Фестиваль «Таланты земли Ульчской» всегда проводится с размахом
17 января 1933 года, то есть 90 лет назад, на карте Хабаровского края появился Ульчский район, который состоял из бывших Больше-Михайловского, Ульчско-Негидальского, Нижне-Тамбовского образований.
Правда, эту дату жители района обычно отмечают летом: в районном центре - селе Богородском - проводится традиционный фестиваль «Таланты земли Ульчской».
Всё начиналось ещё в ХVII веке
Между тем первые известия русских об ульчах относятся еще к ХVII веку. В “отписках” русских казаков-землепроходцев они значатся как нгатки и лонки.
Ульчи принадлежали к десятку родов со звучными фамилиями (Тумали, Чорули, Баяусали, Вальдю, Ольча, Дечули, Килер, Бельды, Удзяли, Оросугбу, Ходжер, Джаксор, Дзятала, Пильдунча, Куйсали), у которых были свои духи.
Село Булава считается неофициальной столицей Ульчии. Здесь расположен уникальный музейный комплекс под открытым небом. Ульчский зимник - харгу; амбар на сваях - такту; сруб, где держали медведя, - кори; сруб для хранения костей медведя - кэрэн; площадка для ритуального убийства медведя - арачу.
Только представьте себе! Идешь с ребенком в музей в надежде, что семена разумного, доброго, вечного дадут плоды. И на тебе!
На вопрос, что запомнилось из всех экспонатов, он отвечает, что дух леса. Сэвэн, который, видите ли, имеет остроконечную голову, кривые ноги с копытами, черное лицо. Еще космичнее Дух огня. Он выполнен в виде конуса с дырочками вместо рта и глаз.
Им вовсе не все равно, что в краях наших происходит. И всегда придут на помощь к человеку столь же неравнодушному - слово надо знать. Тогда можно одолеть любую напасть - людского ли она происхождения, потустороннего ли.
Так описывал духа ульчей Бочо Владимир Арсеньев:
«На самом видном месте стоит огромный севохи - мангни, именно тот, которому служит шаман. У него на груди сделаны изображения металлических зеркал. В них отражаются злые духи. Мангни пустотелый, что означает голод. Он должен пожрать черта.
Сердце сделано в виде птицы. Оно должно трепетать. Сбоку - изображение жабы. На ногах вырезаны ящерицы - символы быстрого движения.
Руки обернуты змеями, чтобы они не были ломкими; на руках - шесть пальцев. Рядом с мангни стоят два его помощника об одной ноге. На голове у них огромные пешни вроде мечей. Они без рук, чтобы всю силу удара могли сосредоточить в голове…»
Загадочные шары Сучу
Мир облетела новость: ученые в результате изучения геномов жителей Дальнего Востока обнаружили в Приамурье народ, представители которого являются потомками древних охотников.
Останки древних людей, возраст которых более 7000 лет, были найдены в прошлом веке в пещере Чертовые Ворота в Приморском крае. Специалисты установили, что их «отцами» являются ульчи.
Китайские летописи упоминают населявшие побережье Нижнего Амура племена задолго до Рождества Христова. Территория их расселения простиралась на севере до реки Жо-шуй (древнее китайское название Амура), на востоке до Да-Хай - Великого моря (предположительно Японского).
В составе ульчей имелись роды разного происхождения (нивхского, нанайского, орочского, айнского); в этом «котле» приамурских народов ульчи единственны.
В районном музее лежат шары, найденные на острове Сучу, датированные археологами 4-3 тысячелетием до н. э., барельеф буддийской кумирни из села Тыр первой половины XV века и другие древнейшие экспонаты.
В окрестностях сел обнаружены стоянки первых людей, множество достопримечательностей. Например, в национальном селе Калиновка на берегу Амура найден камень с древними петроглифами, а близ села Мариинского - женские личины, похожие на статуэтку Венеры из Кондона. У всех на слуху Тырский утес со знаменитой пушкой.
На месте села Богородского до прихода русских располагалось ульчское стойбище Тенча (на русский язык это название переводится как «люди, живущие за поворотом»), жили в нем представители двух родов - Хатхил и Ходжер.
Первые плоты с переселенцами проплыли мимо этого стойбища. Ниже по Амуру русские облюбовали более привлекательное место и основали здесь Михайловку (ныне село Михайловское).
Свое название оно получило от имени старшего на сплаве. А в Тенча притормозил другой плот, следующий за ними, на нем находилось пять русских семей.
Первые дома здесь закладывали Максим Иванович Мальцев, Семен Егорович Дроздов, Артамон Симонов и три брата Вьюшковых - Епифан, Федор и Семен, представлявших две самостоятельные семьи.
Золотая лихорадка
В 1853-1855 годах на высоком правом берегу великой реки были заложены первые посты и станицы. Прибывшие на Амур иркутские крестьяне основали села Иркутское и Михайловское.
Солдаты линейных частей приняли участие в строительстве Мариинского поста. Пешие казаки основали станицу в существующих ульчских селениях Кизи и Сучу (так на Дальнем Востоке закладывались основы Амурского казачьего войска).
Были подняты Воскресенское, Ново-Михайловское и Сергеевское поселения. В заливе Де-Кастри, открытом еще в 1787 году французским мореплавателем Лаперузом, на месте стойбища Нангмар был основан Александровский военный пост, который положил начало будущему русскому поселению Де-Кастри и его морскому торговому порту.
Обустраивалось Богородское трудно и очень медленно. Достаточно сказать, что даже через 56 лет (в 1911 году) в нем проживали только 34 семьи.
Распаханные под посевы луга часто затопляли высокие амурские паводки. Земля, отвоеванная у вековой тайги, родила плохо. Люди занимались в основном лесными промыслами, рыбной ловлей и почтовыми перевозками (почтовое сообщение по Амуру было открыто в 1856 году).
С образованием в 1872 году первого промышленного предприятия волости - Удыльского золотодобывающего прииска - они включились еще и в старательство. В ХIХ и начале ХХ столетия старательство на Нижнем Амуре было чрезвычайно популярным у русского населения.
По отчетам инженеров Приморского горного округа, здесь насчитывалось 20 приисков, на которых с 1873-го по 1917 год было добыто 9,5 тонны золота. Львиная доля его приходилась на Ново-Удыльское и Первое Удыльское товарищества.
С развитием добычи драгоценного металла в селе появились перекупщики и купцы, открывавшие торговые лавки. На начало ХХ века в Богородском существовало пять таких лавок. Действовали здесь миссионерская школа и небольшая рубленная из лиственницы церковь.
Богородское, как и другие поселения территории Нижнего Амура, входило в состав Больше-Михайловской волости Удского уезда, которая в первые годы советской власти была переименована в Больше-Михайловский район.
От 1930-х годов до наших дней
В мае 1934 года Ульчский район вошел в состав вновь образованной Нижне-Амурской области. В октябре 1938-го Нижне-Амурская область отошла к Хабаровскому краю.
23 января 1956 года область была упразднена в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 января 1956 года, а ее районы, в том числе и Ульчский, вошли в состав Хабаровского края.
В феврале 1963 года на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года и решения Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 14 февраля 1963 года № 87 «Об укрупнении сельских районов и образовании промышленных районов в крае» Ульчский район был слит с частью Тахтинского района и преобразован в Ульчский промышленный район.
На его территории в январе 1965 года образован Ульчский район с центром в с. Богородском на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР и решения исполкома Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 14 января 1965 года № 20.
В декабре 1991 года полномочия райисполкома переданы вновь созданной администрации Ульчского района.
Александр САВЧЕНКО.
Спасибо, Ваш комментарий отправлен.
Нет комментариев