Загадки Ника

07.08.2020 | Из истории современности | 6м. 32 c. | 466
Загадки Ника
Карикатурист Ник Наумов

… Творческий поиск настолько увлекателен и труден, что порой за голову берешься. Вот она, найденная тобою ниточка, обязательно приведет к истине. Ан, нет!
Трудная тема под названием «Зеленая кошка». Это было давно, в 1919 году родилось в Хабаровске небольшое объединение местных художников под таким названием. Довелось пересмотреть массу бумажных документов, сведений из Интернета. Цель была одна - найти человека, члена этой группы - Никополиона (Ника) Павловича Наумова. Ник - его секретное имя. Человек этот долгие годы трудился художником в «Тихоокеанской звезде».
Обзор послереволюционного искусства на Дальнем Востоке не впечатляет, но и здесь было кое-что. Центром был Владивосток. За ним шли Хабаровск, Благовещенск, Чита. В этих городах кучковались группы художников-творцов. В Хабаровске, к примеру, в то время (19-й год прошлого века) работала группа художников: Розанов, ученик Репина, выпускник Ленинградской академии художеств Львов, Сахаров, Гражанский, Надимов и другие. Вскоре к ним присоединяются Плассе, Любарский, Лукошев. Оформляется объединение художников, носившее название «Зеленая кошка».
В одной из тетрадей офортов, выпущенной «Зеленой кошкой» в Хабаровске в 1919 году, на титульном листе написано обращение к своей эмблеме-тотему: «Зеленая кошка» цвета мистического изумруда с мерцающими глазами, полными тайны премудрого Востока, ты, Зеленая кошка, будь нашей эмблемой».
Некоторые из них - Львов, Гражанский, Наумов, другие были увлечены футуризмом, кубизмом. Двое из них (Наумов, Гражанский) к тому же занимались еще и карикатурой, притом политической. Наумов, к примеру, довел японских оккупантов до гнева своими карикатурами - они обещали пятьсот тысяч иен тому, кто доставит его голову, причем живую.
В захваченном Хабаровске свирепствовали японцы и калмыковцы. Проходя мимо тумбы, на которой белело новое объявление, прохожий задерживался, бегло прочитывал крупные строки и торопился дальше. Каждый день люди шепотом передавали друг другу известия о новых арестах родных.
Боевой листок был вестником смерти: пять тысяч иен предлагали за голову человека, которого именовали кратко - Ник. Подчеркивали - за живого Ника. Даже сквозь официальные, стандартные слова явственно прочитывались злоба и ненависть: подтекст их выдавал. Желание палачей пытать мучительно, казнить.
Кто же был этот человек, которого так жаждали заполучить японцы и за голову которого давали такие большие деньги? Командир партизанского отряда? Красный разведчик? Крупный партработник?
Художник ушёл в партизаны
Нет, совсем нет. В Хабаровск он приехал мальчиком с родителями из села Петриковского Курской области. Здесь учился и рано пристрастился к рисованию. Когда подрос, работал декоратором в народном доме. Рано заслужил уважение и авторитет у людей. В 1917 году, после Октября, был даже избран в Совет. Когда Хабаровск захватили интервенты, Никтополион (таково его имя) ушел в партизаны. Он был бойцом, как все бойцы. Умел стрелять, ходить в разведку. А когда бойцы отдыхали, он брал кисть и резец, которые всегда носил с собой. Он насмехался над японскими захватчиками и белогвардейцами. Партизаны до слез хохотали над смешными изображениями своих врагов.
Карикатуры Ника появились на улицах оккупированного Хабаровска с обязательностью, которая доводила врага до белого каления. Ник сам расклеивал сатирические листовки и прокламации. А для этого ночью переплывал Амур.
Когда же Ник узнал о том, что японцы назначили за него столь высокую награду, он выпустил целый сборник карикатур, посвятив его «буржуазным интервентам».
Японцы так и не поймали Ника.
Позже он стал работать художником во фронтовой газете «Вперед», потом его откомандировали в Читу в распоряжение политуправления. Когда закончилась Гражданская война, Ник вернулся в Хабаровск.
В это время начинается долгое сотрудничество создателя «Зеленой кошки» с газетой «Тихоокеанская звезда». Плакаты и рисунки Наумова звали к преодолению разрухи, к сплочению, к готовности не только к трудовым подвигам. Его карикатуры всегда были эмоциональными, доходчивыми: мысли Ника были понятны и рабочему, и крестьянину.
Его энергия зажигала всех, кто его знал. Работоспособность его была необыкновенной. Каждое утро он приходил на работу с большим портфелем, наполненным новыми карикатурами и рисунками. Их потом перепечатывали многие газеты, журналы, в том числе и центральные.
Его заветной мечтой было поступить учиться в Академию художеств. Он собирался в дорогу, но вдруг произошло печальное известие - Ник погиб на охоте!
«Он был так молод…», - говорили о нем друзья-тозовцы, провожая художника в последний путь. Его жизнь только начиналась! (1928 год).
ИХ БЫЛО ПЯТЕРО
О «Зеленой кошке» и других творческих объединениях начала прошлого века написано много статей, очерков, даже диссертации. В них немало неточностей, даже ошибок, к примеру, в именах и фамилиях создателей «кошки». Одни авторы упоминают двух человек, другие - нескольких. В автореферате к диссертации Е. Турчинской говорится следующее:
«Название «Зеленая кошка» придумали хабаровские художники в 1918 году. В состав группы вошли пятеро - Павел Любарский, Петр Львов, Василий Граженский, Никтополион Наумов и Жан Плассе.
В контакте с коллегами из европейской части России они создали это художественно-творческое объединение с названием, что так напоминает о подобных группировках в русском искусстве ХХ века (вспомним «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень»), и таких художественных направлениях, как экспрессионизм, кубизм, футуризм».
Впервые полноценная выставка работ участников «Зеленой кошки» была проведена в Хабаровске в 2003 году в театре «Триада». Затем состоялась в Гродековском музее.
Как рассказывала сотрудница музея Наталья Козина, все художники имели разные школы: кто-то был самоучка, как Наумов, кто-то имел за плечами Московскую или Санкт-Петербургскую художественную школу. Кто-то изначально тяготел к импрессионизму, как Плассе.
После переезда во Владивосток и вступления в литературно-художественное общество лидеры группы от цеховой замкнутости переходят к бурной общественной деятельности. Существование и творчество для них становятся неразрывно слиты. В этом можно видеть характерную для того времени тенденцию сближения и отождествления искусства в жизни. Любарский становится ведущим художником Дальнего Востока, Наумов - самым популярным карикатуристом среди солдат НРА.
Автор диссертации приходит к выводу, что в эволюции объединения «Зеленой кошки» можно выделить три этапа: начальный, который характеризуется органичной связью с современной культурой и ее тенденциями (1918 - начало 1919); период усиления формально-пластических исканий в художественном изображении (1919 - начало 1920); переход от футуристических исканий (идеи мироустройства) к агитационно-массовому искусству (1920-е гг.).
На последнем этапе искусство художников «Зеленой кошки» из средства познания мира превращается в средство пропаганды новой идеологии. Таким образом, деятельность «Зеленой кошки» связана с общими художественными процессами русского искусства начала XX века.
В творчестве Любарского и Наумова архаические формы начинают сменяться динамичными (синхромические композиции, «Натюрморт с лампой», серия «Проститутка» Любарского, живопись на линолеуме, плакаты Наумова).
Стремление к экстремальным ситуациям, к выявлению предельных, сущностных сторон жизни, общественные изменения, - все это приводило к тому, что политика становилась в их творчестве неотъемлемой частью. Так художники из одиночек, бросающих вызов равнодушной среде, становились участниками народного действа.
С начала 1920 года художники уже не проводят совместных выставок, не издают художественных сборников. Каждый из них действует в соответствии с внутренней логикой собственного творчества.
Внешние обстоятельства заставили этих художников расстаться: Наумов уходит воевать в партизанский отряд, на переговорах был убит Граженский, атмосфера японской интервенции и личные мотивы вынудили Любарского перебраться во Владивосток, возвращается на родину Плассе.
В середине 1920 года «Зеленая кошка» распалась. Но деятельность художников не прекращается, меняется лишь ее область применения. В силу революционной природы своего творчества Любарский и Наумов оказываются в самом эпицентре социального служения революции.
Новое искусство дальневосточников не вызывало поощрений в советской среде. Вот как писали о творчестве В. Пальмова: «Художник успешно передает движение. Рядом последовательно повторяющихся и пересекающихся линий и плоскостей художник выводит предмет из состояния покоя, мертвой монументальности к движению жизни».
О творчестве Любарского так: «В изуродованности, расколотости реальных форм он ищет каких-то нездешних тайн…». На разного рода выставки художников-«новаторов» откликались тогдашние газеты. В том числе «Тихоокеанская звезда» (23 августа 1925 года): «В прениях товарищи указывают на необходимость союзу вплотную заняться художественно-профессиональ­ным образованием». И так далее.
НУЖНЫ
НАТУРЩИЦЫ
Вскоре после закрытия съезда Союза художников в 1925 году «Тихоокеанская звезда» публикует такую заметку. Привожу ее ради курьеза:
«В больших городах есть натурщицы-профессионалки, которые живут исключительно позированием. Некоторые из них знают даже пластику, что очень ценно для художников. В Хабаровске совершенно нет натурщиц - ни профессионалок, ни любительниц, и Ассоциация художников никак не может их найти.
Желающие позировать должны обращаться по адресу: Фрунзе, 27, по вторникам и пятницам от 6 до 7 часов, к т. Покровскому. Плата за сеанс 3-5 рублей».
* * *
Но вернемся к нашему герою, художнику «Тихоокеанской звезды» Н. Наумову. Более других он отличался в карикатуре. Сохранился сборник его работ, где очень живо представлены герои рисунков. Среди мастеров «Зеленой кошки» он был самым реалистичным карикатуристом.
Наумов проявляет себя неутомимым борцом за большевистскую правду и пролетарское дело, воюя не только как художник-карикатурист, карандашом, но и как боец с винтовкой в рядах народной армии ДНР. За этот период он выпускает сборник карикатур под псевдонимом «Ник», который посвящает «буржуям да желтым интервентам».
Со времени советизации Дальнего Востока Никтополион Наумов всего себя отдает делу общественного служения, сотрудничая с газетами «Вперед», «ТОЗ», неутомимо работая до самой смерти. В Дальневосточном художественном музее хранится несколько его работ по раскрашиванию резьбой линолеума. Из них «Два мира», «Пасхальный звон» очень интересны как сюжетами, так и своей острой выразительностью.
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.04.2024 16:31
Новый глава Комсомольского района встретился с губернатором

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение



19.04.2024 00:00
Григорий Геллер: «Мы расстаёмся, чтобы встретиться вновь»
Он сидел на хоккее в правительственной ложе с…  Брежневым, играл в футбол не только в первенствах СССР и России, но и в Израиле. А уже в наши дни в качестве тренера привёл сборную страны железнодорожников к серебряным медалям чемпионата мира, который проходил во Франции.

17.04.2024 00:00
Память кумиров хабаровского хоккея почтят на льду
С 18 по 20 апреля на запасном поле «Платинум Арены» состоится хоккейный турнир памяти двух в прошлом известных форвардов хабаровского «Амура» Дмитрия Учайкина и Дмитрия Тарасова. На площадку выйдут шесть любительских команд.