Там, где багряное солнце встаёт
поиск
19 сентября 2025, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Там, где багряное солнце встаёт

19.07.2019
Просмотры
424
Мы продолжаем публикацию глав из книги  военного историка Александра Филонова «Евразия. Дорогами Великой Победы». В них  приводятся  малоизвестные факты дальневосточной истории.
Летом 1931 года И. В. Сталин направил в командировку на Дальний Восток наркома К. Е. Ворошилова. Выполнению широкого круга задач, поставленных перед ним, был подчинен маршрут его поездки по региону, который проходил не только по железной дороге, но и по реке Амур и Тихоокеанскому побережью Дальневосточного края.
Тихоокеанский форпост
Прибыв в Хабаровск 19 июля, нарком в тот же день на мониторе Краснознаменной Амурской военной флотилии отправился вниз по Амуру. В поездке наркома сопровождал инспектор морских сил РККА Р. А. Муклевич. По воспоминаниям одного из участников учебно-боевого похода, когда они находились у села Пермское, К. Е. Ворошилов, стоя на мостике монитора, сказал Муклевичу: «Вот ты хочешь расширять «Дальзавод» во Владивостоке, а это будет под боком у Японии. Стройте здесь завод…». В этой связи вспоминается указание Н. Н. Муравьева о закладке Хабаровки в районе Амурского утеса.
После посещения Маго, Нико­лаевска-на-Амуре, Чнырраха, Советской Гавани, бухты Светлая 29 июля на флагмане пограничного флота сторожевом корабле «Воровский» К. Е. Ворошилов прибыл во Владивосток. Несколько дней провел в Никольске-Уссурийском и его окрестностях, побывал на шахтах Сучана, после чего вернулся в Хабаровск, совершив своего рода «кругосветку» по Дальневосточному краю. После этого поездом отправился в город Благовещенск, стоящий на самой границе с Маньчжурией.
Во время отсутствия Ворошилова И. В. Сталин получил ценную информацию о планах Японии на Дальнем Востоке. В июле 1931 года на стол генсеку легли перехваченные советской разведкой секретные японские документы - «Резюме беседы посла Хирота с генерал-майором Харада» (1 июля 1931 г.) и «Конспект доклада, сделанный его превосходительством генерал-майору Харада».
Читая небольшое резюме беседы японского посла в СССР с известным в Японии генералом, Сталин подчеркнул карандашом следующие слова: «Считаю необходимым, чтобы Япония стала на путь твердой политики в отношении Советского Союза, будучи готовой начать войну в любой момент». И далее он прочитал: «Кардинальная цель этой войны должна заключаться не столько в предохранении Японии от коммунизма, сколько в завладении советскими Дальним Востоком и Восточной Сибирью». Последние четыре слова генсек подчеркнул.
Итоги поездки наркома на Дальний Восток и японские документы укрепили советское руководство в необходимости ускоренного решения вопроса по созданию на Нижнем Амуре нового центра оборонной промышленности.
Рекогносцировка района будущего промышленного центра была поручена первому заместителю наркома по военным и морским делам Я. Б. Гамарнику.
В начале 1932 года, когда заканчивалась двухмесячная командировка Гамарника на Дальний Восток как председателя комиссии ЦК ВКП (б) и СНК по вопросам его обороноспособности, ему совершенно неожиданно предложили задержаться еще месяца на два. В Хабаровске по прямому проводу состоялся важный разговор с Москвой. Центральный комитет партии и Совнарком поручили Гамарнику подыскать в нижнем течении Амура место для нового города, чтобы построить в нем судостроительный и авиационный заводы.
Для решения этой ответственной задачи была создана под руководством Я. Б. Гамарника комиссия, в которую вошли секретарь крайкома партии С. А. Бергавинов, инспектор Военно-морских сил Р. А. Муклевич, члены Реввоенсовета ОКДВА А. И. Мезис и Р. А. Таиров, начальник строительства И. А. Каттель и другие руководящие работники и специалисты. Члены комиссии решили до с. Пермское добираться по льду Амура на машинах. С большим трудом преодолев часть пути, у с. Троицкое впервые встретили местных жителей, которые и сообщили, что дальше проехать нельзя, можно утонуть. Гамарник по радио попросил командующего ОКДВА В. К. Блюхера прислать самолет.
Так они добрались до села Пермское, и, находясь там двое суток, комиссия тщательно изучала оба берега Амура, стараясь найти наилучшее место для расположения будущего города. Когда же в Хабаровске члены комиссии принимали окончательное решение, на каком месте, на каком берегу Амура строить новый город, между Гамарником и Бергавиновым возникли разногласия. У каждого был свой резон. Не договорившись, они обратились в Москву. На исходе третьих суток пришла телеграмма, утвердившая предложение Гамарника строить город на левом берегу.
В этой связи напомним и о ведомственных противоречиях. Начальник строительства И. А. Каттель перед выездом в Хабаровск около двух месяцев работал в Москве и Ленинграде по согласованию многочисленных вопросов будущей грандиозной стройки на Дальнем Востоке. С Москвы он убыл с планами строительства заводов на площадке у села Воронежского под Хабаровском.
Комсомольску процветать от всемирных столиц вдалеке
Под Читой И. А. Каттелю вручили две правительственные телеграммы, содержание которых поразило всю его команду. В первой за подписью И. В. Сталина предлагалось перенести стройку в сторону Николаевска-на-Амуре, не ближе 400 километров от Хабаровска.
И. А. Каттель вспоминал, что телеграмма произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Все надо было начинать сначала, по новой площадке делать расчеты, продумывать и разрабатывать вновь, не имея исходных данных.
С переносом строительства изменялись и сроки его. Успешно начатая разработка планов организации работ рухнула, но поезд продолжал мчаться на восток, и в каждом перестуке колес как бы слышался призыв - действовать, действовать. В совместной работе поднялось настроение, вернулось спокойствие, крепла готовность работать, работать и работать.
Всех специалистов беспокоила одна мысль - о выборе новой площадки: ведь там, на диком севере, таежная глухомань. Как туда добираться? Железной дороги нет, а навигация в нижнем течении Амура всего 145 дней в году. Но если такое решение принято, значит, этого требовали интересы страны, ведь прежняя площадка в селе Воронежском совсем недалеко от границы, а японцы уже вышли на советскую границу и пограничные инциденты учащались.
Так в сложной обстановке зарождался новый город. Это и яркий пример преемственности в региональной геостратегии: в царское время село Пермское рассматривалось как площадка для создания региональных оборонных предприятий и узел путей сообщения.
На заре советского периода идея не только сохранилась, но и была реализована в форме создания регионального центра военно-промышленного комплекса. При этом преобладали военно-стратегические факторы над народно-хозяйственной целесообразностью. Особенно они стали актуальными после конфликта на КВЖД (1929 г.) и оккупации недалекой Маньчжурии японской Квантунской армией (1931 г.).
Не рассматривая подробно весь комплекс, напомним лишь об особо значимых мероприятиях правительства по подготовке «восточного крыла» Советского Союза к будущей войне: создание военно-промышленного потенциала на базе специально построенного в короткие сроки города Комсомольска-на-Амуре и на других предприятиях региона, что позволило уже в середине 30-х годов и с началом войны обеспечить выпуск нескольких десятков наименований вооружения и боевой техники, включая самолеты и корабли.
В январе 1932 года советским правительством было принято решение о строительстве новой железной дороги, получившей название «Байкало-Амурская магистраль». Строилась она долго и с перерывами. Ныне от Байкала через Комсомольск она выходит в океанские порты на берегу Татарского пролива.
Уже на стадии проектирования этой магистрали строящийся Комсомольск-на-Амуре был определен как её опорный пункт.
В каждую поездку на Дальний Восток Полномочный представитель партийно-политического руководства СССР в Дальневосточном крае Я. Б. Гамарник старался посетить стройку на Амуре, на которой, впрочем, среди строителей города появились и военные, и заключенные. Здесь, в бараках, клубах, на рабочих местах, он беседовал со строителями, выяснял их нужды, выслушивал претензии и просьбы, разъяснял ситуацию.
В августе 1933 г. строительную площадку на Амуре Я. Б. Гамарник посетил вместе с инспектором Военно-морских сил РККА Р. А. Муклевичем, секретарем крайкома партии Л. И. Лаврентьевым и председателем Далькрайисполкома Г. М. Круговым.
После того, как они познакомились и побеседовали с людьми и осмотрели площадки, состоялось собрание актива стройки, на котором с краткими сообщениями выступили начальник стройки Каттель, главный инженер Марченко, начальник гидростроя Салов, секретарь парткома Плеханов, секретарь комитета ВЛКСМ Эрлих.
Выступивший на собрании Ян Гамарник сказал: «Партия и правительство уделяют огромное внимание вашему строительству, потому что оно имеет исключительное значение не только для Дальневосточного края, но и для всей нашей страны. Страна дала очень много вашему строительству - транспорт, механизмы, оборудование.
Сейчас форсируются изыскательские работы по прокладке шоссейной дороги Хабаровск - Комсомольск. Принимаются меры к организации бесперебойной автосвязи с Комсомольском в зимнее время по льду. Отпущено немало средств и намечен ряд других мероприятий, направленных на облегчение и ускорение строительства. Нет сейчас в ДВК таких строек, которым партия и правительство уделяли бы большее внимание, чем вашей стройке! Сейчас самыми важными точками в ДВК являются Владивосток и Комсомольск».
В этот год получила новый импульс и стройка Комсомольского-на-Амуре авиационного завода. Она вошла в историю страны как символ самоотверженности и таланта наших соотечественников, сумевших в непостижимо короткие сроки в глухой тайге построить мощное предприятие и обеспечить ему статус флагмана авиационной промышленности. Сегодня трудно представить, что заложенный в июле 1934 года завод менее чем через два года выдал свою первую продукцию - самолет Р-6. А уже в 1936 году молодой коллектив готовился к выпуску дальних бомбардировщиков ДБ-3Ф, которые в годы войны оправдали свое назначение.
В годы войны и позже недалеко от Комсомольска появился поселок Эльбан, а позже и город Амурск. Очевидно, мы не погрешим против истины, если подчеркнем, что хребет всей экономики Дальнего Востока - оборонная промышленность, максимально сосредоточена в этих пунктах.
Чем длиннее временная дистанция, отделяющая от военных лет, тем очевиднее становится понимание того, что историческая память о всенародном ратном, трудовом и нравственном подвиге в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и войны против милитаристской Японии - это ценнейшее национальное достояние современной России.
Весомый вклад в достижение советским народом Великой Победы внесли труженики самого отдаленного от центра Хабаровского края. Под лозунгом «Превратить ДВК в форпост СССР на Тихоокеанском побережье» в предвоенное десятилетие немало было сделано в военно-стратегическом укреплении Дальневосточного региона.
В противовес японской Квантунской армии, расположившейся в Маньчжурии, на советском Дальнем Востоке дислоцируются подготовленные части Дальневосточной армии, создается Тихоокеанский флот и укрепляется граница. Одновременно реализовывалась правительственная программа создания в регионе промышленной базы по производству современной военной техники. Но до начала войны далеко не все из запланированного удалось сделать.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Дальний Восток и Забайкалье являлись арсеналом по производству оружия и боевой техники, которые производились не только на оборонных заводах, но и на многих гражданских предприятиях, переоборудованных для этих целей.
За эти годы, при общем снижении объема промышленного производства по стране на 9%, здесь он увеличился на 40%, в том числе продукции оборонного назначения - в 5 раз. Львиная доля сложной оборонной продукции была произведена в Комсомольске.
Здесь сосредоточена существенная часть оборонной и перерабатывающей промышленности Дальнего Востока. И именно Комсомольск-на-Амуре - единственный в мире город, где выпускают самолеты пятого поколения.
За заслуги перед страной и регионом Комсомольск-на-Амуре удостоен звания - «Город трудовой славы».