Между прочим, в это же время Абрам Пейсахович познакомился и со своей будущей женой, молодой учительницей русского языка и литературы Ниной Герцвольф.

Они жили долго и счастливо до кончины Мильчина в 1994 году. Нина Лазаревна, к слову, в свое время стала самым молодым заслуженным учителем в СССР.

ГЛАВНОЕ ДЕЛО ЖИЗНИ

И все же стезя художника не стала главным делом в жизни Абрама Пейсаховича. Ему нравилось создавать скульптуры. Барельеф еврейского прозаика Шолом-Алейхема (дело рук Мильчина) до сих пор находится в областной научной библиотеке в Биробиджане. Выполнял он также скульптурные портреты прославленных жителей ЕАО.

Весть о Мильчине, конечно же, дошла и до Хабаровска, и в 1947 году по приглашению местного отделения Союза художников Абрам Пейсахович переезжает в краевой центр. И сразу же становится ведущим скульптором.

Но по-настоящему прославил Абрама Пейсаховича, конечно же, памятник Ерофею Хабарову. Он, кстати, первый из дальневосточников, кто участвовал во всесоюзной выставке в Москве. Привезенная им в столицу метровая фигура первопроходца, именем которого назван город на берегах Амура, была приобретена Государственной закупочной комиссией.

Сохранились документы о том, как сооружался главный памятник Хабаровска. В мае 1952 г. собрание хабаровских художников обсуждало эскиз скульптуры. Вот фрагменты из протокола того собрания.

«Т. Штейн (историк): «Образ Хабарова слагается из двух подходов. Первый подход Хабарова - война. Второй - хозяин. Задача очень трудная, но т. Мильчин довольно удачно ее разрешил. Хорошая голова. Хорошая одежда, где сочетается и военная деятельность, и крестьянская. Неудачно сделан постамент, не поймешь: корма это или нос коча. Постамент низок. Нос коча неудачен».

В. Шкраб (художник): «Принципиальное решение Хабарова… К недостаткам отношу: нет связи постамента с фигурой… Хорошо бы в правую руку дать шест для промера глубины реки…»

Н. Рогаль (писатель): «Над постаментом надо поработать. Не согласен с т. Шкрабом, который советует дать шест; если это допустить, то пропадет государственный человек. Шапку нужно сделать выше. Сумку надо сдвинуть назад. В образе нужно дать хозяина и государственного человека».

Мильчин внимательно слушал своих «критиков», находил в них дельные советы, подсказки, записывал замечания. В конце того же года хабаровский горисполком принял решение воздвигнуть памятник Ерофею Павловичу Хабарову.

За основу монумента приняли представленную модель Абрама Мильчина. Разработка архитектурных частей памятника была поручена архитекторам В. Высоцкому и А. Гейзик.

ПЕРВОПРОХОДЦА СРИСОВАЛ С… КАЗАКЕВИЧА

Кстати, тема русских первопроходцев всегда интересовала Мильчина. Первой работой из этой серии стал памятник Семену Дежневу. А над памятником Хабарову он работал пять лет.

- Естественно, фотографий Ерофея Павловича не сохранилось, - говорит Валентин Мильчин. - Так что образ первопроходца получился собирательный. Это плод воображения автора. Между прочим, некоторые черты первопроходца дед взял со своего друга, дальневосточного писателя Эммануила Казакевича. Это был такой здоровый дядька с бородой, который с удовольствием позировал скульптору.

Получилось, думается, очень даже неплохо. Крупная голова, слегка запрокинутая назад, простое лицо, обрамленное бородой, крутой лоб, пытливый взгляд, устремленный вдаль…

Кстати, спустя много лет история с памятником получила странное продолжение. Одна дама написала заметку в газету, где речь шла в основном о русских первопроходцах, которые якобы создавали новые земли на костях коренных народов, уничтожая местное население. Вот, мол, даже Хабаров на постаменте стоит на… нанайской шапочке.

Естественно, никаких подобных мыслей у скульптора во время работы над памятником даже не возникало. И вдова Абрама Пейсаховича потом по этому поводу писала опровержение.

Кстати, на денежную премию за памятник Ерофею Павловичу Мильчин собирался поехать с супругой по туристической путевке в ГДР. Но Абрама Пейсаховича за границу не пустили, и Нина Лазаревна вынуждена была путешествовать одна. Оставшуюся сумму потратили на приобретение дефицитного в ту пору мебельного гарнитура.

- Понимаете, власти считали деда неблагонадежным, - продолжает Валентин Мильчин. - Он всегда имел свое мнение, которое нередко расходилось с мнением окружающих. А кому это понравится?

Кстати, на могиле Абрама Пейсаховича под портретом на памятнике кроме традиционных в таких случаях дат есть строчки, написанные им самим: «И ничего я в землю не унес, что на земле живым принадлежало».

Спасибо вам за памятник, скульптор!

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

29.03.2024 13:19
«Ростелеком» представил в Хабаровске возможности централизованной Системы-112 для экстренных оперативных служб

29.03.2024 09:08
Особый противопожарный режим в Хабаровском крае

29.03.2024 08:58
В Хабаровске ветка упала на автомобиль - заплатит УК

29.03.2024 08:52
В приоритете - семьи и защитники Отечества

29.03.2024 08:38
При чём тут борщ?

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске



26.03.2024 00:00
Ветераны СКА выиграли турнир памяти Василия Позднякова
«Тебе судьбу мою вершить. Тебе одной меня судить, команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить». Думается, строчки из этой песни невольно вспомнились хабаровским любителям хоккея, которые в минувшие выходные побывали на турнире ветеранов памяти Василия Позднякова.

22.03.2024 00:00
Его называли отцом хабаровского хоккея
1966 год можно считать знакомым в истории хабаровского хоккея с шайбой. Именно тогда в городе открылся Дворец спорта на стадионе им. Ленина, а команда СКА дебютировала в первенстве СССР (класс «Б»).