Природный талант, уникальная харизма Василия Шукшина
13.12.2024
529

Василий Шукшин создал по-настоящему живую и запоминающуюся галерею героев
Василий Шукшин ещё при жизни завоевал народную любовь и признание. Природный талант, уникальная харизма и трудолюбие позволили парню из сибирской глуши стать своим во всех слоях советского общества, от простого рабочего до московского профессора. А герои его рассказов и фильмов: от деревенского краснобая Глеба Капустина до трагического Егора Прокудина – вошли в нашу жизнь и стали её неотъемлемой частью. В этом году сразу две даты – 95 лет со дня рождения Шукшина и 50 – с его смерти.
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в крестьянской семье в селе Сростки Алтайского края. Его отца Макара Леонтьевича (1912–1933) арестовали и расстреляли по решению особой тройки в апреле 1933 года, когда Васе не исполнилось и четырёх лет. Заботу о воспитании мальчика взяли на себя дед Леонтий Павлович Шукшин (1882–1960) и мать Мария Сергеевна (1909–1979), а позднее отчим Павел Николаевич Куксин (1905–1942), погибший на фронте.
С детства будущий писатель привык к тяжёлому крестьянскому труду: помогал старшим по хозяйству, работал в поле. Единственной отдушиной было чтение, к которому мальчик рано пристрастился. После окончания в 1943 году школы-семилетки в родных Сростках Василий поступил в Бийский автомобильный техникум, где проучился два с половиной года и который вынужден был оставить – по причине «непонимания поведения поршней в цилиндрах», как шутил сам Шукшин. В 1947 году он покинул родные места и отправился на заработки «на материк» – в Центральную Россию.
Василий трудился на заводах и стройках Калуги, Владимира, Подмосковья, перепробовал профессии разнорабочего, грузчика, маляра, такелажника. В 1949 году его призвали на срочную службу, которая проходила на Балтийском и Черноморском флотах.
В конце 1952 года старшего матроса-радиста Василия Шукшина комиссовали из-за обнаруженной язвы желудка, и он вернулся в родные Сростки. Весной 1953 года Василий экстерном сдал экзамены за курс средней школы, и при содействии местного начальства, заинтересованного в сохранении молодых кадров в селе, его назначили и. о. директора вечерней школы.
В 1954 году произошёл решительный поворот в биографии Василия Шукшина: он решил получить высшее образование и для поступления в институт уехал в Москву.
ФИЛЬМ О РАЗИНЕ СНЯТЬ НЕ УСПЕЛ
Известно, что молодой сибиряк подавал заявления сразу в три места: Литературный институт, Всесоюзный государственный институт кинематографии и Историко-архивный институт. Выдержав экзамены в два последних, Шукшин отдал предпочтение кинематографу и начал обучение на режиссёрском отделении у знаменитого М. И. Ромма.
Среди его однокурсников были А. А. Тарковский, А. Н. Митта, Ю. А. Файт, А. В. Гордон. И хотя в знания приходилось буквально «вгрызаться» – сказывалась нехватка общего образования – Шукшин стремительно прогрессировал.
По воспоминаниям очевидцев, на курсе сформировалось два выраженных полюса: часть студентов концентрировалась вокруг Андрея Тарковского, а часть – вокруг Василия Шукшина, которые негласно соперничали.
К годам студенчества относится серьёзное увлечение Шукшина писательством.
Его рассказы о крестьянской жизни появились на страницах журналов «Смена» и «Октябрь». Одновременно состоялся и дебют в большом кино – в 1958 году Шукшин снялся в главной роли фильма М. М. Хуциева «Два Фёдора».
В 1964 году Шукшин заявил о себе не только как актёр, но и как режиссёр. Картина «Живёт такой парень» вызвала зрительский интерес, положительные отклики критики. В 1965-м, когда Шукшин написал роман «Любавины», – свой первый опыт с большими формами – его приняли в Союз писателей.
С конца 1960-х творческая карьера Шукшина резко пошла в гору. Его фильмы, роли и книги неизменно находили преданных почитателей, его имя получило широкую известность.
Фильмы начала 1970-х гг. «Печки-лавочки» и особенно «Калина красная» только укрепили его авторитет. Творческая сила Василия Шукшина росла, впереди виделись новые цели, планы, свершения, но судьба
распорядилась иначе.
Из всех фильмов Шукшина-режиссёра особняком стоит «Калина красная» – несомненный шедевр советского кинематографа. Пронзительная история об уголовнике на жизненном распутье, гениально сыгранном самим Шукшиным, произвела неизгладимое впечатление на публику.
В первый год проката лента собрала более 60 млн зрителей и стала абсолютным лидером 1974 года. Журнал «Советский экран» признал «Калину красную» фильмом года, а Василия Шукшина – актёром года.
К сожалению, ранняя смерть и препоны со стороны руководителей советской киноиндустрии не позволили Шукшину снять задуманный масштабный фильм о восстании Степана Разина.
ШУКШИНСКИЙ ТИП
В своих произведениях и прежде всего в рассказах, Шукшин придерживался направления, известного как «деревенская проза», к которому принадлежали В. А. Солоухин, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов и другие.
Главным посылом этого неформального течения стало обращение к традиционным ценностям, поиск истины в вековом укладе, противостояние «городской» и «сельской» морали. Василий Шукшин, на себе не раз испытавший пренебрежение к выходцам из деревни со стороны рафинированных горожан, в своём творчестве протестовал против упрощённого взгляда на сельскую Россию, предпочитал внутренний критерий личности, а не внешний социальный статус. Ему был интересен человек как таковой, а не его положение в обществе.
В лучших своих рассказах Шукшин избавлен от морализаторства, его герои свободно рассуждают о самых злободневных вещах. Автор мастерски демонстрировал разнообразие человеческих типов: хвастливого пьяницы, бесшабашного молодого лихача, тороватого мужика, рассудительного хозяина и др.
Но на первый план всегда выходил особый шукшинский тип, т. н. «чудик» или «шизя». Эти герои обладали неукротимым нравом, тягой к необыкновенному, неприятием официоза и усреднённости. Таковы Николай Князев из цикла рассказов «Штрихи к портрету», одержимый идеей «целесообразного государства», Моня Квасов из «Упорного», помешанный на создании вечного двигателя, Бронька Пупков из «Миль пардон, мадам!», заливающий каждому встречному-поперечному историю о своём участии в покушении на Гитлера, и пр.
… Василий Шукшин скончался 2 октября 1974 года во время съёмок киноэпопеи режиссёра С. Ф. Бондарчука «Они сражались за Родину» вследствие обширного инфаркта. Смерть произошла в Волгоградской области на борту теплохода «Дунай», где жили актёры.
По воспоминаниям Георгия Буркова, в третьем часу ночи Шукшин вышел на палубу, держась за сердце. Валидол не помог, штатного врача съёмочной группы на теплоходе не оказалось – он уехал на свадьбу. Шукшин лёг в своей каюте и велел другу уйти: «Нужен будешь – позову». Когда в двенадцатом часу дня заглянули в каюту, Шукшин был мёртв.
Владимир Высоцкий, переживший друга всего на шесть лет, написал стихи в память о Василии Шукшине. Там есть такие строчки: «Ещё – ни холодов, ни льдин, земля тепла, красна калина, а в землю лёг ещё один на Новодевичьем мужчина. Должно быть, он примет не знал, народец праздный суесловит, смерть тех из нас всех прежде ловит, кто понарошку умирал…»
Подготовил И. ДМИТРИЕВ.
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в крестьянской семье в селе Сростки Алтайского края. Его отца Макара Леонтьевича (1912–1933) арестовали и расстреляли по решению особой тройки в апреле 1933 года, когда Васе не исполнилось и четырёх лет. Заботу о воспитании мальчика взяли на себя дед Леонтий Павлович Шукшин (1882–1960) и мать Мария Сергеевна (1909–1979), а позднее отчим Павел Николаевич Куксин (1905–1942), погибший на фронте.
С детства будущий писатель привык к тяжёлому крестьянскому труду: помогал старшим по хозяйству, работал в поле. Единственной отдушиной было чтение, к которому мальчик рано пристрастился. После окончания в 1943 году школы-семилетки в родных Сростках Василий поступил в Бийский автомобильный техникум, где проучился два с половиной года и который вынужден был оставить – по причине «непонимания поведения поршней в цилиндрах», как шутил сам Шукшин. В 1947 году он покинул родные места и отправился на заработки «на материк» – в Центральную Россию.
Василий трудился на заводах и стройках Калуги, Владимира, Подмосковья, перепробовал профессии разнорабочего, грузчика, маляра, такелажника. В 1949 году его призвали на срочную службу, которая проходила на Балтийском и Черноморском флотах.
В конце 1952 года старшего матроса-радиста Василия Шукшина комиссовали из-за обнаруженной язвы желудка, и он вернулся в родные Сростки. Весной 1953 года Василий экстерном сдал экзамены за курс средней школы, и при содействии местного начальства, заинтересованного в сохранении молодых кадров в селе, его назначили и. о. директора вечерней школы.
В 1954 году произошёл решительный поворот в биографии Василия Шукшина: он решил получить высшее образование и для поступления в институт уехал в Москву.
ФИЛЬМ О РАЗИНЕ СНЯТЬ НЕ УСПЕЛ
Известно, что молодой сибиряк подавал заявления сразу в три места: Литературный институт, Всесоюзный государственный институт кинематографии и Историко-архивный институт. Выдержав экзамены в два последних, Шукшин отдал предпочтение кинематографу и начал обучение на режиссёрском отделении у знаменитого М. И. Ромма.
Среди его однокурсников были А. А. Тарковский, А. Н. Митта, Ю. А. Файт, А. В. Гордон. И хотя в знания приходилось буквально «вгрызаться» – сказывалась нехватка общего образования – Шукшин стремительно прогрессировал.
По воспоминаниям очевидцев, на курсе сформировалось два выраженных полюса: часть студентов концентрировалась вокруг Андрея Тарковского, а часть – вокруг Василия Шукшина, которые негласно соперничали.
К годам студенчества относится серьёзное увлечение Шукшина писательством.
Его рассказы о крестьянской жизни появились на страницах журналов «Смена» и «Октябрь». Одновременно состоялся и дебют в большом кино – в 1958 году Шукшин снялся в главной роли фильма М. М. Хуциева «Два Фёдора».
В 1964 году Шукшин заявил о себе не только как актёр, но и как режиссёр. Картина «Живёт такой парень» вызвала зрительский интерес, положительные отклики критики. В 1965-м, когда Шукшин написал роман «Любавины», – свой первый опыт с большими формами – его приняли в Союз писателей.
С конца 1960-х творческая карьера Шукшина резко пошла в гору. Его фильмы, роли и книги неизменно находили преданных почитателей, его имя получило широкую известность.
Фильмы начала 1970-х гг. «Печки-лавочки» и особенно «Калина красная» только укрепили его авторитет. Творческая сила Василия Шукшина росла, впереди виделись новые цели, планы, свершения, но судьба
распорядилась иначе.
Из всех фильмов Шукшина-режиссёра особняком стоит «Калина красная» – несомненный шедевр советского кинематографа. Пронзительная история об уголовнике на жизненном распутье, гениально сыгранном самим Шукшиным, произвела неизгладимое впечатление на публику.
В первый год проката лента собрала более 60 млн зрителей и стала абсолютным лидером 1974 года. Журнал «Советский экран» признал «Калину красную» фильмом года, а Василия Шукшина – актёром года.
К сожалению, ранняя смерть и препоны со стороны руководителей советской киноиндустрии не позволили Шукшину снять задуманный масштабный фильм о восстании Степана Разина.
ШУКШИНСКИЙ ТИП
В своих произведениях и прежде всего в рассказах, Шукшин придерживался направления, известного как «деревенская проза», к которому принадлежали В. А. Солоухин, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов и другие.
Главным посылом этого неформального течения стало обращение к традиционным ценностям, поиск истины в вековом укладе, противостояние «городской» и «сельской» морали. Василий Шукшин, на себе не раз испытавший пренебрежение к выходцам из деревни со стороны рафинированных горожан, в своём творчестве протестовал против упрощённого взгляда на сельскую Россию, предпочитал внутренний критерий личности, а не внешний социальный статус. Ему был интересен человек как таковой, а не его положение в обществе.
В лучших своих рассказах Шукшин избавлен от морализаторства, его герои свободно рассуждают о самых злободневных вещах. Автор мастерски демонстрировал разнообразие человеческих типов: хвастливого пьяницы, бесшабашного молодого лихача, тороватого мужика, рассудительного хозяина и др.
Но на первый план всегда выходил особый шукшинский тип, т. н. «чудик» или «шизя». Эти герои обладали неукротимым нравом, тягой к необыкновенному, неприятием официоза и усреднённости. Таковы Николай Князев из цикла рассказов «Штрихи к портрету», одержимый идеей «целесообразного государства», Моня Квасов из «Упорного», помешанный на создании вечного двигателя, Бронька Пупков из «Миль пардон, мадам!», заливающий каждому встречному-поперечному историю о своём участии в покушении на Гитлера, и пр.
… Василий Шукшин скончался 2 октября 1974 года во время съёмок киноэпопеи режиссёра С. Ф. Бондарчука «Они сражались за Родину» вследствие обширного инфаркта. Смерть произошла в Волгоградской области на борту теплохода «Дунай», где жили актёры.
По воспоминаниям Георгия Буркова, в третьем часу ночи Шукшин вышел на палубу, держась за сердце. Валидол не помог, штатного врача съёмочной группы на теплоходе не оказалось – он уехал на свадьбу. Шукшин лёг в своей каюте и велел другу уйти: «Нужен будешь – позову». Когда в двенадцатом часу дня заглянули в каюту, Шукшин был мёртв.
Владимир Высоцкий, переживший друга всего на шесть лет, написал стихи в память о Василии Шукшине. Там есть такие строчки: «Ещё – ни холодов, ни льдин, земля тепла, красна калина, а в землю лёг ещё один на Новодевичьем мужчина. Должно быть, он примет не знал, народец праздный суесловит, смерть тех из нас всех прежде ловит, кто понарошку умирал…»
Подготовил И. ДМИТРИЕВ.