Яркая и удивительная комета по имени Лидия

10.03.2023 | Из истории современности | 7м. 55 c. | 601
Яркая и удивительная комета по имени Лидия
Лидия Славутская умела притягивать к себе людей

Она мечтала стать артисткой, сколько себя помнила. Маленькая девчушка с горящими глазами любила петь, танцевать, проникновенно читала стихи. Жизнь сложилась так, что артисткой она так и не стала. Зато талант ее в полной мере раскрылся в режиссуре. Это я о Лидии Яковлевне Славутской, которая более 40 лет проработала на Хабаровской студии телевидения. Передачи «Театральная гостиная» и «Киноэкран» и другие - ее рук дело.

 Сейчас таких, увы, не делают.

11 марта Лидии Яковлевне исполнилось бы девяносто. В последний раз мы с ней общались пять лет назад, в преддверии Международного дня театра. Она уже сильно болела, поэтому интервью мы устроили по телефону.

«Сейчас вот проголосую на выборах за президента России и лягу в больницу», - сказала как бы между прочим Славутская. Я еще тогда подумал: какое уникальное это поколение, которому, как поется в старой песне, «не личное главное, а сводки рабочего дня». Увы, той же весной 2018-го Лидия Яковлевна ушла из жизни. 

… Мы познакомились с ней незадолго до 70-летия Хабаровского краевого театра драмы. Хотя нет, дело было не совсем так. В преддверии юбилея я подготовил несколько материалов про ветеранов драмы. А потом раздался звонок от самой Славутской: мол, вы интересно все написали, но и мне есть что сказать про этот театр и его актеров, многих из которых Лидия Яковлевна знала лично (а с той же Еленой Паевской даже дружила).

А настоящее знакомство состоялось уже на самом праздновании 70-летия театра. Помнится, мы как-то сразу с ней спелись. Моя жена, которая присутствовала при первой нашей встрече с легендой, до сих пор вспоминает, как Лидия Яковлевна ей сказала: «Я влюблена в вашего мужа!» Признаюсь, эта любовь была взаимна.

Ну а теперь вспомним Лидию Славутскую. И помолчим…

«Говорят, что за графу не пустили пятую…»

- Детство у меня было, конечно, не сахар, - вспоминала Лидия Яковлевна. - Когда мне исполнилось восемь лет, грянула война. Мы жили в Челябинске. Папа ушёл на фронт и прошёл всю войну. Я уже тогда активно участвовала в самодеятельности, в школе у нас был театральный кружок, где мы ставили пьесы.
Время, понятно, было трудное, голодное, но кое-что перепадало. Например, за победу на школьной олимпиаде в качестве приза девчушка получала талон на туфельки или отрез на платье. А ещё у них во время войны образовалась тимуровская команда.

- Мы со сверстниками работали контролёрами в кинотеатре, а перед сеансами давали концерты, - рассказывала она. - Кроме того, выступали в госпитале перед ранеными бойцами, шефствовали над военными отрядами, которые проходили реабилитационный период в санатории «Чебаркуль». До сих пор перед глазами лица тех молодых ребят. Увы, многие из них не дожили до мая 1945 года.

Так получилось, что вместе с Лидой в челябинской школе училась будущая актриса Малого театра Констанция Роек. Славутской учителя тоже пророчили большое будущее. «Это наша вторая Роек», - говорил директор школы, вручая Лидии аттестат зрелости. И девушка отправилась покорять Москву и поступила в ГИТИС.

- Я была на седьмом небе от счастья: наконец сбылась моя мечта, - продолжала Лидия Яковлевна. - Однако проучилась полтора года, а потом (дело было в 1952-м) вышел указ об отчислении из вузов студентов с «неправильной» графой о национальности.

Любимый педагог Платон Владимирович Лесли посоветовал ей продержаться в Москве до следующего года: «Девочка, когда всё уляжется, на следующий год мы тебя обязательно возьмём опять, ты только не уезжай». Устроил в массовку на «Мосфильм». Но дома узнали об отчислении, приехали родственники и, несмотря на протесты и слёзы Лиды, увезли ее в Челябинск.

Полюбила пограничника

И вот снова Урал, где она поступила в педагогический институт на филфак, продолжая свою артистическую деятельность: играла в студенческом театре, пела.

После пединститута поехала преподавать русский язык и литературу на станцию Карталы. Работала в школе, потом в железнодорожном техникуме.

- Здесь тоже занималась творчеством, - говорила Славутская. - Стала читать и разучивать со своими воспитанниками стихи. Потом мне предложили организовать хор. Мы подготовили концертную программу, которая на областном смотре художественной самодеятельности заняла первое место. А меня наградили путёвкой на международный фестиваль молодёжи и студентов, который проходил в 1957 году в Москве.

Как же Лидия оказалась на Дальнем Востоке? Дело в том, что к тому времени в Хабаровск с новой семьёй переехала мама и стала звать дочь к себе. Славутская побывала у нее в гостях, осмотрелась и познакомилась с пограничником Алексеем. Это была, как говорят в таких случаях, любовь с первого взгляда.

- Лёша сделал мне предложение, но я уехала в Челябинск, решила проверить чувства, - вспоминала потом Лидия Яковлевна. - На следующий год уже приехала сюда навсегда. Немного помотались по гарнизонам, пока окончательно не осели в Хабаровске.

Найти работу по специальности Лидия не смогла. Зато прослышала о наборе в радиотеатр и рванула туда. Затем поступила в театральную студию при театре драмы, где училась с будущим народным артистом России Игорем Желтоуховым.

Настоящей же отдушиной для девушки стал знаменитый в ту пору народный театр при заводе «Дальэнергомаш», где Славутская активно играла, а иногда ей доверяли даже самой что-то срежиссировать. 

Спектакли и встречи со звёздами

В 1960 году в Хабаровске открылась студия телевидения, а с лета 1961-го она стала вторым домом для Славутской.

- Вначале меня сватали в дикторы, но я от этого предложения сразу отказалась, - рассказывала Лидия Яковлевна. - Мне хотелось что-то выдумывать, творить. Литературно-драматическая передача мне сразу приглянулась.

Первые передачи, первые фильмы, первые ошибки и открытия, и снова поиски, поиски… Потом была учёба во Владивостоке, где при институте искусств открылось отделение по специальности «Режиссёр телевидения».

Её дипломный четырёхсерийный спектакль «Жди моего звонка», за который строгие экзаменаторы поставили пятёрку, стал первым сериалом на нашем телевидении и одновременно первым детективом. Выпуск данной «эпопеи» сопровождало много нелепых треволнений, связанных с диктатом чиновников, курировавших тогда творческий процесс, но при этом мало что в нём понимавших.

За время своей профессиональной деятельности Лидия Славутская сняла множество спектаклей. И каждый ей дорог по-своему. 

- Я была в тесном контакте со всеми театрами Хабаровска, со многими артистами нас связывали не только деловые, но и дружеские отношения, - вспоминала она. - Игоря Желтоухова считала своим младшим братом. Вадима Гоголькова - создателя «Триады» - застала ещё школьником. Очень тепло всегда общалась с актёрами театра драмы Еленой Паевской, Мирославом Кацелем, Валерием Шавриным, Виктором Михайловым…

Телевизионную версию «Светлой пристани», продолжала Лидия Яковлевна, мы сделали в память о Валерии Шаврине. На девятый день после кончины Валерия Александровича все артисты, которые были заняты в этом спектакле, собрались у меня и сказали: «Давайте поставим его на телевидении». И мы сделали это.

Особое место в творчестве Славутской занимают встречи со звёздами. Ведь в те времена на гастроли в Хабаровск кто только ни приезжал. И каждого известного актёра Лидия Яковлевна старалась пригласить в свою «Театральную гостиную».

- Раньше столичные театры гостили у нас по целому месяцу, - рассказывала Славутская. - Например, в 1965 году событием культурной жизни краевой столицы стал приезд к нам Театра Советской Армии. Мне тогда удалось записать и показать девять спектаклей, это почти весь репертуар! Кроме того, почти каждый вечер в эфире была встреча с кем-нибудь из актёров или режиссёров. А творческий вечер с легендарным Владимиром Зельдиным мы записывали прямо на берегу Амура.

Запомнились ей на всю жизнь встречи и с другими известными артистами - Михаилом Ульяновым, Евгением Матвеевым, Андреем Поповым, Руфиной Нифонтовой, Иннокентием Смоктуновским… Смоктуновский, правда, оказался довольно капризным и долго не шёл на контакт, но под напором Славутской всё-таки сдался.

Также Лидия Яковлевна вела передачи о художниках, скульпторах, музыкантах, писателях, объединённые в цикл «ЛИК» (литература, искусство, культура), и поэтические, которые со временем вылились в небольшие зарисовки, составившие цикл под названием «Несиюминутное».

А ещё у неё был свой курс под названием «Режиссёр телевидения» в Хабаровском институте культуры. Интересно, как эта маленькая, но очень энергичная женщина везде успевала?

Низкий поклон вам, Учитель!

Как известно, человек жив, пока о нем помнят. У Лидии Яковлевны было много друзей, коллег, учеников, которые с теплотой отзываются о ней. Жаль, газетная площадь не позволяет предоставить слово всем тем людям, которые ценили, восхищались, любили, уважали эту удивительную женщину.

- В моей жизни Лидия Яковлевна Славутская была словно какая-то комета, которая пролетела ярко, образно, заметно, - рассказывает заслуженная артистка России, народная артистка Хабаровского края Татьяна Гоголькова. - Она была моим учителем, наставником, старшим другом, даже мамой. Лидия Яковлевна очень многое мне дала и в профессии, и в житейских делах.

Скажу больше: она открыла меня для… меня же самой. Мы с Лидией Яковлевной знакомы с 1970 года. Я училась тогда в институте культуры, а она очень любила бывать у нас на экзаменах режиссерского курса и постоянно что-то для себя подсматривала, какие можно эпизоды для работы взять.

Помню, мы ставили спектакль «Мальчиш-Кибальчиш». Славутская потом сделала из него телевизионный спектакль. После этого она мне сказала: «А вот за тобой, доча, я теперь буду следить постоянно». И ведь действительно отслеживала мой творческий путь.

Это вообще было любимым занятием Лидии Яковлевны. Если ей понравится какой-нибудь молодой актер, то она будет обязательно смотреть, как он растет и развивается. Может дать ему какой-то совет.

Еще у нас с Лидией Яковлевной было любимое занятие - в 11 часов вечера, когда уже все дела сделаны, мы подолгу с ней разговаривали по телефону. Если я на кого-то жаловалась, она говорила: «Никогда никому не мстить, не докучать. Просто анализируем, делаем выводы и на этом успокаиваемся». У нас с ней даже был свой пароль «Наблюдаем» (улыбается).

Лидия Яковлевна сделала ряд прекрасных передач, которых сейчас и в помине нет на телевидении. В некоторых из них я принимала участие. Читала Анну Ахматову, Людмилу Миланич и Пушкина - три передачи такие.

Мы, театралы, за глаза называли Славутскую ласково Лилёк. Впрочем, Игорь Желтоухов на правах старого знакомого ей так и говорил: «Знаешь что, Лилёк…»

- Про Лидию Яковлевну говорить можно очень долго и много, - это уже точка зрения Натальи Москвитиной, коллеги Славутской по Хабаровскому государственному институту культуры. - Меня связывала с ней длительная дружба. А познакомились мы, когда я была студенткой, а она вела «Литературную гостиную на телевидении» и нас записывала для передачи - мы читали наши работы.

После окончания вуза я осталась в институте и одно время даже работали с ней на одном курсе. Даже когда Лидия Яковлевна ушла на пенсию, она все равно продолжала сотрудничать с кафедрой сценической речи. А еще Славутская очень долго являлась председателем жюри нашего конкурса, который проходит уже очень много лет в первую субботу апреля. Любила она наш институт, а каких замечательных ребят выпустила!

- Лидия Яковлевна для меня была как бабушка, - вспоминает режиссер Денис Вишневский. - Всегда поражали ее волосы - то они были мандаринового цвета, то ярко-фиолетового, то рыжего, то красного. «А что вы думали, - говорила она, - я ведь у вас кислотная бабка!»

Мы познакомились в институте культуры, куда я приехал поступать в 1999 году. Как сейчас помню нашу первую встречу. Иду по коридору. Навстречу - женщина в каких-то разноцветных одеждах, в большой шляпе, на шее куча цепей, все руки в браслетах…

Смотрит на меня снизу вверх (я-то двухметрового роста, а она маленькая) и говорит: «Молодой человек, а у вас в носу полипы». Думаю, какие полипы, кто вы вообще такая? А потом я узнал, что это наш основной преподаватель. Было забавно.

Учила строго, суровая даже была, но такая Лидия Яковлевна была только по отношению к лентяям. Потому что она крайне требовательной была. «Не любят меня только те, кто не хочет работать», - любила повторять она.

Очень благодарен нашей очаровательной бабушке за все. Ведь благодаря ей я, собственно, и состоялся в своей профессии. Я - режиссер-постановщик телевизионных трансляций. Работаю с КХЛ, с «Матч-ТВ», бывал на Олимпийских играх, Универсиадах… Парады, концерты, спортивные соревнования в Хабаровске - это тоже все на мне.

И всему этому меня научила Лидия Яковлевна. Она всегда говорила, что программа вначале должна появиться на бумаге, и не только в виде сценария. Низкий поклон вам, Учитель!

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

16.04.2024 14:07
«Старые» документы на землю Росреестр передаcт муниципалитетам

16.04.2024 09:15
В зоне ТЭЦ-2 не будет горячей воды

16.04.2024 09:00
«Семья года»

16.04.2024 08:55
Противопожарный режим – на 14 территориях Хабаровского края

16.04.2024 08:43
Ждём 20 тысяч гостей из Китая

16.04.2024 07:05
Зачем пчёлам столько мёда

15.04.2024 18:32
В Хабаровском крае летом будет более 150 экскурсий

15.04.2024 11:40
Созидая будущее: как расселяют «Гупровский городок»

12.04.2024 09:24
Кто хочет поработать?

12.04.2024 09:15
Китай согласовал проект Большого Уссурийского

12.04.2024 09:04
Больших паводков в Хабаровском крае не ждём

12.04.2024 08:58
Экскурсия в Хабаровске по пятитысячной купюре



16.04.2024 00:00
Владимир Шиндин свой хлеб ел не зря
«Величие тренера – необязательно работа в большом клубе. Это прежде всего умение достичь результата в условиях, в которые попал», – заметил как-то известный футбольный специалист Александр Побегалов.

12.04.2024 00:00
Валерий Ерёмин всегда ладил с русским языком
Его голос был родным для многих жителей Хабаровского края. И немудрено: ведь Валерий Ерёмин без малого полвека отдал работе на радио. А тогда радиоприёмник имелся практически в каждой семье (у кого-то он работал чуть ли ни круглосуточно).