Параметры инвестиционного интерфейса

Параметры инвестиционного интерфейса
Александр Пироженко: «Люди уезжают не столько из-за конкретных трудностей, сколько из-за отсут­ствия перспектив»

Хабаровский край подписал соглашение о сотрудничестве с «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ). Соглашение предусматривает внедрение в регионе под контролем группы экспертов из местного предпринимательского сообщества Стандарта деятельности краевых властей по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Представители АСИ также провели в Хабаровске круглые столы, посвященные региональному инвестиционному климату и социальному предпринимательству. По окончании дискуссий директор по развитию партнёрской сети АНО «АСИ» Александр Пироженко рассказал о том, что такое региональный инвестиционный стандарт и зачем его нужно внедрять.

- Создавая в прошлом году агентство стратегических инициатив, Владимир Пу­тин поставил перед нами, помимо прочего, и долгосрочную задачу - создать механизм повышения инвестиционной привлекательности страны и регио­нов в частности. Попытки создать на местах комфортные условия для веде­ния бизнеса предпринимались и раньше, - говорит Александр Пироженко, - но мы впервые привлекаем к это­му процессу бизнес тех, для кого этот климат, собственно говоря, улучшает­ся.

Для этого мы разработали достаточно компактный документ, региональный инвестиционный Стандарт, ко­торый описывает конкретные элементы, наличие которых, по нашему мне­нию и по мнению экспертов, обеспечивает рост инвестиционной привлека­тельности региона. Эти 15 элементов появились после анализа инвестицион­ной практики экономически наиболее успешных субъектов РФ. Не секрет, что картина с инвестклиматом разительно отличается от региона к региону. И тут важно понять не что делают региональные власти, а как они используют возможности своей территории. В общем, Стандарт - это минимальный набор требований, задающий параметры своеобразного ин­вестиционного интерфейса, с которым сталкивается любой предпринима­тель, начинающий активную экономическую деятельность.

- Краевая власть и АСИ договорились о внедрении Стандарта. Что дальше?

- Внедрение регионального инвестиционного Стандарта (РИС) проходит на условиях диалога власти и бизнеса: региональные органы власти обеспечивают вы­полнение того или иного пункта Стандарта, а бизнес оценивает, действи­тельно ли в субъекте, например, действует специализированная организация для работы с инвесторами, действительно ли все инвестпроекты сопро­вождаются по принципу «одного окна» и предпринимателю не нужно соби­рать тысячи справок в сотне присутственных мест.

Сторону бизнеса представляют в этом процессе создаваемые нами эксперт­ные группы, в которые входят бизнесмены, представители бизнес-объединений, эксперты. Такие экспертные группы созданы в 11 регионах, где ведется пи­лотное внедрение Стандарта.

Мы сейчас разрабатываем механизм масштабирования, нам важно не потерять каче­ство при увеличивающемся количестве - и в ближайшее время бизнес Даль­него Востока самым непосредственным образом сможет принять участие в формировании инвестиционной политики региона. Активными участниками внедрения Стандарта на Даль­нем Востоке - в Хабаровском и Приморском краях - нам хотелось бы видеть представителей бизнес-сообществ и простых предпринимателей из всех сфер и любого масштаба деятельности.

- Чем же конкретно может быть полезен Стандарт в нашем крае?

- Пока власть четко не зафиксирует свои обязательства, сложно требовать от нее улучшения инвестклимата. Поэтому внедрение РИС начинается с разработки региональными властями нескольких программных документов - это инвестиционная стратегия региона и ежегодное послание главы регио­на инвесторам. Помимо этого на региональном уровне принимается законо­дательный акт, фиксирующий гарантии инвесторам и закрепляющий меха­низмы защиты прав инвесторов. Причем законодательство не должно стать простой декларацией - экспертные группы, которые мы создаем в каждом регионе, будут оценивать, как исполняется то или иное требование Стандар­та, работает ли обязывающий власть документ.

Кроме того, мы заложили в Стандарт такой важный инструмент как канал прямой связи инвесторов и руководства региона для оперативной связи по возникающим в процессе инвестиционной деятельности проблемам. Как показывает практика внедрения Стандарта в пилотных регио­нах, декларируемое дружелюбие и открытость власти не всегда подтвер­ждается в повседневной практике предпринимателей. Добиться стопроцентного совпадения оценок бизнеса и власти по этому показателю - задача сложная, но выполнимая.

- Что будем делать с уже существующими проблемами - отсутствием инфраструктуры, кадров, оттоком населения и т.п.?

- То, что делает Дальний Восток действительно дальним (и недоступным для потенциальных инвесторов) - отсутствие полноценной, отвечающей масшта­бу региона, инфраструктуры. Как линейной - железнодорожные, морские, авиационные пути, трубопроводный транспорт, так и производственной. Часто получается так, что уже построенные объ­екты не подходят инвесторам или требуют от них дополнительных вложе­ний, делающих размещение производства нерентабельным.

Часть требова­ний Стандарта как раз направлены на развитие инфраструктуры. Нужно понимать, что инфраструтурные объекты предназначаются не только для крупного бизнеса. Пони­мание планов развития регионов может дать массу новых идей для малого и среднего бизнеса. Приход крупных инвесторов создает условия для созда­ния небольших обслуживающих крупное производство предприятий.

Предполагается также активное участие бизнеса в работе региональ­ных энергетических комиссий - как известно, с доступностью энергоресурсов и простотой подключения к ним дела обычно обстоят очень плохо. Ключевая задача правительства региона - сформулировать понятную инфраструктурную стратегию, которая бы привлекала инвесторов своей рациональностью и долгосрочностью, и которая была бы эффективно реализована.

Стандарт - это необходимое подспорье для региональной вла­сти. Мы уверены, что если в регионе будет выполняться этот минимальный набор требований по инфраструктуре, то инвесторы охотнее будут вклады­ваться в местную экономику, так как сами же предприниматели участвуют в формировании инфраструктурной политики через общественную приемку выполнения требований Стандарта.

Другая дальневосточная проблема: депопуляция, су­щественный отток населения, прежде всего работоспособного. Менее 3 миллионов экономически активных граждан на 6 с лишним миллионов квад­ратных километров - и это при том, что во многих ключевых отраслях не хва­тает квалифицированного персонала, предприятия вынуждены контракто­вать персонал из центральной России, Уральского региона, Сибири. При этом местная система подготовки специалистов не всегда отвечает потребностям инвесторов.

Люди уезжают не столько из-за конкретных трудностей, сколько из-за отсут­ствия перспектив. И власть не всегда может эту перспективу ясно продемон­стрировать. Особенно негативно ситуация отражается на молодежи. Сего­дня, насколько мне известно, 100% школьников может поступить в вузы, а вот найти работу после университета получается далеко не у всех. И это даже не проблема избыточного образовательного потенциала. Это скорее вопрос на понимание, какие специалисты действительно нужны в регионе. Населе­ние должно получить мотивацию оставаться на Дальнем Востоке, быть вос­требованным в экономике региона. И один из пунктов Стандарта подразу­мевает наличие механизмов профессиональной подготовки по специально­стям, которые соответствуют инвестиционной стратегии региона.

Если правительства регионов научатся прогнозировать потребности регио­нальных рынков труда на перспективу и соответствующим образом произво­дить настройку образовательного комплекса, в том числе и систему подготовки и переподготовки кадров - молодежь и экономически активная часть населения будут оставаться в регионе. Потому что предприниматели, инве­сторы начнут борьбу за качественно подготовленных специалистов.

- А кто разработал ту версию Стандарта, о внедрении которой АСИ сейчас договорилось с властями Хабаровского края?
- Региональный инвестиционный Стандарт АСИ - это достаточно короткий и емкий перечень необходимого для роста инвестиций, потому что он был подго­товлен предпринимателями и для предпринимателей. На наш взгляд, его реализация в регионе станет гарантией наличия комфортных условий для ведения бизнеса - как среднего и крупного, так и малого.

Беседовал Сергей Мингазов.





27.01.2021 09:52
«Управляйки» вновь обязаны вывозить мусор
На горячую линию министерства стали поступать звонки от жителей города с жалобами на невывезенный мусор

27.01.2021 09:51
Льготные авиабилеты не подорожали
Краевая программа льготных перелетов для отдаленных районов будет продолжена.

27.01.2021 09:39
Россиян ждёт нашествие тараканов
В России ожидается рост числа тараканов - пик придется на февраль.

27.01.2021 09:21
Застройщики смогут привлекать больше средств
Первый заместитель председателя правительства края Мария Авилова провела рабочую встречу с руководством АО «ДОМ.РФ».

27.01.2021 09:00
Уважаемые жители Хабаровского края! Дорогие ветераны!
27 января - День снятия блокады Ленинграда.



21.12.2018 11:27
Стоит ли судиться с Пенсионным фондом?
Закон о пенсиях в нашей стране один на всех, будь то Хабаровский край или Еврейская автономная область. Но одни пенсионеры соглашаются с размером своей пенсии, другие, оперируя нормами законодательства, считают, что им учли не весь стаж, не все заслуги и звания, и что надо обращаться в суд.

02.03.2018 10:29
От учёных ждут конструктивных идей
Научное учреждение «Восточный центр государственного планирования», созданное Минвостокразвития на базе ДальНИИ рынка, призвано обеспечить системный подход к управлению социальным и экономическим развитием Дальнего Востока


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




27.10.2020 13:43
В тени эйфории
1F6A9004.jpg 1F6A9087.jpg
 
Яндекс.Метрика