Детям и родителям помогут стать счастливее

24.09.2015 | Классная работа | 3м. 22 c. | 13
Детям и родителям помогут стать счастливее
Ольга Олифер: «Мы помогаем ребенку вписаться в школьную среду, адаптироваться, стать полноценным членом общества»

Любые беспокойства, связанные с воспитанием или развитием ребенка, можно развеять, как уверяют психологи. Для этого нужно только обратиться на бесплатную консультацию, а при необходимости прийти на специальную комиссию краевого центра психолого-медико-социального сопровождения. О возможностях, которые здесь открыты, рассказывает его директор Ольга Олифер.
- Ольга Олеговна, каким детям помогает ваш центр?
- За консультацией и бесплатной помощью к нам обращаются родители детей от рождения до 18 лет, проживающие в Хабаровском крае. Поддержка заключается в развитии различных навыков, преодолении сложных психологических ситуаций, проблем в общении, а также помощь в адаптации в коллективе сверстников.
У нас работают узкие специалисты: дефектологи, логопеды, специальные психологи, а также психиатр, психотерапевт, социальный педагог.
- Нередко в центр психолого-медико-социального сопровождения обращаются родители с детьми, у которых ограничены возможности здоровья. Какие отклонения корректируют ваши специалисты?
- На занятия мы принимаем детей с самыми разными заболеваниями и каждому ребенку помогаем развить недостающие для его возраста навыки, умения. Как правило, решаем несколько задач одновременно. Образовательный маршрут ребенка намечают коррекционные педагоги, которые входят в состав нашего подразделения - центральную психолого-медико-педагогическую комиссию.
Для решения специфических вопросов подключаем докторов. Например, врача-ортопеда, если у ребенка нарушен опорно-двигательный аппарат, или врача-офтальмолога, если нарушено зрение. Также, в зависимости от дефекта, обнаруженного у ребенка, подключаем тифлопедагогов, сурдопедагогов.
Наибольшего эффекта в преодолении ограничений по здоровью позволяет достичь ранняя диагностика различных заболеваний.
- То есть чем раньше родители или законные представители ребенка обратятся к вам за помощью, тем эффективнее она окажется?
- Конечно! Это первый и самый важный шаг! Обращаться за поддержкой специалистов желательно сразу, как только родители заподозрили у ребенка странности в поведении или какие-то нарушения в развитии. И, тем более, если в поликлинике или больнице ребенку поставили определенный диагноз. Для начала можно обратиться в территориальную районную комиссию или напрямую в наш центр в Хабаровске или в его филиал, который действует в Комсомольске-на-Амуре.
По заявкам наши специалисты выезжают во все районы края. Детям со специфическими образовательными потребностями выстраивают маршрут для обучения в коррекционной или логопедической группе детского сада или направляют на дополнительные занятия с психологом, дефектологом, логопедом. Родителям школьников помогают сориентироваться, в какой класс записать ребенка, по какой программе обучать.
Наша комиссия работает круглогодично. Подробнее о ее деятельности можно почитать на нашем сайте: http://www.pmss27.ru. Предварительно можно прийти на консультацию к любому специалисту нашего центра.
- С какими наиболее сложными случаями обращаются в ваш центр?
- Это дети со сложной структурой дефекта, когда у ребенка обнаружены несколько тяжелых заболеваний. Например, умственная отсталость и вдобавок ДЦП или психическое заболевание при слабом видении. Такие дети обязательно должны проходить центральную психолого-медико-педагогическую комиссию, после которой выстраивается индивидуальная программа развития для каждого ребенка, рассчитанная примерно на три месяца.
Педагоги ставят конкретные задачи, например, чтобы ребенок научился застегивать пуговицы, бросать мяч двумя руками, выговаривать определенную букву, считать до десяти и обратно, выучил основные цвета. Если за намеченное время ребенок не справился с поставленными обучающими задачами, то программа меняется, задачи в ней упрощаются.
- Какие возможности внедрены в вашем центре для социализации детей?
- В нашем центре дети не садятся за парту, а играют! Для этого здесь создана особая среда - лекотека, в которой используются различные сенсорные источники.
Наряду с индивидуальными занятиями предусмотрены и групповые, которые проходят в тренинговых группах, где наравне с обычными детьми занимаются и дети с ограниченными физическими возможностями, которые начинают ощущать себя равными, принятыми, к ним приходит уверенность, осознание собственной значимости.
У нас проходят увлекательные занятия под названием «Связующая нить», которые направлены на укрепление отношений ребенка с родителями. Специалисты помогают научиться лучше чувствовать друг друга, слышать и понимать.
Правда, многим родителям проще отдать ребенка на занятия со словами: «Сделайте с ним что-нибудь» вместо того, чтобы самим приложить силы, принять участие в тренинге. В таких случаях невольно вспоминаются слова классика: «Самое дорогое, что вы можете подарить детям, - это свое время!». Дело в том, что этот подарок в дальнейшем поможет вашему ребенку более успешно решать какие-то сложные жизненные задачи, поскольку он всегда будет ощущать вашу поддержку.
- И все же, в чем заключается уникальность вашего центра?
- В отличие от прочих краевых коррекционных учреждений, наши специалисты готовы заниматься развитием любого ребенка, независимо от сложности дефекта его здоровья.
Кроме того, в нашем центре оказывают помощь детям, ставшим жертвами либо свидетелями преступления. Здесь оказывают специализированную психологическую помощь с момента совершения преступления в отношении ребенка до полной его реабилитации и адаптации. Для этого созданы все необходимые условия, в том числе зал с так называемым «полицейским зеркалом». Психологи присутствуют и при допросе ребенка, ставшего жертвой преступления. С 2013 года мы достигли значительных результатов в этом направлении не только на уровне Дальнего Востока, но и России.
В июле наш центр посетила уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Элла Памфилова. Она высоко оценила направление, которое мы ведем в учреждениях среднего профессионального образования. Наши психологи работают по единым стандартизированным программам, оказывают поддержку обучающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию - в общем, помогают справиться с кризисами.
Более 70 психологов, которые работают при центре, обладают настолько широким профилем, что готовы оказывать помощь даже в критических ситуациях. Так, например, было при недавнем ДТП на трассе Комсомольск - Хабаровск, где пострадали взрослые и дети, многие люди потеряли родственников.
Высокий уровень подготовки позволяет нашим психологам участвовать в различных конкурсах. В прошлом году один из них завоевал первое место на российском уровне. Гордимся мы и своими логопедами - высочайшими мастерами своего дела, которые успешно проводят как диагностику, так и коррекцию.
Уникальный опыт нашего центра, отмеченный и Эллой Памфиловой, заключается еще и в том, что на телефоне доверия работают в основном люди с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего незрячие. Такие люди более тонко чувствуют изменение настроения звонящего, улавливают малейшие изменения тембра голоса.
Узкие специалисты сопровождают весь процесс образования. Любой педагог какого угодно образовательного учреждения может обратиться к нам за консультацией, если понадобились специфические знания. Например, если в классе появился ученик с ограниченными возможностями здоровья или, например, если в школе возник конфликт между учениками, педагогами. По запросу мы выезжаем в учебные заведения, проводим работу на месте. Такая поддержка стала важной частью современной образовательной системы.
Как координатор методической работы психологов и дефектологов краевых коррекционных учреждений, прежде всего школ-интернатов, где обучаются дети с различными дефектами здоровья, наш центр ставит перед ними задачу внедрять программы развития, основанные на индивидуальных потребностях в развитии каждого ребенка.
- Всегда ли удается помочь тем, кто обращается в центр, или в каких-то случаях усилия оказываются напрасными?
- Усилия никогда не бывают напрасными! Важно только не бояться обращаться за помощью, делать этот первый шаг. Конечно, результат зависит от многого. Прежде всего, от проблемы ребенка, а также от желания обратившихся за помощью самим участвовать в работе, которая им предлагается. Понятно, что мы не в силах незрячего ребенка сделать видящим, но нам всегда удается преодолеть вторичные и третичные отклонения, которые возникают на основе существующего дефекта. Мы помогаем ребенку вписаться в школьную среду, адаптироваться и стать полноценным членом общества.
В процессе занятий помогаем и родителям принять своих детей, какими бы они не были, принять сложную ситуацию, в том числе горя и утраты, кого-то простить. И это уже большая помощь.
- У вашего центра большие достижения, но есть куда расти и развиваться? Какие задачи ставите?
- Мы начали развивать новое направление «медиация», которая подразумевает решение конфликтов и споров, не доводя их до кипения.
В нашем центре вновь открыт сектор, который занимается психолого-педагогической экспертизой и исследованиями. Сегодня это направление просто необходимо развивать! Дело в том, что суды все чаще направляют нам бракоразводные дела, содержащие спорный вопрос, с кем останется проживать ребенок. Перед детьми, достигшими десятилетнего возраста, ставится непростой выбор: кто им ближе - мама или папа? Сделать такой выбор, представ перед судом в присутствии обоих родителей, для ребенка всегда травматично! В нашем центре такие вопросы решаются в рамках психологического исследования либо экспертизы с применением проективных методик и без участия родителей, что совершенно безболезненно для ребенка. Специалисты изучают воспитательные аспекты, видят, к кому больше привязан ребенок, делают экспертные заключения, прописывают рекомендации, которые суд принимает во внимание.
Алина ИЛЬИНСКАЯ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

19.09.2021 20:54
Волонтеры считают: выборы прошли чисто
Студенты Герман Столяров и Арина Головина говорят, что решили принять участие в выборах в качестве общественных наблюдателей, потому что это показалось им интересным для дальнейшего развития, убедиться в честности выборов, добросовестности их проведения.

19.09.2021 17:55
В лидерах по голосованию северные районы Хабаровского края
По состоянию на 15 часов 19 сентября в краевой столице проголосовало более 35 % избирателей.

19.09.2021 13:03
Павел Минакир: "Просто красивых плакатов с красивыми словами недостаточно"
Научный руководитель Института экономических исследований ДВО РАН, член президиума Дальневосточного отделения РАН Павел Минакир ходит на выборы каждый раз, как они проводятся, за исключением тех моментов, когда его нет в Хабаровске.

19.09.2021 10:17
Заключительный день голосования стартовал без происшествий
Стартовал третий, заключительный день голосования по выборам  губернатора Хабаровского края и депутатов в краевую думу.

18.09.2021 21:47
Завершился второй день выборов
Сегодня в 20-00 по местному времени избирательные участки Хабаровского края завершили второй день голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года.



21.05.2021 00:00
Профессионализм - залог успеха
История краевого конкурса «Учитель года Хабаровского края» - это почти три десятилетия

21.05.2021 00:00
Учитель - главная профессия будущего
Сергей Иванченко, председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО, ректор Тихоокеанского государственного университета, доктор технических наук, профессор


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?