поиск
17 февраля 2025, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Природный талант, уникальная харизма Василия Шукшина

13.12.2024
Просмотры
529
Природный талант, уникальная харизма Василия Шукшина
Василий Шукшин создал по-настоящему живую и запоминающуюся галерею героев
Василий Шукшин ещё при жизни завоевал народную любовь и признание. Природный талант, уникальная харизма и трудолюбие позволили парню из сибирской глуши стать своим во всех слоях советского общества, от простого рабочего до московского профессора. А герои его рассказов и фильмов: от деревенского краснобая Глеба Капустина до трагического Егора Прокудина – вошли в нашу жизнь и стали её неотъемлемой частью. В этом году сразу две даты – 95 лет со дня рождения Шукшина и 50 – с его смерти.

 Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в крестьянской семье в селе Сростки Алтайского края. Его отца Макара Леонтьевича (1912–1933) арестовали и расстреляли по решению особой тройки в апреле 1933 года, когда Васе не исполнилось и четырёх лет. Заботу о воспитании мальчика взяли на себя дед Леонтий Павлович Шукшин (1882–1960) и мать Мария Сергеевна (1909–1979), а позднее отчим Павел Николаевич Куксин (1905–1942), погибший на фронте.

 С детства будущий писатель привык к тяжёлому крестьянскому труду: помогал старшим по хозяйству, работал в поле. Единственной отдушиной было чтение, к которому мальчик рано пристрастился. После окончания в 1943 году школы-семилетки в родных Сростках Василий поступил в Бийский автомобильный техникум, где проучился два с половиной года и который вынужден был оставить – по причине «непонимания поведения поршней в цилиндрах», как шутил сам Шукшин. В 1947 году он покинул родные места и отправился на заработки «на материк» – в Центральную Россию.

 Василий трудился на заводах и стройках Калуги, Владимира, Подмосковья, перепробовал профессии разнорабочего, грузчика, маляра, такелажника. В 1949 году его призвали на срочную службу, которая проходила на Балтийском и Черноморском флотах.

 В конце 1952 года старшего матроса-радиста Василия Шукшина комиссовали из-за обнаруженной язвы желудка, и он вернулся в родные Сростки. Весной 1953 года Василий экстерном сдал экзамены за курс средней школы, и при содействии местного начальства, заинтересованного в сохранении молодых кадров в селе, его назначили и. о. директора вечерней школы.

 В 1954 году произошёл решительный поворот в биографии Василия Шукшина: он решил получить высшее образование и для поступления в институт уехал в Москву.

 ФИЛЬМ О РАЗИНЕ СНЯТЬ НЕ УСПЕЛ

 Известно, что молодой сибиряк подавал заявления сразу в три места: Литературный институт, Всесоюзный государственный институт кинематографии и Историко-архивный институт. Выдержав экзамены в два последних, Шукшин отдал предпочтение кинематографу и начал обучение на режиссёрском отделении у знаменитого М. И. Ромма.

 Среди его однокурсников были А. А. Тарковский, А. Н. Митта, Ю. А. Файт, А. В. Гордон. И хотя в знания приходилось буквально «вгрызаться» – сказывалась нехватка общего образования – Шукшин стремительно прогрессировал.

 По воспоминаниям очевидцев, на курсе сформировалось два выраженных полюса: часть студентов концентрировалась вокруг Андрея Тарковского, а часть – вокруг Василия Шукшина, которые негласно соперничали.

К годам студенчества относится серьёзное увлечение Шукшина писательством.

 Его рассказы о крестьянской жизни появились на страницах журналов «Смена» и «Октябрь». Одновременно состоялся и дебют в большом кино – в 1958 году Шукшин снялся в главной роли фильма М. М. Хуциева «Два Фёдора».

 В 1964 году Шукшин заявил о себе не только как актёр, но и как режиссёр. Картина «Живёт такой парень» вызвала зрительский интерес, положительные отклики критики. В 1965-м, когда Шукшин написал роман «Любавины», – свой первый опыт с большими формами – его приняли в Союз писателей.

 С конца 1960-х творческая карьера Шукшина резко пошла в гору. Его фильмы, роли и книги неизменно находили преданных почитателей, его имя получило широкую известность.

 Фильмы начала 1970-х гг. «Печки-лавочки» и особенно «Калина красная» только укрепили его авторитет. Творческая сила Василия Шукшина росла, впереди виделись новые цели, планы, свершения, но судьба
распорядилась иначе.

 Из всех фильмов Шукшина-режиссёра особняком стоит «Калина красная» – несомненный шедевр советского кинематографа. Пронзительная история об уголовнике на жизненном распутье, гениально сыгранном самим Шукшиным, произвела неизгладимое впечатление на публику.

 В первый год проката лента собрала более 60 млн зрителей и стала абсолютным лидером 1974 года. Журнал «Советский экран» признал «Калину красную» фильмом года, а Василия Шукшина – актёром года.

 К сожалению, ранняя смерть и препоны со стороны руководителей советской киноиндустрии не позволили Шукшину снять задуманный масштабный фильм о восстании Степана Разина.

 ШУКШИНСКИЙ ТИП

 В своих произведениях и прежде всего в рассказах, Шукшин придерживался направления, известного как «деревенская проза», к которому принадлежали В. А. Солоухин, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов и другие.

 Главным посылом этого неформального течения стало обращение к традиционным ценностям, поиск истины в вековом укладе, противостояние «городской» и «сельской» морали. Василий Шукшин, на себе не раз испытавший пренебрежение к выходцам из деревни со стороны рафинированных горожан, в своём творчестве протестовал против упрощённого взгляда на сельскую Россию, предпочитал внутренний критерий личности, а не внешний социальный статус. Ему был интересен человек как таковой, а не его положение в обществе.

 В лучших своих рассказах Шукшин избавлен от морализаторства, его герои свободно рассуждают о самых злободневных вещах. Автор мастерски демонстрировал разнообразие человеческих типов: хвастливого пьяницы, бесшабашного молодого лихача, тороватого мужика, рассудительного хозяина и др.

 Но на первый план всегда выходил особый шукшинский тип, т. н. «чудик» или «шизя». Эти герои обладали неукротимым нравом, тягой к необыкновенному, неприятием официоза и усреднённости. Таковы Николай Князев из цикла рассказов «Штрихи к портрету», одержимый идеей «целесообразного государства», Моня Квасов из «Упорного», помешанный на создании вечного двигателя, Бронька Пупков из «Миль пардон, мадам!», заливающий каждому встречному-поперечному историю о своём участии в покушении на Гитлера, и пр.

 … Василий Шукшин скончался 2 октября 1974 года во время съёмок киноэпопеи режиссёра С. Ф. Бондарчука «Они сражались за Родину» вследствие обширного инфаркта. Смерть произошла в Волгоградской области на борту теплохода «Дунай», где жили актёры.

 По воспоминаниям Георгия Буркова, в третьем часу ночи Шукшин вышел на палубу, держась за сердце. Валидол не помог, штатного врача съёмочной группы на теплоходе не оказалось – он уехал на свадьбу. Шукшин лёг в своей каюте и велел другу уйти: «Нужен будешь – позову». Когда в двенадцатом часу дня заглянули в каюту, Шукшин был мёртв.

 Владимир Высоцкий, переживший друга всего на шесть лет, написал стихи в память о Василии Шукшине. Там есть такие строчки: «Ещё – ни холодов, ни льдин, земля тепла, красна калина, а в землю лёг ещё один на Новодевичьем мужчина. Должно быть, он примет не знал, народец праздный суесловит, смерть тех из нас всех прежде ловит, кто понарошку умирал…»

 Подготовил И. ДМИТРИЕВ.