Бюджет - дело сложное
24.12.2013
358
Депутаты городской думы на ноябрьском заседании в первом чтении отклонили проект бюджета на 2014-2016 годы и отправили на доработку. Руководство думы подчеркивает, что имеет место нормальный рабочий момент. Депутаты вносят предложения, и бюджет спокойно дорабатывается. Такие меры связаны с дефицитом бюджета в 1 миллиард 75 миллионов рублей, что составляет 13,7 процента. В соответствии с Бюджетным кодексом, дефицит городской казны должен быть не более 10 процентов. Цель, которую поставили перед доработчиками главного финансового документа депутаты, - оптимизация расходов, увеличение доходной части
- Бюджетирование - это вообще долгий и сложный процесс. Работа над главным финансовым документом Хабаровска начинается задолго до его прохождения в думе - как минимум, за полгода, - объясняет заместитель председателя Хабаровской городской думы Николай Корниенко. - Практически это ежедневная скрупулезная работа всех отраслей по тем или иным предложениям в проект бюджета 2014 года и на плановый период до 2016 года.
Вначале проходит предварительная работа - при обязательном участии заместителя председателя городской думы, участвуют по территориальному и отраслевому признаку и другие депутаты, у которых могут быть в связи с тем или иным положением свои принципиальные вопросы. Этот этап длится примерно до сентября. Именно в сентябре мы узнаём параметры краевого бюджета.
Приходилось учитывать и некоторые разногласия в подходах и цифрах, которые обсуждались как на профильном комитете, так и на заседании думы, анализировать поступившие предложения, отклонять некоторые из них - например, по вполне уважительной причине: изменилась налогооблагаемая база. На 5 процентов, согласно нормативу, уменьшились отчисления в городскую казну по налогу на доходы от физических лиц.
Если в 2013 году норматив составлял 24,5 процента, то в 2014 году он обозначен как 19,5 процента. Существенно изменился норматив по отчислениям транспортного налога - с 50 процентов он упал на 10 процентов. Есть и ряд других видов налогов, отчисления от которых теперь распределяются иначе.
Это очень серьезный, во многом даже определяющий момент, потому что с уменьшением для города налогооблагаемой базы сокращается и доходная часть бюджета. В 2014 году налоговые и неналоговые доходы города прогнозируются в объеме 8 млрд. 137 млн. рублей. К уровню 2013 года ожидается снижение на 11 процентов, незначительный рост предполагается к 2015 году.
В структуре поступлений в бюджет города налоговые доходы планируются в объеме 5 млрд. 544 млн. рублей - здесь тоже наблюдается снижение по отношению в 2013 году на 12 процентов.
Но экономика - это не бездушная арифметика, бюджет не оценивается лишь по результатам нехитрых математических вычислений. И сами по себе цифры ни в коем случае не дают оснований говорить о том, что мы будем жить хуже или, тем паче, откажемся от каких-то обязательств в социальной сфере. Нельзя забывать о том, что вместе с деньгами город передал на краевой уровень и ряд своих полномочий - прошлого года, к примеру, здравоохранение находится в компетенции субъекта федерации. Соответствующим образом изменено и бюджетное законодательство.
Хочу подчеркнуть, что самое значительное изменение в нынешнем бюджетном процессе - это то, что мы, вслед за страной и краем, перестаем жить одним годом, переходя на трехлетний «шаг» бюджета. Основным бюджетным инструментом будет программно-целевой метод.
Разработка и исполнение бюджета будут осуществляться в связи с концепцией «Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года» при одновременном формировании муниципальных программ и подготовкой 2015 года к программному бюджету. В ближайшем будущем до 95 процентов в бюджете города будут занимать программные продукты. Это большая ответственность для их исполнителей.
Сейчас в Хабаровске муниципальные программы утверждены, в 2014 году их будет 22, а не 54, как раньше. Но я снова подчеркну: чистой арифметикой руководствоваться при оценке этого числа нельзя. На самом деле администрация города и депутаты думы более рационально подошли к формированию целевых программ. Часть действующих программ вошла в состав муниципальных в форме подпрограмм и мероприятий. Естественно, ни от каких взятых на себя обязательств город не отказывается, объем финансирования программ не уменьшается.
Несомненный плюс при программно-целевом методе - это то, что действие программ может быть более продолжительным, само их планирование будет более рациональным, финансирование - стабильным, использование денежных средств - более эффективным.
Приоритет у администрации Хабаровска и депутатов городской думы при формировании бюджета был и остается прежний: социальная направленность. К примеру, в проекте бюджета на 2014 год 48 процентов закладывается на финансирование сферы образования.
Есть предварительные оценки того, как исполняется бюджет 2013 года. Он подвергался корректировке трижды. Это плановая работа, она направлена на более эффективное использование бюджетных средств. Ни одна из защищенных статей не оказалась под угрозой из-за постигшего нас наводнения. Обязательства федерального и краевого правительства, связанные с финансированием работ по ликвидации последствий ЧС, выполняются. Никаких задержек выплат в бюджетной сфере не произошло. И если изначально планируемый дефицит городского бюджета 2013 года составлял 9,9 процента, то сейчас мы выходим уже на цифру 7,9 процента.
Оценку исполнению бюджета 2013 года депутаты дадут весной, заслушав традиционный отчет мэра Хабаровска.
- Бюджетирование - это вообще долгий и сложный процесс. Работа над главным финансовым документом Хабаровска начинается задолго до его прохождения в думе - как минимум, за полгода, - объясняет заместитель председателя Хабаровской городской думы Николай Корниенко. - Практически это ежедневная скрупулезная работа всех отраслей по тем или иным предложениям в проект бюджета 2014 года и на плановый период до 2016 года.
Вначале проходит предварительная работа - при обязательном участии заместителя председателя городской думы, участвуют по территориальному и отраслевому признаку и другие депутаты, у которых могут быть в связи с тем или иным положением свои принципиальные вопросы. Этот этап длится примерно до сентября. Именно в сентябре мы узнаём параметры краевого бюджета.
Приходилось учитывать и некоторые разногласия в подходах и цифрах, которые обсуждались как на профильном комитете, так и на заседании думы, анализировать поступившие предложения, отклонять некоторые из них - например, по вполне уважительной причине: изменилась налогооблагаемая база. На 5 процентов, согласно нормативу, уменьшились отчисления в городскую казну по налогу на доходы от физических лиц.
Если в 2013 году норматив составлял 24,5 процента, то в 2014 году он обозначен как 19,5 процента. Существенно изменился норматив по отчислениям транспортного налога - с 50 процентов он упал на 10 процентов. Есть и ряд других видов налогов, отчисления от которых теперь распределяются иначе.
Это очень серьезный, во многом даже определяющий момент, потому что с уменьшением для города налогооблагаемой базы сокращается и доходная часть бюджета. В 2014 году налоговые и неналоговые доходы города прогнозируются в объеме 8 млрд. 137 млн. рублей. К уровню 2013 года ожидается снижение на 11 процентов, незначительный рост предполагается к 2015 году.
В структуре поступлений в бюджет города налоговые доходы планируются в объеме 5 млрд. 544 млн. рублей - здесь тоже наблюдается снижение по отношению в 2013 году на 12 процентов.
Но экономика - это не бездушная арифметика, бюджет не оценивается лишь по результатам нехитрых математических вычислений. И сами по себе цифры ни в коем случае не дают оснований говорить о том, что мы будем жить хуже или, тем паче, откажемся от каких-то обязательств в социальной сфере. Нельзя забывать о том, что вместе с деньгами город передал на краевой уровень и ряд своих полномочий - прошлого года, к примеру, здравоохранение находится в компетенции субъекта федерации. Соответствующим образом изменено и бюджетное законодательство.
Хочу подчеркнуть, что самое значительное изменение в нынешнем бюджетном процессе - это то, что мы, вслед за страной и краем, перестаем жить одним годом, переходя на трехлетний «шаг» бюджета. Основным бюджетным инструментом будет программно-целевой метод.
Разработка и исполнение бюджета будут осуществляться в связи с концепцией «Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года» при одновременном формировании муниципальных программ и подготовкой 2015 года к программному бюджету. В ближайшем будущем до 95 процентов в бюджете города будут занимать программные продукты. Это большая ответственность для их исполнителей.
Сейчас в Хабаровске муниципальные программы утверждены, в 2014 году их будет 22, а не 54, как раньше. Но я снова подчеркну: чистой арифметикой руководствоваться при оценке этого числа нельзя. На самом деле администрация города и депутаты думы более рационально подошли к формированию целевых программ. Часть действующих программ вошла в состав муниципальных в форме подпрограмм и мероприятий. Естественно, ни от каких взятых на себя обязательств город не отказывается, объем финансирования программ не уменьшается.
Несомненный плюс при программно-целевом методе - это то, что действие программ может быть более продолжительным, само их планирование будет более рациональным, финансирование - стабильным, использование денежных средств - более эффективным.
Приоритет у администрации Хабаровска и депутатов городской думы при формировании бюджета был и остается прежний: социальная направленность. К примеру, в проекте бюджета на 2014 год 48 процентов закладывается на финансирование сферы образования.
Есть предварительные оценки того, как исполняется бюджет 2013 года. Он подвергался корректировке трижды. Это плановая работа, она направлена на более эффективное использование бюджетных средств. Ни одна из защищенных статей не оказалась под угрозой из-за постигшего нас наводнения. Обязательства федерального и краевого правительства, связанные с финансированием работ по ликвидации последствий ЧС, выполняются. Никаких задержек выплат в бюджетной сфере не произошло. И если изначально планируемый дефицит городского бюджета 2013 года составлял 9,9 процента, то сейчас мы выходим уже на цифру 7,9 процента.
Оценку исполнению бюджета 2013 года депутаты дадут весной, заслушав традиционный отчет мэра Хабаровска.