поиск
5 октября 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Самоуправление возможно только во взаимодействии

19.02.2013
Просмотры
387
Самоуправление возможно только во взаимодействии
В этом году исполняется 10 лет Федеральному закону № 131 «О местном самоуправлении». С 2003 года немало копий было сломано в полемике: плох или хорош этот закон, что действительно дал он людям, какими реальными полномочиями наделил муниципалитеты, какие управленческие механизмы «включил». В исполнение закона у депутатов городской думы появился председатель, не совмещающий эту должность с постом мэра. В сознании многих спикер городской думы - тоже «власть». Однако председатель Хабаровской городской думы Сергей Савков с самого начала разговора вносит ясность:

- 131-й федеральный закон разграничил ветви местной власти на представительную и исполнительную, а Устав городского округа закрепил за городской думой функции представительного, коллегиального органа. И нигде не указывается, что председатель думы является властью, это довольно типичное заблуждение. На самом деле только собрание депутатов во время заседаний думы является представительной властью, и именно тогда дума и осуществляет свои властные полномочия. Председатель думы является организатором ее деятельности и ее полномочным представителем.

- Решение городской думы - закон?

- Дума, в рамках своих полномочий, принимает правовые акты - решения, обязательные для исполнения на территории города. И к нашей компетенции относится инициатива поправок к законам, продиктованных жизнью.

Если конкретно, то в исключительной компетенции думы находится всего несколько полномочий, основные из которых - это принятие Устава города и внесение в него изменений, утверждение городского бюджета и контроль за его исполнением, принятие планов и программ развития города с утверждением отчетов об их исполнении.

Что касается контроля за исполнением вопросов местного значения, то дума контролирует только полномочия по решению этих вопросов. Так же обстоит и с управлением имуществом: депутаты вправе определять только порядок управления. Безусловно, есть и такие важные полномочия у думы, как утверждение генерального плана города, утверждение структуры городской администрации, заслушивание ежегодных отчетов мэра о результатах его деятельности и деятельности администрации города. Осуществляя контрольную функцию, городская дума может внести мэру предложение об освобождении от занимаемой должности «по несоответствию» должностных лиц администрации города.
Абсолютное большинство депутатов городского парламента работают на неосвобожденной основе - 32 из 35. Трижды в месяц они (а это опытные и компетентные руководители, двадцать один из них имеет два высших образования, двое являются докторами, шестеро - кандидатами наук) собираются для рассмотрения пакета документов, совершенствующих или регулирующих жизнедеятельность в городе.

Собственно, само заседание думы - это верхушка айсберга, завершающий этап большой предварительной работы. Проекты решений, подготовленные отраслевыми комитетами, вносит мэр, они обязательно согласовываются с прокуратурой, тщательно рассматриваются депутатами профильных комитетов, которые и рекомендуют их для рассмотрения и принятия.

Будучи важнейшим звеном во всей этой цепочке, наши депутаты адекватно реагируют на требования времени, на то, что происходит в жизни. Скажем, от того, насколько оперативно и качественно будет проведена корректировка бюджета города, зависят темпы строительства, реализация экономических проектов и даже получение зарплат бюджетниками.

Именно в этой практике наглядно проявляются позитивные результаты конструктивного взаимодействия двух ветвей хабаровской власти. Начиная с 2005 года, бюджет Хабаровска, составлявший тогда 4,9 млрд. рублей, ежегодно увеличивался от достигнутого на 25 процентов, он рос благодаря пополнениям и семи-восьми корректировкам в течение года. В посткризисный период руководство города, объединяя усилия всех ветвей и вертикалей власти, вывело бюджет 2012 года на сумму в 15 млрд. рублей. В сопоставимых по масштабам с Хабаровском городах, где такого взаимодействия не получалось даже при более благоприятных стартовых позициях, от нас заметно отстали.

- Существует еще и такой формат, как выездное заседание думы…

- В рамках традиционных заседаний вникать в проблемы предприятий или объектов социальной сферы того или иного района невозможно. Лучше всего это получается на местах. Выездные заседания проводятся по плану и в каждом округе. Поводы «подбрасывает» сама жизнь, но в первую очередь это проблемы социально-экономического развития, вопросы благоустройства, работа с обращениями граждан, устройство в детские сады и многое другое. Именно на местах, помимо поисков решений сложных вопросов, происходит изучение опыта, который возможен к дальнейшему применению, депутаты с прицельным интересом анализируют результаты, особенно если они улучшают жизнь в районе.

Поэтому логично, что мы стали организовывать депутатские выезды на предприятия - будь то Тунгусский водозабор, ЖБИ или хлебокомбинат… После такого «близкого знакомства» становится понятна проблематика, и с достаточной компетенцией и оперативностью принимаются необходимые решения.

- Мы нередко ставим знак равенства между понятиями «депутат» и «политик»…

- Опыт управленцев и активных участников политических событий подсказывает, что политика - это искусство возможного. При наличии разных условий и возможностей необходимо выбрать тот путь, который приведет к результату. Депутаты, в том числе и городского уровня, постоянно находятся в условиях, когда необходимо определиться: быть «за» или «против», поэтому они овладевают искусством выбора. Депутат, говоря юридическим языком, является субъектом права и использует это право для решения общих вопросов. Порой - на примере решенной проблемы своего предприятия, что в целом способствует улучшению жизни в городе.

Вспомните, как четыре года назад начиналась в городе борьба с пивным безобразием. К каждому пьющему полицейского не приставишь, надо было искать другие пути. Городские депутаты предложили признать пиво алкогольным продуктом. Не все и не сразу с этим согласились, но инициативу поддержали депутаты Законодательной думы Хабаровского края, другие регионы. В результате появился закон, благодаря которому стало легче навести порядок. И самое главное - детям пиво уже не продают.
- Это, собственно, - пример законодательной инициативы…

- Совершенно верно! Коллегиальный орган наделен таким правом, это важный инструмент. И положительных примеров достаточно, хотя есть и «долгоиграющие» или неразрешенные до сих пор проблемы. К примеру, горожане ждут от нас снижения различных тарифов, а законами Российской Федерации нам дано право только на определение порядка их установления, но не на утверждение самих тарифов.

- А как же функции контроля: у городских депутатов они есть?

- Обязательно! Мы контролируем исполнение утверждаемых нами муниципальных целевых программ, исполнение бюджета. Понятно, что на всё желаемое и сразу у города средств не будет. Цель формирования и исполнения бюджета города - содействие развитию муниципального образования. Депутаты активно участвуют при выборе приоритетов на основе учета общественного мнения и научных подходов к планированию. Безусловно, эта работа ведется в тесном взаимодействии с департаментами администрации города, с контролем за оптимизацией расходов, с необходимой прозрачностью.

- Но не исключено, что как раз за это самое взаимодействие, о котором вы говорите, кто-то называет городскую думу «карманной».

- Подготовка проекта документов - это дело профессионалов. Как только вносится проект и в комитетах начинается его обсуждение, происходит деловое оппонирование. На все замечания депутатов готовятся аргументированные пояснения или исправления. Ну, а что касается «карманности»… Буквально на последнем заседании думы часть депутатов не согласилась с предложением администрации по безвозмездной аренде одному из учреждений, их не убедили представленные аргументы, они голосовали против этого проекта. И это нормальная демократическая практика думы, без натужного пиара. Но возникшее непонимание еще раз убедило меня в том, что на стадии обсуждения мы должны еще более конструктивно взаимодействовать - другого слова не подобрать! - для получения лучшего результата.

- Так все-таки можно сегодня говорить о том, что закон «О местном самоуправлении» заработал, и заработал во благо?

- Его изначально обвиняли и сейчас продолжают упрекать в несовершенстве. Но в той уже исторической действительности был необходим жесткий механизм регулирования, и наивно полагать, что документ, выстраивающий новые принципы, сразу всё расставит по местам. Если хотите, закон работал и на перестройку общественного сознания. Сегодня в него внесено около 300 поправок, практически это уже иной, более совершенный закон, который создал базовые условия развития местного самоуправления в государстве. Надеюсь, этим все сказано.