поиск
11 декабря 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Госстандарты в основной школе: открытия, подводные камни

29.08.2013
Просмотры
425
Госстандарты в основной школе: открытия, подводные камни
В хабаровской школе №87 не боятся экспериментировать
В Хабаровске прошел II Международный конгресс «Образование для будущего», который был посвящен сразу двум юбилеям - 75-летию Хабаровского края и 155-летию дальневосточной столицы. В конгрессе приняли участие ректоры и преподаватели вузов, техникумов, колледжей, руководители органов управления образованием, директора и учителя школ.

В рамках конгресса прошла августовская научно-практическая конференция, посвященная задачам системы образования Хабаровского края в связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ» нынешней осенью.

Пять секций работали по следующим направлениям: система оценки качества образования, развитие кадрового потенциала, введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего и дошкольного образования, развитие математического, физкультурного и коррекционного образования.

Одна из самых многолюдных секций  - введение ФГОС общего образования - собрала педагогов со всего Хабаровского края. Рассказать о своих достижениях и трудностях приехали директора и заместители директоров пилотных школ  из Николаевского-на-Амуре, Комсомольского, Амурского районов, а также Комсомольска и Хабаровска. Это «пионеры», на чьих площадках идет апробация новых знаний, образовательных технологий, проектов.  

Также на секции присутствовали будущие пилоты по введению ФГОС в старшей школе. Педагоги побывали на виртуальном тренинге, узнали для себя что-то новое, научились и научили других, сделали сами.

Дополним книжки кликами

С первого сентября 2012 года в десяти пилотных (апробационных) общеобразовательных учреждениях: гимназия № 6, математический лицей, школы № 12, 49 Хабаровска, школы № 18, 34, 37 Комсомольска-на-Амуре, основная образовательная школа № 5 Амурска, школа № 4 Николаевска-на-Амуре, школа № 2 села Хурба Комсомольского района - организовано введение ФГОС основного общего образования в пятых классах. По словам министра образования и науки Хабаровского края Андрея Базилевского, школьные команды прошли обучение в Санкт-Петербурге и на базе Хабаровского краевого института развития образования.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что важным становится не только предметный, но и  личностный результат. На первый план выходит не набор обязательной информации, получаемой ребенком от учителя, а умение самому ее находить, преобразовывать, оценивать и применять в практической деятельности. Другими словами, из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика.

- Современными тенденциями становятся огромная динамика жизни, ускорение процесса познания, - говорит координатор секции, директор Центра системных инноваций в образовании Хабаровского краевого института развития образования (ХК ИРО) Жанна Кузнецова. - Сейчас начинаются серьезные исследования в области подростковой психологии. Оказывается, у так называемого поколения «игрек» восприятие  клиповое  или даже кликовое.

Ребята хорошо воспринимают информацию, которая необходима здесь и сейчас, подается небольшими порциями (кликами  - от слова «клик» - щелчок компьютерной «мышки»). Слушать учителя в течение получаса удается немногим, современные подростки привыкли к мгновенному получению необходимых данных, переключению внимания, когда они бесстрашно покоряют просторы Интернета. Учителя должны стать для них навигаторами и помощниками.

Гарри Поттер нам поможет

А для этого обратим внимание на пять тенденций, которые способны изменить образование.

Это: дистанционное обучение, персонализация, геймификация, интерактивные учебники и обучение через видеоигры.

Дистанционное обучение

Все больше и больше известных учителей и профессоров выкладывают свои лекции на YouTube или в iTunes. Школы также могут приглашать учителей для ведения занятий по Интернету, как это происходит в школе №30 Хабаровска. Как рассказала завуч Галина Кутурова, преподаватели ТОГУ и ДВАГС по скайпу дают консультации старшим школьникам.

Персонализация

Современное образование стремится к универсализации, пытаясь моделировать людей максимально похожими друг на друга. Такой подход многими воспринимается как анахронизм индустриальной эпохи, от которого давно пришло время отказаться.

Персонализированное образование направлено на личностное взаимообогащение обучающихся и обучающих, стремится максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Геймификация (включение игры в процесс обучения)

Нашему мозгу очень нравится получать вознаграждение за проделанную работу. Сторонники геймификации предлагают интегрировать игровые элементы в учебный процесс с целью повышения степени вовлеченности ребенка в учебное занятие.

Элементы игры используют в пилотной школе №18 Комсомольска-на-Амуре.

- Разрабатывая новую образовательную модель, мы ничего не придумали, а подсмотрели за детьми, - рассказывает директор школы Людмила Саулова. - Четыре года назад, когда мы только вошли в пилотный проект по введению ФГОС, ученики зачитывались романами о Гарри Поттере. Там между четырьмя школьными факультетами идет бесконечное соперничество за очки, которые  нужно набрать в течение учебного года.

Мы решили использовать эту систему очков в оценке внеурочной деятельности. Пять направлений этой деятельности для младших школьников назвали «малыми школами», для подростковой - «малыми академиями».  Ученики получали жетоны, за один урок или внеурочную деятельность можно было заработать три жетона. Потом все это отмечалось на большом листе достижений. Как ни странно, труднее было переломить сознание не учеников, а учителей, которые не могли понять, что жетон - не поощрение, а самая настоящая оценка.

Обучение через видеоигры

По мнению экспертов, компьютерные игры обладают уникальной для остальных типов медиа возможностью - сообщать знания о реальном мире через интерактивное погружение в мир виртуальный.

Несмотря на очевидный потенциал, обучение через видеоигры в современных школах практикуются крайне редко. Виной тому не только предубеждение общества, но и огромные средства, которые требуются на создание красивых и сложных игровых миров.

В школе №5 Николаевска-на-Амуре используют систему скрайбинга («разметка»), которую впервые применили американские дизайнерские компании. Скрайбинг - это новый уникальный способ привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией и усилить ключевые моменты презентации. Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка - универсальный язык.  

Но не только пилотные школы говорили о своих проектах. Опытом поделились и те, кто только готовится к реализации ФГОС в основной школе. Директор хабаровской школы № 87 Людмила Казарина рассказала о преемственности ФГОС между начальной и общей школами:

«Педагоги начальной школы составили дорожную карту, которая включала в себя: изучение методической литературы, тренинги, обмен опытом, выступление на педсоветах, практикумах. Начала работать творческая группа, цель которой - условия для введения ФГОС в основной школе. В начальной школе несколько занятий провели учителя старших классов. В итоге разработана программа взаимодействия начальной и основной школ».

Кроме этого, интересный опыт работы о подготовке учителей основной школы к реализации стандарта представила заместитель директора  хабаровского лицея «Ритм» Виктория Герасименко.

Тема преемственности сейчас очень актуальна. Как отмечает заместитель начальника управления общего образования министерства образования и науки края Ирина Орлик, новые стандарты придут в основную школу 1 сентября 2015 года. Но не стоит забывать, что стандарт - это практически живой организм, который будет корректироваться, дополняться с учетом практических исследований пилотных школ. Уже существует проект приказа о внесении изменений в стандарты всех трех ступеней, с ним можно познакомиться на сайте ХК ИРО и министерства образования и науки края.  

Подготовила Марина Литвинова.
Фото Вячеслава Реутова.